Тенденция роста торговли между странами дифференцированными товарами одной отрасли. Вклад Б. Баласса в разработку теории внутриотраслевой торговли. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденция роста торговли между странами дифференцированными товарами одной отрасли. Вклад Б. Баласса в разработку теории внутриотраслевой торговли.



Теория внутриотраслевой специализации. Разработана Бэллом Баласса и объясняет то обстоятельство, что развитые страны в рамках интеграционных объединений торгуют друг с другом дифференцированными товарами одной отрасли. Например, немецкие автомобили продавались за рубежом и взамен покупались японские.

С точки зрения степени дифференциации товаров международная торговля состоит из внутриотраслевой торговли и межотраслевой торговли.

Внутриотраслевая торговля – обмен между странами дифференцированными продуктами одной отрасли. Ее можно объяснить следующими причинами: 1) различия во вкусах потребителей, которые хотят иметь большой выбор товаров в рамках одно товарной группы; 2) пересекающийся СПРС, согласно чему страны экспортируют те промышленные товары, для которых существует емкий рынок; 3) эффект масштаба. Внутриотраслевая торговля позволяет одной стране специализироваться, например на полуприводных джипах, другой на полноприводных. Каждая из стран сможет производить и продавать друг другу больше машин каждого типа.

Межотраслевая торговля – обмен между странами однородной продукцией различных отраслей.

Внутриотраслевая торговля существенно отличается от межотраслевой.

Внутриотраслевая торговля развивается в условиях одинаковой или очень схожей обеспеченности факторами, отражает дифференциацию товаров, объясняется теорией экономики масштаба, приводит к росту дохода на все факторы производства. Торгуют между собой преимущественно развитые страны, в торговле преобладают преимущественно части и компоненты товара и дифференцированные товары, существуют преимущественно в рамках отраслей производящих промышленные товары, приводит к низким социальным последствиям.

Модель внутриотраслевой торговли не отрицает межотраслевую торговлю и дает объяснение международной торговле однотипными товарами и не отрицает, а дополняет теорию сравнительных преимуществ.

Размеры внутриотраслевой торговли определяются с помощью индекса, обозначаемого буквой Т.

 

где,

Т – индекс внутриотраслевой торговли;

Х – экспорт страны в целом или в рамках одной товарной группы;

JM - импорт страны в целом или в рамках одной товарной группы;

| | - Вертикальные скобки, означающие абсолютное значение величины. Индекс Т находится в промежутке от 0 до 1.

Если Т=0, то внутриотраслевая торговля отсутствует. Чем ближе коэффициент Т к 1, тем больше внутриотраслевая торговля.

Теория Столпера Самуэльсона. Суть теории Столпера-Самуэльсона сводится к тому, что международная торговля ведет к росту цены фактора, относительно более интенсивно используемого для производства товара, цена которого падает. Теория основывается на следующих предпосылках: страна производит два товара, используя два фактора производства; ни один товар не используется для производства другого; существует абсолютная конкуренция; предложение факторов задано; товар 1 относительно более трудоемкий а в производстве товара 2 относительно больше используется земля; оба фактора свободно перемещаются внутри секторов, но не между странами;

Новый подход к проблемам международной торговли и теоретическому объяснению ее основ предложен американским экономистом М. Портером в исследовании «Международная конкуренция», изданного в 1993 году на русском языке. По его мнению теория сравнительных преимуществ на основе факторов производства были актуальными в ХVIII и XIX веках, когда торговля отражала разницу между странами в условиях экономического роста, в природных ресурсах и капитале. В настоящее время концепция сравнительных преимуществ на основе факторов производства не в полной мере объясняет структуру экспорта и импорта. Основная часть мировой торговли приходится на взаимную торговлю между развитыми индустриальными странами, которые в одинаковой степени располагают факторами.

Теория сравнительных преимуществ по мнению М. Портера не учитывает масштабов экономики разных стран, дифференциацию товаров по рынкам сбыта, а также предполагает, что технология производства везде одинакова, отрицает перемещение таких факторов как квалифицированная рабочая сила и капитал.

Новая теория международной торговли, по мнению М. Портера должна исходить из динамичного и развивающегося процесса – конкуренции. В сфере международной торговли конкурируют не страны, а фирмы с определенными инновационными возможностями. Всеобъемлемые и непрерывные изменения в технологии, по мнению Портера, основанные на микроэлектронике и информационных системах стерли различия между высоко и низкотехнологичными отраслями экономики в различных странах.

Глобализация отраслей промышленности устраняет зависимость фирм данной страны от наличия и количества в стране тех или иных факторов. Интернализация конкуренции способствует проведению конкурирующими фирмами глобальной стратегии по поиску ресурсов, по производству и реализации продукции во многих странах мира.

Следовательно, по теории М. Портера в основе международной торговли лежат конкурентные преимущества фирм, и направления внешнеторговых потоков определяются конкурентной стратегией фирмы.

Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны М. Портер выделяет 4 детерминанта конкурентного преимущества страны:

1. обеспеченность страны факторами производства;

2. параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, позволяющие использовать эффект масштаба;

3. наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков и отраслей производящих взаимодополняемую продукцию для взаимодействия в сфере технологии, маркетинга сервиса и формирования кластеров национальных конкурентоспособных отраслей;

4. национальные особенности стратегии, структуры и соперничества фирм и характера конкуренции на внутреннем рынке.

5. Четыре детерминанта конкурентного преимущества образуют национальный «ромб». Национальный «ромб» - это система компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные.

Рекомендуемая литература:

1. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей – М., 1992. гл. 2,3,4,5.

2. Кругман П.Р. Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. М., 1997. гл. 2,4,6.

3. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч.- М., 1998. ч1. – гл. 3,5.

4. Овчинников Г.П. Международная экономика– СП., 1998. гл 2,3.

5. Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика – М., 2004. гл. 1

6. Барр Р. Политическая экономия – М.. 1995. – Т2 – С.548-564

7. Буглай В.Б. Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М., 2001- гл.1.

8. Портер М. Международная конкуренция – М., 1993.

9. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения – М., 1999. –гл.5.

10. Фомичев В.И. Международная торговля: учебник – М., 1998 – гл.1.

11. Фишер С., Дорнбуш Р. Шмалензи Р. Экономика – М., 2001 – гл.3,7.

12. Ильясов Д. Экспортоориентированная модель – развития: возможность применения для Казахстана - Экономика и статистика. 2004/1.

13. Садыбеков Б. Пути повышения экспортного потенциала – Экономика и статистика. 2004/1

14. Оболенский В. Россия в международном разделении труда: вечный поставщик энергоресурсов – МЭ и МО. 2004/6

15. Казахстан: анализ торговой и инвестиционной политики под ред. Байзакова С. – Астана-Алматы. 2002 гл. 2, С. 25-78

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 529; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 174.129.59.198 (0.009 с.)