Предмет и задачи культурологии. Роль культурологии в современном обществе. Место культурологии в системе гуманитарных знаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи культурологии. Роль культурологии в современном обществе. Место культурологии в системе гуманитарных знаний.



Предмет и задачи культурологии. Роль культурологии в современном обществе. Место культурологии в системе гуманитарных знаний.

Виды культуры

Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта-носителя культуры, как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем следующее распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности.

Ни один из видов культуры не сводим к двум другим ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества — это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой не зависят от деятельности отдельных коллективов или личностей, первичны по отношению к ней. Культура коллектива складывается как результат накопления опыта, традиций совместной деятельности устойчивой группы людей. Культура личности определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я».

Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.

 

Материальная культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека.

Состав материальной культуры:
• культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);
• культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);
• культура топоса или места поселения (тип жилища, структура и особенности населенных пунктов).

Духовная культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав духовной культуры:
• религиозная культура (систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность);
• нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);
• правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);
• политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);
• педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);
• интеллектуальная культура (философия, история, наука).
Следует обратить внимание, что к понятию «духовная культура» относятся и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и пр.

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, экологическая, эстетическая и др. Более того, материальная и духовная культура практически всегда присутствуют одновременно в конкретном объекте культуры и отнесение его к той или иной стороне зависит от процентного содержания материального и духовного. Это относится к художественной и физической культуре.

Художественная культура основана на иррациональном, творческом типе деятельности, выражается как в объективно-предметной, так и субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека.

Состав художественной культуры:
• прикладное искусство или дизайн (насчитывает более 400 видов: кулинарию, косметику, парикмахерское искусство, флористику, освещение и т.д.);
• «чистое» или «изящное» искусство (традиционно выделяют 7 видов: архитектуру, изобразительное искусство, музыку, литературу, танец, театр, кинематограф).

Физическая культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной (телесной) форме, удовлетворяет первичные потребности человека.

Состав физической культуры:
• культура физического развития (от общеоздоровительной физкультуры до профессионального спорта);
• рекреационная культура – поддержание и восстановление здоровья (медицина, туризм);
• сексуальная культура – принятые в обществе формы проявления и удовлетворения сексуальности.
В культурной статике элементы разграничены во времени и в пространстве. Так, часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое, является культурным наследием. Наследие – важный фактор сплочения нации, средство объединения общества в периоды кризисов.

Кроме культурного наследия, в культурную статику входит и понятие культурного ареала – географического района, внутри которого у разных культур обнаруживается сходство в главных чертах.
В мировом масштабе культурное наследие выражают так называемые культурные универсалии – нормы, ценности, традиции, свойства, присущие всем культурам, независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества. Культурные универсалии отличаются сравнительным единообразием своих черт у самых различных народов. Большинство культурных универсалий порождено схожими биологическими и социальными потребностями людей, что вытекает из единства их физических и психических характеристик

Как уже отмечалось, культура – это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого выделяют мировую и национальную культуры.

8. Каштоўнасці, нормы і ідэалы як кампаненты культуры.

Ценности культуры, согласно Франклу,-это обобщения и типизации смыслов, которые становятся распространенными актуальными значениями явлений и событий, предопределяющими коллективно-индивидуальный, социально-типичный выбор взглядов или жизненных позиций.

Ценности-значения вещей, явлений, событий и самих индивидов, их группирований, формирующиеся и утверждающие себя под воздействием материальных и духовных потребностей,стремлений,интересов. В целом культурные (прежде всего,духовные) ценности выдвигаются на 1-ый план по сравнению с потребительскими,соц-ми, экономич.,политич. и др.

От культурной ценности неотделим момент красоты..Др.греки создали идеально-нормативные образцы прекрасного во многих областях творчества. Достижения культуры античной Греции трактуется как идеальная мера прекрасного и явл..общечеловеческой ценностью.

Идеалы представляют собой обобщенные ценностные представления о пределах, вырисовывающихся при достижении ключевых общественных и индивид-ых целей. Идеалы в своем абсолютном выражении недостижимы. Выступая даже в качестве глубинных оснований культуры,они тем не менее-изменяются в результате творчества смыслов, аккумулируемых в совместных ценностях,которые в конечном счете конкретизируются и канонизируются в нормах..

9. Этнатэрытарыяльныя тыпы культуры: этнічная, нацыянальная, сусветная культуры.

