Взаимосвязь произ-ва и потребления. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Виды ресурсов. Классификация потребностей. Кривая производ. возможностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимосвязь произ-ва и потребления. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Виды ресурсов. Классификация потребностей. Кривая производ. возможностей.



Механизм функционирования рынка несовершенной конкуренции. Виды несовершенной конкуренции. Механизм равновесия рынка в условиях несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция – конкуренция в условиях, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренции являются:

-значительная доля продаж на рынке у отдельных производителей;

-неоднородность продукта;

-наличие барьеров для входа в отрасль;

-несовершенство информации;

-участник конкуренции в состоянии оказать непосредственное влияние на решение другого неэкономическими методами;

-производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят;

-присутствие монополии (наличие одного производителя) или монопсонии (наличие одного покупателя); --вмешательство государства в функционирование рынка.

монополистическая конкуренция <<

=существует достаточно большое число форм, что ограничивает контроль каждой над ценой, отсутствует взаимная зависимость, и тайный сговор фактически невозможен;

=продукты характеризуются реальными и мнимыми различиями и непохожими условиями их продажи;

=экономическое соперничество влечет за собой и ценовую, и неценовую конкуренцию;

=вступление в отрасль является относительно легким. Легкое вступление и массовый выход фирм вызывает =тенденцию к получению ими нормальной прибыли в долгосрочном периоде;

=тип продукта дифференцированный.

конкуренция олигополий <<

=наличие нескольких фирм;

=тип продукта стандартизированный или дифференцированный;

=контроль над ценой ограничен взаимной зависимостью, значительный при тайном сговоре;

=наличие существенных препятствий при вступлении в отрасль;

=типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

монополия <<

=единственный продавец - одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;

=нет близких заменителей - продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;

=чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;

=вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии заблокировано;

=типична неценовая конкуренция, особенно при дифференциации цен.

Равновесие для фирмы - монополиста.

Будет достигнуто положение равновесия, когда экономическая прибыль фирмы будет равна нулю. Прекратится процесс внедрения нововведений, а расходы, направленные на поиск чистой экономической прибыли, перестанут расти. То есть равновесие это не что иное, как безубыточность. Цена, которую фирма устанавливает на свою продукцию, определяется высотой кривой спроса (P1), а не высотой кривой предельного дохода в точке выпуска, дающего максимум прибыли. Допустим, что фирма - монополист имеет какую-то прибыль. В этом случае предельный доход равен предельным издержкам. А средние издержки ниже цены, и разница эта и есть прибыль. В этом случае имеет место такое неравенство: (MC = MR) < AC < P. Но если кривая спроса проходит ниже кривой средних издержек, то спрос считается недостаточным для получения прибыли и необходимо минимизировать убытки. Когда убытки минимизированы до уровня кривой спроса (нет убытков и нет прибыли), то это и есть равновесие фирмы в условиях чистой монополии. На рисунке изображена именно эта ситуация.

Условие равновесия фирмы в условиях чистой монополии:

P = AC > MC = MR

 

Функция спроса и предложения, факторы их определяющие. Эластичность спроса и предложения.

Факторы влияющие на спрос

=использования рекламы = моды и вкусов = ожидания потребителей = изменений предпочтений окружающей среды = доступности товаров = величины доходов = полезности вещи = цены установленной на взаимозаменяемые товары = от количества населения.

Изменения происходящие на рынке связанные с количественным предложением товара всегда зависят от цены установленной на данный товар. Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товаров ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар как правило характеризует возрастание спроса на него.

Закон предложения

Величина предложения — это количество товаров и услуг, которое продавцы готовы продать в данное время, в данном месте и при данных ценах, но величина предложения не всегда совпадает с объемом производства и объемом продаж на рынке.

Объем и структура предложения характеризует экономическую ситуацию на рынке со стороны продавцов (производителей) и определяется размерами и возможностями производства, а также той долей товаров, которая направляется на рынок и при благоприятных экономических стечений обстоятельств может быть приобретена покупателями. К товарному предложению относят все товары, находящиеся на рынке, и в том числе относят товары находящиеся в пути.

