Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
психологической защиты в общении⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 16
(В.В. Бойко)
Цель: определение ведущей стратегии защиты в общении с партнерами. Инструкция. Вампредлагается 24 ситуации. Постарайтесь представить типичные ситуации и выберите тот вариант ответа, который больше всего подходит вам. Предпочтителен тот ответ, который первым пришёл вам в голову. 1. Зная себя, вы можете сказать: а) я скорее человек миролюбивый, покладистый; б) я скорее человек гибкий, способный обходить острые ситуации, избегать конфликтов; в) я скорее человек, идущий напрямую, бескомпромиссный, категоричный. 2. Когда вы мысленно выясняете отношения со своим обидчиком, то чаще всего: а) ищете способ примирения; б) обдумываете способ не иметь с ним дел; в) размышляете о том, как его наказать или поставить на место. 3. В спорной ситуации, когда партнер явно не старается или не хочет вас понять, вы вероятнее всего: а) будете спокойно добиваться того, чтобы он вас понял; б) постараетесь свернуть с ним общение; в) будете горячиться, обижаться или злиться. 4. Если защищая свои важные интересы, вы почувствуете, что можете поссориться с хорошим человеком, то: а) пойдете на значительные уступки; б) отступите от своих притязаний; в) будете отстаивать свои интересы. 5. В ситуации, где вас пытаются обидеть или унизить, вы скорее всего: а) постараетесь запастись терпением и довести дело до конца; б) дипломатичным образом уйдете от контактов; в) дадите достойный отпор. 6. Во взаимодействии с властным и в то же время несправедливым руководителем вы: а) сможете сотрудничать во имя интересов дела; б) постараетесь как можно меньше контактировать с ними; в) будете сопротивляться его стилю, активно защищая свои интересы. 7. Если решение вопроса зависит только от вас, но партнер задел ваше самолюбие, то вы: а) пойдете ему навстречу; б) уйдете от конкретного решения; в) решите вопрос не в пользу партнера. 8. Если кто-то из друзей время от времени будет позволять себе обидные выпады в ваш адрес, вы: а) не станете придавать этому особого значения; б) постараетесь ограничить или прекратить контакты; в) всякий раз дадите достойный отпор. 9. Если у партнера есть претензии к вам и он при этом раздражен, то вам привычнее: а) прежде успокоить его, а затем реагировать на претензии;
б) избежать выяснения отношений с партнером в таком состоянии; в) поставить его на свое место или прервать. 10. Если кто-нибудь из коллег станет рассказывать вам о том плохом, что говорят о вас другие, то вы: а) тактично выслушаете всё до конца; б) пропустите мимо ушей; в) прервете рассказ на полуслове. 11. Если партнер слишком проявляет напористость и хочет получить выгоду за ваш счёт, то вы: а) пойдете на уступку ради мира; б) уклонитесь от окончательного решения в расчёте на то, что партнер успокоится и тогда вы вернетесь к вопросу; в) однозначно дадите понять партнеру, что он не получит выгоду за ваш счёт. 12. Когда вы имеете дело с партнером, который действует по принципу «урвать побольше», вы: а) терпеливо добиваетесь своих целей; б) предпочитаете ограничить взаимодействие с ним; в) решительно ставите такого партнера на место. 13. Имея дело с нагловатой личностью, вы: а) находите к ней подход посредством терпения и дипломатии; б) сводите общение до минимума; в) действуете теми же методами. 14. Когда спорщик настроен к вам враждебно, вы обычно: а) спокойно и терпеливо преодолеваете его настрой; б) уходите от общения; в) осаждаете его или отвечаете тем же. 15. Когда вам задают неприятные, подковыривающие вопросы, вы чаще всего: а) спокойно отвечаете на них; б) уходите от прямых ответов; в) «заводитесь», теряете самообладание. 16. Когда возникают острые разногласия между вами и партнером, то это чаще всего: а) заставляет вас искать выход из положения, находить компромисс, идти на уступки; б) побуждает сглаживать противоречия, не подчеркивать различия в позициях; в) активизирует желание доказать свою правоту. 17. Если партнер выигрывает в споре, вам привычнее: а) поздравить его с победой; б) сделать вид, что ничего особенного не происходит; в) «сражаться до последнего патрона». 18. В случаях, когда отношения с партнером обретают конфликтный характер, вы взяли себе за правило: а) «мир любой ценой» – признать свое поражение, принести извинения, пойти на встречу пожеланиям партнера; б) «пас в сторону» – ограничить контакты, уйти от спора; в) «расставить точки над “и”» – выяснить все разногласия, непременно найти выход из ситуации.