Этническая культура - это традиционная народная культура, обращенная преимущественно в прошлое, воспроизводящая историческое наследие народа. Признаки этнической культуры: имя этноса (белорусы, русские, французы), язык, генотип, черты национального характера, традиционный быт, образ жизни, народные промыслы, территория расселения этноса, которая может не совпадать с границами национального государства.

Национальная культура - сложное этносоциальное образование, формирующееся на основе единства происхождения, исторического прошлого, языка, места проживания и экономической общности определенного народа. Национальная культура включает в себя этническую культуру (как основополагающий компонент) и профессиональную культуру (национальная литература, музыка, изобразительное искусство, театр, философия, научные школы). Средоточие национальной культуры – народ, а ее достижения – продукт творчества культурной элиты, национальной интеллигенции.

Мировая культура складывается из высших достижений национальных и региональных культур. Она включает в себя эталоны творчества, классические ценности, универсальные человеческие идеалы, общечеловеческие нормы нравственности, учения мировых религий, художественные достижения, соответствующие эталонам прекрасного и гармоничного, научные концепции и философские теории.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Нижний слой включает наиболее устойчивые элементы, закрепленные многовековой традицией. Обновление культуры может быть экзогенным (заимствованным) и эндогенным (возникшим внутри культуры без влияния извне). Преемственность, устойчивость этнической культуры держится на действии двух типов механизмов передачи традиций: внутрипоколенных традиций, межпоколенных традиции,

Этническая культура — это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью.

Если этнос указывает на социокультурную общность людей, то нация обозначает территориальное, экономическое и лингвистическое объединение людей, имеющих социальную структуру и политическую организацию.

Понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов осознали свою принадлежность к новой нации. Например, и африканцы, и белые одинаково восторженно исполняют гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники.

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип, социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы.

Таким образом, национальная культура строится на фундаменте письменной культуры, в то время как этническая культура может быть вполне бесписьменной, например, культура отсталых племен, сохранившихся до наших дней. Но та и другая культура, по отношению ко всем другим видам культуры на данной,территории, должна называться доминирующей.

 

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех националь

 

ных культур. Мировая культура во времени и пространстве пестра, неисчерпаема в своих единичных проявлениях, поражающе богата формами, многообразна.

 

10. Элітарная, масавая тыпы культуры: сутнасць і спецыфіка функцыянавання.

Массовая культура — культура, популярная и преобладающая среди широкого слоя населения в данном обществе. Она может включать в себя такие явления, как быт, развлечения (спорт, поп-музыка, массовая литература), средства массовой информации и т.п.
Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления — середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Эстрадная музыка — яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
В социальном плане массовая культура формирует новый общественный строй, получивший название «средний класс».
Целью массовой культуры является не столько заполнение досуга и снятия напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколько стимулирование потребительского сознания у зрителя, слушателя, читателя, что в, свою очередь, формирует особый тип пассивного некритиче­ского восприятия этой культуры у человека. Другими словами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуа­тация эмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств чело­века и прежде всего чувств одиночества, вины, враждебности, страха.

Элитарная культура — это высокая культура, противопоставляемая массовой культуре по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию.
Субъектом элитарной, высокой культуры является личность — свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты.
Элитарная культура обладает рядом важных особенностей.
Особенности элитарной культуры:

· сложностью, специализированностью, креативностью, новационностью;

· способностью формировать сознание, готовое к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности;

· способностью концентрировать духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений;

· наличием ограниченного круга ценностей, признаваемых истинными и «высокими»;

· жесткой системой норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных»;

· индивидуализацией норм, ценностей, оценочных критериев деятельности, нередко принципов и форм поведения членов элитарного сообщества, становящихся тем самым уникальными;

· созданием новой, нарочито усложненной культурной семантики, требующей от адресата специальной подготовки и необъятного культурного кругозора;

· использованием нарочито субъективной, индивидуально-творческой, «остраняющей» интерпретации обычного и привычного, что приближает культурное освоение реальности субъектом к мысленному (подчас художественному) эксперименту над нею и в пределе замещает отражение действительности в элитарной культуре ее преобразованием, подражание — деформацией, проникновение в смысл — домысливанием и переосмысливанием данности;

· смысловой и функциональной «закрытостью», «узостью», обособленностью от целого национальной культуры, что превращает элитарную культуру в подобие тайного, сакрального, эзотерического знания, а ее носители превращаются в своего рода «жрецов» этого знания, избранников богов, «служителей муз», «хранителей тайны и веры», что часто обыгрывается и поэтизируется в элитарной культуре.

