Кафедра международных отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра международных отношений



МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

 

Кафедра международных отношений

 

 

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

Москва - 2006

Учебно-методический комплекс обсужден одобрен

на заседании кафедры международных отношений

(протокол № от 2006 г.)

Учебно-методический комплекс разработан доктором экономических наук, доцентом, профессором кафедры международных отношений

Шкодинским С.В.

Под общей редакцией заведующего кафедрой международных отношений, доктора исторических наук, профессора Тымчика В.И.

Рецензенты: доктор экономических наук, профессор Лукинов В.А.,

доктор экономических наук, профессор Хорев В.П.

В современных условиях существенное значение для развития экономики государства имеет активизация экспортной деятельности, расширение внешнеэкономических связей, освоение международных рынков сбыта продукции. Для продвижения на мировой рынок наукоемкой и высокотехнологичной продукции, обладающей достаточной конкурентоспособностью, важно иметь представление об основных тенденциях развития современной мировой экономики в начале XXI века, важнейших формах международных экономических отношений и особенностях их развития.

В комплексе представлены учебная программа, учебно-тематический план курса, методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям, тематика курсовых работ, тестовые задания и другие материалы, позволяющие грамотно и эффективно организовать процесс овладения знаниями по проблемам мировой экономики и международных экономических отношений.

Издание первое

Примерные критерии оценки знаний

Оценка знаний по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» предполагает дифференцированный подход к студенту, учет его индивидуальных способностей, степени усвоения и систематизации основного понятийного аппарата, тем курса, умения делать доказательные выводы и обобщения.

Оценивается не только глубина понимания основных проблем курса, но и умение использовать в ответе практический материал из сегодняшней действительности, связанной, прежде всего, с профессиональной подготовкой студента.

«Отлично» оцениваются ответы, содержание которых основано на глубоком и всестороннем знании предмета, основной и дополнительной литературы, изложено логично, аргументированно и в полном объеме. Основные понятия, выводы и обобщения сформулированы убедительно и доказательно. Студент умело и правильно применяет знания для анализа международных процессов и решения задач профессиональной деятельности.

«Хорошо» оцениваются ответы, основанные на твердом знании предмета, основной литературы, с незначительными пробелами в знании дополнительной литературы. Возможны недостатки в систематизации или в обобщении материала, неточности в выводах. Студент твердо знает основные категории курса и умело применяет их для оценки международных процессов и задач профессиональной деятельности.

«Удовлетворительно» оцениваются ответы, которые базируются на знании основ предмета, но имеются значительные пробелы в усвоении материала, затруднения в его изложении и систематизации; выводы слабо аргументированы, в содержании допущены теоретические ошибки.

«Неудовлетворительно» оцениваются ответы, в которых обнаружено незнание основных проблем и категорий предмета согласно учебной программе, содержание основного материала не усвоено, обобщений и выводов нет. Студент не может или отказывается отвечать на поставленные вопросы.

 

III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 10. Международная миграция трудовых ресурсов. Система МОТ.

Глобальный характер миграционных движений. Спрос и предложение рабочей силы в условиях глобализации мировой экономики. Формирование мирового рынка труда. Межстрановое и межрегиональное перемещение рабочей силы: причины, сущность, динамика.

Важнейшие этапы и направления международной миграции рабочей силы. Возрастная, социальная и квалифицированная структура мигрантов.

Масштабы «утечки умов» и их влияние на развитие экономики стран-доноров и стран-реципиентов.

Участие международных организаций в регулировании международных миграций. Миграционная политика.

Условия жизни и труда иностранных рабочих. Перспективы трудовых миграций в XXI веке. Экономические "плюсы" и "минусы" перемещения рабочей силы. Причины нарастания «выталкивающей» силы. Значение демографического фактора для стран -доноров и стран-реципиентов. Ужесточение иммиграционного законодательства для неквалифицированных рабочих. Проблема занятости в технотронный век. Сокращение числа стран, предъявляющих спрос на иностранную рабочую силу. Взаимоотношения стран-доноров и стран-реципиентов.

IV. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Методические рекомендации.

Семинары – один из традиционных методов обучения. Семинар – это многосторонняя, творческая форма учебных занятий. Семинары развивают учебный процесс, придают ему динамичный характер, обогащают его творческой коллективной деятельностью самих студентов.

