Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Антропологическая философия (софисты и Сократ).
Содержание книги
- Информационная революция как важнейшая составляющая нтр.
- Современная глобальная ситуация. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.
- Философское понимание религии.
- Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.
- Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.
- Природа и общество, их взаимодействие. Экологическая проблема и пути ее решения.
- Проблема сознания в философии и науке.
- Движение и Развитие как способы существования материи.
- Пространство и время как формы бытия.
- Понятие материи в философии и науке.
- Неклассическая философия XX века: феноменология, экзистенциализм.
- Иррационализм XIX — начала XX веков: интуитивизм А. Бергсона, философия жизни С. Кьеркегора и Ф. Ницше, фрейдизм.
- Философия позитивизма XIX - XX веков (позитивная философия О. Конта, махизм, прагматизм, неопозитивизм, постпозитивизм).
- Особенности Русской философии конца XVIII - XX веков.
- Марксистская философия в XIX и XX веках.
- Немецкая классическая философия. Диалектический метод Г. Гегеля.
- Ф. Бэкон и Р. Декарт - основоположники философии Нового времени.
- Синтез античной философии в учении Аристотеля.
- Объективный идеализм Платона.
- Антропологическая философия (софисты и Сократ).
- Космоцентризм античной философии. Натурфилософия Древней Греции.
- Основные типы философской культуры: восточная, западная, русская.
- Возникновение философии. Философия и мифология.
- Материализм и идеализм как основные философские направления.
Во второй половине V в. до н. э. в Греции появились так называемые софисты. В условиях античной демократии умение говорить, убеждать и переубеждать на народных собраниях и судах становится жизненно важным. Появляются учителя искусства красноречия – софисты. Слово «софист» вначале означало «мудрый, искушенный, знающий». Но постепенно оно приобрело отрицательный оттенок, под софистикой стало пониматься умение доказать ошибочное и опровергнуть правильное. Многие (в том числе и Сократ) упрекали софистов в том, что их целью был не поиск истины, а нажива (бралась большая плата за обучение). Софисты сместили акцент философского исследования с проблематики космоса на изучение человека, его жизни в обществе. Основные темы софистов – этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание. Софисты выдвинули идею о том, что добродетель не дается человеку от рождения, не зависит от благородства крови, но основывается на знании. Наиболее известный софист – Протагор (ок. 490–420 до н. э.). Он полагал, что как в природе, так и в человеке все изменчиво, при этом явление может перейти в свою противоположность. Но если вещь переходит в противоположное, то относительно нее могут существовать противоположные мнения. Протагор говорит, что «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют». Это положение истолковывалось в том смысле, что поскольку каждый человек есть мера всех вещей, а люди отличаются друг от друга, то не существует объективной истины, и все люди правы. Аналогичным образом отрицалось существование объективного добра и зла. Горгий (ок. 480–360 до н. э.) высказывал сомнения в существовании бытия, а если оно и существует, то его невозможно познать, а если и можно познать, то невозможно передать свое знание другому. Софисты обучали искусству спора, учили различать смысловые оттенки значений терминов, давали советы развития памяти. Сократ (470/469-399 до н. э.) – современник Демокрита. В противоположность ему считал ненужным и даже вредным изучение природы. «Богам не угождает человек, который допытывается того, чего они не пожелали открыть людям». Да мы и не способны управлять природными явлениями. Сущностью человека Сократ считал душу как «сознающее Я». А если сущность человека – его душа, то в особой заботе нуждается не столько тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя – научить людей взращиванию души. Сократ изменил отношение к системе ценностей. Истинные ценности не связаны с внешним (богатство, слава) и телесным (жизнь, физическое здоровье, красота). Истинные ценности – сокровища души. Отсюда следует высокая оценка мудрости. Сократ полагал, что безнравственный поступок – плод незнания истины; если человек знает, что такое хорошо, он никогда не поступит плохо. Никто не грешит сознательно. Тот, кто совершает зло, делает это по незнанию. Для Сократа мудрость и нравственность неразделимы. Главная задача мудрости в том, чтобы различать добро и зло. Тремя основными добродетелями Сократ считал: • умеренность (знание, как обуздывать страсти); • храбрость (знание, как преодолевать опасности); • справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие). Подобно софистам, Сократ претендовал на роль учителя, но учителя не отдельных лиц, а всего афинского народа. Нужно учить истинному знанию – усмотрению общего в вещах. В отличие от софистов Сократ верил в возможность объективного знания. Он не обещал ученикам, что раскроет им истину, он предлагал им совместно искать ее в дружеской беседе.
Школа Сократа: стремление отыскать истину (не жалко ни усилий, ни средств, ни жизни). Сократические школы: киники (циники), киренаики, мегарики. Ответ на признание его самым мудрым человеком в Афинах: "Я знаю, что я ничего не знаю". Сократ ставил задачу в поиске истин, связанных с моралью, этикой и эстетикой.
Метод Сократа ( маевтика – помочь в рождении истины ):
1. Метод иронии.
2. Метод диалектики (искусство постановки вопроса - для обнаружения многозначности проблем).
3. Метод индукции (от частного к общему).
|