Паняцце контркультуры і маргінальнай культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Паняцце контркультуры і маргінальнай культуры.



Контркультура - специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура - это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. Термин «контркультура» впервые был использован американским социологом Теодором фон Роззаком, применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк. Классическим примером контркультуры является также уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде которой постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.

Маргинальная культура. Маргинальная культура - совокупность локальных культур (субкультур), базисные принципы которых оцениваются, с точки зрения господствующего культурного канона, как чуждые или враждебные. Социокультурный статус маргинальная культура определяется их размещением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и лишь частичным признанием с их стороны. Объективными условиями формирования маргинальной культуры являются процессы трансформации общества (модернизация, "перестройка" и тп), изменения социальной структуры (появление новых социальных групп или потеря ими прежнего статуса), различные формы взаимодействия культур. Ситуация маргинальности возникает при одновременном (вынужденном или добровольном) существовании группы или индивида в поле действия несовместимых или конфликтных культурных паттернов.

К маргинальным, например, относят "культурные гибриды", оказавшиеся между доминирующей социальной группой, не принимающей их полностью, и группой происхождения, отталкивающей их. Под маргиналами также понимают индивидов, утративших социальные связи и не вписавшихся в определенную социокультурную ситуацию (например, "бомжи").

 

13. Мараль і культура. Маральная культура асобы як сістэма каштоўнасцей.

 

Мораль - система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни.

Общественная мораль не всегда вербализуется, но, тем не менее, как правило, осознается и, благодаря этому, сообщает культуре более четкие ориентиры, поддерживая ее и облегчая ее трансляцию, а также культурную преемственность поколений. Вместе с тем, мораль редко всерьез обосновывается и объясняется, так обстоит дело и с культурными установлениями, которые защищаются моралью. Каждый человек фактически опирается на личную мораль, которая служит более или менее искаженной проекцией общественной морали, если таковая озвучена. Но чаще всего общественная мораль, сама по себе, вообще не существует, и о ней можно говорить лишь в отношении некоторых культурных требований и рекомендаций, характерных для личных моралей данного культурного сообщества.

Личная или общественная мораль привязаны к вполне определенной культуре, и моральные оценочные суждения имеют практическое значение для того сообщества, которое признает данную культуру. Тут и выступает моральная культура как система ценностей. Люди, принадлежащие определенной культуре, склонны судить о человеке и обществе, относящихся к другим культурам, с позиций своей морали. Такого рода осуждающие или одобряющие оценки не прибавляют подлинного знания, но зато укрепляется сплоченность (что давно и хорошо известно). Склонность людей абсолютизировать свою мораль, видеть в ней нечто универсальное проистекает из изрядной роли установки на превосходство в их культуре, а отнюдь не из ее собственных свойств.

Личный отказ от указанной абсолютизации исключает использование моральных оценок в отношении других культур, но практически не устранаяет сугубо личных внеморальных оценок. К примеру, человек с половой ориентацией не такой, как у меня, живет, в сравнении со мной, в несколько отличающейся культуре и, следовательно, у него иная мораль. Поэтому моя отрицательная моральная оценка не имеет никакого веса для этого человека. Такая оценка человека другой культуры означает лишь то, что мы считаем свою культуру и мораль неоспоримым образцом для всех прочих культур, что, как уже отмечалось, служит не истине, а является признаком чрезвычайно раздутого мнения о нашем превосходстве. Вместе с тем, если мы не придерживаемся подобного мнения, мы отнюдь не всегда становимся толерантными: многие испытывают неприязнь к людям иной половой ориентации не потому, что нам так велит наша культура, а по причинам, которые мы вообще редко можем осознать.

 

14. Роля навукі і тэхнікі ў развіцці культуры. На протяжении всей истории культуры человек вырабатывал различные способы познания мира. Наука - один из таких способов познания, возникает в ответ на потребность получения объективного, истинного знания о мире и вносит существенный вклад в развитие культуры

Но и культура - важнейшее условие развития научного познания (происходит взаимное обогащение).

Сциентизм и антисциентизм.

Развитие науки дало человечеству колоссальные блага, но одновременно с этим разбудила огромные разрушительные силы. Это причина неоднозначной оценки науки в обществе.

Наука в современной культуре выступает в виде некоторого обобщенного образа и с этим образом человек связывает либо свои дальнейшие надежды, либо напротив всю совокупность своих разочарований в жизни и угрозу существования общества.

Эйфорическое отношение общественности, человека к достижениям науки, признание за наукой исключительно важной роли в жизни общества, признание интеллигенции, это позиция сциентизма. Она проявляется как вера в науку, в её могущество, возможность решить все проблемы, стоящие пред человечеством.