Семинар представляет возможность студенту учиться у других, сравнивать свои достижения с достижениями товарищей по группе. Вместе с тем с семинарскими занятиями связано внесение в учебный процесс более полной, чем в лекции, обратной связи. Выступая с докладами, рефератами, принимая участие в обсуждении теоретических вопросов, студенты непосредственно проявляют свою творческую активность, свою мыслительную деятельность. В коллективной познавательной работе проявляются особенности личности каждого участника занятия – быстрота мышления, глубина познания, начитанность, жизненный опыт, общественная зрелость, критичность мышления.

Семинарские занятия располагают неисчерпаемыми возможностями учить студентов применять приобретенные знания на практике.

Семинар – коллективная форма учебной работы. В нем активное участие принимают как студент, так и преподаватель. Все его участники на основе тщательной подготовки к занятию обмениваются мнениями, высказывают свои мысли, свое понимание вопроса. Преподаватель создает творческую атмосферу и направляет выступления студентов, благодаря чему участники семинара проходят на занятии известную школу логического мышления, учатся владеть своими знаниями, отстаивать свои убеждения.

Семинар – не простое повторение материала лекции, а расширение представлений о проблеме, углубление и закрепление знаний.

На семинарском занятии решается одна из задач учебного процесса – контроль за самостоятельной работой слушателей. Однако проверка знаний студентов – не главное в работе семинара.

Творческая дискуссия – главное в семинаре. Если на занятии отсутствует обмен мнениями, то оно проходит примитивно и не достигает своей цели. Успех семинара определяется хорошо организованной и методически правильно проведенной товарищеской дискуссией. Семинар в форме товарищеской дискуссии воспитывает умение руководить творческой беседой по теоретическим и практическим международным проблемам, направлять ее, делать выводы и обобщения, что особенно необходимо специалисту-международнику.

Выступления на семинаре должно продолжаться не боле 10-12 минут. Достоинство выступления не в том, чтобы изложить материал по всей теме, не в количестве вопросов, а в качестве, в глубоком освещении одного из основных вопросов плана семинара или даже отдельных сторон его. Лучше меньше взять материала, но выступление сделать осмысленным, глубоким по содержанию, ярким по форме, запечатлевающимся в сознании участников семинара.

Активность студента на семинарском занятии выражается и в умении его реагировать на выступления товарищей. Это реагирование проявляется в различных формах. Иногда бывают реплика, краткие замечания по ходу выступлений, коллективное выражение отношения к тому или иному мнению. При высокой активности студенты следят за выступлениями, правильно реагируют на них. Студенты активны тогда, когда они прочно овладели рекомендованной литературой, всем кругом вопросов, проявляют заинтересованность к работе семинара на всем его протяжении.

Семинарские занятия имеют большое воспитательное и образовательное значение. Они обогащают знания студентов и делают их более прочными и обстоятельными. Большинство студентов ведут регулярные записи докладов и выступлений на семинаре, конспектируют все то новое, что получают они друг от друга и выступлений преподавателя. В связи с этим большое значение имеют методические поиски, направленные на дальнейшее повышение эффективности семинаров, внедрение элементов проблемности в работу семинаров, создание проблемных ситуации, решение задач и упражнений. Создавая значительную умственную нагрузку, преподаватель тем самым направляет дискуссию, исключает описательность, компилятивность, пересказ учебной литературы.

При подготовке к семинарскому занятию студент обязан изучить основную и дополнительную литературу, уяснить содержание выносимых на обсуждение учебных вопросов, подготовиться к обсуждению вопросов семинарского занятия. В целях углубленного изучения отдельных проблем желательны выступления с докладами и сообщениями, примерная тематика которых дана к каждому семинару.

Проверить качество усвоения учебного материала помогут контрольные вопросы. Если обучаемый не может дать ответы на все контрольные вопросы, это значит, что тема изучена не в полном объеме и подготовку следует продолжить.

Выполнение перечисленных несложных методических рекомендаций позволит успешно усвоить программу учебного курса.

 

Семинар № 1.

Семинар № 2.

Семинар № 3.

Семинар № 4.

Семинар № 5.

Семинар № 6.

