Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Территориальное устройство, территориальное деление и территориальное управление. Критика традиционных подходов
В теориях административно-территориального устройства, которые должны, как представляется, описывать и объяснять многообразие поселений и отношений между ними, основное внимание, тем не менее, уделяется сугубо идеологическим аспектам организации социального пространства. Обычно рассматриваются идеологемы унитаризма, федерализма и конфедерализма как базовые принципы сборки элементов деления в целостное государство, в то время как само его членение на элементы считается исторически или ситуативно детерминированным и потому чем-то вторичным.
Унитаризм в территориальном делении и управлении элементами деления подразумевает вертикальное соподчинение всех уровней управления, его строгая централизация – вплоть до назначаемости региональных властей. Федерализм означает разграничение полномочий между центром и регионами, право регионов на законотворческую деятельность, не противоречащую федеральному законодательству, наличие избираемых органов как в законодательной, так и в исполнительной ветвях власти.
В свою очередь, конфедерация предполагает «перевернутую» пирамиду распределения полномочий: не центр решает, какую часть своих полномочий передать вниз, как в федерации, а регионы отдают часть своих полномочий центру по своему усмотрению. Законодательство при этом строится таким образом, что общее законодательство конфедерации не может противоречить субъектному. Федерализм, конфедерализм и унитаризм подразумевают согласованность формы территориального устройства и системы организации власти.
Различные подходы к разрешению территориальных проблем, как считают эксперты, отражаются в двух типах федерации: административно-территориальной и национально-территориальной. В рамках административно-территориальной федерации при размежевании государства на субъекты и проведении границ между ними учитываются, прежде всего, экономические, географические и демографические факторы. Экономический принцип предполагает, что учитываются естественно-географические и производственные особенности страны, размеры ее территории, численность и плотность населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил.
Национально-территориальная федерация предполагает, что во внимание принимаются, прежде всего, этнические факторы, и границы субъектов должны максимально соответствовать ареалам расселения этносов. При этом неизбежно возникает конфликт с экономико-географическими и демографическими факторами районирования. Считается, что именно национально-территориальная концепция была воплощена в практике территориального строительства советского периода. Реализация национально-территориальной федерации повлекла за собой появление концепции титульного этноса и, в свою очередь, неравноправие граждан в зависимости от национальности.
Административно-территориальная федерации, как считается, более стабильна, устойчива и предсказуема. Если в административно-территориальной федерации преобладают, как считают теоретики, центростремительные тенденции, то в национально-территориальной федерации – центробежные. Национально-территориальная федерация благоприятствует формированию региональных политических элит на этнической основе, когда руководители территорий прямо заинтересованы в максимальном возвышении своего статуса, вплоть до независимости от центра.
Мононациональность государства не обязательно предполагает административно-территориальный принцип государственного устройства, так же как полиэтничность отнюдь не обязательно приводит к реализации национально-территориальных принципов организации управления.
Противоречие между административно-территориальным и национально-территориальным принципами приводит к формированию концепций смешанной, или асимметричной федерации, характерным примером которой считается Российская Федерация. К этой концепции примыкает и понятие договорной федерации, подразумевающее наличие отдельных договоров между федеральным центром и территориями (прежде всего, национально окрашенными), что неизбежно влечет за собой неравенство прав и привилегий отдельных регионов.
Как правило, вопросы управления элементами административно-территориальной структуры и вопросы членения территории на элементы рассматриваются исследователями как связанные политически, а не структурно. Кроме того, само административно-территориальное деление считается простой иерархией вложенных элементов: федерация якобы состоит из регионов, регионы якобы состоят из городов и поселений. Вложенные элементы деления, такие, например, как автономные округа (субъекты федерации) Тюменской области, рассматриваются как ситуативное искажение стройной логики простой иерархии.
С моей точки зрения, сами принципы унитаризма, федерализма и конфедерализма и их применимость к анализу территориального устройства России вызывают сомнения. Я считаю, что эти принципы – и как исследовательские, и как политические позиции – неадекватны устройству российского государства.
Свое мнение о социальной организации отечественного пространства имеют и ученые, непосредственно его исследующие. Существуют, с моей точки зрения, две идеологически полярные позиции, персонифицированные В. Глазычевым, с одной стороны, и В. Каганским – с другой. В. Глазычев и связанные с ним исследователи рассматривают социальное пространство как некую реальность, становящуюся–возникающую в деятельности людей. Целью исследований и описаний, при такой позиции, становится социальное действие по формированию пространств жизни, называемое пространственным развитием. Структура пространства оказывается зависимой от того, какие люди его населяют, а управление пространственным развитием заключается в инициировании деятельности людей, в их обучении пространственным изменениям.
В.Каганский и связанные с ним исследователи рассматривают социальное пространство как форму реализации неких идеальных логик или абстрактных принципов. Они исходят из того, что сам рельеф земной поверхности и другие особенности, скорее физико-географические, чем социальные, определяют пространство расселения и его структуру. Соответственно, социальная организация пространства, в том числе и административно-территориальное деление для Каганского и его последователей выступает некой формой приспособления людей к внечеловеческим или надчеловеческим реалиям. Интересна позиция А. Кривова, связавшего структуру отечественного пространства с социальной структурой через понятие поместного образа жизни. С точки зрения Кривова, идеальным типом места обитания в России были, есть и будут поместья. Соответственно, главным элементом идеальной социальной структуры являются помещики и те, кто помещиков обеспечивает и обслуживает. Когда-то это были крепостные, при советской власти аналогом поместий можно – по мнению Е. Ефимова (личное сообщение) – считать административные районы, во главе которых стояли поставленные на правление-распоряжение ресурсами первые секретари райкомов КПСС. Именно поместное расселение и образуемая им социальная структура, по мнению Кривова, сформировали структуру отечественного селитебного пространства, а административно-территориальное деление в основном фиксирует сложившиеся или латентные формы стремления народа к поместному образу жизни.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.162.80 (0.006 с.) |