Абсолютные преимущества – выгоды, вытекающие из разной величины затрат на производство в странах участницах внешней торговли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абсолютные преимущества – выгоды, вытекающие из разной величины затрат на производство в странах участницах внешней торговли.



Относительные преимущества – выгоды, связанные с относительной разницей в затратах на производство, в странах участницах внешней торговли.

Подходы классиков полностью вписываются в принцип свободы торговли, хотя и не исключают ограниченное, временное и избирательное государственное вмешательство под флагом наибольшего благоприятствования этой свободе. И все же теория преимуществ – идеальная схема, требующая немалых поправок. В действительности нельзя ограничиваться только показателями экономического выигрыша, что также сужает принцип свободной торговли. Основная критика теории преимуществ обосновывалась необходимостью приближения ее к действительности, прежде всего с тем, что она сводила все издержки к труду (теория трудовой стоимости).

3. Теория факторов производства (Ж.Б. Сей), в качестве которых выделялись труд, землю и капитал, которые своей рыночной ценой (зарплата, процент на капитал и земельная рента) формируют издержки производства и позволяют оценивать факторы производства. Последние же в совокупности и определяют экономическую целесообразность и результаты международной торговли.

В 30-х гг. нашего столетия шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин развили теорию Рикардо, обосновав необходимость определять сравнительные преимущества при внешней торговле исходя из оценки факторов производства.

4. Теория спроса и предложения (Р. Кейвис) предполагала необходимым дополнить сравнительные издержки по оценке факторов производства рассмотрением факторов спроса и предложения. По Кейвису, факторы производства определяют единицу производительной силы, а величина спроса соответствует величине общего дохода, приходящейся на каждый товар. Сообразно этому и должна формироваться структура внешней торговли.

5. Теория жизненного цикла товара (ТЖЦТ) объясняла выявленные после второй мировой войны несоответствия теории факторов производства, в частности, экспорт развитыми странами ряда товаров, производство которых более дешево обходилось в развивающихся странах.

Жизненный цикл товара – период с момента появления товара на рынке до его ухода с рынка.

ТЖЦТ обосновывает схему, по которой на этапе внедрения товара после выявления потребности в продукции осуществляется разработка нововведения, затем организуется производство, налаживается сбыт нового товара внутри развитой страны и начинается его экспорт в развивающиеся. В дальнейшем, по мере увеличение объема продаж на внутреннем рынке, расширяется экспорт из страны нововведения, усиливается конкуренция, проявляется тенденция повышения капиталоемкости производства, создаются предпосылки для организации и развития производства за рубежом, сначала в развитых, а затем и в других странах, где более дешевы факторы производства и начинается экспорт из развивающихся стран в развитые.

6. Теория конкуренции (М. Портер) представляла попытку ответить на вопрос: «как отдельные фирмы конкретных стран получают конкурентные преимущества в мировой торговле некоторыми товарами, в конкретных отраслях?». Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:

- факторных условий;

- условий спроса;

- состоянием обслуживающих и близких отраслей;

- стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации.

Следует отметить, что большинство исследований последнего времени в области развития международной торговли базируется на исходных положениях классической теории преимуществ, и некоторые основные дополнения к ним исследователи стремятся приспособить к практике.

 

Показатели мировой торговли

В международной торговле преобладают экспортно-импортные операции. Внешнеторговый оборот отдельно взятого государства представляет собой сумму экспорта и импорта.

Под экспортом понимается вывоз за границу товаров, технологий, услуг для их реализации на внешнем рынке. Предметами экспорта могут быть товары, произведенные в стране; товары, ввезенные в страну и переработанные в ней. Особой формой экспорта является реэкспорт, т.е. вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся переработке в данной стране.

Импорт – это ввоз товаров, технологий, услуг для их реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. В объем импорта включается обратный ввоз из-за границы не подвергшихся переработке отечественных товаров – реимпорт.

Факт экспорта и импорта товаров фиксируется в момент пересечения границы и отражается в таможенной внешнеэкономической статистике.

Как показывает внешнеторговая статистика, в последнее два десятилетия рост мирового внешнеторгового оборота превышает темпы роста ВВП, что свидетельствует о том, что все страны все сильнее втягиваются в систему МРТ.

Следует также отметить сохраняющуюся тенденцию превышения импорта над экспортом в мировом товарообороте. В статистике Всемирной торговой организацией (ВТО) объем мировой торговли фиксируется по объемам экспорта.

