Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тенденция роста торговли между странами дифференцированными товарами одной отрасли. Вклад Б. Баласса в разработку теории внутриотраслевой торговли.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теория внутриотраслевой специализации. Разработана Бэллом Баласса и объясняет то обстоятельство, что развитые страны в рамках интеграционных объединений торгуют друг с другом дифференцированными товарами одной отрасли. Например, немецкие автомобили продавались за рубежом и взамен покупались японские. С точки зрения степени дифференциации товаров международная торговля состоит из внутриотраслевой торговли и межотраслевой торговли. Внутриотраслевая торговля – обмен между странами дифференцированными продуктами одной отрасли. Ее можно объяснить следующими причинами: 1) различия во вкусах потребителей, которые хотят иметь большой выбор товаров в рамках одно товарной группы; 2) пересекающийся СПРС, согласно чему страны экспортируют те промышленные товары, для которых существует емкий рынок; 3) эффект масштаба. Внутриотраслевая торговля позволяет одной стране специализироваться, например на полуприводных джипах, другой на полноприводных. Каждая из стран сможет производить и продавать друг другу больше машин каждого типа. Межотраслевая торговля – обмен между странами однородной продукцией различных отраслей. Внутриотраслевая торговля существенно отличается от межотраслевой. Внутриотраслевая торговля развивается в условиях одинаковой или очень схожей обеспеченности факторами, отражает дифференциацию товаров, объясняется теорией экономики масштаба, приводит к росту дохода на все факторы производства. Торгуют между собой преимущественно развитые страны, в торговле преобладают преимущественно части и компоненты товара и дифференцированные товары, существуют преимущественно в рамках отраслей производящих промышленные товары, приводит к низким социальным последствиям. Модель внутриотраслевой торговли не отрицает межотраслевую торговлю и дает объяснение международной торговле однотипными товарами и не отрицает, а дополняет теорию сравнительных преимуществ. Размеры внутриотраслевой торговли определяются с помощью индекса, обозначаемого буквой Т.
где, Т – индекс внутриотраслевой торговли; Х – экспорт страны в целом или в рамках одной товарной группы; JM - импорт страны в целом или в рамках одной товарной группы; | | - Вертикальные скобки, означающие абсолютное значение величины. Индекс Т находится в промежутке от 0 до 1. Если Т=0, то внутриотраслевая торговля отсутствует. Чем ближе коэффициент Т к 1, тем больше внутриотраслевая торговля. Теория Столпера Самуэльсона. Суть теории Столпера-Самуэльсона сводится к тому, что международная торговля ведет к росту цены фактора, относительно более интенсивно используемого для производства товара, цена которого падает. Теория основывается на следующих предпосылках: страна производит два товара, используя два фактора производства; ни один товар не используется для производства другого; существует абсолютная конкуренция; предложение факторов задано; товар 1 относительно более трудоемкий а в производстве товара 2 относительно больше используется земля; оба фактора свободно перемещаются внутри секторов, но не между странами; Новый подход к проблемам международной торговли и теоретическому объяснению ее основ предложен американским экономистом М. Портером в исследовании «Международная конкуренция», изданного в 1993 году на русском языке. По его мнению теория сравнительных преимуществ на основе факторов производства были актуальными в ХVIII и XIX веках, когда торговля отражала разницу между странами в условиях экономического роста, в природных ресурсах и капитале. В настоящее время концепция сравнительных преимуществ на основе факторов производства не в полной мере объясняет структуру экспорта и импорта. Основная часть мировой торговли приходится на взаимную торговлю между развитыми индустриальными странами, которые в одинаковой степени располагают факторами. Теория сравнительных преимуществ по мнению М. Портера не учитывает масштабов экономики разных стран, дифференциацию товаров по рынкам сбыта, а также предполагает, что технология производства везде одинакова, отрицает перемещение таких факторов как квалифицированная рабочая сила и капитал. Новая теория международной торговли, по мнению М. Портера должна исходить из динамичного и развивающегося процесса – конкуренции. В сфере международной торговли конкурируют не страны, а фирмы с определенными инновационными возможностями. Всеобъемлемые и непрерывные изменения в технологии, по мнению Портера, основанные на микроэлектронике и информационных системах стерли различия между высоко и низкотехнологичными отраслями экономики в различных странах. Глобализация отраслей промышленности устраняет зависимость фирм данной страны от наличия и количества в стране тех или иных факторов. Интернализация конкуренции способствует проведению конкурирующими фирмами глобальной стратегии по поиску ресурсов, по производству и реализации продукции во многих странах мира. Следовательно, по теории М. Портера в основе международной торговли лежат конкурентные преимущества фирм, и направления внешнеторговых потоков определяются конкурентной стратегией фирмы. Для успеха на мировом рынке необходимо соединение правильно выбранной конкурентной стратегии фирмы с конкурентными преимуществами страны М. Портер выделяет 4 детерминанта конкурентного преимущества страны: 1. обеспеченность страны факторами производства; 2. параметры внутреннего спроса на продукцию данной отрасли, позволяющие использовать эффект масштаба; 3. наличие в стране конкурентоспособных отраслей-поставщиков и отраслей производящих взаимодополняемую продукцию для взаимодействия в сфере технологии, маркетинга сервиса и формирования кластеров национальных конкурентоспособных отраслей; 4. национальные особенности стратегии, структуры и соперничества фирм и характера конкуренции на внутреннем рынке. 5. Четыре детерминанта конкурентного преимущества образуют национальный «ромб». Национальный «ромб» - это система компоненты которой взаимно усиливаются и каждый детерминант влияет на все остальные. Рекомендуемая литература: 1. Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей – М., 1992. гл. 2,3,4,5. 2. Кругман П.Р. Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. М., 1997. гл. 2,4,6. 3. Киреев А. Международная экономика: В 2 ч.- М., 1998. ч1. – гл. 3,5. 4. Овчинников Г.П. Международная экономика– СП., 1998. гл 2,3. 5. Миклашевская Н.А., Холопов А.В.Международная экономика – М., 2004. гл. 1 6. Барр Р. Политическая экономия – М.. 1995. – Т2 – С.548-564 7. Буглай В.Б. Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. – М., 2001- гл.1. 8. Портер М. Международная конкуренция – М., 1993. 9. Рыбалкин В.Е. Международные экономические отношения – М., 1999. –гл.5. 10. Фомичев В.И. Международная торговля: учебник – М., 1998 – гл.1. 11. Фишер С., Дорнбуш Р. Шмалензи Р. Экономика – М., 2001 – гл.3,7. 12. Ильясов Д. Экспортоориентированная модель – развития: возможность применения для Казахстана - Экономика и статистика. 2004/1. 13. Садыбеков Б. Пути повышения экспортного потенциала – Экономика и статистика. 2004/1 14. Оболенский В. Россия в международном разделении труда: вечный поставщик энергоресурсов – МЭ и МО. 2004/6 15. Казахстан: анализ торговой и инвестиционной политики под ред. Байзакова С. – Астана-Алматы. 2002 гл. 2, С. 25-78
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-09; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.199.240 (0.011 с.) |