Эластичность

онцепция эластичности в экономической теории появилась достаточно поздно, но очень быстро стала одной из фундаментальных. Общее понятие эластичности пришло в экономику из естественных наук. Впервые термин "эластичность" был использован и применен в научном анализе известным ученым XVII в., физиком и химиком Робертом Бойлем (1626-1691) при изучении свойств газов (знаменитый закон Бойля-Мариотта).

Различные товары различаются между собой по степени изменения спроса под воздействием того, или иного фактора. Степень реации спроса на эти товары поддается количественному измерению с помощью коэффициента эластичности спроса.

Эластичность по дуге (дуговая эластичность) — применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов.

— начальная цена — новая цена — первоначальный объем — новый объем

Свойства эластичности

Из определения эластичности и приведенных выше формул можнор вывести основные свойства эластичности:

Эластичность предложения

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

ΔS — изменение величины предложения;ΔP — изменение рыночной цены на товар;

13. Предприн-во: эк. содержание, признаки, виды. Риск в предприн-ве. Предпр-во – это инициативная самостоятельная деят-ть граждан и объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность. Признаки предпр-ва: риск, инициатива, предприимчивость, самостоятельность, ответственность, активный поиск. Суб-ми пред-ва явл-ся част. лица, разл. рода ассоциации и гос-во. Объ-ми пред-ва м/б любые виды хоз. деят-ти, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновац-я, консультац-я деят-ть, операции с цен. бум. Разл-ют след. виды пред-ва:

1. В зависимости от содержания деят-ти:

- произв-ое пред-во – это такое, в котором осущ-ся произв-во товаров, услуг, дух. ценностей, инф-ции.

- коммерческое предпр-во состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг.

- финансовое пред-во – празновидность коммер-го. Объектом купли-продаже явл-ся деньги, валюта, цен. бум.

- посредническое пред-во проявляется в деят-ти, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны.

- страховое пред-во - особая форма финансового пред-ва, хакл-ся в том, что предпр-ль получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая.

2. В зависимости от степени новаторства:

- классическая модель поведения: бизнесмен стремится орг-ть свою деят-ть с расчетом на max-ую отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов.

- инновационная модель поведения: предпр-ль привлекает еще и внешние ресурсы, помимо собственных и отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.

3. В зависимости от формы собст-ти: государственное и частное предпр-во.

4. По признаку размеров предпр-ва: малый, средний и крупный бизнес. Наиб. распространенными формами мал. бизнеса явл-ся франчайзинг (это сист-а мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деят-ти на опр-ой территории и в опр-ой сфере) и венчурная фирма (-это коммерч. орг-я, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения).

5. Индивидуальное предпр-во, товарищество (партнерство), корпорация (акц. общ-во). Индивид. предпр-во: владелец бизнеса – один человек, который несет неограниченную имущественную ответст-ть и у него невелик капитал, но каждый собственник владеет всей прибылью и может сам производить любые изменения. Он платит только подоходный налог

Товарищество: владельцы 2 и более человек. Облагается только подоходным налогом. Его легко орг-ть и привлечь доп. ср-ва и новые идеи. Но сложность в опр-ии меры каждого в доходе и убытке, неоднозначность понимания целей деят-ти фирмы ее участниками.

Корпорация: совокупность лиц, объединен-х для совместной предп-ой деят-ти. Право на собст-ть разделено на части по акциям. Облагаются налогом с корпораций. Преимущества - неограниченные возможности привлечения ден. капитала через продажу акций и облигаций, привлечение проф. спец-ов для вып-я управленческих ф-ций, стабильность функционирования, т.к. выытие из общ-ва одного акционера не влечет за собой закрытия фирмы. Недостатки – двойное налогообложение, разделение функций собст-ти и контроля, т.к. менеджеры стараются уменьшить дивиденды, чтобы пустить деньги в оборот, в чем не заинтересованы владельцы акций.

