Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Система расселения, классы и сословия в распределенном образе жизни
Сложность распределения ресурсов между элементами административно-территориального устройства увеличивается еще и за счет того, что сословия как акторы ресурсных процессов неравномерно распределены как по территориям-регионам, так и внутри регионов. Есть элементы устройства, в которых концентрация членов служивых сословий непомерно велика. Это прежде всего города федерального значения и столицы субъектов федерации. И есть элементы устройства, обделенные ресурсами просто потому, что в них нет членов служивых сословий, обеспечиваемых ресурсами в особом порядке, определенном сословным законом.
Как показано выше, социальная структура административно-рыночного государства-общества жестко сопряжена с его административно-территориальной структурой. В частности, сословия государственных служащих, а также другие титульные сословия привязаны к тем элементам территориального устройства, в которых есть учреждения, предприятия и организации федерального, окружного, столичного и регионального подчинения (или значения). Муниципальные служащие сконцентрированы в муниципалитетах низших рангов, в то время как в городских округах больших городов их доля невелика. Административно-территориальная локализация нетитульных сословий (за исключением ограниченных в правах и заключенных) не фиксирована, хотя, как правило, большая часть лиц свободных профессий сконцентрирована в разного рода столицах, в то время как бюджетники, пенсионеры, работающие по найму и предприниматели-коммерсанты рассредоточены по всем типам административно-территориальных образований.
Можно сказать, что поверх (или, лучше сказать, внутри) формально заданного административно-территориального пространства есть территориальные структуры, в которых локализуется жизнь представителей отдельных сословий: военослужащих (военные городки и гарнизоны), заключенных (ИТУ), государственных служащих (дачные поселки), коммерсантов (в специфических поселениях богатых людей, возникших в последние десятилетия). (ну-ну, либо поясни свое понимание коммерсантов, либо поясни иначе) В принципе, для сословного общества характерно раздельное проживание сословий, точно так же, как для классового общества характерна территориальная дифференциация классов. Однако ввиду того, что ни классовая, ни сословная структура не являются у нас абсолютно доминирующими, сословное расселение перемежается классовым. Это отнюдь не способствует формированию пространства муниципальной жизни и развитию местного самоуправления. “Элитные поселки” соседствуют с умирающими селами, а из окон квартир в “домах класса люкс” открывается вид на разбитые дороги, обшарпанные “хрущевки” и свалки мусора.
Сословному и классовому принципам территориальной дифференциации отчасти противодействует привычное повторение советских постулатов социальной однородности, согласно которым жилищная политика в целом, за исключением некоторых ее аспектов, обеспечивающих высших должностных лиц, не учитывает имущественной и статусной дифференциации. Наличие территорий, на которых проживают только богатые, только бедные, только государственные служащие, или только внесословные воспринимается в нашем государстве-обществе как нарушение принципов социальной справедливости. С одной стороны это формирует настроения социального протеста, а с другой – стимулирует действия властей, направленные на “становление социальной однородности”.
Ставший уже нарицательным пример Одинцовского района Московской области в целом и “Рублевки” в частности – как места обитания членов властных сословий и просто богатых людей показывает, что социальная дифференциация мест обитания сословий и классов зашла весьма далеко, а нарицательнось названия этого муниципалитета демонстрирует негативное отношение общества к процессу сословно-классовой дифференциации селитебного пространства.
Можно сказать, что формальная административно-территориальная структура не совпадает ни с социальной (сословной и классовой) структурой, ни с реальным пространством расселения. Это последнее создается в значительной степени отношениями совместной службы, родства, соседства, дачного образа жизни, реализующимися в условиях, заданных довольно жесткими ограничениями: границами поселений, транспортной инфраструктурой, исторически сложившимися типами жилья. При этом, как я уже писал ранее, формируется распределенный образ жизни: когда городская квартира связана в основном с формальной занятостью-службой, в то время как свободное время, приработок и рыночная экономическая деятельность связаны с дачей – загородным домом, в котором живет старшее и младшее поколении семьи. Некоторые территориальные сообщества, созданные когда то как “дачные кооперативы”, постепенно становятся местом обитания отдельных сословий, где возникает внутрисословное взаимодействие и формируется внутрисословная мораль, что невозможно в городах, где члены сословий дисперсно распределены в городском пространстве. Таковы, с моей точки зрения, поселки, возникшие из дачных кооперативов правоохранителей, военнослужащих и работников «идеологического фронта» – ученых, писателей, художников.
