Политика России в области регулирования внешней торговли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политика России в области регулирования внешней торговли



 

Реформы в области регулирования внешней торговли в России проходили в несколько этапов. Поначалу попытки реформирования в области внешнеэкономических связей, начатые еще в СССР в 1986 г., ни к чему не привели. Формальная отмена государственной монополии внешней торговли в 1988 г. хотя и предоставила предприятиям и организациям право на экспортно-импортные операции, но не устранила препятствия, мешающие им этим правом воспользоваться. Выход на внешний рынок находился под мощным бюрократическим контролем, валютные поступления были обложены высокими налогами, а советский рубль оставался неконвертируемой валютой.

Началом формирования нового, адекватного рыночным условиям механизма внешнеэкономической деятельности в России явился Указ Президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности» от 15 ноября 1991 г №213. Именно с того момента все хозяйствующие субъекты любых форм собственности получили право на выход на внешние рынки.

На первом этапе реформы регулирования внешнеэкономической сферы меры по либерализации включали:

• снятие ограничений на экспорт готовой продукции (кроме топливно-сырьевых товаров);

• частичную либерализацию валютного курса (при установлении особого курса расчетов с бюджетом);

• отмену любых ограничений на импорт.

Начавшаяся децентрализация внешнеэкономической деятельности привела к резкому увеличению числа участников внешней торговли. Однако, выход на внешний рынок огромного числа российских предприятий, зачастую не имевших в прошлом соответствующего опыта, привел к ухудшению условий экспортно-импортных сделок. Начался бесконтрольный вывоз товаров, в основном сырьевых. Ослабление государственного контроля за экспортом, особенно в начальный (1988 -1991гг.) период демонополизации внешнеэкономических связей, вызвало неоправданную конкуренцию между российскими экспортерами и дестабилизацию мировых цен на ряд товаров, утечку валютных средств за рубеж. Все это в целом оказало негативное влияние на реформирование внешней торговли России.

В этих условиях Правительство России было вынуждено пойти на усиление государственного контроля за вывозом товаров. Осуществленное административным путем установление верхних пределов экспорта топлива и сырья в условиях, когда внутренние цены на них были ниже мировых, явилось вынужденной мерой, так как снятие ограничений могло привести к катастрофическому опустошению внутреннего рынка. Либерализация импорта в свою очередь была необходима для создания конкурентной среды на сверхмонополизированном внутреннем рынке.

Нехватка продовольствия и других потребительских товаров в России ликвидировалась с помощью их беспошлинного ввоза, однако вскоре возникла проблема в затруднении сбыта и неконкурентоспосбности продукции отечественного производства. Вследствие этого с 1994 г. и до конца 2000 г. наблюдалась тенденция к росту ввозных (импортных) пошлин и введению высоких (протекционистских) пошлин на многие товары: автомобили, мясные продукты, масло, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты, мебель и т.д.

С апреля 2000 г. был введен в действие новый таможенный тариф, так как выяснилось, что высокие таможенные ставки вовсе не обеспечивают ни ожидаемых бюджетных поступлений, ни защиты национальных производителей. Более того, высокие ввозные пошлины отрицательно влияли на покупательную способность населения.

Кроме того, переговоры России о вступлении в ВТО требовали понижения импортных таможенных пошлин. В результате снижение таможенных пошлин на импорт коснулось примерно трети всех товарных позиций и в 2001 г. средняя ставка импортных таможенных пошлин в России составила 10-11%, что в 2,5 раза выше, чем средняя ставка в странах-членах ВТО, но существенно ниже сложившейся к 2000 г. средней ставки в 13-15%. Снижение пошлин в основном коснулось большого количества потребительских товаров. Импортные российские пошлины в основном являются адвалорными пошлинами.

В рамках переговоров о вступлении России в ВТО и по настоящий момент идет активный процесс по уменьшению и отмене импортных пошлин.

Экспортные (вывозные) пошлины в России достаточно широко использовались в 1992-1995 гг., затем были отменены и вновь введены после валютно-финансового кризиса в 1998 г. При взимании вывозных пошлин используются специфические пошлины, исчисляемые в Евро за физическую единицу товара.

Использование вывозных пошлин в России обусловлено следующими обстоятельствами: пополнение доходной части бюджета, защита цен на внутреннем рынке. В 1992-1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 75% российского экспорта и были очень высокими, это во многом также было обусловлено нехваткой потребительских товаров и необходимостью дотирования цен на них государством.

С насыщением рынка потребительскими товарами в 1994-1996 гг. проводится снижение ставок экспортных пошлин и сокращается список облагаемых пошлинами товаров.

С начала 1999 г. в связи с кризисной ситуацией в экономике вновь были установлены экспортные пошлины на сырьевые товары и полуфабрикаты. Размер вывозных пошлин на ряд сырьевых товаров, и прежде всего нефть, зависит от цен на мировом рынке.

Неценовые методы регулирования внешней торговли в России широко распространены и включают квоты, лицензии, систему специальной регистрации экспортеров (импортеров) и специальный экспортный контроль. Наиболее значимый из перечисленных методов - квотирование с целью резервирования определенного количества жизненно важных товаров для внутреннего рынка. Квоты формируются на основе материальных балансов и представляют собой разницу между производством и внутренним потреблением. Лицензионная система России контролирует вывоз запрещенных международными организациями товаров (наркотиков, расщепляющихся материалов, товаров военного назначения). Россия согласилась подчиняться правилам Координационного комитета по контролю за экспортом (КОКОМ), накладывающим ограничения на экспорт и лицензирование продукции двойного назначения.