Риск-это вероятность убытков или недополучения доходов по сравнению с вариантом, предусмотренным прогнозом и планом. Разл-ют неск. видов риска: произв-ый, коммерч., финанс., кредитный и процентный. Риск можно измерить разными методами:

ü статистическим (изуч-ся динамика потерь в прошлом и делается прогноз на будущее)

ü экспертным (мнение спец-ов)

ü расчетно-аналитическим (базируется на матем. приемах).

14. Осн-ые формы орг-ции предприн-ва, их достоинства и недостатки. Предприн-во существует в разных формах. В основе их классификации лежат два признака - форма собст-ти и величина фирмы.

В зависимости от формы собст-ти предприн-во делится на государственное и частное. Удельный вес этих двух секторов в национальной эк-ке подвижен: при национализации границы государственного предприн-ва расширяются, приватизация их сужает.

Государственное предприн-во обычно более капиталоемко и стабильно, ибо обладает финансовой и организационной опекой правительства. В то же время частный сектор имеет перед государственным ряд преимуществ:

- он свободен в избрании наиболее прибыльной сферы деятельности;

- не регламентирован в объемах бизнеса;

- не ограничен твердой ценой.

В предприн-ве выделяют три вида:

1) индивидуальное, или частное,

2) товарищество, или партнерство,

3) корпорация (акционерное общество).

1. Индивид. предпр-во: владелец бизнеса – один человек, который несет неограниченную имущественную ответст-ть и у него невелик капитал, но каждый собственник владеет всей прибылью и может сам производить любые изменения. Он платит только подоходный налог

2. Товарищество: владельцы 2 и более человек. Облагается только подоходным налогом. Его легко орг-ть и привлечь доп. ср-ва и новые идеи. Но сложность в опр-ии меры каждого в доходе и убытке, неоднозначность понимания целей деят-ти фирмы ее участниками.

3. Корпорация: совокупность лиц, объединен-х для совместной предп-ой деят-ти. Право на собст-ть разделено на части по акциям. Облагаются налогом с корпораций. Преимущества - неограниченные возможности привлечения ден. капитала через продажу акций и облигаций, привлечение проф. спец-ов для вып-я управленческих ф-ций, стабильность функционирования, т.к. выытие из общ-ва одного акционера не влечет за собой закрытия фирмы. Недостатки – двойное налогообложение, разделение функций собст-ти и контроля, т.к. менеджеры стараются уменьшить дивиденды, чтобы пустить деньги в оборот, в чем не заинтересованы владельцы акций.

По признаку размеров предпр-ва различают: малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес.

В совр-ой западной эк-ке малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали сист-а франчайзинга и венчурного предприн-ва.

Франчайзинг - это сист-а мелких частных фирм, которые включают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы и своей деятельности на определенной территории и в определенной сфере. Они имеют льготы в виде скидок на цены, помощи в доставке товаров, в приобретении оборудования, в кредитах и т.д. Мелкие фирмы становятся розничными продавцами продукции крупных компаний. Такие контракты оказываются взаимовыгодными: мелкие фирмы получают опеку, кредиты, торговую зону от крупных корпораций, а последние экономят деньги не затрачивая их на реализацию собственной продукции и, кроме того, они получают регулярные платежи от своих подопечных.

Венчурная фирма - это коммерческая организация, занимающаяся разработкой научных исследований для их дальнейшего развития и завершения. Венчурные предприятия делают бизнес на нововведениях. Они рискуют "прогореть", если новая продукция не будет соответствовать требованиям рынка, потребностям покупателя и низким издержкам. Поэтому венчурные фирмы стремятся быстрее завершить разработку одних и переходить к работе над другими видами продукции.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, т.к. ему приходится конкурировать как с крупным, так и с мелким предприн-вом, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (произв-во инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или мелкий. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

15. Фирма в сист-е рыночных отношений. Теории фирмы.

Фирма - организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товаров и услуг с целью получения прибыли.

