Теория экономии за счет масштабов производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория экономии за счет масштабов производства



Если издержки и объёмы производства на предприятии изменяются согласно определённой пропорции, то можно говорить о действии эффекта масштаба производства (масштаб производства – это упрощённо объём производства).

 

Существует 3-и вида эффектов от изменения масштабов производства:

 

1. Положительный эффект от роста масштабов производства – когда темп (скорость) роста издержек не превышает темп роста производства.

 

Положительный эффект на крупных фирмах складывается под влиянием следующих факторов:

 

фирмам получает экономию на масштабе производства – с ростом объёмов производства издержки растут, но меньшими темпами. Поэтому за счёт экономии на постоянных издержках крупные фирмы могут сокращать издержки в расчёте на производство единицы продукции.

экономия на специализации – специализированный труд всегда более высокопроизводительный, чем не квалифицированный. Поэтому крупные фирмы за счёт роста объёмов производства экономят на издержках.

крупные фирмы экономят на финансах, т.к. могут получить кредит в банке под меньший процент, чем мелкие фирмы.

крупные фирмы экономят на капитале, поскольку могут закупить технологическое оборудование по меньшей цене,чем мелкие фирмы.

экономия на маркетинге и рекламе. При росте объёмов производства расходы на маркетинг и рекламу как правило не увеличиваются.

крупные фирмы собирают отходы производства и производят из них дополнительную продукцию, получая при этом дополнительный доход.

 

2. Отрицательный эффект от роста масштабов производства – когда темп роста издержек превышает темп роста производства.

 

Факторы влияющие на появление отрицательного эффекта от роста масштабов производства:

 

-на крупных фирмах усложняются производственные отношения, т.к. на них действуют профсоюзы, которые вносят помехи в деятельность администрации предприятия.

-на крупных предприятиях управленческие решения запаздывают,деформируются или вообще не исполняются, в связи с чем - снижается управленческая эффективность.

-на крупных предприятиях увеличиваются издержки на сбыт продукции, т.к. они вынуждены производить свою продукцию в других регионах и странах. Для успешной продажи продукции они создают дилерскую сеть, филиалы, цеха, склады и т.д., что приводит к дополнительным расходам.

3. Постоянный эффект от роста масштабов производства – когда темп роста объёмов производства соответствует темпу роста издержек.

5. Теория интернационализации. Теория конкурентных преимуществ М. Портера.

Во многом именно вопросу эффективного использования факторов производства посвящена теория конкурентных преимуществ американского профессора Майкла Портера. В своей книге «Международная конкуренция» (1990) он на основании анализа более 100 отраслей и подотраслей из 10 стран приходит к выводу, что международные конкурентные преимущества действующих в этих отраслях и подотраслях национальных фирм зависят от того, в какой макросреде осуществляется их деятельность в собственной стране. Макросреда определяется не только факторами производства, но и характером спроса на внутреннем рынке (он может помочь фирме достичь зрелости перед выходом на внешний рынок), развитостью родственных и смежных отраслей, уровнем менеджмента и конкуренции в стране, а также экономической политикой правительства и даже случайными событиями (войной, неожиданными изобретениями и т.д.). Сочетание этих шести главных параметров (особенно первых четырех, которых Портер называет детерминантами), определяет конкурентные преимущества фирм, подотраслей и стран на мировом рынке.

 

Факторы конкурентоспособности национальной экономики

 

Центральное место в концепции М. Портера занимает идея «национального ромба», раскрывающего четыре главных свойства («детерминанты») экономики, формирующих конкурентную макросферу, в которой действуют фирмы изучаемой страны

«Национальный ромб» выявляет систему детерминантов, которые, находясь во взаимодействии, создают благоприятную или неблагоприятную среду для реализации возможных конкурентных преимуществ страны.

Определим эти детерминанты.

Параметры факторов (факторов производства) представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества страны в целом и ее ведущих экспортоориентированных отраслей.

