Классификация трансакционных издержек. Принципы классификации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация трансакционных издержек. Принципы классификации.



Издержки бывают:

1) координационные, включают в себя поиск партнёров, определённые детали контракта, цены, места, время сделки.

2) Мотивационные, затраты на мониторинг, преодоление оппортунизма, затраты на контроль за взятками.

Классификация Д.Норта:

1) Издержки поиска информации;

2) Поиска портнёра;

3) Ведение переговоров;

4) Составление контракта;

5)издержки мониторинга;

6)защита от третьих лиц;

7)принуждение к исполнению.

В зависимости от сферы деятельности:

1) рыночные;

2) управленческие;

3) политические;

4) бюрократические.

 

Проблема измерения трансакционных издержек. Трансакционный сектор экономики.

Трансакционный сектор государства- оптовая розничная торговля, страхование, банковский сектор, операции с недвижимостью, затраты государства на судебную и правоохранительную деятельность.

Проблема измерения ТИ

Предпочтения в пользу тех или иных способов организации могут, например, расходиться не только потому, что эффективность их функционирования оказывается различной, но также по причине того, что люди используют разные методы взвешивания показателей при выведении агрегированной оценки.

В данном контексте становится правомерной проблема измерения трансакционных (а также трансформационных издержек), поскольку зачастую упреки оппонентов теории трансакционных издержек относились к неоперациональности и неизмеримости этой составляющей. По их мнению, включение в экономический анализ трансакционных издержек позволило бы объяснить практически все явления с точки зрения эффективности, достигнутой путем минимизации трансакционных издержек, а "объяснение всего" по существу является "объяснением ничего", тем более, если оно базируется на "невидимых вооруженным глазом" составляющих.

Ответной реакцией сторонников неоинституциональной теории стала разработка методов, позволяющих перевести трансакционные издержки из воображаемого мира в реальный.

По мнению Г. Саймона, проблема измерения может быть решена путем сопоставления трансакционных издержек при различных способах контрактации. Сравнение альтернативных дискретных структур управления (discrete structural alternatives) зачастую может проводиться "без применения сложного математического аппарата или исчисления предельных величин. Для того чтобы продемонстрировать несовпадение двух величин, не требуется столь тонких и сложных методов, как для выявления условий, при которых достигается равенство предельных значений этих величин".

Некоторые экономисты предлагают четко специфицировать издержки в каждом конкретном случае, например, в одном случае – это могут быть издержки входа на рынок (регистрация фирмы, получение лицензии и т.д.), в другом – издержки, сопровождающие движение прав собственности, в третьем – связанные с заключением и защитой контрактов, в четвертом – с принятием решений внутри фирмы и т.д.

При поэлементном разбиении многие составляющие этих издержек оказываются вполне измеримыми. Один из довольно убедительных примеров был дан Д. Нортом и Дж. Уоллисом при подсчете трансакционных издержек относительно ВНП США. Выбор именно этой сферы был обоснован тем, что проблема роста издержек эксплуатации экономической системы была довольно популярной в 1980-е г. (и остается таковой в настоящее время, в частности, применительно к переходным экономикам). Основной причиной такого пристального внимания исследователей стал тот факт, что по мере развития общества, несмотря на то, что издержки отдельной сделки имели тенденцию к сокращению, доля трансакционных издержек в ВНП росла в связи с увеличением совокупного объема меновых операций.

Расчет производился на основе определения совокупного объема ресурсов, используемых фирмами, продающими трансакционные услуги, а также измерения ресурсов, выделяемых на трансакционные услуги фирмами, производящими другие товары и услуги. Исследование охватывало следующие сферы деятельности: оптовая и розничная торговля, финансы, страхование и операции с недвижимостью. В число обследуемых попали предприниматели, землевладельцы, служащие, контролеры, охранники и ряд других категорий работников, занятых в негосударственном секторе экономики. В результате исследования было выявлено, что рост трансакционных издержек составил с 1/4 ВНП в 1870 г. до 1/2 ВНП в 1970 г. Причем учтены были только специализированные трансакционные издержки, которые связаны с покупкой или наймом. Целый ряд издержек, например, ожидание в очередях или издержки поиска товара остались вне поля зрения исследователей.

Специфические трудности в применении трансакционного подхода возникают из-за того, что отдельные трансакционные издержки не могут быть специфицированы и подсчитаны в силу отсутствия трансакций, которые повлекли бы за собой возникновение этого вида издержек. По мнению В. Капелюшникова, эти виды издержек можно назвать "виртуальными".

"Виртуальные" издержки могут перейти в разряд "реальных", если появится институциональное устройство (новый закон или новая организационная форма), делающее этот тип сделок экономически оправданным. В этом случае трансакционные издержки становятся наблюдаемыми и потенциально измеримыми.

В российской практике широко распространены сделки, заключаемые со "своими" – проверенными и хорошо знакомыми партнерами. Такая форма персонализированного обмена сопряжена, в одном случае, с высокими трансакционными издержками за счет сокращения выбора участников и возможности заключить более выгодную сделку, возможности дальнейшего расширения поля деятельности и т.д., в другом – их экономией на трансакционных издержках оппортунистического поведения.

Поведение российских экономических агентов перестает казаться "странным" и "нерациональным" в условиях, когда институты, обеспечивающие надежность и безопасность неперсонализированного обмена, неразвиты и поддержание традиционных деловых связей обходится намного дешевле.

В данном случае теоретическое обоснование получает функционирование в переходной экономике таких "неэффективных", с точки зрения рыночной системы, институтов, как институт неденежных расчетов: бартер, взаимозачеты и т.д.

По мере формирования новых институтов (например, появление всевозможных посредников, специализирующихся на сдаче новых фирм "под ключ", обналичивании денег и других, хотя еще в 1992 г. в России такие операции приходилось делать самим предпринимателям), происходит перевод трансакций в сектор трансакционных услуг и появляется возможность дать им обобщенную стоимостную оценку.

Как показывает практика, в российской переходной экономике общая тенденция состоит в том, что все больший массив трансакционной деятельности перемещается в сектор трансакционных услуг.

Помимо спецификации трансакционных издержек, измерение может опираться на официальные или опросные данные, на основе которых проводились, в частности, исследования как в развивающихся странах (работы Э. де Сото, Э. Крюгер и др.), так и странах с переходной экономикой (работы В. Тамбовцева, Г. Сатарова и др.).

В последнее время получил широкое применение метод, который можно назвать "экспериментальным". Суть его заключается в том, что исследователь самостоятельно начинает осуществлять какую-либо операцию, например, создает фиктивную фирму, и скрупулезно фиксирует каждый шаг: сколько форм нужно заполнить, сколько времени провести в очередях, сколько и каким чиновникам "дать" и т.д.

Хочется надеяться, что в недалеком будущем будут найдены более точные методы подсчета, имеющие прочную математическую базу.

В заключение можно сделать вывод, что теория трансакционных издержек значительно обогащает анализ как экономической организации, так и экономической системы путем раскрытия тех особенностей, связанных с видами издержек, которыми ранее пренебрегали. Она представляет уникальные возможности комплексного изучения экономических, правовых и организационных аспектов институциональной структуры от рыночного хозяйства на разных стадиях развития и с различной степенью государственного вмешательства, вплоть до его антипода – административно-командной экономики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.006 с.)