Вопрос. Отраслевая структура промышленности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Отраслевая структура промышленности.



Промышленность подразделяется на:

· Добывающую (нефть, газ, уголь, мин.сырье)

· Обрабатывающую (металлургия, машиностроение, химическая промышленность, текстильная, мебельная)

Добыча и переработка нефти.

Главная особенность - большая часть ресурсов нефти приходится на развивающиеся страны ближнего востока.

Ведущее место по добыче нефти – Россия, США, Саудовская Аравия. В России основным нефтедобывающим районом является Западная Сибирь. В США добыча нефти ведется на юге (в шельфе Аляски в настоящее время). 40% США импорт. Большой удельный вес в импорте нефти в США приходится на Канаду, Венесуэлу, Мексику.

Картель ОПЕК создан в 1960 году (Алжир, Эквадор, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Саудовская Аравия, Венесуэла, ОАЭ). Одной из проблем развития данной отрасли является территориальный разрыв между добычей и переработкой нефти. Это приводит к масштабам перевозки нефти.

В настоящее время отличительной особенностью развития промышленности является перемещение основных центров нефтедобычи из США, Канады, Венесуэлы в Африку, Мексику, западную Европу.

Основные экспортеры нефти – Россия, ОПЕК. В США основное направление газопроводов с юга на северо-восток.

Основной импортер – Япония.

Угольная промышленность. Китай, США, СНГ ~60% всей угледобычи мира. (Австралия, ЮАР, Индия, Германия, Великобритания).

В Китае уголь добывается в восточных провинциях.

Районы: кузнецкий, Карагандинский, Иркутский.

 

Важнейшие экспортеры: Австралия, США, ЮАР.

Бурый уголь – менее калорийный. Германия лидирует

11.10.11

Обрабатывающая промышленность. В структуре обрабатывающей промышленности значительный удельный вес занимает черная металлургия. Отличительная особенность этой отрасли в зап странах: уменьшение производства и потребления стали. Причины:

1) В мире идет процесс общего сокращения металлоемкости продукции

2) Металлы активно вытесняются пластмассами

3) Часть металлургии как грязное производство перемещается в страны 3 мира.

В России доля неметаллических конструкционных материалов в машиностроении в 10 раз меньше чем в США. Меньше доля лома. Мировое производство стали на 80% приходится на развитые страны: Россия, Япония, США, КНР, Германия. Наиболее крупными производителями черных металлов в западной Европе являются Италия, Франция, Великобритания, страны Бенилюкса (Бельгия, Люксембург, Нидерланды). Особое место в металлургии развитых стран занимает Канада, Австралия, ЮАР. Этому способствует высокая степень обеспеченности металлургическим сырьем и топливом. Доля этих стран в добыче железной руды превышает 60 %. Главной преобладающей формой размещения металлургии в развитых странах являются металлургические районы. Они созданы в США, Германии, в меньшей степени в Японии и Франции. Наиболее крупные по масштабам производства металлургические районы сформировались в США и Японии. Существенно изменилась география мировой железорудной базы. Преимущество имеет руда из развивающихся стран (до 60% железа и дешевизна раб силы). Основные экспортеры: Бразилия, Индия, Либерия, Австралия, ЮАР, Россия крупный поставщик в страны восточной Европы. Высокими темпами развивается черная металлургия в развивающихся странах, в странах новой индустриализации. Крупным производителем металла является Бразилия. В перспективе значение черной металлургии в развитых странах будет падать: высокая конкуренция со стороны развивающихся стран.

Машиностроение. Главная отрасль промышленности западного мира. Приходится 35%стоимости мирового промышленного производства. В развитых до 40%, в развивающихся 20%. Доля развитых стран в машиностроении мира колеблется от 90 до 92%.. А особенно высока доля машиностроения в США, Японии, Германии. Машиностроение достигло значительного уровня в странах НИС. В 1 десятку крупнейшего машинооборудования вошла Бразилия. Важное значение приобрели Г-К, Тайвань, Сингапур.