В обеспечении национального конкурентного преимущества немаловажную роль играет также стратегия фирм, их структура и соперничество между ними. Если кон­курентная среда или соперничество между фирмами отсутствуют, если стратегия фирмы не ориентирована на деятельность в условиях соперничества, то у таких фирм на внешнем рынке конкурентного преимущества обычно не возникает.

Параметры спроса— это, прежде всего, емкость спроса, динамика его развития, дифференциация по видам продукта, требовательность покупателей к качеству товаров и услуг. Именно на внутреннем рынке в условиях развитого спроса получают апробацию новые изделия до выхода их на мировой рынок.

Далее, наличие в национальной экономике высокоразвитых родственных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирмы в экспортоориентированных отраслях необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изде­лиями и другими материальными средствами и информацией, является необходимым условием создания и поддержания конкурентных преимуществ в мировой экономике для фирм соответствующих отраслей.

В общую систему детерминантов конкурентных преимуществ М. Портер включает и роль случайных событий, которые могут либо усилить, либо ослабить сложившиеся конкурентные преимущества страны. К наиболее важным событиям такого рода можно отнести новые изобретения, крупные технологические сдвиги (прорывы), резкие изменения цен на ресурсы (например, «нефтяной шок»), значительные изменения на мировых финансовых рынках (как это имело место в 1997—1998 гг.) или в валютных курсах (изменение курса российского рубля после 17 августа WS г.), всплески мирового или местного спроса, политические Решения правительств, войны и другие непредвиденные обстоятельства.

Наконец, роль правительства в формировании национальных конкурентных преимуществ состоит в оказании значительного влияния на все основные детерминанты «национального Ромба». Причем это влияние может быть как положительным, к и отрицательным. На параметры факторов производства и спроса правительство воздействует своей экономической политикой включая, естественно, внешнеэкономическую

 

В частности, правительство во многих странах оказывает содействие развитию родственных и сопряженных отраслей, взаимодействующих с ведущими экспортоориентированными отраслями.

6. Теории нового протекционизма.

Возрождение протекционизма, опирающегося на некоторые дополнительные аргументы. Они основаны на стратегических соображениях и на анализе воздействия возможного роста экономии на масштабе производства в промышленности. Стратегический аргумент в пользу протекционизма состоит в том, что одна страна может путем защиты своей промышленности удержать другие страны от вступления с ней в конкуренцию. Воздействие возрастающей экономии, приводящей к несовершенной конкуренции, состоит в том, что защита внутреннего рынка страны ведет к увеличению объема производства в собственной промышленности, тем самым снижая ее средние издержки и повышая способность конкурировать на международном уровне. Протекционизм приводит также к сокращению объема производства конкурентов, тем самым увеличивая их средние издержки и снижая способность к конкуренции. Ни один из этих доводов не опровергает возражения, что все формы протекционизма являются политикой, направленной на разорение соседа (beggar-my-neighbour policies), поэтому все страны могут извлечь выгоду путем согласия воздержаться от этих мер.

7. Транснационализация мировой экономики: понятие, особенности в условиях мирового экономического кризиса. ЮНКТАД как источник статистических и аналитических данных о деятельности ТНК.

Транснационализация бизнеса, как локомотив процесса глобализации, играет важнейшую роль в мировой экономике. За короткое время ТНК превратились в самостоятельных акторов на мировой арене наравне с национальными государствами. Транснационализация, как объективный общемировой процесс, интроектирует весь мир, ни одно государство не может оставаться в стороне. Однако до сих пор экономистам не удалась создать единую синтезированную теорию ТНК, единый методологический подход к изучению данной проблематики.

Западные компании начали транснационализацию бизнеса еще в начале ХХ века, и за ХХ век прошли пять условных этапов развития. Первый этап транснационализации длится с 1900 по 1928 год - до начала Великой депрессии в США. Деятельность ТНК начала века главным образом была связана с разработкой сырьевых ресурсов колоний. Соответственно, это были ТНК добывающей промышленности. Далее транснационализация второго этапа в первую очередь была связана со второй мировой войной: сначала предвоенной подготовкой, а потом и военными действиями. Естественно, ТНК были втянуты в войну. Третий этап приходится на послевоенное время (1946- 1972 гг.). В этот период резко возрастает доля ТНК обрабатывающей промышленности. Начинается органическое соединение элементов национального и зарубежного производства: реализация товаров, управление и организация работы персонала, научно-исследовательской деятельности, маркетинга и послепродажного обслуживания. ТНК стремятся к стандартизации производства. Таким образом, в 60-х годах ХХ века ТНК создали предпосылки для создания международной производственной сети с единым рыночным и информационным пространством, международным рынком капитала и рабочей силы - что, по сути, и является экономической глобализацией.

