Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тест «Трансакционный анализ Э. Бёрна»
Цель: определение соотношений эго-состояний. Инструкция. Вам предлагается несколько утверждений, касающихся вашего поведения в повседневной жизни. Ответьте, как часто вы так поступаете или чувствуете, поставив в бланке «+» («да») против подходящего варианта. Здесь не может быть «плохих» и «хороших» ответов: это ваш собственный взгляд на то, каким вы являетесь на сегодняшний день.
1. Я разъясняю людям причины, по которым моя работа не сделана. 2. Я переживаю по поводу чего-либо (из-за того, что кто-то сделал или сказал мне, или из-за того, что я сам сделал). 3. Я опаздываю на работу или на встречи с кем-либо. 4. Я требую, чтобы люди делали то, что я говорю. 5. Я заполняю предложенные мне анкеты и отвечаю на вопросы информационного характера (например, в социологическом опросе). 6. Я делаю то, что от меня требуется, даже если это трудно сделать. 7. Я передаю слухи. 8. Я чувствую вину по поводу чего-либо (не сделанной вовремя работы, опоздания, слишком жестоких требований, предъявляемых мною к другим и т.д.). 9. Я пользуюсь тем, что подсказывает мне интуиция, не задерживаюсь на сборе фактов. 10. Я радуюсь новому и необычному (непривычной еде, одежде, смене установившегося порядка, места и т.д.). 11. Я советую больному человеку обратиться к врачу или отдохнуть день-другой. 12. Я веду себя, так как мне нравится. 13. Я чувствую, что мой долг – использовать свои знания и силу для руководства другими людьми. 14. Я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь. 15. Я многократно переспрашиваю, не готово ли то, чего я жду, хотя знаю, что ещё рано. 16. Я нахожу пути, чтобы сделать скучную работу интересной. 17. Я сдерживаю обещания, даже если мне это не выгодно. 18. Я чётко и ясно передаю другим суть того, что я хочу сообщить. 19. Я заранее знаю, как поведут себя люди в определённых обстоятельствах. 20. Я внимательно анализирую имеющиеся факты перед тем, как принять решение. 21. Я говорю (или думаю) что-то типа: «Что они будут делать без меня?» 22. Я открыто и непосредственно выражаю свои чувства и живо реагирую на происходящее. 23. Я говорю только правду. 24. Я привлекаю к порядку других людей, когда они не соблюдают установленные правила. 25. Я ясно соображаю, как сделать так, чтобы люди действовали в моих интересах.
26. Я сохраняю спокойствие когда «накаляется атмосфера». 27. Я прихожу на помощь людям, оказавшимся в затруднительном положении. 28. Я ухожу, что побыть наедине с собой, чувствуя себя обиженным. 29. Я непреклонно отстаиваю свои убеждения и принципы. 30. У меня не бывает мыслей, которыми я не хотел бы делиться с другими. 31. Я прерываю работу для физической разминки и чувствую истинное наслаждение, разминая мышцы и расслабляясь. 32. Я чувствую бессилие, неспособность справиться с ситуацией. 33. Я ободряю и утешаю людей, когда у них неприятности. 34. Я апеллирую к фактам, обрисовываю реальное положение дел, когда нужно разрешить трудную ситуацию. 35. Я без колебания беру последнее оставшееся пирожное или другую вкусную вещь из того, что принесли к чаю. 36. Я знаю как себя повести, чтобы добиться своего. 37. Я помогаю окружающим в случае необходимости, даже если они меня об этом не просят. 38. Я настаиваю, чтобы люди заботились о себе, например, чтобы тепло одевались в холодную погоду или брали зонт, если ожидается дождь. 39. Я чувствую, что должен добиваться совершенства в том, что я делаю. 40. Я по выражению лица и другим особенностям поведения человека, заранее знаю, что он скажет или сделает. 41. Разозлившись, я раздражаюсь и выхожу из себя. 42. Я прямо высказываю недовольство людям, не выполняющим работу должным образом. 43. Я требую соблюдения обычаев и традиций. 44. Я завершаю за день все, что сегодня предполагалось сделать. Обработка результатов. Подсчитайте количество «+» по каждой шкале (количество плюсов по шкале равняется количеству баллов по ней): Родитель Критикующий (Рк): 4, 13, 24, 29, 42, 43; Родитель Заботящийся (Рз): 11, 21, 27, 33, 37, 38; Взрослый (В): 1, 5, 18, 20, 26, 34; Дитя Естественное (Де): 10, 12, 15, 22, 31, 35; Дитя Адаптированное (Да): 2, 6, 8, 28, 32, 39; Дитя Бунтующее (Дб): 3, 7, 14, 41; Маленький Профессор (Мп): 9, 16, 19, 25, 36, 40; Шкала лжи: 17, 23, 30, 44. Для наглядности полученных результатов постройте эгограмму, которая строится аналогично гистограмме: одна ось отображает психическую энергию, а другая – для эго-состояния (см. рисунок ниже). Самым интересным на этой гистограмме является соотношение высот отдельных столбцов, а не их абсолютные значения. Ваша личная эгограмма показывает каким образом вы распределяете эту энергию между пятью наиболее наглядно проявляющими себя частями вашей личности. Данная эгограмма говорит нам о структуре личности человека, которому она принадлежит, что большую часть энергии человек тратит, пребывая в Дитя Естественном и Родителе заботящемся. Наименее представлено Дитя Адаптивное. Мы можем с большой долей уверенности сказать, что часто этот человек совершает необдуманные поступки (Де), нарушает общепринятые правила (мало выраженный Да), и потом, легко оправдывает их (Рз).
