Тема 8. Ответственность за нарушение жилищного законодательства. Разрешение жилищных споров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Ответственность за нарушение жилищного законодательства. Разрешение жилищных споров



1. Виды нарушений жилищного законодательства.

2. Виды ответственности за ненадлежащее использование жилищного фонда и другие нарушения жилищного законодательства.

3. Возмещение ущерба, причиненного жилищу виновным поведением граждан и должностных лиц.

4. Порядок разрешения жилищных споров.

5. Особенности защиты жилищных прав в судебном порядке.

 

Судебная практика

Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09 августа 2010 г. по делу № А05-4056/2010 // СПС КонсультантПлюс

Постановление Федерального Арбитражного Суда Поволжского округа от 08 апреля 2010 г. по делу № А12-17979/2009

Постановление Федерального Арбитражного Суда Волго-Вятского округа от 15 декабря 2009 г. по делу № А43-34432/2009-1-694

Основная литература

Данилов Е.П. Жилищные споры по новому ЖК РФ: Комментарии: Практика: Образцы документов / Е. П. Данилов. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2006. *

Жилищное право: Учеб. для вузов / Под ред. проф., И.А. Еремичева; проф., П.В. Алексия. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: Учебно-практический комментарий / под ред. А.П. Сергеева. М.: Проспект, 2010.

Крашенинников П.В. Жилищное право. 7-е издание, переработанное и дополненное. М.: Статут, 2010.

Литовкин В.Н. Жилищное законодательство: смена вех. Конституционные основы жилищного законодательства. М.: Юриспруденция, 2008.

Сергеев А.П. Жилищное право / А. П. Сергеев. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. *

Титов А.А. Жилищное право Российской Федерации: Учеб. для вузов / А. А. Титов. - М.: Юрайт-издат, 2007. *

Толстой Ю.К. Жилищное право: Учеб. / Ю. К. Толстой. - М.: ТК Велби;: Проспект, 2008. *

Толчеев Н.К. Настольная книга судьи по жилищным спорам / Н. К. Толчеев, А. Ф. Ефимов; Под ред. Н.К. Толчеева. - М.: ТК Велби;: Проспект, 2008. *

 

Дополнительная литература

Васильев Д.С. Некоторые вопросы применения норм жилищного кодекса РФ, возникшие при рассмотрении гражданских дел // Судья. 2005 №12.

Забелова Л.Б., Карпухин Д.В. Сроки исковой давности в жилищных спорах // Жилищное право. 2009. № 6.

Заремба Е.С. Особенности жилищных споров по российскому законодательству // Адвокатская практика. 2008. № 3.

Колоскова Н. Об отдельных видах споров, возникающих в связи с индивидуальным жилищным строительством // Арбитражный и гражданский процесс. 2009. № 9.

Шахов С.Ю. Практика рассмотрения судебных споров с участием товариществ собственников жилья // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 8.

Шешко Г.Ф. Договоры жилищного найма: обязанности нанимателя, ответственность // Жилищное право. 2009. № 8.

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя

 

В ходе изучения дисциплины необходимо учитывать тот факт, что жилищное право является комплексной отраслью права, т. е. сочетает в себе различные правовые нормы, близкие к иным отраслям права (гражданскому, земельному, административному праву). Комплексность жилищного права находит свое отражение и в предмете регулирования («жилищных правоотношениях»), и в методе регулировании (сочетание диспозитивного и императивного способа воздействия на правоотношения). Сам объект правоотношений («жильё», «жилые помещения») должным образом не нашел своего места в системе объектов гражданско-правового регулирования либо административного регулирования. Поэтому студентам при изучении жилищного права (жилищного законодательства) следует уделять внимание не только освоению Жилищного кодекса Российской Федерации, но и в равной мере источникам гражданского и административного права.

В дисциплине «Жилищное право» возможно выделить два раздела, на которые следует обратить особое внимание. Необходимо уделить внимание вопросам признания граждан малоимущими и нуждающимися в получении жилья, так как важную роль в правовом регулировании играют не только общефедеральные нормативные акты, но и акты субъектов Российской Федерации, в частности, Ростовской области; вопросы правового регулирования вещных прав на жилые помещения и правомочия по распоряжения жилыми помещениями. Необходимо отметить тот факт, что впервые в жилищном законодательстве закреплен институт «других вещных прав на жилые помещения», как результат научных исследований в данной области. Следует обратиться к проблемам толкования и применения судами положений ЖК РФ по вопросам общего имущества собственников помещений многоквартирного дома; аварийное и ветхое жилье, жилья, подлежащим сносу, изъятию, выкупу: снос домов, расселение, выселение из непригодного для проживания жилья. Предоставление иного жилья или выкуп.