11. Сучасныя субкультуры.

Современные субкультуры весьма разнообразны, существует множество различных движений: альтернативщики, анимешники, байкеры, ванильки, гламур, гопники, готы, гранжеры, граффитеры, кибер готы, металлисты, нью-эйдж, панки, педовики, растаманы, рокеры, рэперы, скинхэды, стрэйт-эйдж, толкиенисты, треш модели, фрики, футбольные болельщики, хакеры, хиппи, хипстеры, эмо - и это далеко не весь список.

Образование субкультуры Субкультура образуется, как правило, группой людей, имеющих общую идею или общего кумира (исполнителя, писателя). Фанатство – тоже своего рода субкультура, например, готы и панки появились как раз в результате увлечения определенным музыкальным направлением. Как правило, такие субкультуры обладают своим стилем, единством в мировоззрении и вкусах.Однако не все современные субкультуры появились в результате поклонения какой либо группе или личности. Сообщества людей, объединенных общими интересами и хобби, таких как хакеры, геймеры, граффитеры и футбольные болельщики, тоже являются субкультурами, хоть и не имеют единого стиля и схожих взглядов на мир. Таким образом, в основе современных субкультур могут лежать различные увлечения: от музыкальных направлений и литературы, до политических принципов и убеждений. Приверженцы каждой субкультуры стараются изолировать свою культуру от общества в целом, поскольку стремятся таким образом показать свою индивидуальность и стремление отделиться от общепринятой культуры и массовых ценностей.

Имидж субкультур В большинстве своем, каждая субкультура (за исключением, разве что, хакеров, геймеров) стремится выделить свою принадлежность к меньшинству в стиле и имидже. Вырабатывается стиль одежды, манера поведения, жаргон, общие идеи и цели. Так, гламуру свойственно следование всем тенденциям моды, рокерам же наплевать на красоту, у них в почете косухи, нашивки и металлическая атрибутика. Готы отличаются мрачностью и депрессивностью, как в одежде, так и во взглядах. Реперы носят одежду на два-три размера больше, в их кругах в почете пафос и крутизна. Каждое направление можно долго рассматривать, изучать и пытаться понять. Современные субкультуры настолько разнообразны и поражают своими характеристиками, что для того, чтобы понять приверженцев какой-либо из них, нужно в нее влиться целиком. Появление современных субкультур можно отнести к 60-м годам 20 века, когда Дэвидом Райзменом – американским социологом – было выведено понятие «субкультура». Этот термин означает часть культуры общества, которая отличается от культуры большинства, а также группу людей, выбирающих ценности и идеи, не присущие большинству. То есть какая-либо субкультура объединяет людей, чьи вкусы и стиль не удовлетворяют общепринятые ценности и стандарты.

Панки (от английскохо «плохой», «гнилой») - эта яркая и дивная молодежная субкультура, представители которой ходят с индейскими ирокезами на головах, к сожалению, медленно, но уверено исчезают с улиц. Они просто не могут позволить себе работать на «гнилое», с их точки зрения, общество. Мелкое воровство и попрошайничество - вот источники их дохода.

Свои корни от готики с примесью панка берет и эмо – культура, само определение которой подразумевает чувствительность и неприкрытые эмоции. Представители эмо – зачастую школьники или студенты, наиболее знамениты своей принадлежностью к определенной моде – черно – розовой одежде, значительному количеству аксессуаров и броскому макияжу в тон. Также эта культура нашла свое выражение в классических музыкальных стилях с характерной приставкой – эмо – рок, эмо – скрим, эмо – панк.

Scene в переводе с английского означает «сценический». Это девушки и парни, которые выражают свои чувства через искусство и фото. С их безумными прическами и шкафами, набитыми модными одеждой. SQ славятся своим превосходным, детальным макияжем. Подводка для глаз, тени для век, тональный крем, помада - это обязательно, полагается быть разными и уникальными, и они должны выделяться их толпы.