Можно сказать, что при распределенном образе жизни формируются три типа внегородских сообществ: сословные, когда в соседстве селятся члены одного или близких сословий, таких как военнослужащие; классовые – когда вместе селятся люди, сходные по объему и стилю потребления; и весьма конфликтные, смешанные, в которых статусные служивые и богатые соседствуют с внесословными, судимыми и сельскими пенсионерами. В результате распределенного образа жизни формируются особые сезонные (дачные) селитебные пространства. В них – при номинальном наличии органов муниципальной власти и местного самоуправления – дачное население не только в него не включено, но обычно вспоминает о существовании местного самоуправления и властей только при регистрации собственности и оплате счетов, или при необходимости разрешения споров между дачными соседями.
Фактически города – вне зависимости от своих размеров – уже давно вышли за пределы формальных городских границ и в зонах часовой (для относительно малых городов) и двух-, трехчасовой (для миллионников и столиц) транспортной доступности сформировались селитебные зоны, включающие в себя пригородные муниципалитеты, что никоим образом не учитывается в государственных процессах распределения ресурсов.
Изменение системы расселения идет само по себе, в то время как формальная организация пространства его “не замечает”. Так практически сплошные селитебные пространства возникают вдоль основных федеральных магистралей, таких как трасса Москва – Санкт-Петербург, формально разбитых на региональные и муниципальные части. Это означает, в частности, что существующая нормативная типология поселений с делением на городские округа, муниципальные районы, городские поселения и поселения является внешней по отношению к образу жизни, то есть тому, что по самой идее местного самоуправления лежит в основе самоорганизации местных сообществ.
При этом дачи и городские квартиры одного семейства, расположенные в разных муниципалитетах, оказываются связаны между собой таким количеством отношений, что во многом детерминируют все социальное поведение людей, живущих распределенным образом жизни. В частности, летом в Москве выезд людей «на дачи» начинается – если судить по интенсивности транспортных выездных потоков – с четверга, а возвращаются дачники в понедельник-вторник. То есть формальная пяти-, шестидневная рабочая неделя частью московского населения из-за распределенного образа жизни минимизирована до трех-четырех рабочих дней. Примерно так же организуется жизнь и в большинстве центров субъектов федерации.
Важным следствием отношений между административно-территориальной и сословной структурой становится их определяющее влияние на техническую инфраструктуру. В частности, перегруженность магистральных автомобильных дорог во время выезда и возвращения с дач становится причиной социальной напряженности. Концентрация мест обитания служивых людей в пригородных муниципалитетах близ столиц вдоль определенных трасс, их служебные перемещения и сопутствующая им блокада движения машин членов нетитульных сословий в “часы пик” (частично определенная законами о государственной охране высших должностных лиц) во многом формирует негативное отношение к власти у членов относительно обеспеченных сословий, живущих распределенным образом.
Служивые люди обитают, как правило, не в пространстве муниципальной жизни, а в особом пространстве, где государство в той или иной форме обеспечивает им условия службы. Крайним примером такой организации жизни могут быть так называемые закрытые “дачные” поселки, в которых со времен советской власти живут люди, выполняющие властные функции. В этих сословных пространствах свое здравоохранение, свое снабжение продуктами питания, свои органы охраны правопорядка.
Благодаря тому, что служение членов титульных сословий обеспечивается ресурсами тех федеральных, окружных, столичных и региональных структур, к которым они приписаны, государственные служащие во многом не зависят от муниципалитетов, так как живут в особом «пространстве службы». Их “образы жизни” являются внешними по отношению к муниципалитетам и местному самоуправлению. Можно сказать, что статусные члены служивых сословий живут в особом государственном пространстве и не участвуют ни в местном самоуправлении, ни в муниципальном управлении.
Государственное и муниципальные пространства разделены не только формально, по закону, но и функционально, через образы жизни государственных служащих. Взаимодействие государственных служащих и муниципалитетов возникает обычно только в тех случаях, когда для удовлетворения потребностей государства требуется отчуждать у муниципалитетов ресурсы, чаще всего природные. И тогда муниципальным служащим приходится “договариваться” с государственными служащими на административном рынке – как правило, на условиях государства.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.94.152 (0.009 с.) |