Особенности машиностроения развитых стран – высокая экспортность и большой удельный вес в общей стоимости экспорта (более 25%). Наиболее более высока доля экспорта в Японии(64%), США и Германии (50%), свыше 1/3 стоимости экспорта и продукции машиностроения приходится во Франции, Великобритании, Италии.

Мировое машиностроение подразделяется (подотрасли):

1) Общее машиностроение (35-37%)

2) Транспортное машиностроение (33-35%)

3) Электротехника (электроника) (30-31%)

Роль транспортного снижается.

Общее машиностроение это очень широкая категория, включающая

· станкостроение

· все виды производственного оборудования

· с/х машины.

Оно неоднородно в развитых, развивающихся странах. В настоящее время происходит сдвиг (перемещение) выпуска с/х машин, менее сложного оборудования в развивающиеся страны. При этом развитые государства специализируются на особо сложных видах машинных изделий.

Станкостроение. Преобладают развитые страны(производство современных станков). Половину стоимости дают Германия и Япония(по 25%), США(11%), Италия (9%), Швейцария (8%), развивающиеся страны(около 6%), включая южную Корею, Тайвань и Бразилию.

Электротехническая промышленность. В эл/техн промышленности выдвинулась электронная индустрия. На ряду с быт товарами выпускаются изделия промышленного, научного и военного значения (ЭВМ). В крупнейшую подотрасль техники производство быт электроприборов. Увеличиваются масштабы электроэнергетического оборудования. Электронная промышленность состоит из 2 основных подотраслей: военно-промышленная электроника и бытовая электроника. Военно-промышленная сосредоточена в развитых странах. Бытовая – в развивающихся странах (большое кол-во дешевых рабочих рук). Многие развивающиеся страны экспортируют бытовую электронику в развитые. В развитых происходит сокращение производства бытовой электроники под напором таких конкурентов как Г-К, юж. Корея, Тайвань.

Транспортное машиностроение. Существенно изменилась структура транспортного машиностроения. Интенсивно растет производство автомобилей, судов, производство подвижного состава ж/д резко сократилось. За последние 25 лет производство подвижного состава перемещается в развивающиеся страны. Крупнейшие продуценты локомотивов: Индия, Бразилия, Аргентина, Турция. Производители вагонов: Мексика, Египет, Иран, Таиланд, Чили, Колумбия (общее число стран 30). Перемещение судостроения из развитых стран в развивающиеся с дешевым трудом. 2е место в мире по производству судов занимает Юж Корея, 1е место – Япония. Развивающиеся страны: Юж. Корея, Бразилия, Тайвань, Индия, Аргентина, Мексика. Произошло сокращение судостроения в Великобритании, Швеции, Италии.

Автостроение. Перемены: лидером автостроения является Япония (обогнав США). США производят не только легковые, но и грузовые автомобили (3,7 млн штук грузовых, более 7 млн легковых). Главные производители легковых автомобилей в зап. Европе: Германия, Франция, Италия, Испания, Великобритания (сократила производство в 2 раза). Резко возросло производство в странах НИС: Бразилия, Юж. Корея (около 1 млн штук)(производят авто на экспорт). Особое место занимает Бельгия. Она производит 400 тыс штук собственных легковых автомобилей, из импортных частей производит более 1 млн автомобилей. Автосборка распространена по всему миру. Половина развивающихся стран имеют автосборочные предприятия. Автопромышленность СНГ и других стран с переходной экономикой имеют свою специфику: увеличенная доля грузовых автомобилей. Суммарное автостроения этих стран относительно невелико. Значительно растет автостроение только в КНР. Большую роль играет автосборка в СЭЗ.

Кроме военной промышленности, продукция нашего машиностроения неконкурентоспособная. Основная проблема в развития машиностроения: моральный износ основных фондов, физический износ основных фондов, препятствует экспорту небольшой удельный вес на…, на науку в этой области, недостаток квалифицированной рабочей силы.