Структура курсовой работы

Рассмотрим структурные элементы курсовой работы и требования кафедры к ее содержанию.

Структурные элементы курсовой работы:

- Титульный лист.

- Содержание.

- Введение

- Теоретическая часть (Глава 1).

- Аналитическая часть (Глава 2).

- Рекомендательная часть (Глава 3).

- Заключение.

- Список использованной литературы (библиография).

- Приложения.

Требования к содержанию курсовой работы

Курсовая работа должна начинаться с титульного листа.

Содержание (план) курсовой работы должно включать введение; основную часть, состоящую из трех глав, каждая из которых должна быть разбита на 2-3 параграфа (допускается определять структуру работы в виде разделов без деления на параграфы); заключение; библиографию; приложения.

Во введении необходимо отразить обоснование выбора темы, ее актуальность и значимость, цель и задачи курсовой работы, ее теоретическую и методологическую основу. Следует указать используемые методы исследования, назвать информационные источники.

Непременным требованием к курсовой работе является логическое соответствие наименования темы исследования, целей и задач в структуре работы. Совокупность выдвинутых задач должна отражать цель исследования, которая в свою очередь должна соответствовать проблеме исследования. Выбор методов исследования при выполнении курсовой работы определяется особенностями решаемых ими задач, спецификой содержания проблем и возможностями исследования. Выводы по проведенному студентами исследованию должны соответствовать цели и поставленным задачам. Важно показать, решена ли каждая задача и как конкретно. Предложить описать условия, при которых возможно решение поставленных задач.

В теоретической части курсовой работы раскрывается сущность рассматриваемой экономической категории (объекта исследования). Необходимо изучить международную законодательно-нормативную базу и нормативно-правовую базу РФ. В первой главе раскрываются основные понятия, подходы к трактовке основных категорий, решению данной проблемы исследования. Следует показать собственную позицию студента в оценке проблемы и возможности ее решения. Необходимо делать ссылки на используемые источники литературы и точки зрения цитируемых авторов. Теоретическую часть работы желательно иллюстрировать рисунками, схемами, диаграммами и другими наглядными материалами.

Центральное место в курсовой работе занимает аналитическая часть. При написании данной главы необходимо использовать современную и достоверную экономическую, финансовую и статистическую информацию, характеризующую состояние рассматриваемых вопросов. Числовой материал следует приводить по ходу изложения отдельных вопросов темы, увязывая его с соответствующими теоретическими положениями. Таблицы, приводимые в конце работы без выводов и не связанные с темой, не могут расцениваться как иллюстративный материал. В процессе написания аналитической главы рекомендуется использовать соответствующие методики анализа, экономико-математические и статистические методы расчетов. Данная глава должна базироваться на анализе статистических материалов макроэкономического, отраслевого, регионального характера.

В рекомендательной (практической) части студентам необходимо рассмотреть основные пути решения данной экономической проблемы, показать умение выбрать и обосновать наиболее эффективный из них. При этом найденный путь следует соотнести с соответствующей практикой и учесть мировой опыт в данной области.

В заключении курсовой работы необходимо обобщить все выводы и практические рекомендации, которые были даны в работе, а также определить направления для дальнейшего исследования, перспективы дальнейших исследований проблемы.

Список использованной литературы (библиография) должен включать действительно используемые в работе источники. При ссылке в тексте курсовой работы на использованный источник приводится его порядковый номер в списке литературы и номер страницы. Указанная ссылка заключается в квадратных скобках.

В приложения включаются вспомогательные материалы, использованные в курсовой работе для анализа объекта исследования, составления таблиц. В приложения могут вноситься рисунки, графики, таблицы, диаграммы. Приложения следуют за списком литературы в порядке их упоминания в тексте. Каждое предложение следует начинать с нового листа и нумеровать по порядку.

Оформление курсовой работы

Курсовая работа должна быть выполнена на одной стороне листа белой бумаги формата А 4. При наборе текста на компьютере необходимо соблюдать следующие условия.

Работа выполняется шрифтом TimesNewRoman размером 14 пт, межстрочный интервал - полуторный. Каждая страница должна сдержать 30 строк по 60 знаков в строке, включая знаки препинания и пробелы между словами (1800 знаков).

На каждом листе необходимо оставить поля: с левой стороны - 30 мм; с правой - 10 мм; в верхней части - 20 мм; в нижней - 20 мм.