Четвертый этап транснационализации начинается в 1973 году - после первого нефтяного кризиса. В этот период в связи с ускоренной транснационализации ужесточаются условия конкурентной борьбы, начинается "дележ" мировых рынков, на фоне чего ТНК начинают объединяться в стратегические альянсы, прибегать к стратегии слияния и поглощения. В результате происходит создание международной сети управления ТНК, которая интегрирована с другими ТНК. Пятый этап, который, по-видимому, сейчас находится на стадии завершения, начинается в 1985 году.

Современные ТНК окончательно оформились как независимые игроки на мировой арене. Активы крупных корпораций стали превышать ВВП некоторых стран. Кардинально меняются условия функционирования ТНК - принимающие страны уже сами заинтересованы в привлечении прямых иностранных инвестиций, в связи с чем активно либерализируют свои экономики. В новых условиях транснационализация захватывает все новые и новые отрасли экономики. Увеличивается доля ТНК сферы услуг, что, в общем, вполне логично: сектор услуг составляет более 70% ВВП развитых стран, в развивающихся странах эта доля значительно ниже, но она активно растет. Многие услуги невозможно импортировать, они могут быть произведены лишь "на месте". Поэтому третичный сектор экономики стремительно транснационализируется. Кроме того, постепенно растет доля ТНК добывающей промышленности вследствие повышения цен на сырье. Одновременно с этим, снижается доля ТНК обрабатывающей промышленности, но до сих пор находится на значительном уровне. Также возрастает количество ТНК, занятых в инфраструктурных проектах. В основном это связано с тем, что инфраструктура развивающихся стран не достаточно развита для проведения различных прибыльных мероприятий, поэтому ТНК приходится вкладывать в инфраструктуру принимающих стран. Самой последней тенденцией, связанной с падением спроса на основные виды продуктов в результате кризиса, стала транснационализация сельскохозяйственной отрасли. Помимо падения спроса, мотивацией инвестирования в зарубежное сельское хозяйство стало истощение и удорожание продовольствия развитых стран при одновременном избытке и дешевизне оного в развивающихся странах.

Ужесточаются условия конкуренции на мировом рынке: ТНК развивающихся стран стремительно набирают обороты, некоторые из них уже стали реальными конкурентами своих партнеров из развитых стран, а тех, которые являются потенциальными конкурентами, - огромное количество. ЮНКТАД даже составляет отдельный рейтинг ТНК из развивающихся стран. Большинство компаний, представленных там, базируются в Восточной Азии, преимущественно в Китае. В условиях жесткой конкуренции остается популярной стратегия слияния и поглощения, в которой ТНК развивающихся стран стали выступать не только в качестве продавцов, но и в качестве покупателей.

Важно также отметить позитивную динамику транснационализации научно-исследовательской деятельности корпораций. Помимо переноса научно-исследовательских центров за рубеж с целью адаптации высоких технологий к местных рынкам, сейчас наблюдается тенденция, когда зарубежные научно-исследовательские сами становятся кузницей инноваций, которые затем импортируются в страну базирования. Более того, транснационализация сферы НИОКР также выражается в увеличении обмена инновациями между ТНК на основе разнообразных договоров, а также в проведении совместных научно-исследовательских работ с иностранными конкурентами, ставшими партнерами.

Такова в общих чертах картина транснационализации корпораций в основном западных развитых государств. При изучении факторов транснационализации японских корпораций актуально провести компаративный анализ и выявить особенности транснационализации "по-японски".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 1798; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.01 с.)