Аграрный сектор. В нем занято около половины самодеятельного населения, в зап евр – 9%, США 7%, канаде – 6%, бывш СССР – около 19%, в развивающихся странах – 70 %. С/х в современных условиях развивается под воздействием НТР, это сопровождается усилением механизации, ирригации, химизации, энерговооруженности аграрного сектора.

12.10.11

Влияние НТР способствовало осуществлению в с/х так называемой «зеленой революции». Ее сущность: интенсификация с/х, на основе путей классификации внедрение высокоурожайных сортов зерна, широкое применение удобрений, использование новой техники, орошение. Техническая база с/х. В развитых странах сконцентрировано 86% тракторов, 94% комбайнов (Япония 23 машины на 100 га). Однако использование мощной техники в с/х привело к распахиванию пастбищ, лугов, в рез-те возникла эрозия почвы, стал быстро теряться плодородный слой. В целях сохранения плодородия почвы многие страны (Канада, Австралия, зап. Европа) перешли на новую технологию обработки почвы (классическая - глубокая вспашка, боронование, посев и т.д.), т.е. бесплужное земледелие, поверхностная плоскорезная обработка почвы. Прогрессивным стало внедрение в полеводство так называемой нулевой обработки почвы, при этом все предпосевные операции и посев осуществляются за 1 проход агрегата (совмещены). С конца 80 х годов проявляется совершенно новая тенденция в с/х: сокращение использования на полях мощной крупногабаритной техники (зерноуборочный комбайн ДОН). Это связано с изменением техники земледелия и изменением структуры с/х производства. Изменение структуры: развитые страны оказались перед кризисом перепроизводства зерна и трудностями его сбыта. Вместе с тем в 80 годы происходит перестройка структуры питания населения: устойчиво падает потребление калорийных продуктов, крахмалоносителей, сахара, всех видов зерна и мяса. Предпочтение отдается овощам и фруктам. Следствием этого явл-ся ускоренный рост овощеводства и садоводства (спрос порождает предложение). Это привело к повышению спроса на малогабаритную технику(садово-огородные тракторы, с/х машины для посадки овощей). Переориентация спроса на данную технику стимулировало ее экспортное производство в Италии, германии и особенно в Японии.

Большую роль в интенсификации земледелия играет химизация. На долю развитых стран приходится 85% общего потребления удобрений, США – 45%, зап евр – 28%, Японии – 12%. На луга и пастбища – Германия, Бельгия, Япония, Новая Зеландия (1015 кг минеральных удобрений на 1 га). Сравнительно мало - в США, Австралии. В последние годы наблюдается замедление темпов роста в применении химических удобрений. В ряде стран происходит абсолютное сокращение их использования – Дания, Франция, Бельгия, Нидерланды. Поскольку минеральные удобрения, как и химические средства защиты растений разрушают ест механизм плодородия почвы, загрязняют окружающую среду, создают угрозу для жизни человека. С/х в развитых капиталист странах находится на пороге новой технической революции, а именно из капиталоемкой отрасли оно превращается в наукоемкую отрасль. С ростом индустриализации аграрного сектора меняется положение с/х в общей системе экономики. С одной стороны с/х тесно связано с отраслями, поставляющими с/х технику, топливо, химикаты, с другой стороны – тесные взаимосвязи с отраслями, перерабатывающими продукцию с/х, а также связь со сферой услуг, которая обеспечивает транспортировку, хранение и торговлю с/х продукцией, связь с наукой.

Таким образом формируется единая многоотраслевая система, которая называется агропромышленный комплекс (АПК) или агробизнес. Все звенья АПК находятся в тесной взаимосвязи, поэтому уровень развития с/х определяется тем, насколько развиты все звенья АПК. В высокоразвитых странах большая часть земельного фонда сосредоточена в руках крупных частных компаний, использующих наемный труд. Крупным землевладельцем является государство (США ¼ часть земель государственная). В развивающихся странах картина аграрных отношений значительно отличается. В латинской Америке часть земельного фонда составляет основу помещичьих хозяйств, в странах Азии и Африки на ряду с крупнейшими капиталистическими хозяйствами широко распространены хозяйства феодального и полуфеодального типа. Поэтому эффективность с/х производства в большинстве стран Азии и Африки недостаточно высока. Изменения в нашей стране: новые формы собственности и новые виды хозяйств – фермерские. В высокоразвитых странах (США, Германия, Франция) продукция животноводства преобладает над продукцией земледелия. Развитие животноводства

