Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сословная социальная структура и административно-территориальное деление
Социальная структура ресурсного государства, характеризуемая доминированием сословности, описана в работе «Сословная структура современной России». Сословиями здесь считаются социальные группы, различающиеся объемом прав и обязанностей, определенных государством по закону или по традиции.
Разделению территории страны на элементы-части территории сопутствует разделение населения на сословия, необходимое, с моей точки зрения, для обеспечения принципов социальной справедливости при распределении ресурсов. Сословия специализированы на сборе-сдаче ресурсов (например, работающие по найму), распределении - раздаче ресурсов (например, государственные гражданские служащие или бюджетники, занятые выполнением государственных социальных обязательств, то есть распределением ресурсов образования, здоровья, культуры), или на контроле за сдачей и раздачей ресурсов (например, отдельные подсословия государственных гражданских служащих, правоохранители).
В целом, в каждом сословии есть подсословия, узкоспециализированные на каком-либо конкретном виде деятельности, обеспечиваемом ресурсами из федерального бюджета. Так государственные гражданские служащие, как подсословие государственных служащих, служа государству, специализированы на управленческом (административном) ресурсе, а судьи, служа закону, – на ресурсе правоприменения.
Систему контроля за сбором и распределением ресурсов обеспечивают – в пределах заданных функций – особые служивые сословия – государственные гражданские служащие, правоохранители, муниципальные служащие, военнослужащие, положение которых в явном виде определено федеральными законами. Можно сказать, что служивые сословия специализированы на особом – контрольном, или административном – ресурсе, распоряжение которым и является властью в такого рода государственном устройстве. Распределение членов служивых сословий по элементам административно-территориального деления равносильно распределению власти. О поселениях, где нет даже участкового милиционера, говорят, что там нет власти.
Титульные сословия существуют согласно специальным законам. Так, в законе о системе государственной службы выделены три вида деятельности (государственная гражданская служба, военная служба, охрана правопорядка) и соответственно, три сословия: государственные гражданские служащие, военнослужащие, правоохранители. Место каждого титульного (служивого) сословия в государственном устройстве определяется как общими законами, такими как Закон о системе государственной службы, так и частными законами. К ним относятся законы о статусе военнослужащих в целом, и военнослужащих ФСБ, СВР, ФСО, в частности; законы о статусе депутатов, судей, прокуроров, казаков, работников правоохранительных министерств и служб: МВД, таможни, судебных приставов, наркоконтроля и др.
Нетитульные сословия определяются частными законами, из которых не следуют особые преференции и обязанности. Например, статус работающих по найму определяется Трудовым кодексом, пенсионеров – законами о пенсионном обеспечении, заключенных – УК и УПК РФ. Нетитульные (обслуживающие) сословия существуют либо по традиции (лица свободных профессий), либо по закону, такому как УК и УПК РФ (ограниченные в правах подследственные и заключенные).
Отношения между титульными и нетитульными сословиями формируют особую реальность со специфическими отношениями административного торга при сборе ресурсов, их распределении через бюджеты разных уровней и видов государственной деятельности и систем сословной ренты, описанную в работе “Сословная структура постсоветской России”. Собственно, сословия выделяются через их отношения к управлению ресурсными потоками: они их собирают – добывают, перерабатывают, распределяют; контролируют добычу, переработку и распределение; хранят и потребляют. Ресурсы, к которым приписаны сословия, и сами сословия, специализированные на частной форме управления этими ресурсами, рассматриваются мной как отрасли народного хозяйства.
Раздача – распределение ресурсов, согласно принципам устройства ресурсного государства, должна осуществляться с соблюдением социальной справедливости, то есть пропорционально значимости сословий. Раздачу-распределение ресурсов, в свою очередь, осуществляют специализированные сословия, члены которых являются работниками соответствующих министерств, служб и агентств и комитетов, обеспечивающих выполнение государственных социальных обязательств.
Раздача ресурсов осуществляется институтами, организованными согласно административно-территориальному, окружному и муниципальному делению. Так, раздача ресурсов под названием «здоровье» осуществляется отраслевыми структурами здравоохранения, организованными согласно отраслевым и муниципальным принципам деления. Причем за каждым видом ресурсов закреплены вполне определенные региональные структуры. Так, оказание высокоспециализированной медицинской помощи осуществляется особыми центрами, расположенными в региональных столицах, за которыми закреплены зоны обслуживания, своеобразные медицинские округа. А оказание скорой и неотложной медицинской помощи организовано в системе соответствующих территорий обслуживания станций скорой и неотложной помощи – медицинских округов низшего уровня, наряду с участками текущего медицинского обслуживания, относящимися к зоне муниципального.