Причина возникновения: для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых транзакционными. В фирме транзакции дешевле. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.

Теории фирмы:

1. Традиционная теория - объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.

2. Менеджеральная теория - определяет цель фирмы, максимизацию объема продаж и только потом доход. Осн-ую роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависят их жалования и другие выплаты.

3. Теория максимизации роста - основана на том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная.

Пути роста:

= Внутренний рост - за счет концентрации производства и капитала;

=Внешний рост - основан на централизации производства и капитала в результате слияний и поглощений.

Внутр-е источники роста: нераспределенная прибыль, возвращающаяся в произв-во; выпуск акций; заемные средства, взятые у банка;

Внешние источники роста: слияние двух и более компаний; поглощение одной фирмы другой через скупку контрольного пакета акций.

4. Теория множественности целей - главный упор делает на характер поведения высшего руководства фирмы. Поведения д.б. таковым, чтобы учитывались интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей.

Оборонительная стратегия фирмы - это вынужденное поведение фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его заменителя.

Наступательная стратегия предполагает активное обновление производства за счет нововведений освоения и заполнения рыночной ниши.

Для реализации стратегии, фирма осуществляет анализ внешней и внутренней среды.

Для оценки эффективности деятельности исп-ся пок-ли рентабельности, оборачиваемости капитала, издержек на единицу продукции.

В 1978 году американский эк-ст Сайман за исследование поведения фирмы и создания теории "Удовлетворения" получил Нобелевскую премию. Согласно этой теории, фирмы стремится достичь определенного уровня прибыли, а далее не предпринимают усилий. Чтобы ее максимизировать. Значит цель фирмы - не максимизация прибыли, а достижение определенного уровня или норма прибыли, удержание определенной доли на рынке и определенного уровня продаж.

Эволюционная теория фирмы характеризует рынки в меняющихся эк-ческих условиях как организм и неадекватную реакцию на нее фирмы. В соотв-ии с этой информацией фирма и принимает решения, которые не позволяют получить максимально возможную прибыль.

16. Капитал: различия трактовок и функций. Формирование предпринимательского капитала. Первон-ое накопление капитала и его особен-и в России. В разных школах капитал трактуется по-разному. Главные трактовки: - вещественная, или натуралистическая, концепция (капитал - это средства производства или готовые товары, предназначенные для продажи. По Смиту К. - накопленный запас вещей; по Д.Рикардо К. - это средства производства; по А.Маршаллу К. - это вещи, образующие предпосылки производства;ипо П.Самуэльсону К. - произв-ое оборудование крупных фабрик, складов полуфабрикатов);- денежная, или монетаристская, концепция (К. - это деньги, приносящие процент; абсолютизация денежной формы капитала ведет начало от меркантилизма. Родоначальник – Кейнс. Большинство сторонников монетаризма в настоящее время исходят из того, что капитал - это деньги или их заменители - кредитные деньги. Однако другие связывают капитал с получением дохода); - теория "человеческого капитала" (появилась в 60-е годы ХХ века в связи с возрастанием роли человеческого фактора в условиях НТР; разработали представители неоклассического направления Г.Беккер, Дж. Минцер, Т.Шульц и другие. По их мнению, в производстве взаимодействуют два фактора - "физ-ий капитал", в который включаются средства производства, и "человеческий капитал", к которому отн-ся приобретенные знания, навыки, энергия. Величина "человеческого капитала" оценивается потенциальным доходом, который он способен приносить).

Наиболее объемное понимание капитала содержится в концепции Маркса. Он считал, что К. - это не вещь, а определенное общественное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер"; К. можно понять лишь как постоянное движение всех его эл-тов. Только находясь в движении, деньги превращаются в капитал; К. - это самовозрастающая ст-ть, создаваемая наемным рабочим. Всё это характеризуют сущностное определение К.

Эк-ческие теории цикличности общественного воспроизводства. Денежные волны. Содержание эк-ческого цикла. Фазы цикла.