Большое значение в развитии любой страны имеет обеспечение продовольствием. К тому же это одна из важнейших глобальных проблем человечества. В настоящее время в мире производится больше продовольствия, чем когда-л в истории человечества, тем не менее около 1 млрд – голодает. Зона голода и недоедания включая страны, расположенные по обеим сторонам экватора, включая почти всю Африку к югу от Сахары, западную, южную и ю-в Азию, карибский бассейн. География голода совпадает с отдельными развивающимися странами.

Мальтус: население планеты увеличивается в геометрической прогрессии, а продовольствие в арифметической прогрессии. Блага для жителей планеты: войны, эпидемии, кот уносят лишних людей. На основе статистики США когда туда был наплыв людей со всего земного шара.

19.10.11

Мировая …. технологиями, средствами производства, чтобы прокормить в 2 раза больше людей, чем имеется в наст время.

В развивающихся странах характерно недостаточное по количеству и калорийности питание. Оно как правило сочетается с нехваткой (белков животного происхождения). В развив странах в значит их части развивается «скрытый голод». Африка, Индия, Индонезия – питаются крахмалами (зерно), не употребляют почти мясо и молоко.

Суть продовольственной проблемы состоит не в том, что в мире в целом не хватает продовольствия, а в том, что география производства продовольствия не совпадает с географией его потребления. И США, Канада, западная Европа имеют избыток продовольствия, но развивающиеся страны не имеют достаточных средств для его закупки.

Таким образом, продовольственная проблема не столько ресурсная, сколько социально-экономическая и политическая.

Корни этой проблемы кроются в вековой эксплуатации бывших колоний, консервации полуфеодальных отношений к деревне, неэффективной системе современной МРТ. Кроме того, для развивающихся стран характерна небольшая площадь. Средняя площадь с/х угодий не многим боле 1 га, в Австралии – 1000га. Не хватает средств для приобретения удобрений, техники. По применению удобрений на 1 га уступают в 40-50, поэтому низкая урожайность, продуктивность скота. 1 семья может прокормить 2-3 семьи занятых вне с/х, в развитых странах – более 10 семей. Потребление продовольствия на душу населения в 90-е годы снизилось до 180 кг. Ср/суточный рацион африканца самый низкий в мире.

Широко внедряются экспортные структуры – кофе, какао бобы_ продовольствия стало еще меньше. Россия в наст время сидит на продовольственном ….