Страницы должны быть пронумерованы. Порядковый номер ставится в середине нижнего поля. Первой страницей считается титульный лист, но номер страницы на нем не проставляется. На следующей странице (содержание) сразу ставится цифра 2, затем 3 и т.д.

Курсовая работа должна быть сброшюрована. Объем основной части курсовой работы должен составлять 30 - 45 страниц машинописного текста. Главы работы по объему должны быть пропорциональными.

Примерный план курсовой работы

Ниже приведены планы курсовых работ отдельных тем.

ВАРИАНТ 1. ТЕМА: «Внешняя торговля и ее роль в развитии экономики (на примере Германии)».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы исследования внешней торговли.

1.1. Внешняя торговля: сущность, цели и механизмы реализации.

1.2. Теории и концепции внешней торговли.

ГЛАВА 2. Анализ внешней торговли Германии

2.1. Динамика и структура внешнеторговой деятельности Германии в 2004-2006 гг.

2.2. Основные цели и направления внешнеторговой политики Германии.

ГЛАВА 3. Основные направления развития внешней торговли Германии.

3.1. Механизмы совершенствования внешней торговли в современных условиях.

3.2. Рекомендации по повышению эффективности внешнеторговых операций.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВАРИАНТ 2. Тема: «Глобальные проблемы современности и их международные экономические аспекты».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Научные основы исследования глобальных проблем.

РАЗДЕЛ 2. Характеристика основных глобальных проблем современности.

РАЗДЕЛ 3. Основные направления и пути преодоления глобальных проблем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ПРИЛОЖЕНИЯ


Тематика курсовых работ

1. Внешняя торговля и ее роль в развитии экономики (на примере конкретной страны).

2. Современные тенденции в измерении географии товарных потоков мировой торговли (в целом, по отдельным регионам, интеграционным группировкам).

3. Тенденции интернационализации мирового производства.

4. Мировая практика создания и функционирования свободных экономических зон.

5. Международный рынок рабочей силы.

6. Внешнеторговая политика и особенности ее осуществления (на примере конкретной страны).

7. Таможенно-тарифная система в регулировании внешнеэкономических связей страны.

8. Международные валютно-кредитные отношения.

9. Роль нефтяного фактора в экономическом развитии страны (на примере отдельной страны или региона).

10. Экономические реформы в странах Центральной и Восточной Европы (на примере региона в целом или конкретной страны).

11. Продовольственная проблема в мире и деятельность ФАО ООН.

12. Развитие экономических отношений стран ЕС и СНГ (или с другими регионами и странами).

13. Мировые товарные рынки (на конкретном примере).

14. Международная трудовая миграция. Система МОТ.

15. Глобальные проблемы современности и их международные экономические аспекты.

16. МВФ: предназначение, структура и основные направления деятельности.

17. Всемирный банк: структура и формы деятельности.

18. Российская Федерация в системе современных международных экономических отношений.

19. Интеграционный процесс на постсоветском пространстве: формы и итоги.

20. Система ВТО/ГАТТ: предназначение и основные формы деятельности.

21. Конкуренция на мировом рынке товаров: виды и формы.

22. Мировой рынок информации и технологий.

23. Процессы глобализации и их последствия для экономики развитых и развивающихся стран.

24. Основные полюса мировой экономики и тенденции их развития.

25. Сравнительный анализ моделей рыночной экономики в США и странах Западной Европы.

26. Малый и средний бизнес в экономике развитых стран.

27. Изменения роли государства в экономике промышленно развитых стран: сравнительный анализ.

28. Причины различий в темпах экономического развития в США, Японии и странах Западной Европы.

29. НТР и ее влияние на изменения структуры экономики развитых стан (или на примере одной из страны).

30. Развитие «новой экономики» и современная структура промышленности развитых стран.

31. Финансово-банковские системы в развитых странах: сравнительный анализ.

32. Причины и этапы развития западноевропейской интеграции.

33. Основные черты Европейского союза и формы его функционирования.

34. Динамика экономического развития США во второй половине XX в. и современное состояние экономики.

35. Роль США в мировой экономике: эволюция в последние годы.

36. Концепция «свободного рыночного хозяйства» в Германии и современное состояние германской экономики.

