Россия в мировой экономике в начале XXI века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Россия в мировой экономике в начале XXI века.



Вопросы для обсуждения:

1. Экономический и внешнеэкономический потенциал России.

2. Товарная и географическая структура российского экспорта и импорта.

3. Российская Федерация и международное движение капитала. Иностранные инвестиции в экономике страны.

4. Масштабы и перспективы участия РФ на ранках информации и технологий.

Вопросы для дискуссии:

- Какое место занимает Россия в мировой ВНП в начале XXI в. и сравните его с местом, которое Россия занимала в начале XX в.

- Каковы причины падения производства в России в 90-х гг. XX в.?

- Дайте характеристику нынешнего состояния российской экономии.

- Как Вы представляете себе современный инвестиционный процесс в России?

- Как Вы представляете основные направления НТП в России?

- Дайте оценку нынешнего состояния банковской системы в России.

- Какие шаги необходимо предпринять, чтобы восстановить банковскую систему России?

- Дайте оценку внешней торговли России.

- Что Вы думаете по поводу дальнейшей трансформации экономики России?

- Какие реформы необходимо проводить в России в ближайшей перспективе?

- Что необходимо предпринять, чтобы избежать повторения финансового кризиса в России?

 

V. Методические рекомендации по написанию

контрольной работы

Одной из форм самостоятельной работы студентов является подготовка и написание контрольных работ. Контрольная работа активирует самостоятельное изучение студентами общепрофессиональных, специальных дисциплин, а также дисциплин специализации. Она стимулирует самостоятельную подготовку и позволяет осуществлять контроль за качеством усвоения изучаемого материала.

Контрольная работа пишется студентами после изучения 2-3 тем или разделов курса отдельной дисциплины. На кафедре разрабатывается перечень контрольных работ. Каждый студент выбирает тему контрольной работы самостоятельно или по рекомендации преподавателя.

При написании контрольных работ решаются следующие задачи:

- расширяются и значительно обогащаются знания студентов, формируется научный подход к изучению курса;

- развиваются волевые качества, такие как целеустремленность, настойчивость, упорство;

- вырабатываются организованность, стремление к упорядоченности личного труда;

- совершенствуются умения сосредоточиваться на главном;

- формируется сознательное отношение к изучению теоретических основ различных дисциплин по специальности «Международные отношения»;

- развивается инициативность, стремление к поиску, осмыслению и упорядочению освоенного материала и вкус к научно-исследовательской работе;

- прививается устойчивое чувство личной ответственности за качество своего труда, вырабатывается привычка к расширению знаний, формируется потребность в их углублении, стремление к новому становится одной из характеристик жизненной позиции профессионала-международника.

Объем контрольной работы не должен превышать 10 печатных страниц. Структура работы включает: введение, в котором студент обосновывает выбор темы контрольной работы и ее актуальность, ставит задачи и дает краткий анализ литературы по избранной теме; основная часть, в которой студент раскрывает содержание темы, приводит различные точки зрения, определяет свое отношение к данной проблеме; заключение, в котором подводятся итоги исследования, излагаются выводы и формулируются предложения. В конце контрольной работы приводится список используемой литературы.

Контрольная работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями предъявляемыми к работам подобного рода. От студента требуется самостоятельность и последовательность в изложении темы. Не допускается механическое переписывание текста учебника или другой литературы. Контрольная работа должна быть представлена ведущему преподавателю в строго установленные сроки и оценивается по четырехбальной системе.

 

Перечень контрольных работ

по темам № 1-3

1. Понятие мировой экономики.

2. Особенности национальной экономики, как хозяйственного комплекса.

3. Причины глобализации экономики и оценка перспектив ее развития.

4. Классификация стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития.

5. Современные типы или модели рыночной экономики.

6. Роль крупных компаний в экономике развитых стран.

7. Место малого и среднего бизнеса в развитой экономике и выполняемые им функции.

8. Эволюция государственного сектора в экономике развитых стран. Национализация и приватизация в годы после второй мировой войны.

9. Формы государственного регулирования в экономике развитых стран.

10. Характер темпов экономического развития стран с развитой рыночной экономикой.