Специализация сословий на каком-либо ресурсе проявляется, в том числе, в неравномерности распределения их членов по элементам административно-территориального деления. Так, в большинстве муниципалитетов низших рангов (поселениях, городских поселениях) относительно мало государственных служащих (военнослужащих, правоохранителей, гражданских служащих), но относительно много членов нетитульных сословий: пенсионеров, работающих по найму и бюджетников. Это значит, что в этих муниципалитетах консолидировано относительно мало “административного ресурса”. В то же время в городских округах, являющихся столицами субъектов федерации, довольно много государственных гражданских служащих как федерального, так и регионального уровней, муниципальных служащих, правоохранителей. Отсюда – в том числе – и значимость этого типа поселений для системы власти. В определение статуса государственного служащего входят социальные гарантии, в том числе привилегии, связанные с получением образования, медицинским обслуживанием, ограничения на применение к нему административных и уголовных санкций, предоставление жилья и обеспечение возможностей для отдыха, и многое другое. Для обеспечения этих социальных гарантий существуют сети специализированных учреждений и организаций: ведомственные медсанчасти и госпитали, санатории и дома отдыха, военные и другие отраслевые академии, специальные (в частности, военные) суды и органы дознания и следствия.
Сеть такого рода организаций и учреждений неравномерно распределена по элементам административно-территориального деления страны. В одних поселениях (в основном в городских округах) наблюдается сверхконцентрация учреждений специализированного сословного обеспечения и обслуживания – ведомственных учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, в то время как в других таких учреждений практически нет. Во многих сельских поселениях к настоящему времени только номинально остались учреждения здравоохранения, образования и культуры, так как медицинские, культурные и образовательные ресурсы сконцентрированы на уровне муниципальных районов.
Неравномерность обеспечения населения ресурсами ни в коей мере не компенсируется увеличением мобильности в оказании услуг, так как эта мобильность остается в основном потенциальной (по концентрации ресурсов) и не может стать актуальной из-за того, что государственные люди называют транспортной доступностью, а люди считают транспортной недоступностью. Такая неравномерность в обеспеченности ресурсами интерпретируется властью как нарушение социальной справедливости, что стимулирует власть предпринимать усилия по ее восстановлению, отчего и следует направление ресурсов на строительство дорог.
Как показано в работе “Сословная структура постсоветской России”, распределение ресурсов в бюджетах всех уровней осуществляется на вполне определенные виды деятельности, осуществление которых предписано конкретным сословиям. Однако в ходе освоения этих ресурсов существенная, если не подавляющая их часть осваивается в системе обеспечения и обслуживания деятельностей, определенных федеральным бюджетом. Члены всех других сословий обеспечивают и обслуживают деятельности, финансируемые из бюджета. Так, исполнение военного бюджета обеспечивается и обслуживается судьями и прокурорами, депутатами и казаками, лицами свободных профессий и работающими по найму, бюджетниками и пенсионерами.
В ходе служб и их обеспечения формируются корпорации (не путать с государственными корпорациями, о которых речь шла раньше), образованные членами всех сословий, причастных к освоению данного вида ресурсов. Все они по факту освоения ресурсов военного бюджета являются членами военной корпорации. Так как военный бюджет многосоставной, то в нем выделяются отдельные, узкопрофессиональные части. Такие, к примеру, как бюджеты родов войск и военных округов. Соответственно, военная корпорация дифференцирована на множество малых корпораций, обеспечивающих и обслуживающих частные бюджеты. Так, корпорация «флотских» отличается от корпорации, осваивающей средства сухопутных или космических войск.
Существует множество корпораций, соотнесенное с множеством статей освоения бюджетных ресурсов, такие как корпорации людей, связанных с транспортом (железнодорожным, водным, воздушным), связью, сельским хозяйством, энергетикой и пр. Корпоративная структура непосредственно связана с расселенческой структурой. Практически в каждом регионе есть поселки, городки и микрорайоны железнодорожников, водников, военных, ученых, и проч., в которых живут члены разных сословий, связанных причастностью к обслуживанию и обеспечению разного рода бюджетов. Эти люди – члены разных сословий – проживают в городских округах, городских и сельских поселениях и образуют в них корпоративные общности. Иногда – чаще всего по инерции советских времен – они и живут вместе в особых корпоративных поселениях – военных и научных городках, в ЗАТО, или (в больших городах) – в домах и микрорайонах, слободах при промышленных предприятиях, построенных когда-то на средства соответствующих бюджетов. В таких поселениях с советских времен сохранились свои системы раздачи ресурсов – медицинского обслуживания, системы снабжения и коммуникаций, культуры и образования.
Такие поселения (или части поселений – поселки) непосредственно связаны с окружными структурами административно-территориального деления, так как распределение ресурсов корпорациями идет (или шло, так как в последние годы жилые и прочие непрофильные фонды передавались на балансы муниципалитетов) через округа (отрасли).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.104.29 (0.01 с.) |