37. Особенности экономического развития Франции.

38. Послевоенная эволюция экономики Италии и ее современные особенности.

39. Причины ускоренного развития экономики Японии в послевоенные годы и переход к депрессии 90-х годов.

40. Общие особенности экономики и социальных структур развивающихся стран.

41. Иностранный капитал в экономике развивающихся стран и изменения в политике его привлечения.

42. Государственные программы развития экономики развивающихся стран: причины их появления, основное содержание, проблемы и трудности осуществления (в целом или на примере конкретной страны).

43. Теория «догоняющего развития»: истоки, основное содержание и применимость к развивающимся странам.

44. Экономический рост в начале XXI века. Динамика основных макроэкономических показателей (на примере одной страны).

45. Монополии и конкуренция в мировой экономике (по группе в целом или на примере отдельных стран).

46. Изменение форм в вложениях иностранного капитала в PC и повышение роли прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (по группе в целом или на примере отдельной страны).

47. Современная социально-экономическая структура КНР.

48. Иностранный капитал в экономике КНР.

49. Особенности экономического развития Индии.

50. Новые индустриальные страны: особенности экономики и современного экономического развития (в целом по группе или на примере конкретной страны).

51. Страны-главные экспортеры нефти: состав группы, особенности экономики и социальной структуры, современные тенденции экономического развития (в целом по группе или на примере конкретной страны).

52. Наименее развитые страны: структура группы, особенности экономики и социальной структуры, причины низкого уровня развития и перспективы экономического роста (в целом по группе или на примере конкретной страны).

53. Особенности региональной интеграции развивающихся стран.

54. Роль АСЕАН в развитии экономики стран Юго-Восточной Азии.

55. Интеграционные группировки в Латинской Америке значение для экономики и трудности становления.

56. Место России в мировой экономике и перспективы усиления ее позиций.

57. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы.

58. Проблема «утечки капитала» из России.

59. Вступления России в ВТО: проблемы и возможности.

60. Международные финансовые институты.

 

 

VII. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. По классификации МВФ к группе развитых стран относятся:

а) США

б) Канада

в) Тайвань

г) Сингапур

2. В состав группы стран «большая восьмерка» входят:

а) Англия

б) Австрия

в) Россия

г) Нидерланды

3.Согласно теории сравнительного преимущества международная специализация страны определяется:

а) Правительством

б) Размером страны

в) Транспортными доходами

г) Все перечисленное неверно

4. Какие из методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются наиболее эффективными:

а) Таможенно-тарифные

б) Меры административного и экономического характера

в) Нетарифные методы

г) Запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью

5. Субъектами международного движения капитала являются:

а) Корпорации

б) Правительственные организации

в) Коммерческие банки

г) Все перечисленное верно

6. Портфельные инвестиции осуществляются в виде передачи:

а) Капитала в денежной форме

б) Технологий

в) Квалифицированных кадров

г) Рисков

7. Какие из перечисленных принципов в функционировании ВТО являются основополагающими:

а) Предоставление РНБ (режима наибольшего благоприятствования)

б) Взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного производства

в) «Прозрачность» торговой политики

г) Разрешение торговых переговоров путем консультаций

8. Признаком отнесение товара к категории неторгуемых является:

а) Разнесение производства и потребления товара во времени.

б) Отношение производства и потребления товара к разным странам.

в) Отношение производства и потребления товара к одной стране.

г) Нежелание производителя продавать товар за рубежом.

VIII. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Предмет и функции учебной дисциплины «Мировая экономика и международные экономические отношения».

2. Понятие мировой экономики. Основные подходы к определению понятия «мировая экономика» и их содержание.

3. Мировая экономика как система.

4. Основные категории и показатели, характеризующие состояние и динамику развития мировой экономики.

5. Объективные законы, определяющие процессы в мировой экономике.

6. Понятие и основные характеристики мирового хозяйства.

7. Эволюция мирового хозяйства.

8. Ресурсный потенциал мировой экономики.

9. Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития.

10. Субъекты мировой экономики.

11. Структура мировой экономики.

12. Международное разделение труда: понятие, факторы и формы.

13. Международная специализация и международная кооперация как форма международного разделения труда.

14. Международная практика деления государств.