Эго-состояние Родитель – это наши убеждения, верования и предрассудки, ценности и установки, многие из которых мы воспринимаем как свои собственные, принятые нами самими, тогда как на самом деле они «внесены» извне посредством включения внутрь значимых для нас людей. Поэтому Родитель – наш внутренний комментатор, редактор и оценщик. В эго-состояние Родитель значимые для нас люди «вкладываются» в различном состоянии. Воспитывающие взрослые проявляют по отношению к ребенку две основные формы поведения: жёсткие указания, запреты и т.д.; и проявление заботы, доброты, покровительства, воспитание по типу рекомендаций. Первое формирует Критикующего Родителя, второе – Заботящегося Родителя. Критикующий Родитель характеризуется низкой эмпатией, неспособностью сочувствовать, сопереживать другому, догматичностью, нетерпимостью и критичностью. Человек, проявляющий эту форму поведения, видит причину неудач исключительно вне себя, перекладывает ответственность на других, но одновременно требует следования жестким нормам и от самого себя (направляет собственного Адаптированного Ребенка). Критикующий Родитель оценивает, морализирует, создает чувство вины и стыда, всё знает, соблюдает порядок, наказывает, поучает, не терпит несогласия с собственной точкой зрения. Он обуславливает эффективность деятельности представителей силовых структур. Так, например, одним из принципов функционирования армейских подразделений является соблюдение жёсткой дисциплины и субординации, безоговорочное соблюдение устава и выполнение приказов вышестоящих. Отдавать приказы и наказывать за их невыполнение тоже нужно уметь и обладать для этого определенными личностными особенностями. Заботящийся Родитель помогает, сочувствует, понимает, утешает, поддерживает, вдохновляет, хвалит защищает, заботится и беспокоится о других, поддерживает и успокаивает окружающих («Не надо волноваться»), утешает и ободряет их. Но в обеих этих формах Родитель предполагает позицию сверху: и Контролирующий, и Заботящийся Родитель требуют от другого человека быть Ребенком. Эго-состояние «Заботящегося родителя» имеет высокую значимость в сфере медико-социальной и психолого-педагогической деятельности. Эго-состояниеРебенок характеризуется интенсивными эмоциями, причем как свободно выраженными, так и сдерживаемыми, переживаемыми внутри. Поэтому мы говорим о двух типах эго-состояния Ребенок – Естественном (Свободном) Ребенке и Адаптированном Ребенке. Естественный Ребенок – это состояние спонтанное, творческое, игривое и независимое Он эмоционален, любит играть, своенравен, полон чувств, требует внимания и заботы. Для него характерны естественность самовыражения, непосредственность чувств и побуждений, импульсивность, поиск приключений, острых переживаний, риска. Он умеет любить, шутить и радоваться жизни получать удовольствие и отдыхать, но он – может грустить и ненавидеть, может потребовать у вас, чтобы вы покинули скучную лекцию, чтобы вы дали в морду своему глупому начальнику. У него есть способность к творческому мышлению, спонтанность и другие инстинктивные качества, которые мы при воспитании вынуждены в большей или меньшей степени ограничивать или вовсе подавлять. Те, у кого развит Естественный Ребёнок – могут легко расслабляться. Широко раскрытые глаза, и могут прямо смотреть в глаза человеку – так, что тому комфортно. Особая характеристика этой формы Ребенка – интуиция и искусство манипулирования другими людьми. Эго-состояние «Естественного ребенка» является самым творческим эго-состоянием, поэтому определяет достижения человека в таких сферах, как наука и искусство (актёры, режиссёры, писатели, поэты, художники, музыканты и т.д.).