Что касается системы лицензирования импорта, то она ориентирована не столько на ограничение импорта как такового, сколько на защиту здоровья и жизни граждан. Лицензионная система контролирует ввоз промышленных отходов и химикалий и т.д.

В 1994 г. количественные ограничения охватывали до 75% российского экспорта. Существовал специальный режим вывоза так называемых стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ). Право вывозить эти товары имели только фирмы, которые проходили обязательную регистрацию в Министерстве внешнеэкономических связей. В 1995 г. этот режим был ликвидирован. В 2000-2001 гг. использовались количественные ограничения на ввоз сахара-сырца, и по сегодняшний день имеет место квотирование вывоза нефти и нефтепродуктов.

В отличие от квотирования лицензирование ввоза и вывоза отдельных категорий товаров имеет тенденцию к расширению. К лицензируемым товарам традиционно относят: вооружение, товары двойного назначения, ядерные материалы и технологии, драгоценные металлы и камни.

Нетарифные методы также включают и ряд технических мер, административных ограничений и таможенных формальностей. В их числе:

- сертифицирование и маркировка товаров на русском языке;

- меры санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и экологического контроля;

- установление конкретных пунктов пропуска некоторых товаров (например, автомобили, куриные окорочка) в Россию;

- установление особого порядка оформления подакцизных товаров;

- создание специальных таможенных постов для оформления ввоза-вывоза отдельных товаров (драгоценные металлы и камни);

- прямой запрет на ввоз-вывоз отдельных товаров.

Таким образом, таможенно-тарифная система страны подверглась последовательной реорганизации. Из чисто символической структуры, перераспределявшей средства между отдельными статьями государственного бюджета, тариф превратился в важный инструмент торговой политики. Таможенный тариф России, действующий в настоящее время, представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации.

Таможенный тариф предусматривает не только адвалорный порядок начисления ставок таможенных пошлин, но и возможность использования двух новых: специфические и комбинированные пошлины. На некоторые виды сельскохозяйственной продукции растительного происхождения введены сезонные пошлины с ограниченным сроком действия.

Наблюдается тенденция к фискальному обложению импорта, а также разработка четко выраженных протекционистских правительственных программ. По сравнению с национальным производством импортные товары ставятся в заведомо невыгодное положение.

Система таможенно-тарифного налогообложения дополняется широким использованием импортного субсидирования. Импортное субсидирование используется с целью выравнивания различий во внешних и внутренних ценах. Для избежания негативных последствий, вызванных дорогостоящим импортом, российское государство субсидирует ввоз жизненно важных для населения и экономики страны товаров. Спектр товаров, охватываемых импортными субсидиями, достаточно широк и включает такие товары, как продовольствие, запасные части, медицинские товары и лекарства. Основанием для предоставления субсидий служат доводы гуманистического характера, необходимость замены износившегося оборудования, задача подъема жизненно важных для экономики отраслей и т.д. На практике величина субсидий зависит от силы и организованности лоббистских группировок в парламенте и правительстве. Источниками субсидирования обычно являются займы, получаемые правительством от иностранных государств, банков или международных организаций.

Регулирование внешней торговли и внешнеторговая политика России непоследовательны и противоречивы; они отражают, в свою очередь, общую ситуацию, характеризующуюся значительными колебаниями общеэкономического и общеполитического курса.

Министерство торговли РФ прогнозирует снижение роли тарифного регулирования внешней торговли России за счет отмены вывозных таможенных пошлин и снижения средневзвешенной ставки импортного тарифа. Это предусмотрено подготовленным Минторговли проектом концепции внешнеэкономической деятельности России в период до 2010 г. и 2015 г. Как считают в министерстве, сохранится также тенденция применения пошлин по товарным группам, предполагается относительное усиление применения временных пошлин, вводимых на определенный, заранее обозначенный период в целях ликвидации текущих диспропорций на внутреннем рынке страны. Кроме того, планируется применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, которые должны стать основным инструментом, который государство может использовать для ограничения импорта без нарушения основополагающих правил ведения международной торговли. Что касается нетарифного регулирования, то по-прежнему его объектом в форме лицензирования будет ввоз и вывоз товаров двойного назначения и специфических товаров, перемещение которых контролируется по экологическим или иным причинам.

 

Россия и ВТО

Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. В начале его основное содержание составляло детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономического механизма и торгово-политического режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. Проект, подготовленный Секретариатом ВТО, аккумулирует результаты продолжающихся с 1995 г. переговоров по изучению торгового режима России и совместимости его с нормами ВТО. За эти годы состоялось 30 заседаний рабочей группы.

Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:

- получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;

- доступ к международному механизму разрешения торговых споров;

- создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;

- расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;

- создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;

- участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;

- улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.

Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков. Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.

В настоящее время российской делегацией в рамках процесса присоединения ведутся переговоры по четырем основным направлениям:

1. Переговоры по тарифным вопросам, основным предметом которых является определение максимального уровня ставок ввозных таможенных пошлин, который Россия получит право применять после присоединения к ВТО.

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение объемов внутренней поддержки аграрного сектора и размеров экспортных субсидий.

3. Переговоры по доступу на рынок услуг, цель которых - согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок.

4. Переговоры по системным вопросам, цель которых – определение мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО.

Необходимо отметить, что Россия не готова присоединиться к ВТО на любых условиях. Условия присоединения по всем параметрам (тарифы, обязательства в области сельского хозяйства, доступ на рынок услуг, системные обязательства) будут основываться на реальном положении в российской экономике, обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.221.163 (0.024 с.)