За годы реформ произошел резкий спад в развитии агропромышленного комплекса России. Аграрный комплекс не в состоянии обеспечивать страну продовольствием, решать задачи внутренней стабильности, продовольственной независимости страны, значительная доля продовольственности поступает по импорту. Доля импорта продовольствия в Россию превысило 30% (40%) потребностей. Мясо – 51.3, молока 55.1, рыбы 40, овощей 59%. В наст время Россия имеет трудовые, земельные и другие ресурсы, которые могут составить основ\у дальнейшего развития с//х. по земельным ресурсам РФ занимает 1 место в мире, но по эффективности, по продуктивности, производит-ти труда – гораздо ниже среднего. Урож-ть в центнерах с га – РФ 18.5 ц, США 56.8, Китай 49,7ц, сах.свекла, 282, 489, 493, картофель116, 402. В качестве проблем можно отметить слабое обеспечение материально-техническими ресурсами с/х. В результате валовая продукция с/х сократилась в 95 по сравнению с 90 до, 2000 -, 2010 –до 71.3%. Из-за низкой продуктивности земледелия сдерживается развитие животноводства, развитие легкой пищевой промышленности, т.е. население не обеспечивается продовольствием, а производство – сырьем. По существу продовольственный баланс страны почти на 30% формируется за счет импорта. Резко снизилась посевная площадь под с/х культурами, под зерновыми: 90й год – площадь более 6 млн га, 2010 – 4 млн га. Россия имеет потенциал отечественного производства мин удобрений. Они могут обеспечить рост растениеводства; защиты растений с/х, но почти уничтожены за годы реформы. В развитии с/х страны особенно сложная проблема – это проблема, связанная с импортом мясной и молочной продукции. Импорт этих товаров сбивает цены отечественных произв, а затем после вытеснения отеч произв цена возрастает (отеч теряют до 13 млрд долл в год). Продовольственная безоп наруш-ся еще и тогда, когда «провисает» с/х. В силу общественного разделения труда оно связано приблизительно с 80 отраслями и поставляет свою продукцию более чем в 60 отраслей. Большие надеждя возлагались на ельцинскую программу развития агропром-го комплекса, но вместо роста (на 15%) произошел спад на 12%. Предприятия на селе нах-ся в.., пояти половина из них убыточные(43%), 80% имеют долги, треть не могут их выплатить. з/п сост 65% от прожиточного мин. Поэтому происх отток из с/х в пром-ть. Стоимость импортного прод-ия в течение последних лет равна стоимости экспорта нефти из нашей страны. Правите-во неоднократно принимает программы развития с/х. Обеспечение населения продовольствием в стране имеются стратегические запасы, которые могут обеспечивать несколько лет (сократились в 8,4 раза). Главная проблема – повышение эффективности всех отраслей, которые входят в этот комплекс. Это сложная, многосторонняя глобальная проблема, которая затрагивает многие отрасли нашей экономики.

Пути решения продовольственной проблемы:

1. Выходом из продовольственного тупика уже не может быть сколько- нибудь существенное увеличение обрабатываемой площади. В расчете на человека в мире прих-ся 0,38 га на человека. В рвзвив – 0,2га. В некоторых странах фонд своб земель пригодных для земледлия использован более чем на 90%, в индии – исчерпывание. Подъем с/х развив стран долгосрочная и комплексная задача, она не может быть решена помощью из вне (оказывается), в осн она должна решаться собственными силами:

1) Необходимы соц преобразования аграрной реформы, полное уничтожение феодальных форм аграрных отношений

2) Использование научно-техн достижений в обл с/х (приобщение развив стран к достижениям

3) Рост орошаемых площадей, всемирная интенсификация с/х

Реальность такого пути доказ некот страны Азии: индия, индонезия, таиланд достигли самообеспечения зерном.

1) Повышение плодородия земель, если поднять уровень плодор до сущ-го в зап. Евр то можно прокормить более 10 млрд чел

2) Повышение биолог продуктивности морских и океанических вод

3) Эффективное использ солн энергии для фотосинтеза органической массы

4) Широкое применение достижений генетики, селекции для улучшения с/х культур и выведения более продуктивных пород животных.

В потребл с/х продукции произошли кач и кол изменения

ТАБЛИЦА

Вид продовольствия          
Хлеб          
Картофель          
Овощи          
Фрукты          
Мясо          
Молоко          
Яйцо          
Рыба 20,3        

 

Данная ситуация в стране сложилась в рез-те ошибочных предпосылок.

Реформы исходили из следующего (предпосылки)

1. Производство продуктов питания в рыночных условиях становится саморегулирующимся. Рынок все расставляет на свои места – Адам Смит.

2. Российские производители продовольствия при открытых границах должны быть конкурентоспособными

3. Финансовый капитал способен обеспечить процесс воспроизводства при условии введения частной собственности на землю (но частная собственность и эффективность не одно и то же)

4. Крупные хозяйства, существовавшие в виде колхозов, совхозов должны быть заменены мелкими фермерскими хозяйствами. Однако с/х и продовольственный рынок не являются саморегулирующимися элементами рынка, поскольку спрос на продовольствие как на товар 1 необходимости характеризуется низкой эластичностью, в то же время цены на рынке продовольствия чрезвычайно эластичны и склонны к большим колебаниям. Поэтому необходимо гос регулирование цен на агропродукцию, поскольку в силу своей высокой эластичности они неизбежно будут играть разрушительную роль и для производителя, и для потребителя.