Самостоятельная работа – вид индивидуальной деятельности студента, основанный на собственных познавательных ресурсах. Целью самостоятельной работы студентов явля­ется обучение навыкам работы с научной литературой и практическими материалами, необходимыми для углубленного изу­чения курса, а также развитие у них устойчивых способностей к самостоятельному (в том числе без помощи преподавателя) изу­чению и изложению полученной информации. В связи с этим основными задачами самостоятельной работы студентов, является внеаудиторная работа студента по изучению отдельных тем и вопросов по программе, предложенной преподавателем и с юридической литературой, судебной практикой. Изучение и изложение информации, полученной в результате изу­чения научной литературы и практических материалов, предполагает развитие у студентов как владения навыками устной речи, так и способностей к четкому письменному изложению материала.

В ходе самостоятельной работы студент должен стремиться к максимальному достижению следующих целей: ознакомление с учебным и специальным методическим и нормативным материалом, конспектирование полученной в результате изучения информации, ее анализ и осмысление, определение круга проблемных вопросов и их разрешение по мере возможности.

Самостоятельная работа студентов предназначена для внеаудиторной работы по закреплению теоретического курса и практических навыков дисциплины; по изучению дополнительных разделов дисциплины, а также включает:

· работу над лекционным материалом (усвоение текущего рабочего материала);

· изучение и конспектирование учебных пособий, специальной литературы, научной периодики, нормативного материала;

· выполнение домашнего задания по отдельным темам курса;

· решение практических задач по курсу;

Аудиторные занятия направлены на помощь в уяснении содержания и практики применения законодательства по отдельным категориям дел и жилищных споров. Аудиторные занятия включают лекции, на которых излагается теоретическое содержание курса и практические занятия, предназначенные для закрепления теоретического курса и приобретения студентами навыков толкования и применения законов и другие нормативно-правовых актов. При подготовке к семинарским занятиям студенты должны в обязательном порядке ознакомиться с нормативными правовыми актами, указанными в прилагаемом к каждой теме перечне. Причем обязательно знание наименования, даты вступления в силу, круга регулируемых отношений, а также конкретных норм, рекомендованных к занятию (статей, частей, пунктов и т.п.). Изучение рекомендованной учебной литературы, указанной в списке основной литературы, знание монографической литературы, статей, опубликованных в периодических изданиях, и иных источников является обязательным для студентов.

Конспектирование материала предполагает под собой определение основных положений источника, их сопоставление с остальным правовым полем, внесение в конспект наиболее важных положений и выводов, а не механическое переписывание текста. Кроме того, требуется ознакомление студентов со специальной литературой и судебной практикой. Студент в обязательном порядке должен выяснить значение терминов, во избежание невозможности уяснения материала из-за пробела в терминологии. Конспектирование нормативных правовых актов может вызвать сложности, в связи с чем, целесообразно использовать таблицу сравнительного анализа норм (см. Приложение № 1).

Самостоятельная работа наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса, является существенной его частью. Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста.

При распределении заданий студенты получают инструкции по их выполнению, методические указания, пособия, список необходимой литературы. Существуют различные виды индивидуальной самостоятельной работы - подготовка к лекции, семинарам, зачету, выполнение рефератов, заданий. В ходе проведения самостоятельной работы по освоению жилищного права и жилищного законодательства необходимо учитывать следующий момент: жилищный кодекс Российской Федерации является нормативным актом с еще не сложившейся практикой применения. Поэтому при изучении данного кодифицированного источника необходимо уделить внимание не только правовым нормам кодекса, но и в большей мере комментариям к данному кодексу. Также необходимо изучить судебную практику применения новых норм жилищного законодательства. Кроме того, особенность современного жилищного законодательства заключается в том, что с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, многие нормативные акты утратили свою юридическую силу. Поэтому в ходе самостоятельной работы необходимо наиболее тщательно проверять нормативные акты на соответствие Жилищному кодексу РФ и на юридическую силу. Так как курс лекционных и семинарских занятий не может охватить весь комплекс вопросов жилищного права, наибольшее внимание в ходе самостоятельной работы наибольшее внимание следует уделить вопросам правового регулирования специализированного жилищного фонда и отдельным его видам. А также различным формам, помимо ТСЖ, управления многоквартирного дома. Подготовка рефератов, научных работ по отдельным темам программы по праву интеллектуальной собственности. Целью написания рефератов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными (в том числе монографическими, периодическими) и законодательными источниками, опубликованной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом. Темы рефератов, научных исследований указаны в соответствующем разделе учебно-методического комплекса.

