Страны menap: особенности экономического развития в условиях мирового экономического кризиса 2008-2010 гг. И посткризисный период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Страны menap: особенности экономического развития в условиях мирового экономического кризиса 2008-2010 гг. И посткризисный период.



47. Страны GCC в мировой экономике. Изменения в структуре экономики в 21 веке. Характеристика платежного баланса и ВВП с учетом/без учета экспорта углеводородов. Факторы, влияющие на тип экономического роста.

48. Взаимосвязь мировых цен на углеводороды, курса основных мировых валют и структуры платежного баланса стран-экспортеров и импортеров энергосырьевых ресурсов (на примере США, КНР, РФ, стран ЕС и стран Персидского залива).

49. Таможенный Союз в рамках ЕврАзЭС: основные этапы формирования и наднациональные органы управления. Перспективы расширения в 2012-2015 гг.

50. Вступление России в ВТО: условия и особенности переходного периода.

51. Структурные аспекты развития экономики Индии и прогнозные оценки международных экономических организаций.

52. Структурные аспекты развития экономики Индонезии и прогнозные оценки международных экономических организаций.

53. Интеграционные группировки и аналитические группы с участием России: характеристика деятельности.

Помимо членства в интеграционных соглашениях, подписанных в рамках СНГ, укрепления экономического сотрудничества со странами Европейского союза в рамках концепции стратегического партнерства, Россия является членом Форума АТЭС, Организации Черноморского экономического сотрудничества, Шанхайской организации

сотрудничества.

Организация Черноморского экономического сотрудничества (Black Sea Cooperation Organization, BSEC) создана в 1992 г. 11 странами: Азербайджаном, Албанией, Арменией, Болгарией, Грецией, Грузией, Молдовой, Россией, Румынией, Турцией и Украиной в целях интенсификации экономического сотрудничества стран Черноморского региона в сферах торговли, транспорта, туризма, развития людских

ресурсов. Задачи либерализации торговли и инвестиций не ставились.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России,Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы.

ШОС не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, АРФ АСЕАН), а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

Деятельность ШОС первоначально лежала в сфере взаимных внутрирегиональных действий по пресечению террористических актов, а также сепаратизма и экстремизма в Средней Азии. С момента основания организации странами-участницами было проведено несколько совместных антитеррористических учений.

Несмотря на то, что ШОС изначально создавалась с целью совместной защиты границ соседних государств, практически сразу её деятельность получила и экономическую направленность. Через несколько месяцев после начала работы ШОС на своей первой встрече в Алма-Ате премьер-министры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества обсудили вопросы регионального торгово-экономического сотрудничества, развития ШОС и другие проблемы, подписали Меморандум между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций.

Особое место в экономических отношениях стран ШОС занимает Китай. Он с каждым годом всё серьёзнее влияет на экономическую ситуацию в регионе, стимулирует сотрудничество стран ШОС в этой сфере, настаивая на создании свободной торговой зоны, а вместе с тем и создании инфраструктуры для торговли и инвестиций.

 

Основными целями вступления РФ в АТЭС стали как экономические

факторы:

-расширение внешнеэкономических связей со странами региона;

-облегчение условий доступа российских товаров на рынки стран Форума;

-стимулирование притока зарубежных инвестиций;

-содействие экономическому подъему восточных регионов страны, более связанных со

странами Северо-Восточной Азии, а не с центральными регионами страны, так и политические: попытка укрепить позиции и авторитет страны в АТР, сильно пошатнувшиеся после распада СССР;

-разрешение территориальных споров с Японией и Китаем.

 

Внешнеторговые связи характеризуются асимметричностью: доля

России во внешней торговле АТЭС составляет лишь 1%, в совокупном ВВП

Форума — 1,4%, в совокупных зарубежных инвестициях — чуть более 0, т.е.

российское присутствие в азиатско-тихоокеанской экономике минимально в

отличие от удельного веса стран АТР в российской экономике.

 

Таможенный союз — форма торгово-экономической интеграции Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники таможенного союза применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. В официальных документах ЕврАзЭС используется наименование «Таможенный союз».

 

Члены БРИКС характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

§ Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией;

§ Россия — крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов;

§ Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы;

§ Китай — обладатель дешёвых трудовых ресурсов;

§ Южно-Африканская республика — природные ресурсы.