В ответ на это в обществе возникла оппозиция - антисциентизм (антисциестиствская ценностная установка). Она концентрирует все те аргументы против науки (против субъектов науки, против рационального постижения действительности), которые существовали в истории человеческой культуры.

Как только две эти позиции сформировались принято говорить о появлении в обществе дилеммы "С-А/c". Аргументы:

1. Сциентизм пропагандирует достижения науки и НТП (научно техн прогресс), приписывает ориентироваться на методы естественных и технических наук, т.е. распространять эти методы научности на все виды знания.

Антисциентизм с предубеждением относятся к научным инновациям. Они отдают предпочтение не науке и разуму, а вне научным средствам освоения бытия. В особенности отдают предпочтение мифу, символу и искусству - подлинное средство освоения бытия.

Особенно Шеллинг, Шопенгауэр, Нидше, Кьекегор, Гуслер, Ясперс; Берксон с учением о художественной интуиции - способность приоткрывать занавес перед тайной бытия; у экзистенциалистов в литературе - Камю, Сартр.

2. Сциентизм возвышая значение современной науки ссылается на знаменитое прошлое - науку нового времени (Декарт, Ньютон). В то время она боролась с путами средневековья, победила схоластику, инквизицию, выступила во имя обновления культуры, появилась наука возрождения, которая привела к прогрессу в Европе, наука как производительная сила - научная, промышленная революция, улучшение материального благосостояния и т.д.

Антисциентизм находит следующие контр аргументы: не смотря на многочисленные успехи науки человечество не стало счастливее, т.к. приблизилось к опасности глобальных катастроф, источник которых - наука.

15. Рэлігія ў кантэксце культуры.

Религия - первооснова культуры. Если вслед за древними понимать культуру как служение Истине, Добру и Красоте, то можно увидеть, что с первых же шагов человечества это служение проходило под знаком поклонения чему-то или кому-то, кто был сильнее и служил идеалом, т.е. осуществлялось под знаком культа.

Религия возникла одновременно с формированием общества и его культуры. Религия - это один из способов жизнедеятельности людей и элемент мировоззрения, связанные с признанием существования сверхъестественных явлений и возможности человека духовно взаимодействовать с ними. Религия (верование) составляет неотъемлемую часть жизни большого числа людей. Она характеризует уровень, содержание и направленность мировоззрения целых сообществ, особенности образа жизни и деятельности [8, с.157].

Будучи общественным явлением, религия имеет вполне определенные социальные корни. Социальные причины ее возникновения - это объективные факторы общественной жизни, связанные с отношением людей к природе и между собой (господство природных сил, стихийность общественных отношений).

На ранних стадиях развития общества религия была связана с мифом и мифологией. Мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. Человек переносил на природные объекты человеческие свойства, приписывал им одушевленность, разумность, человеческие чувства и, наоборот, мифологическим предкам могли быть присвоены черты природных объектов, например, животных [8, c.158].

К числу древнейших принадлежат мифы о животных, о происхождении различных природных явлений и объектов. Особое место в мифологии занимают сюжеты о происхождении мира, вселенной и человека.

В религии мифология связана с религиозно-мистическими обрядами, миф дает их идейное обоснование и объяснение характерным для мифологии способом: он возводит учреждение данного обряда к глубокой мифологической древности и связывает его с мифическими персонажами. Так развитие культуры сопровождалось возникновением и становлением относительно самостоятельных систем ценностей. Случилось это с мифологией, религией, искусством и наукой - произошло смешение религии с этими явлениями культуры.

Религия в своем развитии прошла длинный и сложный путь формирования. На первоначальных стадиях развития человеческого общества утвердились религиозные верования, в которых запечатлевалось осознание людьми зависимости от природных сил. К ранним формам религиозных верований относятся: фетишизм, анимизм, тотемизм, магия. Они входили в состав той культуры, которая соответствовала данной стадии общественного развития [7, c.216]. Дальнейшее развитие религиозных отношений обусловило деление мира на два - реально существующий и потусторонний, сверхъестественный.

По мере усложнения общественного развития, когда происходит разложение первобытнообщинного строя и формируется классовое общество, меняются и ранние формы религии.

Когда идет централизация государственной власти в религиях постепенно выделяется главное божество, которое вытесняет другие божества полностью или частично, понижая их до ранга святых, ангелов, демонов и др. Политеизм (язычество) заменяется монотеистическими религиями [7, c.98].

Монотеизм существует в форме национальных(локальных) имировых религий. К национальным религиям относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.019 с.)