Trash, бруталы, мажоры. Эти стили появились у нас сравнительно недавно. Трэш-это более гламурный стиль нежели скин. Здесь приветствуются каблуки, чем выше, тем лучше, длинные волосы, в основном это нарощенные, леопардовая расцветка, начесы, только в отличии от эмо, более умеренные, пирсинг (монро, септум, брпдж, щеки),подвески на шею, легенсы, тату(розы с листьями на ногах, шее).у Бруталов татуировки в виде звезд, прямая челка. отличаются трэш от бруталов тем, что бруталы считают себя «пупом земли»,пафосны. но на самом деле это зависит от каждого человека. возможно быть настолько добрым, что просто не получается быть пафосным..альтернативное проявление мажоров мало похоже на тех,что мы првиыкли видеть.они ближе к бруталам, только,в отличие от гламурных, носят зауженные джинсы, относительно длинные прически, среди них распространены прямые челки,кепки уточкой,не исключены и тоннели.

Педовки, позёры. Это ряд девушек парней, которые хотят, но зачастую не могут или просто невыходит выглядеть в одном или ином стиле. Неудачный начес уже можно отнести к педовкам, но если, к примеру, ты уже заявил о себе как трэш модель, то в любой одежде в тебе будут узнавать трэш модель. Позеров чаще всего можно встретить среди эмо.

Скейтеры, альтернативщики. Они катаются на скейтах, слушают альтернативную музыку. Кстати о музыке. Эмо слушают поп-альтернативу с плаксивыми нотами, бруталы, трэш, скин и мажоры предпочитают музыку более грубую со скрим-вокалом или гроулингом, также слушают клубную, которая далеко отличается от обычной клубной музыки.

Обычные или цивилы. Совершенно обычные, ничем не отличающиеся друг от друга обобщенными качествами школьники и студенты.

Ученики Уайта и Стюарда

Двое учеников - ученик Стюарда Элман Сервис (Service) и ученик Уайта Маршалл Салинз (Sahlins, род. 1930) разработали новую классификацию единиц социальной интеграции на разных уровнях, разных ступенях культурно-исторического процесса. Критериями послужили формы обмена и т. п. Существенным было введение между племенем и государством промежуточной ступени, которую они назвали "вождество" (в какой-то мере вождество соответствует "военной демократии" Энгельса). Схема получилась такой:

band - tribe - chiefdom - state (орда - племя - вождество - государство).

Это сформулировано наиболее полно в книгах: «Э. Сервис. Первобытная социальная организация», 1962 (Е. Service. 1962. Primitive social оrganization) - второе издание 1975 наз. «Происхождение государства и цивилизации» (Origins of the state and civilization) и М. Салинз. Люди племени, 1968 (M. Sahlins. 1968. Tribesmen). Мортон Фрайд (1967) предложил иное членение, также применяемое: эгалитарные общества, ранжированные (с имущественным неравенством и неравенством статуса) и стратифицированные (с политическим контролем одного слоя над другим).

Учеником обоих лидеров, Уайта и Стюарда, был Марвин Харрис (Harris, род. 1929). Это ему принадлежит термин и понятие " культурный материализм ", выражающее философский аспект неоэволюционизма (Drew 1984). Основоположником этого философского течения он считает Маркса, но от Маркса берет только материализм, отвергая революционность и связанную с ней диалектику. В революционной партийности и ангажированности ему претят подтасовки фактов, необъективность, предубеждения, чуждые науке. В диалектике он видит всего лишь игру словами, хитрое выкручивание из трудных ситуаций, попытку уйти от противоречий философскими выкрутасами, метафизику. Гегеля, считает он, никто бы и не вспоминал сейчас, если бы Маркс не придал ему значения. "Гегель - это мартышка, взобравшаяся на плечи Маркса".

Но поскольку он принимает материальный детерминизм - обусловленность духовной и социальной жизни материальными факторами, - убеждения его материалистичны. Он считает, что дальнейшее развитие материализм Маркса получил у Уайта и Стюарда, а сам он, Харрис, лишь усовершенствовал его. Усовершенствование заключается в том, что его детерминизм шире, даже чем техно-средовой детерминизм Стюарда. Харрис предпочитает говорить о "техно-экономико-экологическом детерминизме" или "демо-техно-экономико-экологическом детерминизме". То есть он придает главную роль в формировании культуры технике, демографии и экономическим отношениям. Всё это разные сферы культуры. Поэтому он считает возможным называть материализм неоэволюционистов вместо диалектического культурным.

Эти его заключения были сформулированы главным образом в его книге "Природа культурных вещей" (1964).

Через четыре года вышел его монументальный труд по истории антропологических учений - "Становление антропологической теории: история теорий культуры" (1968).