15. Место развитых стран в современной мировой экономике.

16. Характеристика экономики США.

17. Общая характеристика состояния экономики Западной Европы.

18. Экономики Японии: состояние и факторы развития.

19. Экономика развивающихся стран: ее содержание, масштабы, роль в экономической динамике.

20. «Глобальные проблемы»: всеобщий характер и их взаимосвязи.

21. Экономические аспекты глобальных проблем мира и безопасности.

22. Экономические аспекты проблемы прав человека.

23. Экономические аспекты глобальной экологической проблемы.

24. Экономические аспекты глобальной продовольственной проблемы.

25. Международные экономические отношения: предмет, методы и механизмы.

26. Характеристика субъектов международных экономических отношений.

27. Особенности развития международных экономических отношений в начале XXI века.

28. Россия в системе международных экономических отношений.

29. Характеристика современного мирового хозяйства.

30. Основные формы проявления интернационализа­ции хозяйственной жизни.

31. Субъекты мирового хозяйства.

32. Роль транснациональных корпораций в современном мировом хозяйстве.

33. Характеристика основных форм международных экономических отношений.

34. Международное разделение труда: сущность и основные факторы.

35. Международная специализация как формы международного разделения труда.

36. Международное кооперирование производства: сущность и современные методы.

37. Место России в системе международного разделения труда.

38. Мировой рынок: сущность и основные черты.

39. Конъюнктура мирового рынка и основные конъюнктурообразующие факторы.

40. Особенности ценообразования на мировых товарных рынках.

41. Основные ценообразующие фак­торы в международной торговле.

42. Основные виды внешнеторговых цен.

43. Международная торговля: понятие, цели и основные концепции.

44. Взгляды экономистов на развитие международной торговли.

45. Вклад А.Смита и Д.Рикардо в развитие международной торгвли.

46. Основные факторы развития международной торговли.

47. Противоречия международной торговли и задачи Всемирной торговой организации по их устранению.

48. Россия и ВТО: особенности и перспективы взаимодействия.

49. Причины международного движения капитала.

50. Основные формы международного движения капитала.

51. Международное движение капитала и его влияние на мировую экономику.

52. Регулирование иностранных капиталовложений. Международные принципы инвестирования.

53. Проблема вывоза капитала из России.

54. Международная миграция рабочей силы и ее роль в системе международных экономических отношений.

55. Основные виды современной международной миграции.

56. Направления миграции и современные центры притяжения рабочей силы.

57. Россия на международном рынке труда.

58. Характеристика международных валютных отношений.

59. Основные элементы мировой валютной системы.

60. Международный кредит: сущность и функции.

61. Формы международного кредита.

62. Международные финансовые потоки.

63. Международные расчеты: сущность и основные формы.

64. Международные финансовые институты.

IX. Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины

Самостоятельная работа студентов является составной частью учебного процесса. Это активная деятельность обучаемого, направленная на глубокое, всестороннее овладение предметом, практическими навыками самообразования и навыками исследователя.

Самостоятельная работа в широком понимании – это вся работа студента по овладению научными знаниями и практическими навыками, его активная умственная деятельность во всех формах учебного процесса, в проведении общественных мероприятий.

В содержание этой работы входит слушание лекции и ее осмысленное конспектирование, изучение литературы в часы самостоятельной работы, получение консультации у преподавателя, участие в обсуждении теоретических вопросов на семинарских и классно-групповых занятиях, вся работа студента в период практики.

В узком смысле самостоятельная работа студента – это работа без непосредственного контакта с преподавателем в часы самостоятельных учебных занятий, самоподготовки и т. п. Она протекает в соответствии с учебными программами, а иногда и с привлечением дополнительных материалов, новых документов, не вошедших в списки рекомендованной литературы. Отставание самостоятельной работы от курса лекций не желательно. Оно отрицательно сказывается на эффективности трудовых усилий студентов. Знания, полученные на лекции, нуждаются без какого-либо промедления в дополнении, углублении посредством самостоятельного изучения литературы.

В задачу студентов входит в полном объеме овладеть программным материалом. Это совершенно необходимо. Без этого нельзя стать высококвалифицированным специалистом.

