Объективный идеализм Платона. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объективный идеализм Платона.



Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.

Платон является основоположником объективного идеализма в философии. Объективный идеализм – направление в философии, признающее первоистоком бытия некое нематериальное начало, не зависящее от сознания человека.

Главным вопросом, над которым размышлял Платон, был вопрос об истинном бытии. Платон вслед за Гераклитом замечал, что все окружающие нас материальные вещи изменчивы, преходящи – они появляются и исчезают. Материальное бытие есть лишь несовершенное, ущербное бытие. Следовательно, материя истинным бытием не является. Нужно найти нечто постоянное, совершенное, неизменчивое и неуничтожимое. Это и будет настоящее, подлинное бытие. Таким бытием, согласно Платону, обладают бестелесные, нематериальные идеи (эйдосы) вещей.

По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Вечные идеи определяют сущность каждой вещи, а все материальные тела существуют как некие копии идей. Материальные объекты трансформируются, появляются и исчезают; а идеи всегда остаются неизменными. Идея - образец, модель, по которой создаются, «копируются» предметы. Поэтому первичен именно мир идей, мир вещей вторичен.

Все материальные объекты Платон рассматривает как синтез бытия и небытия. Материя без какого бы то ни было воздействия идей на неё равнозначна небытию, обозначаемому у Платона термином «меон». Из-за причастности к небытию материальные объекты и являются изменчивыми. Идеи, согласно Платону, существуют объективно, независимо от человеческого сознания. Эйдосы располагаются не в уме человека, а в некоей занебесной области. То есть Платон делит всё мироздание на первичный, совершенный мир за небесным сводом и вторичный, несовершенный мир материи, зависимой от идей.

Идеи выстраиваются в занебесной области в иерархическом порядке, причём высшей идеей является идея Блага. Для иллюстрации правомерности теории идей Платон рисует миф о пещере. Люди уподобляются выросшим в пещере узникам, которые не видели ничего, кроме теней на стенах родной пещеры. Если бы к ним явился человек из внешнего мира и сказал, что то, что они видят, есть что-то вторичное, производное, лишь тени, то они посчитали бы этого человека сумасшедшим и стали бы смеяться над его утверждениями. Так же и большинство людей привыкли к жизни в мире материальных объектов, не замечая, что они представляют собой лишь несовершенное, вторичное бытие – тени от истинного бытия – идей (эйдосов).

В связи с этим Платон отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует лишь о кажущемся бытии, но не о бытии подлинном. Чувственное восприятие порождает лишь мнение о вещах. Истинное познание – это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Мышление– это независимый от чувственных восприятий, абсолютно самостоятельный процесс припоминания. Душа вспоминает идеи, с которыми они встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности.

Выводы: 1) Платон онтологизирует идеи, придает им физический статус; 2) реальный чувственный мир у Платона – бледная копия мира идей; 3) Платон разработал классический вариант объективного идеализма, в котором сделала попытку увязки всего в одно целое; 4) по Платону, мир – всеобъемлющий космос, целостный и оформленный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.178.34 (0.004 с.)