Общественное воспроизв-во – непрерывное возобновление в масштабе общества процесса производства как единства производительных сил и произв-ых отношений. Общественное воспроизв-во есть постоянно повторяющийся процесс производства. В эк-ке постоянно наблюдается циклический круговорот продукции, товаров, услуг в виде воспроизв-ых процессов. Цикличность предполагает отклонение эк-ки от состояния равновесия, которое м/б представлено в 3-х видах:

1. Отклонение рын. спроса от предложения товаров и услуг (отклонение м/б и длительным и краткосрочным).

2. Отклонение связано с измен-ем спроса на оборудование, сооружения и т.д. (преодожевается в теч-е 8-12 лет посредством перелива капитала). Это промышленные циклы (циклы средней продолжительности), исследованные Марксом, Энгельсом, Лениным.

3. Отклонение связано с переходом одного технологического способа произв-ва к другому. Рубежи м/д ними отграничивают крупные этапы чел. цивилизации (циклы сроком в 40-60 лет - длинные волны Кондратьева).

Причины циклов по-разному трактуются в эк. теории: неоклассич. направление рассматривало кризисы как случайное, быстро проходящее явление; кредитно-денежная концепция цикла представляет кризисы как рез-т нарушений в области ден. спроса и предложения; марксистская концепция видит причину кризиса в противоречиях капитализма: между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения; кейнсианская теория объясняла причины отклонения системы от равновесия слабостью рыночного механизма, что предопределяет государственное вмешательство в регулирование производства.

Современные эк-ты выд-ют 3 подхода к опр-ю причин циклов: 1) объяснение циклов внешними (экзогенными) факторами (изобретения и инновации, воины); 2) внутренними (эндогенными) факторами (потребление, инвестирование и деятельность правительства); 3) синтезом тех и других.

Современная теория связана с моделью делового цикла Самуэльсона-Хикса В ней цикл рассматривается как результат взаимодействия национального дохода (либо ВНП), потребления и накопления капитала.

Картина цикла представляет собой результат сложения колебаний различных показателей экономической активности: темп роста ВНП, общий объем продаж, общий уровень цен, уровень безработицы и др. Основное своийство цикла - колебание темпа роста ВНП во времени, когда экономическая система проходит четыре последовательные фазы оживление, подъем, бум, спад (см график).

 

Спад: ликвидируются запасы, сокращаются производственные инвестиции, падает спрос на труд, происходит снижение или замедление роста товарных цен, наблюдается резкое уменьшение прибылей, ослабевает спрос на кредит, снижается процентная ставка. РЕЦЕССИЯ - это спад до 6 мес. ДЕПРЕССИЯ – более 6 мес.

Подъем: Зеркальное отражение спада.

Бум: вершина деловой активности, эк-ка работает на пределе своих возможностей.

Антикризисный инструментарий: денежно-кредитная политика; фискальная политика; политика заработной платы и тарифов; политика государственных инвестиций.

В период подъема гос-во в целях предотвращения «перегрева» эк-ки проводит политику сдерживания деловой активности, а в период спада – на стимулирование.

 

Взаимосвязь произ-ва и потребления. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Виды ресурсов. Классификация потребностей. Кривая производ. возможностей.

В произв-ве потребляют сред-ва производства, а люди потребляют предметы потребления. Взаимосвязь между произв-вом и потреблением взаимно обуславливаются, т.е. произв-во опр-ет потребление, но в то же время потребление опр-ет и произв-во. Произв-во порождает потребность в произведенных продуктах, т.е. создает импульс потребления. Произв-во всегда ведет за собою потребление, определяющее, в конечном счете, его объем и многообразие, а потребление активно влияет на произв-во. Связующими звеньями между произв-вом и потреблением явл. распределение и обмен. Под распред-ем следует понимать распред-е произведенных материал. и нематер.ценностей на принципе господствующей формы присвоения, т.е. собст-ти. Потребность - нужда личности или общества в чем-либо необходимом для поддержки жизнедеят-ти или развития. Потребности людей многообразны. Обычно выделяют 3 группы потреб-й: матер., духов., соц.. На 1 плане-матер.потребности (удовлетв-ся товарами, услугами. В состав матер. вкл-ся также потребности фирм и учреждений в зданиях, сооружениях, транспорте и во др. Духов. потребности удов-ся в занятиях наукой, искусством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и пр. В широком смысле к духов. пище отн-ся все виды инфо-и, кот.получает человек. Соц.- связаны с участием в разл-ых формах общ-ной и коллективной деят-ти. Маслоу расположил потреб-ти в восходящем порядке: физиолог., в безопасности, в соц. связях, самоуважение, в самоактуализации (реал-ция способностей). 1-ые две группы отн-ся к низшему порядку, остальные – к высшему. Пока не будут удовлетворены низшие, не действуют высшие.