Мировая торговля развивается неравномерно, что видно из табл. 1. Так, до 1996 г. наблюдался рост торговли, а затем до 1999 г – ее существенный спад. С 2000 г. наметился некоторый застой в росте торговли, а с 2003 г. – ее активный рост. Аналитики ВТО отмечают, что объем мировой торговли в 2002 г. вырос на 5%, 2003 г. – 17%, 2004 г. – 21% - но это в номинальном выражении, с учетом же корректировки на инфляцию темпы роста соответственно составят менее 1%, 5%, 9%. Но тем не менее средние темпы роста мировой торговли в 2000-2004 гг. существенно превышают средние темпы роста в 90-ых годах (9% против 6,7%).

 

Таблица 1

Общие итоги мировой торговли, $ трлн.

Год                  
Объем мировой торговли 7,7 10,3 5,5 6,2 6,1 6,3 7,3 8,9 9,4

 

Мировая торговля в 2005 г. выросла в реальном выражении лишь на 6,5% (по сравнению с рекордными 9% в 2004 г.), что свидетельствует о некотором дальнейшем замедлении темпов роста мировой торговли.

В докладе ВТО отмечается, что в 2006 г. объем мировой торговли в 2006 г. увеличится в реальном выражении примерно на 7%. Однако туманность прогнозов по уровню потребления и безработице, в особенности в странах Евросоюза, делает перспективы роста мировой торговли неясными, отмечается в докладе. Цифра в 7% была получена из расчетов, основанных на прогнозе роста мировой экономики, который, по мнению аналитиков ВТО, в 2006 г. составит 3,5%, немного увеличившись по сравнению с показателем, полученным в 2005 г., на 3,3%.
«Мировая торговля встретила 2005 г. вялым ростом, но потом она набрала оборотов», - заявили представители ВТО. Поэтому показателям роста мировой торговли 7% в 2006 г. представляет угрозу возможность повторного экономического спада в Европе или же резкого повышения цен на нефть.
Мировая торговля имеет тенденцию реагировать на изменения в мировой экономике, но по времени она ее опережает, отчасти по той причине, что потребители, скорее всего, тратят большую часть прироста их дохода от импорта. Непрерывный рост цен на нефть за последние три года ухудшил торговый баланс экономики стран, импортирующих нефть (таких как США), которые уже сейчас переживают сильный платежный дефицит.

Крупнейшим экспортером товаров, как и в 2004 г., в 2005 г. стала Германия с долей в 9,3% от общего объема мирового экспорта, которая оценивается в $971 миллиард. Остальные места на пьедестале почета также не поменяли обладателей: США остались на втором месте с долей в 8,7%, Китай - на третьем с 7,3% мирового экспорта (в 90-ых годах тройка лидеров выглядела так: США, Германия, Япония).

Эти же страны, но в другом порядке, вошли в тройку призеров по объемам импорта в 2005 г. Лидером стали США с долей в 16%, которая оценивается в 1,7 трлн. долл. Германия заняла второе место с результатом 7,2%, Китай - третье с 6,1%.

По регионам в экспорте товаров лидерами являются Европа (45%), Азия (27%) и Северная Америка (15%); в импорте товаров состав лидеров аналогичен (45%, 24% и 22% соответственно).

Среди регионов лидерами по темпам роста экспорта стали Африка, Ближний Восток и страны СНГ, данные по которым побили рекорды, установленные более 20 лет назад. Экспорт из Африки вырос в 2005 г. на 29% и достиг $248 млрд., экспорт из стран Ближнего Востока увеличился на 36% и составил $318 млрд., из стран СНГ – 37% ($327 млрд.).

Лидеры среди регионов по темпам роста импорта аналогичны: СНГ (29%), Африка и Ближний Восток (по 27%), Южная и Центральная Америка и Азия (по 26%). Кроме того, для этих стран характерна благоприятная для них тенденция превышения темпов роста экспорта над импортом.

Несколько иная ситуация в странах Северной Америки и Европы. Темпы роста экспорта стран Европы – 19%, стран Северной Америки –13%, что ниже среднего в мировой торговле темпа роста в 22%. Темпы роста импорта также ниже среднего значения: Европа – 20%, Северная Америка – 17%. И как уже было отмечено, эти страны переживают дефицит торгового баланса, так как объемы импорта превышают объемы экспорта.