19. Когда конфликт касается ваших интересов, то вам чаще всего удается его выигрывать: а) благодаря дипломатии и гибкости ума; б) за счёт выдержки и терпения; в) за счёт темперамента и эмоций. 20. Если кто-либо из коллег намеренно заденет ваше самолюбие, вы: а) мягко и корректно сделаете ему замечание; б) не станете обострять ситуацию, сделаете вид, будто ничего не случилось; в) дадите достойный отпор. 21. Когда близкие критикуют вас, то вы: а) принимаете их замечания с благодарностью; б) стараетесь не обращать на критику внимание; в) раздражаетесь, сопротивляетесь или злитесь. 22. Если кто-либо из родных или близких говорит вам неправду, вы обычно предпочитаете: а) спокойно и тактично добиваться истины; б) сделать вид, что не замечаете ложь, обойти неприятный оборот дела; в) решительно вывести лгуна на «чистую воду». 23. Когда вы раздражены, нервничаете то чаще всего: а) ищите сочувствия, понимания; б) уединяетесь, чтобы не проявить свое состояние на партнерах; в) на ком-нибудь отыгрываетесь, ищете «козла отпущения». 24. Когда кто-то из коллег, менее достойный и способный чем вы, получает поощрение начальства, вы: а) радуетесь за коллегу; б) не придаете особого значения факту; в) расстраиваетесь, огорчаетесь или злитесь. Обработка результатов. Посчитайте количество ответов по всем шкалам: 1. Стратегия «Миролюбие»: количество ответов «а»; 2. Стратегия «Избегание»: количество ответов «б»; 3. Стратегия «Агрессия»: количество ответов «в». Чем больше ответов того или иного типа, тем отчетливее выражена соответствующая стратегия; если их количество примерно одинаковое, значит в контакте с партнерами испытуемый активно использует разные защиты своей субъективной реальности. Миролюбие – психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, в которой ведущую роль играют интеллект и характер. Интеллект погашает или нейтрализует энергию эмоций в тех случаях, когда возникает угроза для «Я» личности. Миролюбие предполагает партнерство и сотрудничество, умение идти на компромиссы, делать уступки и быть податливым, готовность жертвовать некоторыми своими интересами во имя главного – сохранения достоинства. Не следует полагать, что миролюбие – безукоризненная стратегия защиты «Я», пригодная во всех случаях. Сплошное миролюбие – доказательство бесхребетности и безволия, утраты чувства собственного достоинства, которое как раз и призвана оберегать психологическая защита. Лучше всего, когда миролюбие доминирует и сочетается с прочими стратегиями (мягкими их формами). Избегание – психологическая стратегия защиты субъектной реальности, основанная на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его «Я» подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Избегание будто бы проще, не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Агрессия – психологическая стратегия защиты субъектной реальности личности, действующая на основе инстинкта. Инстинкт агрессии – один из «большой четверки» инстинктов, свойственных всем животным – голод, секс, страх и агрессия. С увеличением угрозы для субъектной реальности личности её агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии, оказывается, вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена» – с его помощью агрессия «нагнетается», «раскручивается на полную катушку». Интеллект работает в режиме трансформатора, усиливая агрессию за счёт придаваемого ей смысла.
Список использованной литературы
1. Ахметжанов Э.Р. Психологические тесты. – М.: Светотон ЛТД, 1995. 2. Демина Л.С., Сивцова А.В. Этика и психология деловых отношений: Учебно-методическое пособие к практическим и семинарским занятиям / Под. Ред Л.С. Деминой. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. – 118 с. 3. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. – М.: Издательство Политической литературы, 1978. 4. Диагностика волевого потенциала личности / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Изд-во Института Психотерапии. 2002. 5. Основы психологии: Практикум/ Ред. Сост. Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 704 с. 6. Кан-Калик, В.А. Грамматика общения / В.А. Кан-Калик. – М.: Роспедагенство, 1995. – 108 с. 7. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений / Под ред. А.Я. Кибанова. − М.: ИНФРА-М, 2002. − 368 с. − С. 88-93. 8. Кривцова С.В. Подросток на перекрестке эпох. – М.: Генезис, 1997. 9. Кукушкин В.С. психология делового общения. − М.: Март; Р. н/Д.: Март, 2003. − 368 с. 10. Леонов Н.И. Психология делового общения. − М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2002. − 216 с. 11. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. – М: Смысл, 1992. 12. Личность и общение: Учебное пособие / Сост. Н.С. Колмогорова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. – 127 с. 13. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В.В.Бойко / Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Ред. и сост. Райгородский Д.Я. – Самара, 2001. С.281-287. 14. Методика «Тип мышления» / Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы.– М.: Генезис, 2005. – 124 с. (Серия «Психолог в школе»). – С. 69-73. 15. Морозов А.В. Деловая психология. − СПб.: Издательство «Союз», 2002. − 576 с. 16. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 3-е изд. – М., 1998. С. 512 – 517 17. Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. – М.,1988. 18. Психодиагностические методы изучения личности: Учебное пособие. / Ред. и сост:. Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта – М., 2000. 19. Психология и этика делового общения / под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. − М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 20. Рогов Е. Настольная книга практического психолога. М.: ВЛАДОС; 2006. 21. Сборник психологических тестов. Часть I: Пособие / Сост. Е.Е.Миронова – Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2005. – 155 с. 22. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. 23. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984. – 248 с.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.36 (0.034 с.) |