Ресурсы бывают труд. (экон. актив. население, дети, пенсионеры, неработающие), природ. (дары природы), экон.(прир.ресурсы, кот. стали сырьем и вовлечены в общест-е произ-во). Все ресурсы обладают св-вом огранич-сти. Каждое общ-во сталкивается с проблемой огранич-ти ресурсов, т.е. своих возможностей. Потребности безграничны - полностью неутолимы. Противоречие может разрешиться 1м путем – общ-во должно выбрать товары и услуги кот. Необх-мо произвести и отказаться от тех, в кот.нет необх-ти. В каждый момент времени сущ-ет выбор приоритетов. Кривая производст-х возможностей хар-ет альтернат-е варианты сочет-я произв-ва 2 товаров в условиях огранич-ти ресурсов. Каждая точка на кривой показывает максимально возможные при данной величине ресурсов объемы произ-ва. Точка выше кривой-большие объемы произ-ва, но она недостижима при данном кол-ве рес-в. Точки ниже кривой-неэффектив. произ-во (рес-ы исп-ся не полностью). Все точки на кривой показывают тот случай, когда полностью исп-ся все рес-сы эк-ки. Если допустить, что в стране безработица, т.е. не исп-ся такой фактор как труд, то эк-ка будет нах-ся не на кривой, а внутри кривой, что свидет-ет о неэффект-ти эк-ки.

 

4. Факторы производства, их взаимодействие, взаимозаменяемость и комбинация. Произв-ая функция и ее разновидности В ЭТ под фактором производства (ФП) поним-ся особо важный эл-т или объект, к-рый оказывает решающее воздействие на возм-сть и результ-сть произв-ва. Таких ФП для произв-ва продукта множество. Причем для произв-ва каждого продукта сущ-ет свой набор факторов. Поэтому возникает потр-сть их группировать.

Подходы при выделении факторов: Марксистская теория: ФП – раб. сила, предмет труда, средства труда; подразделяет их на личный и вещественный ФП.Личный ФП – раб. сила – совок-сть физич-х и интел-х спос-стей человека к труду. Веществ. ФП - все ср-ва произв-ва.Личн. и веществ. ФП образуют сложную с-му взаимодействия, эффект-сть ее опред-ся технологией и организацией произв-ва. При этом тех-гия выражает взаимодействие м/д глав. ФП. Она предпол-ет исп-ние разнообр-х методов обработки, измен-я св-в, формы, сост-я предмета труда.Орг-ция произв-ва обесп-ет согласов-ое функц-ние всех ФП, их пропорц-ное колич-ное соотнош-е, взаимозаменяемость и т. д.

Маржиналистская теория: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность. Земля – естеств. фактор (залежи ископаемых, пахотные земли, леса и пр.). Капитал - совок-сть благ, исп-емых в произв-ве (инструмент, машины, оборуд-ние, помещ-я, ср-ва связи и пр.). Труд – интел-ная или физ-кая деят-сть, напр-ная на изгот-ние благ и оказ-е услуг.Предприним-ская деят-сть – специф. ФП, предполагает исп-ние инициативы, смекалки и риска в орг-ции произв-ва.Предпринимательская способность - особый вид человеческого капитала, представленного деятельностью по координации и комбинированию всех других ФП в целях созд-я благ и услуг; по масштабам и результатам приравн-ся к высококвалиф. труду.