Маленький Профессор остро чувствует и хорошо понимает оттенки отношений между людьми. Маленький Профессор замечает то, чего не улавливает Взрослый. Тем не менее, в вопросах, которые не касаются психологических тонкостей общения, он располагает лишь ограниченной информацией. Его можно сравнить со смекалистым крестьянином, который никогда не упустит своего, ведя дела у себя в деревне, но, попав в большой город, оказывается некомпетентен в отношении более сложных ситуаций общения, которые требуют владения информацией, недоступной ему. Воздействие воспитывающих взрослых, ограничивающих самовыражение ребенка, вводящих поведение ребенка в рамки социальных требований, формирует Адаптированного Ребенка. Это эго-состояние – состояние приспосабливающегося человека к окружающему миру и внутренним требованиям. Такого рода приспособление может привести к потере способности к внутренне достоверным чувствам, проявлениям любознательности, способности испытывать и вызывать любовь, к замене собственных чувств и мыслей человека на ожидаемые от него чувства и мысли. Это может быть полное принятие родительских предписаний и реализация предписанного поведения и предписанных чувств (Подчиняющийся, Уступающий Ребенок). Такая форма поведения связана со стремлением умиротворить и угодить другим и чувствами страха, вины и стыда. Это может быть и уход в себя, отчуждение (Уклоняющийся, Отчуждающийся Ребенок). Такая форма поведения связана с состоянием застенчивости – стремлением отгородиться от других людей, выставить перед другими заслон, фасад; это чувство обиды и досады. Он поддается влиянию, оправдывается, извиняется, делает комплименты, слушается, соблюдает правила хорошего тона, безынициативен. Адаптированный Ребёнок – у тех, кто с детства – «Хороший Мальчик» и «Хорошая Девочка». Результатом диктатуры Адаптированного ребёнка является желание человека угождать другим, не заботясь о своих желаниях. Их девиз: «А разве мне можно???!!!». Во всех своих вариантах Адаптированный Ребенок функционирует в ответ на воздействие внутреннего Родителя. Рамки, вносимые Родителем, навязаны, далеко не всегда рациональны и нередко мешают нормальному функционированию. Адаптивный ребенок является залогом профессиональной успешности в сфере обслуживания, работы с клиентами. Данное эго-состояние является непременным условием результативности труда официантов, барменов, продавцов, парикмахеров, стюардесс и т.д.
Бунтующий Ребенок открыто противостоит родительским предписаниям. Такая форма поведения выражается в негативизме, неприятии любых правил и норм, чувстве гнева и возмущения. Эта часть нашей психики настолько часто захватывает нас, насколько мы её совершенно у себя не знаем. Эго-состояние Взрослого является единственным рациональным эго-состоянием, оно воплощает объективность, логичность, организацию, приведение всего в систему, достоверность, опору на факты, свободу от предрассудков. Взрослый отвечает за адекватное и рациональное восприятие жизни и объективную оценку реальности, самостоятельно собирает информацию, обосновывает свой выбор и оценивает свою деятельность, оперирует исключительно фактами, устанавливает причинно-следственные связи, планирует, способен подбирать конструктивные стратегии их разрешения, а также прогнозировать возможные последствия. Он действует наподобие компьютера, исследуя и оценивая имеющиеся вероятности и альтернативы, и принимает осознанное рациональное решение, целесообразное в настоящее время, в данной ситуации. В этом отличие Взрослого от Родителя и Ребенка, обращенных в прошлое, воспроизводящих ситуацию, которая переживалась особенно ярко (Ребенок), или фигуру воспитывающего взрослого (Родитель). Еще одна функция эго-состояния Взрослый – проверка заложенного в Родителе и Ребенке, сопоставление этого с фактами (проверка реальностью). Эго-состояние Взрослый называют менеджером личности. Эго-состояние «Взрослого» помогает достичь больших успехов в сфере бизнеса, менеджмента и управления.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 497; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.233.176 (0.132 с.) |