Решение практических задач, составление проектов документов и изучение теоретического материала во внеаудиторных условиях при подготовке к аудиторным занятиям (семинарам и практическим занятиям). При решении практических задач студенты могут пользоваться любыми материалами (нормативными актами, материалами судебной практики и литературой), рекомендованными в планах семинарских и практических занятий.

Самостоятельная работа способствует: углублению и расширению знаний; формированию интереса к познавательной деятельности; овладению приемами процесса познания; развитию познавательных способностей. Самостоятельная работа выполняется с использованием опорных дидактических материалов, призванных корректировать работу студентов и совершенствовать ее качество.

Основной формой контроля за самостоятельной работой студен­тов являются семинарские и практические занятия, а также еженедельные консультации преподавателя. Промежуточный контроль направлен на закрепления знаний, полученных в процессе чтения лекций, и включают в себя работу над теоретическими и практическими заданиями. Выполнение задания предполагает письменный ответ, проведения анализа судебных актов, решений, проведения подборки судебных решений по конкретной тематике, составление проекта документов, изложение примеров аналогичных судебных решений и/или неоднозначных подходов в толковании судами норм законов, составление аналитической справки на основе изучения обобщения судебной практики по рассмотрению споров, выявление несоответствий/противоречий норм закона и судебных актов. Письменный ответ может быть изложен в виде таблиц, схем, фотодокументов, графиков, диаграмм и иных наглядных средств. Задание может быть предложено в виде соотношения рассмотренных судами дел и дать правовую оценку принятых решений (ответ на вопрос о законности, обоснованности и правомерности). При выполнении задания следует приводить примеры из судебной практики, и ответ обосновывать ссылками на соответствующие нормативные акты, судебные решения.

При подведении итогов самостоятельной работы (в частности, написания рефератов, контрольных работ) преподавателем основное внимание должно уделяться разбору и оценке лучших работ, анализу недостатков. По предложению преподавателя студент может изложить содержание выполненной им письменной работы на практических и семинарских занятиях.

Методические рекомендации по написанию рефератов

Написание рефератов является одной из форм самостоятельной работы студентов и направлено на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов, а также на усиление контроля за этой работой.

Целью написания рефератов является привитие студентам навы­ков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обо­сновывая их соответствующим образом.

В отличие от теоретических семинаров, при проведении которых студент приобретает, в частности, навыки высказывания своих суж­дений и изложения мнений других авторов в устной форме, написа­ние рефератов даст ему навыки лучше делать то же самое, но уже в письменной форме, юридически грамотным языком и в хорошем стиле.

В зависимости от содержания и назначения в учебном процессе рефераты можно подразделить на две основные группы (типы):

Научно-проблемный реферат. При написании такого реферата сту­дент должен изучить и кратко изложить имеющиеся в литературе суж­дения по определенному, спорному в теории, вопросу (проблеме) по данной изучаемой теме, высказать по этому вопросу (проблеме) соб­ственную точку зрения с соответствующим ее обоснованием. В зависимости от изучаемой темы, состава и уровня подготовки студентов тема реферата может быть одной для всех студентов или таких тем может быть несколько, и они распределяются между студентами учебной группы.

На основе написанных рефератов возможна организация «кругло­го стола» как студентов данной учебной группы, так и с привлечением студентов других факультетов и специальностей. В таких случаях может быть поставлен доклад студента, реферат которого преподавателем признан лучшим, с последующим обсуждением проблемы в более расширенном формате, в частности, на круглом столе и конференции.

Обзорно-информационный реферат. Разновидностями такого рефе­рата могут быть:

1) краткое изложение основных положений той или иной книги,
монографии, другого издания (или их частей: разделов, глав), содержащих материалы, относящиеся к изучаемой теме (разделу) курса. По рефератам, содержание которых может представлять познавательный интерес для других студентов, целесообразно заслушивать в учебных группах сообщения их авторов;

2) подбор и краткое изложение содержания статей по определенной проблеме (теме, вопросу), опубликованных в различных юридических журналах за тот или иной период, либо в сборниках.