Это главные ресурсы, на которые опираются экономики этих стран. Высокая численность населения стран обусловливает дешевизну труда в них и, соответственно высокие темпы экономического роста.

В конечном итоге, прогнозируется, что значительные размеры экономик этих стран в будущем позволит им трансформировать экономический рост в политическое влияние, что приведёт к формированию новой экономической элиты и снизит влияние «золотого миллиарда».

Золотой миллиард — выражение, означающее население развитых стран с достаточно высоким уровнем жизни в условиях ограниченности ресурсов.

 

54. Конкурентоспособность России в рамках BRICS на основе рейтинговых оценок международных экономических организаций.

55. Страны Африки к югу от Сахары: структура и особенности экономического развития в условиях кризиса и посткризисный период.

56. Основные тенденции социально-экономического развития России в 2011году (по данным МЭР России).

57. Внешняя задолженность РФ: причины формирования, структура и пути реструктуризации. Показатели долговой нагрузки и долговой устойчивости.

58. Мировой финансовый кризис 2008-2010гг.: определение, формы проявления.

59. Основные причины мирового финансового кризиса 2008-2010 гг.

Основной и единственной причиной мирового экономического кризиса является перепроизводство основной мировой валюты - доллара США. Именно с 1971 г., когда была отменена привязка доллара к золотому содержанию, обеспечивающемуся золотым запасом США, доллары стали печататься в неограниченных количествах. Покупательная способность доллара обеспечивалась не только ВВП США (как это происходит в каждой нормальной стране), но и ВВП стран всего мира. Все бы ничего, но те государства, экономики которых стали обеспечивать силу доллара, никогда не имели и не имеют контроля за объемом эмиссии доллара. Этого контроля реально не имеет и правительство США. Таким правом обладает только ФРС США.

Федеральная Резервная система США (иными словами Центральный Банк США) - это частная организация, принадлежащая 20-ти частным банкам США. Это их главный бизнес - печатать мировые деньги. Чтобы достичь этого, нынешние владельцы ФРС затратили много и времени - десятилетия, а точнее - столетия, и усилий - здесь 1-я и 2-я Мировые войны и Бреттон-Вудские соглашения 1944 г. и т.д. и, конечно, само создание ФРС в 1907 году. Таким образом, группа частных лиц окончательно получила право выпускать в обращение доллары, определять объем, сроки выпуска и т.д. С 1971 г. по 2008 г. объем долларовой массы в мире вырос в десятки раз, превзойдя во много раз реальный объем товарной массы в мире.

 

Значительные средства тратились на обеспечение «доступных» кредитов - потребительских, в том числе на жилье. Т.е. ты еще не заработал ничего, но тебе уже дали дом, машину и т.д. Правда, под обязательство работать на погашение кредита 30 лет. Оплачивать все это (выдавать огромные объемы кредитов) можно было только за счет необеспеченной эмиссии доллара. При этом те, кто «в теме» (владельцы ФРС) прекрасно знали, что возвращать эти деньги потребителю в полном объеме не придется, т.к. наступит этап «контролируемого обрушения» и все изменится, в том числе рухнет и доллар. Этот процесс уже запущен в действие.

 

Еще одна версия – теория больших циклов Н.Д. Кондратьева. В какой-то период в экономике открываются возможности интенсивного роста — усовершенствования технологий, повышения эффективности использования имеющихся ресурсов — а затем, как результат этого процесса, открываются возможности для роста экстенсивного, охват новых рынков и территорий, при этом эффективность мало кого колышет. Потом опять экстенсивный рост упирается в стену, фронтир освоен — и начинается цикл интенсива. Что и наблюдается сегодня. Смена моделей роста — это смена бизнес-стратегий, поворот на 90 градусов, который практически всегда сопровождается масштабными кризисными явлениями. Экстенсивный цикл начался в 1970х, предыдущий интенсивный в 1930х с той самой великой и ужасной депрессии. И сейчас, по сути, такой же закономерный процесс перестроения на интенсивный лад. Вопрос остается только в продолжительности и интенсивности этого процесса.

Но это лишь в теории. На практике все больше убеждаешься в том, что этот кризис подстроен, создан искусственно.

 

Возникновение кризиса связывают со следующими факторами:

§ дисбалансы международной торговли и движения капиталов.