 

 

26.10.11

Вопрос. Третичный сектор.

В последние 10летия в экономике почти всех стран мира (пром развитых) важную роль играет сфера услуг, или третичный сектор. Конечная продукция его носит нематериальный характер. Одно ииз важнейших направлений революции услуг является возросшая роль производственных услуг. Производственные услуги необходимы на всех этапах производства и воспроизводства.

Этапы производства:

1) Подготовка процесса производства. Формы услуг:

· Технико-экономическое обоснование (проекта)

· Исследование рынка

· Конструкторские разработки

2) Производство товаров. Услуги:

· Контроль качества

· Аренда оборудования

· Услуги функционального обеспечения основной деятельности (бух.учет, управление кадрами, юр.обслуживание)

3) Послепроизводственные услуги:

· консультирование по вопросам сбыта

· транспортировка

· реализация

Сектор производственных услуг позволяет повысить международную конкурентоспособность продукции (контроль качества, исследование рынка – ценовая политика, сегмент рынка, основные конкуренты и т.п.). Новейшие информационные и телекоммуникационные технологии являются факторами эффективности и конкурентоспособности целого ряда услуг, например, повышает эффективность банковских операции, страхования, деловых услуг, услуг по разработке программного обеспЕчения, авиаперевозок, туризма. Информационные технологии в сочетании с дальней связью обосновали ряд новых услуг – услуг телематики. В последние годы мировые рынки услуг характеризуются вертикальной интеграцией, т.е. установлением систематических связей между видами деятельности в рамках данного предприятия, между ассоциированными фирмами и между поставщиками и клиентами. Доля иностранных инвестиций в третичный сектор возросла до 60%.

Структура третичного сектора.

Он весьма неоднороден. В статистике развитых стран транспорт и связь относятся к сфере услуг.

В настоящее время используется классификация, которая применяется в промышленных и торговых переписях. В этом случае, классификация услуг проводится по характеру деятельности.

Выделяют 4 подотрасли сферы услуг:

1. торговля

2. финансово-кредитная деятельность

3. транспорт и связь

4. прочие отрасли: просвещение, здравоохранение, культурно-реквиационные учреждения, бытовое обслуживание.

НТП привел к структурным сдвигам в экономике индустриально развитых стран. При этом изменились соотношения между материальным производством и непроизводственной сферой. В связи с ростом объема услуг третичный сектор развитых стран превосходит в наст время объем продукции обрабатывающей промышленности (крупнейший сектор экономики). В США на долю отраслей, производящих услуги приходится около 2/3 ВВП, в Канаде – 61% (доля услуг в ВВП),швеция – 62, дания 68. Усилилось значение производственной инфраструктуры и услуги внешнеэкономических связей. В развитых капиталистических странах происходит интенсивный перелив трудовых, материальных и финансовых ресурсов в пользу третичного сектора – сервисизация экономики. Усилению сектора услуг способствовало совершенствование технической базы сервиса. Это позволило расширить сферу услуг и создать новые виды услуг, например, электронная техника для обработки и передачи информации стимулирует развитие всех видов: финансовая сфера, связи, организации досуга. Важное значение приобрели услуги, связанные с производством. Их развитие проявляется как в создании самостоятельных служб, которые специализируются на предоставление услуг предприятиям, а также создание новых функциональных предприятий, предоставляющих услуги внутри предприятия. Во всех развитых странах доля занятых в сфере услуг – около 60% общего числа занятых в экономике, США – 68%, Канада – 70%. По доле в ВНП во всех развитых странах 1ое место занимает финансово-кредитная сфера, на 2ое место выходит торговля, далее – государственный аппарат, далее – транспорт и связь и прочие услуги. Исключение – Великобритания: 1) финансово-кредитная сфера, 2) гос. управление, 3) торговля, 4)прочие услуги.