Такой реферат рассматривается и как первоначальный этап в работе по теме курсовой, дипломной работы.

Темы рефератов определяются как преподавателем, так и студентом самостоятельно в соответствии с темами Программы курса и согласовывается с преподавателем. При написании студентами научно-проблем­ных рефератов им, как правило, должна быть рекомендована препо­давателем и литература, подлежащая изучению.

Методическая основа исследования. Основой для подготовки реферата служат прежде всего учебные пособия, монографии, периодические издания (журналы, газеты, вестники) посвященные непосредственно различным институтам наследственного праву. Для их подборки студент может обратиться с целью согласования как непосредственно к преподавателю, так и к списку рекомендуемой по курсу литературы. Кроме того, слушателям рекомендуется предпринять самостоятельные поиски (в том числе с использованием Интернет ресурсов) соответствующих источников для написания рефератов.

Оформление. Объем реферата должен быть в пределах 15—20 страниц машинописного текста (шрифт Tiemes New Roman, полуторный интервал). Титульный лист должен содержать следующие сведения: наименование учебного заведения, тема, фамилия и инициалы студента, номер учебной группы, год выполнения. Реферат должен включать список нормативных актов, список использованной литературы и список материалов судебной практики.

Оценка рефератов. Для положительной оценки реферата требуется, чтобы работа показывала самостоятельность студента в подготовке исследования / в изложении материала, аккуратность в проведении «сплошного» сравнительного правового анализа, достаточный объем изученной специальной литературы.

Примерная тематика рефератов

 

1. Конституция РФ и её влияние на жилищное право.

2. Жилищное законодательство: общая характеристика.

3. Понятие жилищного фонда. Структура и состав.

4. Понятие жилого помещения.

5. Перевод жилого помещения в нежилое помещение.

6. Исключение жилых помещений из жилищного фонда.

7. Права и обязанности собственника жилого помещения.

8. Права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.

9. Ограниченные вещные права пользования жилым помещением.

10. Общее имущество многоквартирного дома. Порядок определения долей в праве общей собственности.

11. Право граждан на получение жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

12. Основание признания граждан нуждающимися в обеспечении жилищными условиями по договору социального найма.

13. Порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма.

14. Гражданско-правовая характеристика договора социального найма, элементы договора.

15. Права и обязанности, ответственность нанимателя. Права и обязанности членов семьи нанимателя.

16. Изменение, расторжение, прекращение договора социального найма.

17. Принципы проведения приватизации жилых помещений в РФ.

18. Гражданско-правовая природа договора на передачу жилого помещения в собственность.

19. Понятие специализированных жилых помещений и виды специализированных жилых помещений.

20. Основания предоставления специализированных жилых помещений. Договор найма специализированного жилого помещения.21. Расторжение договора найма специализированного жилого помещения. Выселение граждан из специализированных жилых помещений.22. Организация деятельности ЖК и ЖСК. Правовое положение членов ЖК и ЖСК.23. Создание и деятельность ТСЖ. Правовое положение членов ТСЖ.

24. Характеристика ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

25. Гражданско-правовая природа договора долевого участия в строительстве.

26. Структура платы за жилое помещение. Размер платы за жилое помещение и коммунальные платежи.

27. Гражданско-правовые особенности заключения договоров, направленных на отчуждение или обременение жилых помещений.

28. Государственная регистрация прав на жилые помещения и сделок с ним.

29. Понятие жилищного страхования.

30. Способы управления многоквартирным домом.

Примеры Задания для выполнения контрольных работ

Вариант 1

Задание 1. Составьте схему «Виды жилищных правоотношений».

Задание 2. Перечислите основные нормативные правовые акты, принятые РФ и ее субъектами, образующие жилищное законодательство России.

Задание 3. Проанализируйте содержание первой, второй и третьей частей Гражданского кодекса и составьте перечень его глав, содержащих положения, регулирующие жилищные правоотношения.

Задание 4. Решение практических задач:

Задача 1

Летом 2001 г. в «Российской газете» прошла информация под заголовком «Квартиры под шумок». В ней говорилось о том, что прокуратура Якутии намерена возбудить уголовное дело против чиновников жилищной комиссии администрации г. Ленска, незаконно выдавших 350 жилищных сертификатов, предназначенных пострадавшим горожанам от наводнения.