Одним из первых применений неоэволюционной теории американцев непоосредственно к археологии было выступление Бетти Меггерс, ученицы Уайта. В 1960 г. в статье "Закон культурной эволюции как практический инструмент исследования" она переделала формулу Уайта, приблизив ее к идеям Стюарда. Исходя из того, что в малых обществах нет других источников энергии, кроме человеческих, Е в формуле культуры можно понимать не как Энергию (Energy), а как Среду (Environment). Формула получится:

Культура = Среда х Техника.

А это значит, что любой археолог, способный реконструировать среду и технику, может определить по ним уровень культуры.

 

22 вопр.Культурный релятивизм: роль ценностей в развитии культуры (Херсковиц, Нортроп, Элберт)

Релятивизм-эта школа возникла как отрицательная реакция на европейский этноцентризм. Глав. идея культур. релятивизма заключ. в признании равноправия различных культур (независимо от уровня их развития, сложности). Сторонники культур. релятивизма провозглашают идею несравнимости культурных типов разных народов, т.к. каждая культура представляет собой уникальную систему ценностей.

Исходные идеи релятивизма были сформулированы еще Боасом, который первым высказал мысль о самоценности отдельных культур. Одним из основоположников школы культурного релятивизма стал антрополог Мелвилл Херсковиц, изложил свои взгляды в работах –«Аккультурация», «Человек и его творения», «Культурная антропология». Он решительно высказался против трех детерминант культуры: расистских теорий, сводящих все культурное многообразие к телесной организации индивида; географического детерминизма, объясняющего своеобразие культур особенностями природной среды обитания; экономического детерминизма, согласно которому определяющим фактором культуры явл. способ производства материальных благ.

Этим теориям Х. противопоставил отказ от этноцентризма и европоцентризма в описании и объяснении культур разных народов. Культуру он понимал как созданную человеком среду обитания, уникальную модель, определяемую постоянной традицией, которая проявляется в присущих каждому народу специфических системах ценностей, часто несопоставимых с системами др. народов.

Историю человечества Х. понимал как сумму самостоятельно развивающихся культур и цивилизаций. Он подчеркивал, что любая культура должна быть одновременно и стабильной и изменчивой. Но всякое ее изменение возможно лишь при сохранении некоторых консервативных структур. Отсутствие изменений вообще- означает смерть культуры. С др. стороны, разрушение устойчивых структур в культуре-означает ее деградацию.

Одно из главных понятий культурно-антропологической концепции Х.-«инкультурацня», под которой он понимал вхождение индивида в конкретную форму культуры. Понятие «инкультурацня» составляет у Х. ядро принципа культурного релятивизма, сущность которого заключается в том, что суждения человека основаны на опыте, а опыт интерпретируется каждым индивидом в терминах собственной инкультурации. Х. утверждает, что Окончательное определение того, что нормально и что ненормально, зависит от организации отношений в культуре. Некоторые стереотипы поведения, формы брака, обычаи, не вписывающиеся в евроамерикапские культурные стандарты, тем не менее нормальны для др.культур.

Х. выделяет три аспекта культурного релятивизма: методологический, философский и практический. Методологический аспект означает способ познания культур на основе ценностей, принятых у данного народа, необходимо производить в терминах их собственной культуры. Философский аспект состоит в признании множественности путей культурного развития. Практический аспект предполагает вовлечение в индустриальную цивилизацию архаических культур при сохранении их культурной самобытности. При этом некоторые культуры желательно оставлять в неприкосновенности.

Американская школа исторической этнологии

Возникновение нового науч. направления было обусловлено кризисным состоянием этнологии, Боас отвергнув все традиц. школы этнологии (эволюционизм, диффузионизм функционализм) предложил начать «с нуля» накапливать агиографические данные,а затем на их основе вырабатывать новые методы,теории.В статье «О задачах этнологии» он писал,что конечной целью этой науки явл. построение единой истории всех народов. Для этого необходимо изучить каждый отдельный народ. Не всякое сходство свидетельствует об историч. связях или о заимствовании каких-то явлений культуры одним народом у др. Отвергая эволюционизм и диффузионизм, Боас отстаивал историч. метод исследования культуры. Сторонники америк. историч. школы проводили детальнейшие описания культур. В этой школе был создан метод этнографического картографирования.Ученики Б.: Уисслер, Лоуи,Радин, Уайт, Кребер

Кребер главным предметом этнологии считал человеческую культуру.(«Антропология») К. понимал культуру как систему элементов, сцепленных особым способом и образующих определен. модель..Особую роль в теории К. играет этос- качество культуры,также система идеалов, ценностей, доминирующих в каждой конкретной культуре и контролирующих поведение ее членов. Одну из своих работ-«Природа культуры»-он посвятил истории мировой культуры.Культурные модели,К. отождествлял с понятием «культурные ценности». Жизнь культур обусловлена внутренними инновациями и внешними заимствованиями. Одни инновации ускоряют рост' культур, др. замедляют. В связи с этой неоднородностью развития К. вводит понятие «кульминация»- точка в развитии культуры, в которой комбинация культур. моделей оказывается наиболее удачной, в результате чего достигается расцвет'тех или иных сфер культуры.