Произв-ая функция Отнош-я м/д любым набором ФП и максим-но возможным объемом прод-ции, производимой из этого набора ФП, хар-ют произв-ную ф-цию (ПФ). ПФ отражает технол-кую зависимость м/д затратами ресурсов и выпуском прод-ции. Она характеризуется изоквантой, т.е. разл-ым сочет-ем ФП при выпуске одного и того же кол-ва прод-ции.ПФ показ-ет, что сущ-ет много вариантов произв-ва заданного объема продукции. ПФ всегда строится для опред-ной технол. структуры. Улучшение тех-гии, увеличивающей максимально достижимый объем выпускаемой продукции при любой комбинации факторов, всегда находит отражение в новой произв-ой ф-ции.

ПФ может использ-ся для опр-ния миним. кол-ва затрат, необх-го для произв-ва любого данного объема товаров. Если весь набор ФП или рес-сов представить как затраты труда, земли и капитала, ПФ м.б. описана след. образом:
Q=F(L,K,N),где Q-макс. объем прод-ции, производимой при данной тех-гии и данном соотн-нии труда L, капитала К, земли N.

Хотя ПФ разл-ы для разных видов произв-ва, все они обладают общими св-вами.1) Сущ-ет предел для увелич-я объема произв-ва, к-рый м.б. достигнут увелич-ем затрат одного ресурса при прочих равных условиях. Н-р, на фирме при данном кол-ве станков и произв-ных помещ-й сущ-ет предел увелич-я произв-ва поср-вом привлеч-я большего кол-ва рабочих. Всякий прирост от роста числ-сти занятых будет приближаться к нулю.2) Сущ-ет опр-ная взаим. заменяемость ФП. В этом случае взаимозамен-сть ФП происходит без сокращения объема произв-ва. Н-р, эф-вен труд работников, если они обесп-ны произв-ным инстр-том. При отсутствии такого инстр-та объем м.б. сокращен или увеличен при росте численности занятых. В данном случае происходит замена одного ресурса другим.

 

5. Собст-ть как эк. категория: сущность, формы, законы. Сист-а отношений собств-ти. Институциональная теория собств-ти. Эволюция форм собств-ти. Методы изменения форм собств-ти. Соб-сть как экон. категория предст-ет собой общественно-произв-ое отношение по поводу присвоения лицами - индивидуумами и коллективами - предметов природы, естественных и созд-ых трудом. Отношения собств-сти - отношения между людьми, орг-циями, вытекающие из прав на объекты собств-сти, связанные с исп-нием объектов собств-сти, переходом собств-сти из 1х рук в другие, дележом собств-ти, возникн-нием новых прав собств-сти. Собств-сть закрепляется за ее субъектами определ. правовыми актами. Закрепление осущ-ся в виде пользования, владения, распоряжения (так называемая триада прав собств-ти). Право пользования, т. е. экон.возможность потребления вещи в интересах пользователя. Владение, т. е. фактическое обладание вещью. Право распоряжения, т. е. обеспечение свободы действий производителя в рамках установленных функций. В отличие от пользования право распоряжения м.б.распределено между несколькими субъектами с закреплением за каждым из них определ. функций. Н-р, таксист получает от владельца автомобиль в свое распоряжение на правах аренды. Он эксплуатирует его по своему усмотрению. Но в его ф-ции не входит капитальный ремонт автомашины, так как владелец поручает это ремонтной службе.

Известны действующие попарно 2 закона собств-ти. Закон собств-ти на продукт своего труда. Собств-ть на созд-ый продукт при таком присвоении возникает из труда ее владельца (трудовая собств-ть). Закон собств-сти на продукт чужого труда. Исходная основа присвоения – товарное обращение. Институциональная теория собств–ти. Коуз под сист-ой прав собст-ти понимал множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам (законы, обычаи, морал. установки, религиоз. заповеди). Эти нормы образуют «пучок прав собст-ти», осн. эл-тами к-рого явл-ся: право на исключ-е из доступа к рес-сам др.агентов, право на получ-е ресурса, право на получ-е от него дохода, право на передачу всех предыд. полномочий. Любой акт обмена есть обмен «пучками прав собст-ти».