Суть конфликта сводилась к тому, что должностные лица городской администрации выдали сертификаты на основании фальшивых документов, представленных заявителями. В частности, в документе, признавшем непригодными условия для дальнейшего проживания, отсутствовали показатели параметров технического состояния жилья, а сам документ не был заверен в Бюро технической инвентаризации. Кроме того, оказалось, что некоторые претенденты умышленно ввели в заблуждение администрацию г. Ленска, и против трех лиц, получивших жилищные сертификаты, возбуждены уголовные дела по факту мошенничества.

Что представляет собой жилищный сертификат?

Каким нормативным правовым актом регулируется выпуск и обращение жилищных сертификатов?

К какой отрасли права относится этот нормативный правовой акт?

Регламентированы ли законом условия и порядок выдачи жилищных сертификатов?

Правомерно ли привлечение к уголовной ответственности получателей жилищных сертификатов и должностных лиц, выдавших их?

Задача 2

Сидорова, 60 лет, проживала в коммунальной квартире трехэтажного шлакоблочного дома № 24 по ул. Речников в г. Москве. В 1985 г. этот дом был признан подлежащим к сносу, однако сделано это не было.

25 декабря 2000 г. потолок комнаты, занимаемой Сидоровой, потрескался, и создалась угроза его обвала. Сидорова обратилась в РЭУ № 30 района «Нагатинский затон», а после этого — в префектуру Южного округа, где ей обещали сбить штукатурку с потолка в течение трех дней. Однако ремонтники в указанный срок не явились. 31 декабря ночью в комнате Сидоровой обрушился потолок, и 200 кг бетона упали на пол, частично задев ноги спящей женщины. Пострадавшая стала инвалидом.

Существовали ли изначально до обвала потолка какие-либо жилищные правоотношения между участниками этого дела?

Появились ли новые виды жилищных правоотношений после происшедшего обвала потолка?

К какому виду относятся эти жилищные правоотношения?

Нормами какого права регулируются правоотношения в области ремонта коммунальной квартиры, в которой проживала Сидорова?

Возникла ли правовая ответственность у должностных лиц, указанных в задаче?

Какого вида эта ответственность?

Задача 3

Пенсионер Евдокимов подал в суд иск к 150-му отделению милиции г. Москвы с требованием о возмещении ему имущественного и морального ущерба в сумме 50 тыс. руб. за нарушение его конституционного нрава на неприкосновенность жилища.

Обстоятельства дела таковы.

Приехавший в г. Москву после отбывания уголовного наказания Рюмин попытался добыть средства на необходимые жизненные потребности путем ограбления пункта обмена валюты. Спасаясь бегством от преследовавших его двух милиционеров, он вбежал в подъезд ближайшего дома и на третьем этаже беспрепятственно вошел в настежь открытую дверь квартиры Евдокимова, которая проветривалась хозяином в связи с высокой уличной температурой. Рюмин захлопнул дверь квартиры и, угрожая ножом хозяину, потребовал не открывать ее стучавшим милиционерам. Хозяин дверь не открыл, но милиционеры вошли в квартиру, взломав входную дверь. В ходе борьбы милиционеров с преступником было разбито большое зеркало шкафа и повреждена другая мебель.

Суд иск Евдокимова не удовлетворил, мотивировав свой отказ тем, что проникновение в квартиру работников милиции против воли ее владельца было совершено с целью задержания преступника, а это не является нарушением конституционного права на неприкосновенность жилища.

Вправе ли был Евдокимов впустить в свою квартиру преступника и отказать в этом работникам милиции?

Правомерна ли мотивировка искового требования Евдокимова со ссылкой на нарушение его конституционного права на неприкосновенность жилища?

Имело ли фактически место нарушение права на неприкосновенность жилища?

Правомерен и обоснован ли отказ суда в удовлетворении искового требования Евдокимова?

Правильно ли Евдокимов определил в своем исковом требовании ответчика: руководство отделения милиции, в котором служат милиционеры, причинившие ему вред, а не самих этих милиционеров?

Вариант 2

 

Задание 1. Составьте сравнительную таблицу «Компетенция Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в области регулирования жилищных правоотношений».

