Методика 2. Исследование аналитичности мышления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 2. Исследование аналитичности мышления



Группа разделяется на пары, в каждой из которых распределяются роли испытуемого и экспериментатора; впоследствии участники исследования меняются ролями. Испытуемому выдается бланк с 15 рядами чисел, проставленными в определенной последовательности. Экспериментатор фиксирует время выполнения задания испытуемым.

 

Шаг 1. Инструкция

В тестовых бланках, на которых представлены ряды цифр, попытайтесь определить, по какой закономерности составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью требуется продолжить каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 мин. Не следует задерживаться долго на одном ряду; если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду. Продолжать ряд необходимо от последнего числа, имеющегося в данном ряду.

 

 

Тестовый бланк

Числовые ряды
                ...................................
                ...................................
                ...................................
                ...................................
                ...................................
                ...................................
            1/2 1/4 ..................................
                ..................................
                ...................................
                ...................................
                ...................................
                ...................................
                ...................................
                ...................................
                ...................................

 

По истечении 7 мин дается команда «Стоп!».

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

В процессе обработки результатов с помощью ключа подсчитывается количество правильно решенных испытуемым рядов чисел. Если испытуемый записал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд не засчитывается.

 

Ключ

Номер число- вого ряда Продолжение числового ряда Номер число- вого ряда Продолжение числового ряда Номер число- вого ряда Продолжение числового ряда
  16; 18   11; 3   1; 4
  27; 30   1/8; 1/16   279; 282
  384; 768   64; 81   30; 23
  17; 20   6; 4   15; 12
  4; 2   76; 78   30; 33

 

Уровень выраженности аналитичности мышления определяется по количеству правильно решенных рядов чисел.

Если испытуемый решил 14 – 15 рядов, то его уровень выраженности аналитичности мышления очень высокий, или отличный; если 11 – 13 - высокий, или хороший; если 8 – 10 - средний, или удовлетворительный; если 6 – 7 - низкий, или неудовлетворительный; если 5 и менее – очень низкий.

Аналитичность является важной характеристикой мышления, проявляющейся в индуктивности мышления и способности оперировать объектами, в данном исследовании - числами. Она представляет собой главный компонент способности теоретизировать информацию, находить причинно-следственные связи между предметами и явлениями, составляет основу общих способностей человека и необходима для успешного овладения разными видами деятельности.

Аналитичность активно развивается в юношеском возрасте, ее формированию способствуют такие предметы, изучаемые в вузах, как логика, высшая математика и др. Поэтому можно сопоставить результаты тестирования с успеваемостью по соответствующим предметам.

 

Методика 3. Исследование обобщения

Как мыслительной операции

Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки или логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из 5 слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

 

Шаг 1. Инструкция

Из тестового материала Вам предлагается из 5 слов, заключенных в скобки, выписать 2 слова, находящихся в наибольшей связи с обобщающим их словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово «сад». Сад может существовать без собаки, собора и даже без садовника, но без земли и растений – не может. Следовательно, надо подчеркнуть слова «земля» и «растения». Продолжительность выполнения задания – 3 мин.

 

Тестовый материал

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10. Игра (карта, игроки, штраф, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, спортивная площадка).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Шаг 2. Обработка и анализ результатов

Обработка результатов осуществляется с помощью ключа. За каждый совпавший с ключом ответ начисляется 1 балл и 0 баллов - за не совпавший или неполный ответ.

Ключ

1. Сад (растения, земля) 11. Война (сражения, солдаты)
2. Река (берег, вода) 12. Книга (бумага, текст)
3. Город (здание, улица) 13. Пение (голос, мелодия)
4. Сарай (крыша, стены) 14. Землетрясение (колебания почвы, шумы)
5. Куб (углы, сторона) 15. Библиотека (книги, читатели)
6. Деление (делимое, делитель) 16. Лес (лист, дерево)
7. Кольцо (диаметр, округлость) 17. Спорт (состязание, спорт. площадка)
8. Чтение (книга, слово) 18. Больница (врач, больные)
9. Газета (бумага, редактор) 19. Любовь (чувство, человек)
10. Игра (игроки, правила) 20. Патриотизм (родина, человек)

Суммарное количество баллов переводят в нормативные баллы по следующей схеме:

 

Нормативные баллы                  
Суммарное количество баллов     -       16-17   14-15   12-13   10-11  

 

Задание может предъявляться на слух, в данном случае после зачитывания каждой строки со словами отводится по 10 с на записывание ответа. В таком варианте нормативные баллы будут иными:

 

Нормативные баллы                  
Суммарное количество баллов         14 - 16   12 -13   10 -11   8 -9   6 -7  

Уровень выраженности мыслительной операции обобщения определяется по нормативным баллам:

 

Уровень выраженности мыслительной операции обобщения
9 - 8 7 - 3 2 - 1 Высокий Средний Низкий

Шаг 3. Отчет по результатам исследования особенностей
мышления

Проинтерпретируйте индивидуальные результаты исследования особенностей мышления, ориентируясь на схему, предложенную в табл. 18.

Таблица 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.80.129.195 (0.075 с.)