Значительные годовые темпы роста торговли демонстрируют в основном страны Африки и Центральной и Восточной Европы. В экспорте наиболее высокие темпы роста у Нигерии (57%), Чили (49%), Боливия (43%), Украина (42%), Чехия (41%), Россия несколько отстает (35% наравне с Китаем). В импорте – Ирак (114%), Аргентина (61%), Турция (41%), у России невысокие темпы (27%).

Структурное распределения внешней торговли выглядит следующим образом: изделия обрабатывающей промышленности – 73,8%, продукция добывающих отраслей – 14,4%, сельское хозяйство – 8,8%.

Товарная структура внешней торговли следующая: машины и оборудование – 17%, топливо и ископаемые – 14%, офисное и телекоммуникационное оборудование – 13%, химическая промышленность – 11%, автомобили – 9%, сельскохозяйственная продукция – 8%, полуфабрикаты - 7% и т.д.

Одной из тенденций современной мировой торговли является ускоренный рост доли ТНК. Наиболее известны такие корпорации как Exxon Mobil, General Motors, Ford Motor, DaimlerChrysler, General Electric, Toyota Motor, Royal Dutch/Shell, Siemens.

И еще одна тенденция современной мировой торговли – это значительные темпы роста торговли услугами.

 

Мировая торговля услугами

Согласно Международной стандартизованной классификации ООН, услуги относятся к так называемым не торгуемым товарам, т.е. таким, которые потребляются в той же стране, где произведены, и не перемещаются между странами. К ним относятся:

§ коммунальные услуги и строительство;

§ оптовая и розничная торговля, рестораны гостиницы, туристические базы и кемпинги;

§ транспортировка (поездки), хранение и связь, финансовое посредничество;

§ оборона и обязательные социальные услуги;

§ образование, здравоохранение и общественные работы;

§ прочие коммунальные, социальные и личные.

В особый вид услуг, вовлекаемых в международный обмен, все больше выделяются информационные и консалтинговые услуги.

Международная статистика свидетельствует о том, что торговля услугами является одним из наиболее быстрорастущих секторов мирового хозяйства. Торговля услугами растет сопоставимыми темпами с внешней торговлей. Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами. По мнению ВТО, бурный рост мировой торговли услугами связан с успехами в секторе информационных технологий и телекоммуникационном секторе.

Объемы торговли в секторе услуг, по оценкам ВТО, составили в 2002 г. $1,6 трлн., в 2003 г. – $1,8 трлн. (рост на 14%), 2004 г. – $2,1 (18%) трлн., в 2005 г. – $2,4 (16%). В 2006 г. темп роста торговли услугами ожидается сопоставимым с темпами роста торговли товарами.

Лидерами в экспорте услуг среди стран являются США (15% от общего объема торговли услугами), Великобритания (8,1%), Германия (6,3%), Франция (5,1%), Япония (4,5%). В импорте услуг лидеры те же с некоторой сменой позиций: США (12,4%), Германия (9,2%), Великобритания (6,5%), Япония (6,4%) Франция (4,6%). В то же время темпы роста услуг у стран-лидеров невысокие, по темпу роста услуг их опережают такие страны как: в экспорте Греция (37%), Люксембург и Китай (по 34%); в импорте Саудовская Аравия (39%), Люксембург (35%), Турция (33%).

У России в экспорте и импорте услуг сопоставимые темпы (25 и 24% соответственно).

Среди услуг традиционно наибольшие веса приходятся на путешествия (29%) и транспорт (23%).

Более детально структура мирового рынка выглядит следующим образом: плата за разработку недр и лицензии – 13%, финансовые услуги – 11%, компьютерные и информационные услуги – 11%, услуги страхования – 6%, коммуникационные и конструкторские услуги – по 5%.

Однако, по мнению ряда экспертов, величина услуг, отраженная в статистике является заниженной. Трудно подсчитать расходы туристов, бизнесменов, дипломатов, студентов, во время их пребывания за рубежом; величину зарплаты, выплачиваемой иностранным рабочим и переводимой ими обратно в страну пребывания. Трудность подсчета также связана с тем, что услуги предоставляются в комплекте с товарами, подчас составляя значительную часть их цены. Также из статистического учета выпадают доходы по банковским и страховым операциям, если они реинвестированы в той же стране, в которой были получены.

Что касается России, государств СНГ и Балтии, хотя они и обладают потенциальными резервами для развития услуг, их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая база и недостатки хозяйственного механизма.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.02 с.)