11. Причины тенденций к снижению материалоемкости и фондоемкости производства и их влияние на норму накопления.

12. Воспроизводственные пропорции в экономике развитых капиталистических стран.

13. Сдвиги в отраслевой структуре экономике развитых капиталистических стран.

14. «Новая экономика»: предпосылки, особенности, перспективы.

 

Перечень контрольных работ

по темам № 4-5

1. Государственные программы развития экономики PC: причины их появления, основное содержание, проблемы и трудности осуществления (в целом или на примере конкретной страны).

2. Теория «догоняющего развития»: истоки, основное содержание и применимость к PC.

3. Основные типы индустриализации в PC.

4. Аграрный вопрос и продовольственная проблема в PC.

5. Основные воспроизводственные пропорции и их эволюция в 90-е гг. (на примере одной из PC).

6. Структурная модернизация экономики PC (в целом или на примере отдельных стран или групп стран).

7. Структурные экономические кризисы в PC: основное содержание, причины и возможные пути преодоления (можно на примере всех стран или конкретной страны).

8. Монополии и конкуренция в PC (по группе в целом или на примере отдельных стран).

9. Место и роль внешнеэкономических связей в экономической модернизации и развитии PC (по группе в целом или на примере отдельной страны).

10. Современная социально-экономическая структура КНР.

11. Причины высоких темпов экономического роста КНР.

12. Иностранный капитал в экономике КНР.

13. Особенности экономического развития Индии.

14. Роль государства в экономике Индии.

 

Перечень контрольных работ

по темам № 7-9

1. Новые индустриальные страны: особенности экономики и современного экономического развития (в целом по группе или на примере конкретной страны).

2. Страны-главные экспортеры нефти: состав группы, особенности экономики и социальной структуры, современные тенденции экономического развития (в целом по группе или на примере конкретной страны).

3. Наименее развитые страны: структура группы, особенности экономики и социальной структуры, причины низкого уровня развития и перспективы экономического роста (в целом по группе или на примере конкретной страны).

4. Особенности региональной интеграции развивающихся стран.

5. Роль АСЕАН в развитии экономики стран Юго-Восточной Азии.

6. Интеграционные группировки в Латинской Америке значение для экономики и трудности становления.

7. Современное состояние интеграции в Африке.

8. Особенности рыночных преобразований в странах Центральной и Восточной Европы (в целом по группе или на примере отдельной страны).

9. Современное состояние экономики стран ЦВЕ (в целом по группе или на примере отдельной страны).

10. Перспективы вступление стран ЦВЕ и Балтии в Европейский союз.

11. Место России в мировой экономике и перспективы усиления ее позиций.

12. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы.

13. Проблема «утечки капитала» из России.

14. Вступления России в ВТО: проблемы и возможности.

 

V. Методические рекомендации по написанию

кУРСОВОЙ работы

В соответствии с учебным планом студенты 3-го курса специальности «Международные отношения» выполняют курсовую работу по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения».

Главной целью написания курсовой работы является проверка усвоения студентами знаний в области мировой экономики и международных экономических отношений, умения анализировать и увязывать теоретические знания, полученные в ходе лекционных и практических занятий с практикой международной экономической деятельности.

Успешное выполнение курсовой работы в значительной мере зависит от того, насколько полно студенты владеют пониманием содержания основных категорий изучаемой дисциплины и механизмом их применения. Исследование современных проблем мирового хозяйства, различных экономических ситуаций при использовании внешнеэкономических связей позволяет решать конкретные задачи, связанные с развитием международной торговли, повышением конкурентоспособности стран, дальнейшим совершенствованием внешнеэкономических связей.

Самостоятельная работа как форма подготовки курсовой работы

К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной экономической ситуации. Формирование такого умения происходит в течение всего периода обучения через участие студентов в практических занятиях, выполнение контрольных заданий и тестов, написание курсовых работ. При этом самостоятельная работа студентов играет решающую роль в ходе всего учебного процесса.

Формы самостоятельной работы студентов разнообразны. Они включают в себя:

- изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";

- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

- участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.

Самостоятельная работа приобщает студентов к научному творчеству, поиску и решению актуальных современных проблем.