Сейчас в процессе самостоятельной работы решаются образовательные и воспитательные задачи, углубляются знания студентов, развиваются познавательные способности, умение собственным трудом добывать научные знания. Причем мыслительная деятельность студентов находится в состоянии непрерывного развития. С каждым годом обучения все больше и больше возрастает степень их инициативы в усвоении и применении знаний.

Нет надобности доказывать, что только творческая самостоятельная работа обеспечивает успех в борьбе за прочные знания, создает условия для всестороннего развития умственных способностей и волевых качеств.

Самостоятельная работа, взятая в неразрывном единстве со всеми другими формами учебных занятий, дает студентам не только прочные знания, но и развивает у них способности к творческому осмысливанию сложных явлений общественной жизни, к повседневной практической деятельности. Работая над учебным материалом, студенты приучаются анализировать явления общественной жизни, события международной жизни, правильно устанавливать связи и взаимоотношения между ними, подходить к вопросу с разных сторон, от внешних проявлений доходить до познания существенных признаков, до глубокого раскрытия сущности явлений и событий.

Организация самостоятельной работы слушателей является неразрывной составной частью всего комплекса научно-методических мероприятий университета по обеспечению организации и управления учебным процессом.

Качество и эффективность самостоятельной работы студентов в период учебы в университете обеспечиваются целым комплексом мероприятий, в том числе:

- предварительным изучением учебной программы соответствующей дисциплины;

- внимательным слушанием лекции и ее осмысленным конспектированием;

- изучением, анализом и конспектированием документов и рекомендованной литературы;

- уточнением неясных вопросов на консультации у преподавателя;

- активным участием в обсуждении теоретических и практических вопросов на семинарских и групповых занятиях;

- написанием курсовых работ и рефератов;

- участием в научно-исследовательской работе по тематике студенческого научного общества;

- просмотром учебных кинофрагментов, компьютерных программ, телевизионных передач;

- любознательным, творческим отношением к учебной (ознакомительной) производственной и преддипломной практике;

- правильным распределением учебного времени на занятия с преподавателем и на самостоятельную познавательную деятельность.

Учебным планом на самостоятельную работу предусмотрено около 50 % учебного времени.

Самостоятельная работа будет плодотворной, если ей придается целенаправленный характер, если она организуется на научной основе.

Научная организация самостоятельной работы предполагает:

- четкое планирование и рациональное распределение учебного времени;

- целенаправленность и сознательную активность в изучении программного материала. Творческий поиск более совершенных способов овладения знаниями, умениями и навыками;

- систематичность и последовательность;

- постоянное соблюдение гигиены умственного труда;

- самоконтроль и критическую оценку своих знаний.

Планирование – главная предпосылка правильной организации умственного труда. Чтобы правильно спланировать самостоятельную работу, необходимо проанализировать тематические планы, программы и списки обязательной и дополнительной литературы, во всех деталях представить себе объем учебного материала, учесть расписание занятий, время проведения семинарских, классно-групповых и практических занятий, сроки написания курсовых и контрольных работ.

Каждый слушатель при составлении плана самостоятельной работы предусматривает для выполнения домашних заданий в среднем не менее 3-4 часов в день.

Опыт нашего университета показывает, что план самостоятельной работы лучше всего составлять на семестр, а затем уточнять его на предстоящий месяц, неделю. Это позволит довольно точно определить объем самостоятельной работы, правильно распределить время по предметам с у учетом общественно-политических мероприятий.

Важно в конце каждой недели проверять выполнение намеченного плана, вносить необходимые изменения и дополнения.

План является формой самодисциплины труда, определенной гарантией, что все виды учебной нагрузки будут выполнены в намеченный срок. Отклонение от запланированных сроков отрицательно сказывается на выполнении и качественной отработке других дисциплин. Это вызвано тем, что студент одновременно изучает несколько предметов по гуманитарным, естественно-научным, общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Отсюда техника личной работы, ее организация должны отвечать основной идее научной организации труда – максимальный эффект при минимальном затрате времени. Это значит, что в любом труде, в том числе и учебном, необходимо выработать такие методы, которые позволили бы выполнять тот же объем работы, что и раньше, за более короткий срок. Высокая продуктивность умственного труда во многом зависит от рационального режима, нормальных условий работы, выбора оптимального соотношения времени для работы и отдыха.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.218.146 (0.175 с.)