Задание 2. Составьте схему «Функции управления жилищно-эксплуатацион н ых организаций».

Задание 3. Составьте схему «Формы жилищ н о-экс п луатацион н ых организаций».

Задание 4. Решение практических задач.

Задача 1

Астраханский проживал со своей семьей с 1977 г. в трехкомнатной квартире по договору социального найма жилого помещения, предоставленной ему согласно ордеру на жилье в муниципальном жилищном фонде социального использования. Квартира находилась в доме, построенном в центре г. Москвы в начале XIX в.

В 2001 г. в связи с образованием трещины в фундаменте и мелких трещин в стенах всех его жилых помещений дому стал грозить обвал. В связи с этим органом местного самоуправления было принято решение о выселении из дома жильцов с одновременным предоставлением им другого жилого помещения. Выселение осуществлялось с санкции прокурора. Всем выселенным жильцам предоставлялись квартиры в новых домах в «спальных районах» г. Москвы.

Астраханский потребовал от органа местного самоуправления предоставления ему квартиры в том же районе, где он проживал. Однако получил отказ с мотивировкой: отсутствие резервных квартир в центре г. Москвы. А через некоторое время к его дому подъехал грузовой автомобиль с грузчиками и нарядом милиции. Все имущество семьи Астраханского было погружено на автомобиль и отвезено на новую квартиру, смотровой ордер на которую был ранее выдан ему районной управой.

Астраханский подал в суд иск к органу местного самоуправления, в котором обвинил его в самоуправстве, нарушении ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР, согласно которой «никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения...», и потребовал возмещения морального ущерба в размере 1 млн. руб.

Что является предметом регулирования в данной задаче?

Нормами какого права регулируются жилищные правоотношения пользования трехкомнатной квартирой по договору социального найма?

С какими материальными затратами Астраханского связано пользование трехкомнатной квартирой?

Нормами какого права регулируется предоставление в пользование Астраханскому как старой, так и повой квартиры?

Нормами какого права руководствовался орган местного самоуправления при выселении жильцов из дома, грозящего обвалом?

За чей счет должно было быть перевезено имущество семьи Астраханского со старой квартиры на новую?

Правомерен ли судебный иск Астраханского?

Какое решение должен вынести суд?

Задача 2

В 1993 г. семья Вороновых в составе: муж, жена и их дочь Вероника, 17,5 лет, жители г. Москвы, приватизировали свою трехкомнатную квартиру. В этом же году Вероника вышла замуж за жителя г. Воронежа Окунева, который с согласия ее родителей прописался на занимаемой ими жилой площади. В начале 1994 г. Вороновы, с целью выделения семьи Окуневых, обменяли свою приватизированную квартиру на две двухкомнатные квартиры, одна из которых принадлежала муниципальному жилищному фонду г. Москвы. В этой квартире поселились молодожены Окуневы согласно ордеру, выданному на имя Вероники Окуневой.

В августе 1994 г. после рождения сына супруги Окуневы решили приватизировать свою квартиру. Однако орган исполнительной власти г. Москвы отказал им в этом, указав, что согласно Закону РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданин имеет право на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно, в порядке приватизации, только один раз. Вероника Окунева же участвовала в приватизации квартиры родителей Вороновых и поэтому утратила право на приватизацию другой квартиры.

Вероника Окунева с этим отказом не согласилась и подала в суд иск к органу исполнительной власти г. Москвы с требованием защитить ее право на приватизацию второй квартиры. При этом она сослалась на Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 11 августа 1994 г., подтверждающий это ее право.

Что является предметом регулирования жилищного права в данной задаче?

Нормами какого права регулировались жилищные правоотношения при обмене приватизированной квартиры семьи Вороновых на две, одна из которых принадлежала муниципальному жилищному фонду?

Нормами какого права регулируется право пользования повой приватизированной квартирой семьи Вороновых и квартирой по договору социального найма семьи Окуневых?

Потеряла ли Вероника Окунева право на приватизацию своей квартиры в связи с тем, что, будучи несовершеннолетней, участвовала в приватизации квартиры родителей?

Действует ли в данном случае правило приватизации о том, что право на бесплатное получение жилья дается лишь один раз?

Какая из сторон права в возникшем споре?

Какое решение должен вынести суд?

