Марксистская философия в XIX и XX веках. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Марксистская философия в XIX и XX веках.



Основоположниками марксизма являются Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895). Марксизм возник в середине 40-х годов XIX века. Его возникновение исторически связано с эпохой утверждения капиталистического способа производства и завершения буржуазно-демократических преобразований в странах Западной Европы. Промышленный переворот, начало которого в Англии относится к концу XVIII века, в 30-40–х годах XIX века захватил Францию, Германию и другие западноевропейские страны. В результате возникла крупная индустрия, промышленный пролетариат. Это утверждение капитализма выявило социальные противоречия: нищета пролетариата, рост его эксплуатации, крайне плохие условия жизни. В странах Западной Европы начинают появляться кризисы перепроизводства, что еще более ухудшало положение трудящихся. Пролетариат начал самостоятельные политические выступления в защиту своих интересов. Чартистское движение в Англии (борьба за народную хартию), лионское восстание ткачей во Франции, силезское восстание в Германии – примеры развертывания классовой борьбы пролетариата. Постепенно у наиболее передовых представителей пролетариата и в среде интеллигенции, разделяющей его взгляды, возникает необходимость в теоретическом обосновании политических действий. Марксизм возникает как учение, объединяющее пролетариат в его политической борьбе, как теория революционного преобразования действительности, как обоснование необходимости коренного изменения капиталистического строя.

Теоретическими источниками марксизма являются:

1) классическая немецкая философия, особенно идеалистическая диалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха;

2) классическая английская политэкономия (А. Смит, Д. Рикардо, которые положили начало трудовой теории стоимости: стоимость товара определяется не его физическими свойствами, полезностью, спросом, предложением, а количеством общественно необходимого труда, затраченного на производство товара);

3) утопический социализм XIX века (учения А.-К. Сен-Симона и Ш. Фурье, сильную сторону которых составляла критика капитализма, догадки о новом, социалистическом обществе с общественной собственностью на средства производства, уничтожением эксплуатации человека человеком, мысль о том, что в основе всех бедствий – частная собственность).

Кроме того, классики марксизма прекрасно знали мировое философское наследие.

К. Маркс и Ф. Энгельс теоретически обобщили и революционные открытия естествознания XIX века: открытие клеточного строения растений и животных, закон сохранения и превращения энергии, дарвиновская теория. Эти открытия позволили в довольно систематической форме представить общую картину природы как связного целого: связь между простейшими и сложнейшими организмами, между растительным, животным миром и человеком. Позже эту картину дополнило открытие синтеза белка из неорганических элементов.

Философия марксизма – это составная часть марксизма. Это учение, кроме философии, включает в себя политическую экономию (теория экономического развития общества) и научный коммунизм (теория социально-политического развития). Философия марксизма – это диалектический материализм, т.е. целостное материалистическое учение о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Кроме диалектического материализма выделяют еще исторический материализм. Это философская теория, изучающая на основе диалектико-материалистического подхода общество как целостную систему, наиболее общие законы его функционирования и развития.

Следует отметить, что ни Маркс, ни Энгельс свое учение диалектическим материализмом не называли. Они пользовались понятиями «современный» или «новый» материализм, чтобы отличить свои взгляды от механистического материализма французских просветителей. Термин диалектический материализм введен русским марксистом Георгием Валентиновичем Плехановым (1856—1918) и закреплен Лениным как официальное название философского компонента советской системы марксизма-ленинизма.

Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемой в его истории.

Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»), что позволило его сподвижнику Энгельсу заявить, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.

Все известные формации обладают известной долей антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. Классовая борьба создаёт государства, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы один класс мог господствовать над другим. Смена формаций определяется уровнем развития производительных сил, которые постепенно «перерастают» производственные отношения, вступают в конфликт с ними, что и приводит к революциям (социальным и политическим).

Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно избавить человека от отчуждения и привести общество к коммунистической формации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 2453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.94.251 (0.004 с.)