Распределение подотраслей сферы услуг по доле в общем числе занятых:

1. прочие услуги (в Японии – торговля)

2. торговля

3. финансово-кредитная (кроме США) в виду автоматизации, компьютеризации

В развивающихся странах структура третичного сектора значительно отличается. Третичный сектор представлен главным образом розничной торговлей и личными услугами, поэтому третичный сектор развивающихся стран характеризуется раздутостью. Бразилия – 46% самодеятельного населения, в других от 56% до 60%.. Высокий уровень занятости населения в третичном секторе не является показателем высокого уровня экономического развития.

вопрос. Мировая транспортная система.

НТП вызвал быстрый рост производственных мощностей на транспорте в связи с ростом международной торговли.

1. Происходит расширение спроса на перевозочную работу на мировых товарных рынках (увел кол-во реализ-ых товаров и услуг)

2. Предъявляются новые требования к качеству транспортных услуг

3. Возникла необходимость обновления основного капитала на транспорте в связи с обострением конкурентной борьбы между различными видами транспорта. Наиболее остро происходит конкурентная борьба между внутриконтинентальными видами транспорта.

Новые требования к современным видам транспорта:

1) Усиливается дифференциация отправок, т.е. с возрастанием размера груза отправителей растет потребность в перевозке груза мелкими партиями

2) Расширение практики совместного строительства производственных объектов

3) Возрастает необходимость повышения эффективности перевозок в связи с ростом транспортных издержек

4) Возрастает необходимость обеспечения регулярности и ритмичности пассажирских и грузовых перевозок

5) Повышение уровня сохранности и скорости доставки грузов

6) Необходимость обеспечения безопасности движения при увеличении его интенсивности и высокой территориальной концентрация населения производства в районе транспортных услуг

7) Резкое повышение уровня комфортности в международных пассажирских сообщениях

8) Необходимость учета экологического аспекта развития транспорта, включая вопросы отчуждения территории под строительство новых транспортных дорог

9) необходимость снижения энергоемкости транспорта

Все эти факторы ведут к сдвигам в структуре перевозок в сторону опережающего развития автомобильного транспорта и воздушного. А ткже необходимости совершенствования междунарожных транспортных коммуникации ускорения оборачиваемости транспортных средств, развития смешанных безперегрузочных сообщений, соответств специализации транспортнвых средств и услуг и образование крупных специализированных транспортно-распределительных центров международного значения.

Основные параметры транспортной системы:

1. общая протяженность транспортной сети в посл 10летие стабилизировалась в то же время происходит значительное качественное изменения:

· растет протяженность электрофицированных ж/д

· автомагистралей с усовершенствованным покрытием

· трубопроводов с крупным диаметром.

В мировом грузообороте и пассажирообороте резко выделяется вид транспорта, доля которого растет. В грузообороте – морской (65%), в пассажирообороте – легковой автомобильный транспорт индивидуального пользования (более 60%).

2. Происходит интенсивное изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта. В грузообороте – между ж/д и автомобильным транспортом (2:1; 20 лет назад 4:1)

3. Доля трубопроводов выросла с 4 до 12%.

4. В пассажирообороте воздушный транспорт приблизился к уровню ж/д

Критерии работы транспорта, его характеристики:

1. Транспортоемкость производства – отражает соотношение между транспортом и производством

2. Транспортная подвижность населения зависит от степени урбанизации, расселения и т.д.

3. Соотношение пассажирских и грузовых перевозок

4. Соотношение видов транспорта в транспортной работе

По всем критериям выделяются 3 группы стран:

1) Промышленно развитые западные страны

2) Бывший СССР и страны восточной Европы (от плановой экономики к капитализму)

3) Развивающиеся страны

Транспортоемкость, выраженная в т/км на 1 доллар ВНП составляет: сев америка – 1.2, зап европа – 0.27, япония – 0.34, РФ – 5.3, вост европа – 1.72. Решающее значение имеет удельный вес тяжелые сырьевые отрасли.

02.11.11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.087 с.)