§ обесценивание доллара США на протяжении 2002—2008 годов породило уменьшение его использования рядом стран в качестверезервной валюты, и даже попытки перехода на другие валюты в международных расчетах, что привело к возникновению кризисных явлений в отдельных сферах экономики США, перегреву экономик в других странах и аномальному ценообразованию на товарных рынках.

§ общей цикличностью экономического развития;

§ перегревом кредитного рынка и явившегося его следствием ипотечного кризиса;

а также:

§ высокими ценами на сырьевые товары (в том числе на нефть);

§ перегревом фондового рынка;

В 2000-х годах наблюдался бум потребления, сопровождавшийся неуклонным ростом цен на сырьё — после Большой депрессии товаров потребления в 1981—2000 годах. Но в 2008 году цены многих товаров, особенно нефти и продуктов питания (агфляция), достигли такого уровня, что стали наносить ощутимый экономический ущерб. В январе 2008 года цены на нефть превысили $100 за баррель. 11 июля 2008 года цена нефти марки WTI достигла рекордных за всю историю $147,27 за баррель; после чего началось снижение — до $61 24 октября того же года и до $51 в ноябре. Пищевые и топливные кризисы обсуждались в июле на 34 саммите Большой восьмёрки[14].

Данные опубликованные ФАО (ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ И СХ ОРГАНИЗАЦИЯ ООН) показали, что в декабре 2010 года индекс цен на пищевые продукты в мире составил 215 пунктов. В период с июня по декабрь 2010 года этот показатель вырос на 32 %[15].

А в январе 2011 года продовольственный индекс цен ФАО достиг уже 231 пункта — это самый высокий показатель с тех пор, как ФАО начала измерять индекс в 1990 году[16].

В результате уже в начале 2011 года мир оказался на грани продовольственного кризиса, который может привести к глобальным политическим переменам. Например в январе 2011 года из-за низкого уровня жизни и частично из-за продовольственного кризиса произошли революции в Тунисе[17] и Египте[18].

Сократился спрос на автомобили: в августе 2008 года продажи автомобилей в Европе сократились на 16 %[19], в США в сентябре продажи автомобилей снизились на 26 %[20], в Японии — на 5,3 %[21]. Это привело к сокращению производства металла и сокращению рабочих мест в автопроме и смежных отраслях.

- Существенным фактором возникновения кредитного кризиса в США, по мнению ряда экспертов, стало широкое использование с начала 1990-х годов производных финансовых инструментов, деривативов (англ. derivatives) и стремление повысить доходность за счёт увеличения рисков. При этом нет анализа, который бы показал, что именно деривативы приблизили кризис, не наступил бы кризис в строительстве ещё раньше, если бы деривативы не способствовали расширению платёжеспособного спроса на недвижимость и дорогие товары.

В США рост экономики в основном наблюдался за пределами реального сектора. Накануне кризиса до 40 % корпоративных прибылей приходилось на финансовый сектор, где все было надуто, 40 % инвестиций приходилось на недвижимость — и все это было вложено в пузырь.

60. Сравнительный анализ мировых финансовых кризисов 1998 и 2008гг.

  1. Этап осознания кризиса.
  2. Этап активного сокращения затрат
  3. Этап неопределенности.
  4. Этап адаптации к новым условиям и разработки новых моделей ведения бизнеса
  5. Этап выхода из кризиса.

 

Один из самых тяжелых экономических кризисов в истории России. Дефолт 1998 года был неожиданным для западных инвесторов, руководствовавшихся принципом «Россия — большая, ей не дадут упасть». Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный Валютный Фонд выделил России неотложный кредит (и первый из них пошёл в страну ещё до объявления дефолта), на сумму в 22 млрд. долларов. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу. Причины дефолта: огромный государственный долг России, низкие мировые цены на сырье[1] и пирамида государственных краткосрочных облигаций, по которым правительство РФ не смогло расплатиться в срок. Курс рубля по отношению к доллару в августе 1998 года ‑ январе 1999 года упал в 3 раза ‑ c 6 рубль за доллар до 21 рубль за доллар. Экономический кризис 1998 года был крахом макроэкономической политики российских властей, проводившейся с 1992 года. Экономика России получила тяжёлый удар, в результате которого в несколько раз девальвировался российский рубль, произошёл значительный спад производства и уровня жизни населения, резкий скачок инфляции.

