Системы Поддержки Принятия Решений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы Поддержки Принятия Решений



Применение данных систем является универсальным проблемно-ориентированным подходом к анализу и управлению социально-экономическими системами ввиду того, что координирование работы подобных объектов требует принятия управленческих решений вне зависимости от типа анализируемой подсистемы – социальной или экономической.

Система поддержки принятия решений существует для решения проблемы принятия многокритериальных решений в комплексной информационной среде. В данном случае под многокритериальностью подразумевается то, что результаты принятых решений оцениваются не по одному, а по совокупности нескольких критериев, которые рассматриваются в комплексе. Информационная сложность данной проблемы обусловлена необходимостью учёта большого объёма факторов, обработка которых без помощи современной вычислительной техники фактически невыполнима. При данных обстоятельствах количество возможных решений в большинстве случаев весьма велико, и выбор наилучшего из них "на глаз" без всестороннего анализа может приводить к грубым недочётам в управлении.

Система поддержки решений СППР занимается решением двух основных проблем:

- выбора наилучшего решения из множества возможных (оптимизация);

- упорядочиванием возможных решений по предпочтительности (ранжирование).

В обеих задачах первым и наиболее приоритетным моментом является выбор комплекса критериев, на основе которых в дальнейшем будет происходить оценка и сопоставление возможных решений (альтернатив). СППР помогает пользователю сделать выбор из альтернатив.

Для анализа и формирования альтернатив в СППР используются разные методы. Например:

- информационный поиск;

- интеллектуальный анализ данных;

- поиск знаний в базах данных;

- рассуждение на основе прецедентов;

- имитационное моделирование;

- эволюционные вычисления и генетические алгоритмы;

- нейронные сети;

- ситуационный анализ;

- когнитивное моделирование и др.

Часть вышеуказанных методов была внедрена в рамках искусственного интеллекта. В случае, если в основе работы СППР лежат методы искусственного интеллекта, то говорят об интеллектуальной СППР (ИСППР).

Методы интеллектуального анализа данных:

- методы статистической обработки (предварительный анализ, выявление тенденций, многомерный анализ, прогнозирование на основе временных рядов);

- кибернетические методы (основаны на принципах самообучающихся систем (например, методы нейронных сетей);

- методы решения задач оптимизации (методы исследования операций, математическое программирование, вариационные методы, динамическое программирование, принцип максимума Понтрягина, методы систем массового обслуживания);

- экспертные методы (метод дерева решений, предметно-ориентированные системы анализа ситуаций, методы визуализации данных).

Близкие к СППР классы систем – экспертные системы и АСУ.

Системы позволяют осуществлять решения задач оперативного и стратегического управления на основе учётных данных о деятельности компании.

По принципу взаимодействия с пользователем выделяют три вида СППР:

- пассивные: помогают в процессе принятия решений, однако не могут выдвинуть конкретного предложения;

- активные: непосредственно участвуют в разработке оптимального решения;

- кооперативные: предполагают взаимодействие СППР с пользователем. Выдвинутое системой предложение пользователь может доработать самостоятельно, усовершенствовать его, затем отправить в систему для проверки. Итерации повторяются до одобрения решения пользователем.

По способу поддержки различают:

- модельно-ориентированные СППР, использующие в работе доступ к статистическим, финансовым или иным моделям;

- СППР, основывающиеся на коммуникациях и поддерживающие работу двух и более пользователей, которые занимаются общей задачей;

- СППР, которые ориентированы на данные и имеют доступ к временным рядам организации. В работе используются не только внутренние, но и внешние данные;

- СППР, которые ориентированы на документы. Данные системы координируют неструктурированную информацию различных электронных форматов;

- СППР, ориентированные на знания, обеспечивают предоставление специализированных решений проблем, основанных на фактах.

По сфере использования:

- Общесистемные СППР;

- настольные СППР.

Общесистемные осуществляют работу с комплексными системами и применяются множеством пользователей. Настольные в свою очередь являются «компактными» системами и подходят для управления с персонального компьютера пользователя.

