Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 1. Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект и задачи и структура социальной психологии.↑ Стр 1 из 21Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Билет 1. Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект и задачи и структура социальной психологии. Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием. Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку. Предмет социальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах. Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Т.е. объект психологии - это то, на что направлена деятельность социальной психологии. Она изучает следующие явления: 1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). 2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения. Например - супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым. 3. Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп, как целостных образований, отличающихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. 4. Массовые психические явления. Например: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, страхи. Психология социальная как наука включает следующие основные разделы: - психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных; - психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых. Здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.; - психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.; - практические приложения.
Билет 5. Вопрос 1. Методология, метод и методика в социально-психологическом исследовании. Методы социальной психологии. Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. МЕТОДОЛОГИЯ — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология определяет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия. Классификация толпы -по признаку управляемости: Стихийная толпа. Формируется и проявляется без какого-либо организующего начала со стороны конкретного физического лица. Ведомая толпа. Формируется и проявляется под воздействием, влиянием с самого начала или впоследствии конкретного физического лица, являющегося в данной толпе ее лидером. Организованная толпа. Эту разновидность вводит Г. Лебон, рассматривая в качестве толпы и собрание индивидов, вступивших на путь организации, и организованную толпу. - по характеру поведения людей: Окказиональная толпа. Образуется на основе любопытства к неожиданно возникшему происшествию (дорожная авария, пожар, драка и т.п.). Конвенциональная толпа. Образуется на основе интереса к какому-либо заранее объявленному массовому развлечению, зрелищу или по иному социально значимому конкретному поводу. Экспрессивная толпа. Формируется — как и конвенциональная толпа. В ней совместно выражается общее отношение к какому-либо событию (радость, энтузиазм, возмущение, протест и т.п.) Экстатическая толпа. Представляет собой крайнюю форму экспрессивной толпы. Характеризуется состоянием общего экстаза на основе взаимного ритмически нарастающего заражения (массовые религиозные ритуалы, карнавалы, рок - концерты и т.п.). Действующая толпа. Формируется — как и конвенциальная; осуществляет действия относительно конкретного объекта. Действующая толпа включает в себя указанные ниже подвиды. 1. Агрессивная толпа объединена слепой ненавистью к конкретному объекту (какому-либо религиозному или политическому движению, структуре). Обычно сопровождается избиениями, погромами, поджогами и т.п. 2. Паническая толпа, спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности. 3. Стяжательская толпа. Вступает в неупорядоченный непосредственный конфликт за обладание какими-либо ценностями. Провоцируется властями, игнорирующими жизненные интересы граждан. 4. Повстанческая толпа. Формируется на основе общего справедливого возмущения действиями властей. Г. Лебон различает виды толп по признаку гомогенности. Разнородная: анонимная (уличная, например), не анонимная (парламентское собрание). Однородная: секты; касты; классы. Факторы социализации. Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы. Первая – мегафакторы – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли. Вторая – макрофакторы – страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах. Третья – мезафакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевиденье и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум. Стадии развития коллектива - (самый низкий) - разобщенный, это коллектив, который или начал формироваться, или уже «разлагается». В него входят люди, которые друг друга мало знают или, наоборот, хорошо увидели только негативные качества друг друга. Основные средства воздействия коллектива и руководителя на личность связаны больше с негативными оценками различных отклонений от официальных норм, предписаний, распоряжений и т.п. - II- (средний) - расчлененный коллектив. Цели ценности и нормы его уже признаются многими членами, но воспринимаются и интерпретируются пока по-разному, в зависимости от группировок, к которым принадлежат индивиды. В таком коллективе обычно несколько лидеров, которые могут враждовать между собой, а вслед за ними недружелюбно относятся друг к другу члены группировок. Формальная и неформальная структура в некоторых элементах близки. В воздействии на личность используются и положительные и отрицательные оценки. - III - (высший) - сплоченный коллектив - в нем установились понятные и признаваемые всеми цели, ясные и твердые нормы и принципы взаимодействия, соответствующие общечеловеческой морали. Причем официальные нормы дополняются и подкрепляются неофициальными установлениями и традициями. В связи с этими особенностями каждая личность высоко ценит коллектив, дорожит им. Психолог Л. Уманский предложил образную классификацию стадий развития коллектива. По его мнению, данные стадии можно интерпретировать следующим образом: 1. песчаная россыпь (люди еще не связаны узами общения); 2. мягкая глина (члены коллектива устанавливают контакты, объединяются в нечто целое); 3. мерцающий маяк (начинается распределение социальных ролей между членами, происходит принятие целей и ценностей коллектива); 4. алый парус (выделяются лидеры и ядро коллектива, которое способно вести за собой отдельных членов); 5. пылающий факел (все члены коллектива живут едиными целями и ценностями, активно и энергично участвуют в совместной деятельности); 6. пауки в банке (это стадия распада коллектива, когда его членов кроме "надоевшей" работы уже ничто не объединяет). Билет 1. Вопрос 1. Социальная психология как наука. Предмет, объект и задачи и структура социальной психологии. Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности, особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием. Социальная психология возникла во второй половине XIX в. на стыке психологии и социологии. Ее возникновению предшествовал длительный период накопления знаний о человеке и обществе. Первоначально социально-психологические идеи формировались в рамках философии, социологии, антропологии, этнографии и языкознания. В середине XIX в. социальная психология выделилась в самостоятельную, но пока еще описательную науку. Предмет социальной психологии – психические явления, возникающие в ходе взаимодействия между людьми в социальных группах. Объект – личность в группе, межличностное взаимодействие, малая группа, межгрупповое взаимодействие, большая группа. Т.е. объект психологии - это то, на что направлена деятельность социальной психологии. Она изучает следующие явления: 1. Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т.д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). 2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения. Например - супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым. 3. Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп, как целостных образований, отличающихся друг от друга, и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. 4. Массовые психические явления. Например: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, страхи. Психология социальная как наука включает следующие основные разделы: - психологию общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных; - психологию групп, изучающую психологические характеристики групп социальных – как больших (классы, нации), так и малых. Здесь изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство, процесс принятия решений групповых, и пр.; - психологию социальную личности, изучающую, в частности, проблемы установки социальной, социализации, и пр.; - практические приложения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 15205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.140.108 (0.009 с.) |