В 2008 году в США разразился мировой финансовый кризис, затронувший все развитые и развивающиеся страны мира. Признанные мировые лидеры дали шанс выйти в лидеры быстроразвивающимся странам. Это страны, демонстрирующие быстрый рост национальных экономик. Таким образом, событие 2008 года положило начало образованию многополярной системы мироустройства. Ход развития глобальной экономики в 2008 ф.г. определялся взаимодействием трёх мощных сил: кризис замедлял рост в ряде стран с развитой экономикой, рост в странах в формирующимся рынком и развивающихся странах продолжался оживлёнными темпами, и во всём мире усилилось инфляционное давление, отчасти вызываемое стремительным ростом цен на биржевые товары.

По оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».

По масштабам этот кризис сопоставим с кризисом 1998 г., который российская экономика успешно преодолела только спустя несколько лет (по уровню жизни населения). По некоторым показателям кризис 1998 г. был значительно сильнее. Тогда, к примеру, за несколько месяцев курс акций снизился почти на 90%, обанкротилась половина коммерческих банков. Прекратили деятельность множество других коммерческих организаций. Кризис 2008 г. происходит в исключительно благоприятных внутренних финансовых условиях. Накоплены колоссальные валютные и бюджетные резервы. Бюджет и платежный баланс положительные. Даже внешняя задолженность (преимущественно частная) намного менее опасна, так как краткосрочная ее часть значительно меньше, чем валютные резервы, в отличие от 1998 г. Даже осенью 2008 г. цены на нефть были в несколько раз выше цен 1998 г.

Кризис 1998 г. разворачивался при очень слабой монетаризации экономики. В расчетах преобладали бартер и денежные суррогаты[[2]]. В 2008 г. монетаризация экономики по отношению к ВВП выше в несколько раз. Это намного усиливает влияние неполадок в финансовой системе на развитие экономики. Минимальным было и число частных акционеров. Поэтому тогдашний биржевой крах акций почти не повлиял на экономику, в отличие от 2008 г. Биржевой крах в 2008 году сказывался и через личное состояние (а оттого – и расходы) населения, и через положение банков и финансовых компаний, и через возможности при снизившейся во много раз капитализации обеспечивать новые эмиссии акций и облигаций и получать займы от банков.

В марте 2010 года в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство. Россия пережила исключительно серьезный экономический кризис. Он являлся следствием долголетней деградации российской экономики и общественной жизни.

 

   
Азиатский финансовый кризис Падение вызвано глобальным кредитным дефицитом
Резкое и значительное падение нефтяных цен Резкое, но относительно небольшое падение нефтяных цен, последовавшее за долгим ростом
Отток капитала Уходящие иностранные горячие деньги заменяются внутренними инвестициями
Государство-должник Государство – кредитор экономики
Незначительные резервы Значительные резервы, 3-е место в мире по ЗВР ($550 млрд.)
Слабо регулируемая банковская система малой капитализации Центральный Банк хорошо капитализирован и кредитует коммерческие банки
Политическая нестабильность после смены правительства Политическая стабильность
Правительство обесценивает рубль ЦБ рекапитализирует финансовые организации, рубль остается сильной валютой
Государство объявляет дефолт по своим обязательствам Дефолт не предвидится, фундаментально экономика остается сильной

61. Платежный баланс России в 2011 году: характеристика основных статей. Внешние и внутренние факторы, влияющие на основные параметры счетов.

62. Международные резервы России: структура, особенности использования в кризисный и посткризисный период.

63. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 г.: структура и характеристика сценариев.

64. Прогнозы развития мировой экономики (по данным международных экономических организаций и МЭР РФ).

65. Факторы экономического роста России (по данным Сценарных условий долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 г).

66. Антикризисная политика России в 2008-2010гг. Эффективность реализации основных положений на основе анализа макроэкономических показателей 2011 года.

67. Сценарные условия для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития России в 2013-2015 гг.

68. Международные экономические организации системы ООН: характеристика деятельности и роль в мировом хозяйстве.

Специализированные учреждения ООН - это межправительственные организации универсального характера, осуществляющие сотрудничество в специальных областях и связанные с ООН.

Специализированные учреждения можно разделить на следующие группы: организации социального характера (МОТ, ВОЗ), организации культурного и гуманитарного характера (ЮНЕСКО, ВОИС), экономические организации (ЮНИДО), финансовые организации (МБРР, МВФ, МАР, МФК), организации в области сельского хозяйства (ФАО, ИФАД), организации в области транспорта и связи (ИКАО, ИМО, ВПС, МСЭ), организация в области метеорологии (ВМО). Россия - член всех специализированных учреждений, кроме ФАО, ИФАД, МАР и МФК.