СППР облегчают управленческую работу на предприятиях и повышают её эффективность. Они значительно ускоряют решение проблем в социально-экономических системах, способствуют налаживанию межличностного контакта. Данные системы позволяют проведение обучения и подготовки кадров. СППР дают возможность ужесточить контроль над деятельностью организации. Наличие чётко функционирующей СППР даёт заметные преимущества по сравнению с конкурирующими структурами. Благодаря предложениям, которые выдвигает СППР, можно открыть новые подходы к решению повседневных и нетривиальных задач [16].


 

Заключение

В рамках курсовой работы была рассмотрена тема «Проблемно-ориентированные системы управления, принятия решений и оптимизации в социальных и экономических системах» и выполнены поставленные задачи:

- был изучен процесс управления, принятия решений и оптимизации в социально-экономических системах;

- проанализированы проблемно-ориентированные системы управления в применении к социально-экономическим системам;

Касаемо возможных направлений развития систем управления для улучшения процессов принятия решений и оптимизации, можно утверждать, что современные методологии управления, принятия решений и оптимизации сложных объектов позволяют обеспечить объективность на всех этапах обработки информации. Уменьшая искажения разного рода и увеличивая контрастность выявленных характерных особенностей при большом количестве первичных данных, существует возможность научно обоснованного принятия решений. Однако стоит принимать во внимание тот факт, что несмотря на активное продвижение автоматизации вышеуказанных процессов, в сфере управления социально-экономическими системами, человеческий фактор был и остаётся необходимым ввиду уровня сложности подобных систем и постоянно возникающих форс-мажорных ситуаций, некорректных управленческих решений и непредсказуемых изменений внешней среды, и, как следствие – нестандартных проблемных ситуаций. Также требуется развивать аналитический инструмент для обработки массивов данных в социально-экономических системах в целях получения объективной информации, повышающей эффективность управления. Для этого необходимо использовать комбинации известных подходов и новые подходы.


 

Список литературы

1 Берталанфи Л. фон. Общая теория систем – критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и вст. ст. В. Н. Садовского и Э. Г. Юдина. – М.: Прогресс, 1969. С. 23–82.

2 А. В. Бузгалин, А. И. Колганов Теория социально-экономических трансформаций (Прошлое, настоящее, будущее) – М.: ТЕИС, 2003.

3 Баликоев В.З. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. Изд. 5-е стереотип, Издательство: Омега-Л, 2006. – 732 с.

4 Антикризисное управление. Учебное пособие под ред. Короткова Э.М., — М.: "ИНФРА-М", 2002, с. 432.

5 Мягкова М., А.Ю. Социология, Основы общей теории: учебник. М. 2008г.- 256с.

6 Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический рост: теории и проблемы, Изд-во ОмГУ, 2006. – 214 с.

7 Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, под ред. Л.И. Евенко. – М.: Дело, 1997. С. 704.

8 Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении: Уч. пособие/ В.С Анфилатов, А.А. Емельянов, А.А. Кукушкин; под ред. А.А. Емельянова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 368 с.

9 Баранов В. В., Зайцев А. В., Соколов С. Н. Исследование систем управления; Альпина Паблишер - Москва, 2012. - 216 c.

10 Орлов А. И. Теория принятия решений: учебник. – М.: Экзамен, 2006. — 573 с.

11 В.Н. Козлова. – Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Уч. пособие для ВУЗов/ Под ред. В.Н. Волковой, – М.: Высш. школа, 2004. – 616 с.

12 Афопичкин, А. И. Управленческие решения в экономических системах / А. И. Афоничкин, Д. Г. Михаленко. – СПб.: Питер, 2009.

13 Гордеев С.С. – Основы оптимизации социально-экономических процессов в информационной среде, – Челябинск, – 2009.

14 Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления. – Киев: Наукова Думка, 1990. – 240 с.

15 Крылович А., Бронникова Т. – Информационные технологии в управлении предприятием – М.: TopS Business Integrаtor, 2004.

16 Методические указания к лабораторной работе по курсу "Системы поддержки принятий решений". - МГИЭМ. Сост.: А.В.Вишнеков, И.Е.Сафонова, Н.С.Курилова, В.И.Бадулин. – М., 2001. – 24 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.014 с.)