Глубокое понимание теории международных экономических отношений во многом зависит от самостоятельной работы студентов в ходе подготовки курсовой работы. Поскольку лишь сам студент посредством интеллектуальной деятельности может овладеть знаниями, сделать их собственным достоянием. Эффективность самостоятельной работы студентов во многом зависит от того, насколько она является самостоятельной и каким образом преподаватель может ее контролировать. Когда студент изучает рекомендуемую литературу эпизодически, он не получает глубоких знаний. Систематичность или несистематичность самостоятельной работы студентов зависит, прежде всего, от ее планирования и организации преподавателем, а также от осуществляемого за нею контроля. Поэтому основное содержание самостоятельной работы студентов, ее формы и методы, последовательность и сроки выполнения работ определяются преподавателем в рамках учебного процесса.

Основные этапы подготовки курсовой работы

Курсовая работа - это самостоятельное исследование студентом определенной проблемы, комплекса взаимосвязанных вопросов, касающихся конкретной экономической ситуации в международной сфере.

Курсовая работа не должна составляться из фрагментов статей, монографий, пособий. Кроме простого изложения фактов и цитат, в курсовой работе должно проявляться авторское видение проблемы и ее решения.

Рассмотрим основные этапы подготовки курсовой работы студентом.

Выполнение курсовой работы начинается с выбора темы.

Затем студент приходит на первую консультацию к руководителю, которая предусматривает:

- обсуждение цели и задач работы, основных моментов избранной темы;

- консультирование по вопросам подбора литературы;

- составление предварительного плана;

- составление графика выполнения курсовой работы.

Следующим этапом является работа с литературой. Необходимая литература подбирается студентом самостоятельно.

После подбора литературы целесообразно сделать рабочий вариант плана работы. В нем нужно выделить основные вопросы темы и параграфы, раскрывающие их содержание.

Составленный список литературы и предварительный вариант плана уточняются, согласуются на очередной консультации с руководителем.

Затем начинается следующий этап работы - изучение литературы. Только внимательно читая и конспектируя литературу, можно разобраться в основных вопросах темы и подготовиться к самостоятельному (авторскому) изложению содержания курсовой работы. Конспектируя первоисточники, необходимо отразить основную идею автора и его позицию по исследуемому вопросу, выявить проблемы и наметить задачи для дальнейшего изучения данных проблем.

Систематизация и анализ изученной литературы по проблеме исследования позволяют студенту написать первую (теоретическую) главу.

Выполнение курсовой работы предполагает проведение определенного исследования. На основе разработанного плана студент осуществляет сбор фактического материала, необходимых цифровых данных. Затем полученные результаты подвергаются анализу, статистической, математической обработке и представляются в виде текстового описания, таблиц, графиков, диаграмм. Программа исследования и анализ полученных результатов составляют содержание второй (аналитической) главы.

В третьей (рекомендательной) части должны быть отражены мероприятия, рекомендации по рассматриваемым проблемам.

Рабочий вариант текста курсовой работы предоставляется руководителю на проверку. На основе рабочего варианта текста руководитель вместе со студентом обсуждает возможности доработки текста, его оформление. После доработки курсовая работа сдается на кафедру для ее оценивания руководителем.

Защита курсовой работы студентов проходит в сроки, установленные графиком учебного процесса.

Рекомендации по подготовке к защите курсовой работы

Курсовая работа в зависимости от соответствия требованиям методических указаний по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» оценивается либо «допускается к защите», либо «не допускается к защите» на основе рецензии преподавателя.

При подготовке к защите курсовой работы студент должен знать основные положения работы, выявленные проблемы и мероприятия по их устранению, перспективы развития рассматриваемой экономической ситуации.

Защита курсовой работы проводится при наличии у студента курсовой работы, рецензии и зачетной книжки. Оценка - дифференцирована. Преподаватель оценивает защиту курсовой работы и заполняет графу «оценка» в ведомости и в зачетной книжке.

Не допускаются к защите варианты курсовых работ, найденные в Интернет, сканированные варианты учебников и учебных пособий, а также копии ранее написанных студенческих работ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.24.82 (0.058 с.)