Задача 3

Семин, собственник одноэтажного кирпичного дома, в котором было четыре комнаты, кухня и веранда, составил завещание, по которому с согласия сына Федора и дочери Натальи поделил между ними жилые помещения дома в равных долях. Через два года после этого Федор, с согласия отца и сестры, на свои деньги построил мансарду на две комнаты и, женившись, жил с женой в тех комнатах.

После смерти Семина, при вступлении в наследство дома в соответствии с завещанием Наталья потребовала от Федора пересмотра распределения между ними жилых помещений дома, так как две комнаты мансарды не были упомянуты в завещании собственника дома, их отца. Однако Федор отказал ей в этом.

К какому виду жилищного фонда можно отнести дом, находящийся в собственности Семина?

Что явилось основанием возникновения общей (коллективной) собственности на жилой дом у Федора и Натальи после смерти их отца?

К какому виду и разновидности относится собственность на жилой дом Федора и Натальи Семиных?

К какому виду жилищного фонда стал относиться жилой дом после его наследования Федором и Натальей Семиными?

Правомерно ли требование Натальи к Федору о перераспределении долевой собственности дома?

Имеет ли право Федор, осуществивший постройку мансарды за свой счет, присоединить ее к своей доли наследуемого жилого дома?

Какое решение должен вынести суд, если Наталья Семина подаст иск к Федору Семину по данному делу?

Вариант 3

Задание 1. Составьте таблицу «Виды прав на жилые помещения, подлежащие государственной регистрации».

Задание 2. Составьте схему «Подчиненность органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного Фонда в Российской Федерации».

Задание 3. Составьте сравнительную таблицу о правомочиях:

а) общего собрания товарищества собственников жилья;

б) правления товарищества собственников жилья;

в) ревизионной комиссии товарищества собственников жилья;

г) членов товарищества собственников жилья.

Задание 4. Решение практических задач

Задача 1

Предприниматель Скляр, собственник кирпичного завода «Красный кирпич», от имени завода заключил договор долгосрочной аренды земельного участка с органом местного самоуправления с целью постройки на нем трехэтажного жилого дома для рабочих кирпичного завода.

По окончании строительства дома Скляр со своей семьей поселился на втором этаже в специально для него спроектированной и построенной десятикомнатной квартире с двумя ваннами и туалетами. Одно- и двухкомнатные квартиры первого и третьего этажа были сданы внаем рабочим кирпичного завода, нуждающимся в получении жилья или в улучшении жилищных условий.

Узнав о вселении Скляра в построенный жилой дом, орган местного самоуправления потребовал от последнего освободить квартиру и сдать ее внаем нуждающимся рабочим кирпичного завода. Скляр отказался, заявив, что его семья, состоящая из семи человек, до вселения в новый дом проживала в двух комнатах барачного типа и также нуждалась в улучшении жилищных условий.

К какому виду жилищного фонда можно отнести жилой дом, построенный заводом «Красный кирпич»?

Кто является собственником построенного жилого дома? Кто вправе распоряжаться жилыми помещениями этого дома?

Вправе ли был Скляр со своей семьей вселиться в дом, построенный заводом «Красный кирпич» для своих рабочих?

Какое решение должен вынести суд, если орган местного самоуправления подаст иск о выселении Скляра с семьей из квартиры данного жилого дома?

Задача 2

Администрация государственного предприятия «Квант» — изготовителя корабельных радиолокационных станций построила за счет средств предприятия для своих работников многоэтажный кирпичный жилой дом. При заселении квартир часть из них была предоставлена медицинским работникам поликлиники, обслуживающей трудовой коллектив данного предприятия.

По истечении некоторого времени ушел на пенсию старейший работник предприятия А. Грииберг, а работник Б. Борискин был уволен за систематическое распитие крепких спиртных напитков на рабочем месте. Жилец Антон Качапов самовольно переоборудовал предоставленную ему квартиру, установив в ней камин с выводом вытяжной трубы через окно одной из комнат, чем нанес вред соседям, поскольку во время топки камина дым через открытые окна или форточки проникал в их квартиры.

Администрация предприятия «Квант» подала два иска в суд: один — к Б. Борискину с требованием о его выселении из квартиры как неработающего на данном предприятии, другой — к А. Качапову с требованием о приведении квартиры в первоначальное состояние. Оба ответчика с исками не согласились.

К какому виду жилищного фонда можно отнести жилой дом, построенный государственным предприятием «Кван



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.094 с.)