основные положения американской исторической школы.

• Этнология должна изучать конкретно и всесторонне каждый народ в отдельности, его язык, культуру

• Развитие человечества и его культуры происходит на основе общих законов; в познании общих законов развития не следует обманываться внешним сходством явлений, которые на самом деле могут оказаться различными и иметь разное происхождение.

Не следует переносить «наши» критерии моральной оценки на народы иного культу.типа; у каждого народа формируются свои социальные идеалы, свои моральные нормы.

Этнопсихологическая школа

принципиальное своеобразие этнопсихологической школы состояло в новом понимании категорий «культура» и «личность». Для исторической школы- культура была главным предметом исследований. А для этнопсихологической школы -явл. личность, а потому с ее изучения и начиналось изучение культуры каждого народа. - Изначально центральной темой исследований стало изучение Процесса вхождения в культуру (инкультурация), а также роли детства в формировании взрослой личности.

Кардинер в трудах, «Индивид и его общество» и «Психологические границы общества», изложмл глав. идеи: личность человека начинает формироваться сразу после рождения. Это происходит под действием внешней среды и, через конкретные способы ухода за младенцем, принятые в обществе. Т.к в среде каждого народа способы ухода за детьми отличаются от др. народов, то любой народ обладает своей «средней» психикой, которая проявляется в форме базовой, или основной, личности. Какова основная личность данного народа, такова и его культура.. Основная личность, по К., формируется посредством первичных общественных институций, которые включают в себя способы жизнеобеспечения, семейной организации, воспитания. Они различны для разных культур и относительно единообразны в рамках одной культуры, а потому способствуют выработке схожих черт характера и психологических особенностей у всех членов того или иного общества.Исходя из своей концепции, К. утверждал, что перемена хотя бы одной из первичных общественных институций вызовет изменение структуры личности, доминирующей в данной культуре.

Бенедикт «Психологические типы культур Юго-Запада», «Конфигурации культур в Северной Америке». Ее концепция-каждый народ имеет специфическую «базовую структуру характера». В соответствии с этим Б. развивала мысль, что религия, семейная жизнь, экономика-все они, образуют единую структуру. Причем элементы, чуждые данному народу, не получают возможности для своего развития. Те аспекты жизни, которые кажутся нам наиболее важными с точки зрения нашей культуры, могут играть незначительную роль в других культурах. Б. выделила следующие типы культурных конфигураций: -аполлонийский,-не приветствуется явное выражение гнева, насилия; кооперация и терпимость воспитываются с детства; дионисийский, ориентированный на индивидуализм. нередки проявления открытых форм насилия, высок престиж тех, кто не останавливается перед достижением целей; -параноидальный, характеризующийся конфликтами и подозрительностью. Удача, успех одного означают неудачу другого; практикуется вредоносная магия.

В1940-50-х темой исследований стало изучение нац. характера. Представителем данного напр. стала М.Мид. выделяет три основных аспекта исследования нац. характера: 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами их воспитания;.8) изучение моделей межличностных отношений, таких, напр., как отношения между родителями и детьми или отношения между ровесниками.

В соответствии с особенностями детства, Мид различает три типа культур:

Постфигуративная культура (где дети учатся у своих предшественников). Определяющую роль в таких культурах играло старшее поколение.

Конфигуративной наз. культура, в которой моделью поведения для людей служит поведение их современников. Идеалом для подражания становится уже не прошлое а настоящее

Префигуративная культура, отличается неопределенностью будущего развития общества, способы передачи знаний и навыков таковы, что дети могут передавать их родителям.

заслуга этнопсихологической школы в развитии этнологии состояла в следующем.

• высказана идея о существовании определен психологич. особенностей, характерных для членов той или иной культуры.• Были начаты исследования национал. характера,в ходе которых удалось доказать, что нац. характер отражает психологич. особенности представителей той или иной нации.• Была выдвинута идея о возможности описания нац. характера как особого способа распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.082 с.)