Характеристики продуктивности оперативной памяти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристики продуктивности оперативной памяти



К основным характеристикам продуктивности оперативной памяти относят объем, точность, скорость запоминания, длительность сохранения, лабильность, помехоустойчивость (рис. 72).

 

 


Рис. 72. Характеристики продуктивности оперативной памяти

 

Рекомендуемая литература

Блонский П.П. Память и мышление. СПб., 2001.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.

Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М., 1980.

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961.

Ильюченко Р.В. Память хорошая, память плохая. Новосибирск, 1991.

Исследования памяти / Под ред. Н.Н. Корж. М., 1989.

Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1978.

Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1990.

Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1975.

Ляудис В.А. Память в процессе развития. М., 1976.

Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.

Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.

Романов В.С., Петухов Б.М. Психология памяти. М., 1996.

 


Тема 11. МЫШЛЕНИЕ

План Общая характеристика мышления Мыслительные операции Логические формы мышления Виды мышления Индивидуальные особенности и качества мышления

Общая характеристика мышления

Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы (рис. 73 –75).

 

 
 

 

 


Рис. 73. Специфика мышления

 

 
 

 

 


Рис. 74. Функции мышления

 
 

 


Рис. 75. Особенности мыслительного процесса[49]

Мыслительные операции

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификацию (систематизацию), абстрагирование, конкретизацию (рис. 76). С помощью этих операции мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

 
 

 

 


Рис. 76. Мыслительные операции

Логические формы мышления

В психологической науке различают такие конкретные формы мышления, как понятия, суждения, умозаключения.

Понятие – это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Понятие – форма мышления, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. Понятие выступает и как форма мышления, и как особое мыслительное действие.

Понятия могут быть всеобщими и единичными, конкретными и абстрактными, теоретическими и эмпирическими (рис. 77).

 
 

 


Рис. 77. Классификация понятий

 

Общее понятие охватывает целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название.

Единичное понятие – это понятие, в котором отражены присущие только отдельному предмету или явлению признаки.

Конкретное понятие – понятие, которое легко идентифицировать, представить, сформировать и классифицировать.

Абстрактное понятие – понятие, которое трудно идентифицировать, представить, классифицировать.

Теоретическое понятие – это понятие, специфическим содержанием которого выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного).

Эмпирическое понятие фиксирует одинаковые предметы в каждом отдельном классе предметов на основе сравнения.

Понятия формируются в общественно-историческом опыте. Человек усваивает систему понятий в процессе жизни и деятельности.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами и явлениями действительности.

Суждения образуются двумя способами:

1) непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается;

2) опосредованно – путем умозаключений или рассуждений.

Суждения могут быть истинными или ложными, общими, частными и единичными (рис. 78).

 
 

 


Рис. 78. Классификация суждений

 

Истинное суждение – это объективно верное суждение.

Ложное суждение – суждение, не соответствующее реальности.

Общее суждение – утверждение чего-либо (или отрицание) относительно всех предметов данной группы, данного класса.

Частное суждение – утверждение или отрицание, относящееся не ко всем, а лишь к некоторым предметам.

Единичное суждение – утверждение или отрицание, относящееся только к одному предмету.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии (рис. 79).

 

 
 

 


Рис. 79. Классификация умозаключений

 

Дедуктивное умозаключение – это умозаключение, в котором рассуждение осуществляется от общих фактов к единичному выводу.

Индуктивное умозаключение – умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу.

Умозаключение по аналогии – это такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

Виды мышления

Выделяют различные виды мышления (рис. 80)[50].

 

 
 

 

 


Рис. 80. Виды мышления

 

Наглядно-действенное мышление – элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления.

Наглядно-образное мышление – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы.

Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое мышление направлено на решение теоретических задач, опосредованно связанных с практикой.

Практическое мышление направлено на решение теоретических задач, возникающих в ходе практической деятельности.

Дискурсивное мышление совершается путем логических умозаключений, приводящих к пониманию основного принципа, закономерности.

Интуитивное мышление осуществляется как непосредственное «схватывание» ситуации, нахождение решения без осознания путей и условий его получения.

Репродуктивное, или шаблонное, мышление – это воспроизводящее мышление.

Продуктивное, или творческое, мышление – это мышление, вырабатывающее новую стратегию, оригинальный путь решения проблемы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.21 (0.014 с.)