Международная организация труда (МОТ) - Целью МОТ является содействие установлению прочного мира путем поощрения социальной справедливости, улучшения условий труда и жизненного уровня трудящихся. Особенностью МОТ является трехстороннее представительство в ее органах: правительств, предпринимателей и трудящихся (профсоюзов). По замыслу создателей МОТ, это должно способствовать диалогу между трудящимися и предпринимателями при посредстве правительств (идея социального партнерства).

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)- Целью ВОЗ является "достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья". Основные направления ее деятельности: борьба с инфекционными болезнями, разработка карантинных и санитарных правил, проблемы социального характера. ВОЗ предоставляет помощь в налаживании системы здравоохранения, подготовке кадров, борьбе с болезнями.

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) - ЮНЕСКО ставит своей задачей содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств массовой информации, дальнейшего развития народного образования и распространения науки и культуры.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС ) - Цель организации - содействовать охране интеллектуальной собственности во всем мире, способствовать претворению в жизнь международных соглашений в этой сфере, осуществлять административное управление различными союзами в области охраны интеллектуальной собственности, не нарушая их автономии.ВОИС занимается также подготовкой проектов договоров в области защиты авторских прав, разработкой новой патентной классификации, осуществлением технического сотрудничества в патентной области.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд (МВФ), Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК). - Членами МБРР могут быть только члены МВФ, а членами двух филиалов - только члены МБРР. Центральное место в системе финансовых организаций занимает Международный валютный фонд. Его целями являются координация валютно-финансовой политики государств-членов и предоставление им краткосрочных и среднесрочных займов для урегулирования платежных балансов и поддержания валютных курсов.Целями МБРР являются содействие реконструкции и развитию экономики государств - членов Банка, поощрение частных иностранных капиталовложений, предоставление займов для развития производства и др.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО). Организация ставит целью улучшение питания и повышение уровня жизни, повышение продуктивности сельского хозяйства, улучшение системы распределения продовольствия и др. При осуществлении этих целей ФАО содействует капиталовложениям в сельское хозяйство, сохранению природных ресурсов, создает специальные программы в сферах своей деятельности, совместно с ООН руководит Мировой продовольственной программой.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) - создана в целях развития принципов и методов международной аэронавигации, обеспечения безопасности полетов на международных авиалиниях, содействия планированию и развитию международного воздушного транспорта.

Всемирный почтовый союз (ВПС).- ставит своей целью обеспечение и совершенствование почтовых отношений. Все страны - члены ВПС образуют единую почтовую территорию, на которой действуют три основных принципа: единство такой территории, свобода транзита и единообразный тариф. ВПС разрабатывает правила международной пересылки всех видов почтовых отправлений на основе Всемирной почтовой конвенции и многосторонних соглашений.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - Организация ставит своей целью способствовать развитию международного сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.Основные направления деятельности МАГАТЭ: организация и координация исследований и разработок в области ядерной энергетики, вопросы радиационной безопасности, оказание технической помощи государствам - членам Агентства в области мирного использования ядерной энергии, осуществление контроля (гарантий) за мирным использованием атомной энергии, регламентационная деятельность по вопросам, связанным с атомной опасностью.

69. Международный валютный фонд и его роль в регулировании мирового валютного рынка.

70. Группа Всемирного банка: характеристика основных институтов и направлений деятельности.

71. Всемирная торговая организация и ее роль в регулировании международной торговли. Условия вступления в ВТО (опыт КНР и особенности членства РФ).

72. ОПЕК: структура, страны-члены и влияние на мировую конъюнктуру нефтяного рынка.


[1] Россия ‑ крупный поставщик нефти и газа на мировой рынок

[2] Денежные суррогаты - денежные знаки, не предусмотренные законодательством и вводимые отдельными лицами самовольно. Причина их появления (в основном) - нехватка официальных денежных знаков. Напр., в 1993-1994 гг. в РФ было отмечено введение д.с. некоторыми предприятиями ввиду их неплатежеспособности, с одной стороны, и необходимостью рассчитываться с работниками предприятий - с другой стороны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.04 с.)