Различают 2 типа собств-ти: 1) частную 2) общественную. Исторически исходной была обществ собст-ть (основывалась на общем труде и совместном присвоении рез-тов), потом появилась частная. Каждый тип имеет свои формы. Частная собст-ть – это такая форма собст-сти, при к-рой правом владения, пользования и распоряжения, включая передачу или продажу имущества и дохода, обладает отдельный индивид. Выделяют 2 формы част. собст-сти: 1) трудовая 2) нетрудовая. Трудовая – рез-т предпринятой деят-ти данного лица и его семьи. Нетрудовая - возникает от получ-я имущ-ва по наследству, дивидендов от акций облигаций, доходов от средств, вложенных в кредит. Общественная с-ть означает совместное присваивание - отчуждение средств и рез-тов произв-ва. Осн. формы: 1) госуд.2) коллективная. Гос. собст-сть – это сист-а отн-ний, при кот. упр-е и распоряжение объектами собст-сти осущ-ся представ-лями гос. власти. Госуд-ная вкл-ет федер. и муницип. Коллективная собст-сть – это такая сист-а эк. отн-ний, при кот. труд. коллектив совместно владеет, пользуется и распоряжается ср-вами и продуктами произв-ва. Формами коллектив. собст-ти явл-ся кооперативная, акционерная, собств-ть труд. коллективов, общественных орг-ций и т.д. В РФ согласно закону о соб-сти выделяют - частную – государ. – коллектив.– смешанную.

Эволюция форм собств-ти. Част. собств-ть возникла как следствие развития производит-х сил и товар. произв-ва. Известно, что предшест-щая капитализму рабовладельч. и феодал. собств-ть также являлась частной формой собств-ти, однако раб-к был юрид. зависимым от своего господина. При капитализме он юрид. свободен. Нач. стадия развития капитализма характер-лась господством индивид. частной собств-ти. Это было связано прежде всего с тем, что масштабы произв-ва были относительно малы. Машинное произв-во вырастало из мануфактурного и не могло быть крупным. Только после того, как оно достигло стадии, когда машины сами начали произв-ся машинами, резко усилился процесс концентрации произв-ва, рост его масштабов. Концентрация произв-ва на опред.этапе сама подвела эк-ку к появлению монополии и монополист. союзов в промыш-сти. Индивид. частная собств-ть сменилась монополистической, на смену единоличной пришла коллективная акционерная и корпоративная собств-сть. Появление монополист. союзов дало мощный толчок развитию частной собств-ти. Гос. собств-ть имеет длительную и вполне самостоятельную историю развития. Становление ее шло на базе гос. феод. собств-ти. Еще в период зарождения капитализма гос-во проявляло заботу о своем экон.благополучии и поэтому само организовывало мануфактуры, мастерские, монетные дворы, шло на союз с купеческим и ростовщическим кап-лом, создавая совместные с ними компании для колониальных захватов, поиска дешевых рынков сбыта своих товаров. С появл-ем гос-но-монополист. тенденций в эк-ке гос. собств-ть приобретает новое кач-во и входит составной частью в сист-у гос-но-монополистич. капитализма.

Методы изменения форм собств-ти: Национализация – это переход частной собст-сти на осн. объекты хоз-ва (земля, пром-сть, странспорт, банки) в собств-ть гос-ва. Приватизация – это передача гос-ой/муниц. собст-ти за плату или безвозмездно в частную собст-ть. Денационализация – возврат гос-вом национализированного имущества прежним владельцам. Реприватизация – возврат в частную собст-ть гос. собств-ти, возникшей в рез-те произведенной ранее скупки предпр-ий, земли, банков, акций и т.д. у частных собст-ков. Разгосударствление – это переход от преимущественно государст



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.054 с.)