Ахмед-ибн-ибрахим по прозванию левша 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ахмед-ибн-ибрахим по прозванию левша



И ЕГО ПЛАНЫ ЗАВОЕВАНИЯ ЭФИОПИИ

В непрекращавшихся распрях из-за власти все более явно брали верх представители армии — эмиры, а среди них выделился Ахмед-ибн-Ибрахим аль-Гази. С помощью умелых интриг он укрепил свои позиции, а брак с дочерью Махфуза Бати-Дыль-Уонбэрой поднял его значение в придворных кругах. В конце концов Ахмед-ибн-Ибрахим убил султана Абу-Бэкра (Абу-Бэкэра), посадил на трон марионеточного султана Умар-ад-Дина, а сам, приняв титул имама, фактически установил власть над рядом исламизированных народов, граничивших на юго-востоке с империей. В арабских источниках Ахмед-ибн-Ибрахим называется имамом, а в эфиопских легендах и хрониках за ним упрочилось прозвище Грань (Левша) из-за того, что он все делал левой рукой.

Нам очень немногое известно о происхождении Граня, человека, который организовал и возглавил войну с империей под лозунгом «священной войны» 1. Известно, что Грань, сын гэрада Ибрахима, провел свою молодость при дворе Махфуза, где выдвинулся благодаря собственным способностям. Он женился на дочери Махфуза, по эфиопским преданиям женщине необыкновенной красоты, {131} сжигаемой желанием отомстить империи за смерть своего отца, который погиб — как выше излагалось — в 1516 г. от руки монаха Гэбрэ-Ындрыяса. Постепенно она сумела передать и Граню смертельную ненависть к христианам и желание отомстить за пролившуюся кровь Махфуза. Когда имам Ахмед пришел к власти в Харэре, его первым шагом был разрыв мирных отношений с империей, установленных еще императрицей Ылени и султаном Мухаммедом. Одновременно он усиленно вооружался, собирал армию и открыто готовился к большой войне. Император Либнэ-Дынгыль решил предотвратить удар и первым направил свои войска через Доуаро на Адал. Верховный командующий этой армией уаг шум Фануэль начал грабить пограничные территории Адала, но подошел Грань со своими войсками и полностью его разгромил. Грань перешел границу Доуаро, но, встреченный армией империи, отступил в Харэр. После этого первого сражения с Гранем в 1525 г. на какое-то время установилось перемирие между обеими сторонами. В 1526 или 1527 г. император Либнэ-Дынгыль, обеспокоенный известиями о постоянном усилении армии имама Ахмеда, вновь направил в Адал вооруженную экспедицию, во главе которой на этот раз стал зять императора, правитель округа Бали и верховный командующий эфиопской армией рас Дэгальхан (называвшийся также Дегэльхан или Дегэль). И снова встретились армия императора и армия имама. После шестидневной битвы понесшая значительный урон армия Дэгальхана покинула пределы страны Адал.

Имам Ахмед после победы над Дэгальханом созвал военный совет. Мнения полководцев разделились — одни хотели выступить на Доуаро, другие, и вместе с ними имам, предпочитали направление на Йифат. Вопреки сопротивлению многих военачальников имама сопровождала в военных походах жена Дыль-Уонбэра. Когда мусульманские войска остановились у реки Аваш, имам разделил их на три корпуса, и они вступили в Йифат с трех сторон. Вскоре этот округ был занят, а защищавшая его армия разбита. В сражении пал правитель Йифата Уонаг-Жан (Джан). В плену оказалась, между прочим, тетка императора Либнэ-Дынгыля, которую он в скором времени выкупил за 50 мер золота. {132}

Войска Граня, заходя все более и более в глубь территории Йифат, несли разрушение и смерть, грабя, сжигая и убивая немилосердно. Нагруженные добычей, ведя за собой огромные стада скота, мулов, груды награбленных товаров и массы захваченных в плен невольников, они наконец покинули пределы империи и вернулись в Харэр. Однако это была еще только пограничная война, и имам Ахмед продолжал крупные приготовления к вооруженному походу в глубь империи. Он старался увеличить армию, направив племенам грамоты, призывавшие подняться на «священную войну» против империи. Он грабил императорские караваны, которые везли на мусульманские рынки золото, слоновую кость и невольников, а прибыль от продажи захваченных товаров расходовал на вооружение. По призыву имама поднялись кочевые племена из Сомали, из бедной пустыни Данакиль и с побережья Красного моря. Они приходили к нему, привлеченные перспективой захватить плодородные и богатые водой земли империи. Под лозунгом «священной войны» собирались народы, жившие в Северо-Восточной Африке и на побережье Индийского океана, в бассейне реки Аваш и в районе Больших озер, тянувшихся к югу.

Наконец имам Ахмед-ибн-Ибрахим дал знак начать поход. При достижении границ империи он разделил армию на три корпуса, торжественно вручив их командующим знамена. В центре находился белый в красном обрамлении стяг имама, красиво выписанные на нем суры Корана должны были воодушевлять сердца воинов. При имаме находилась его неотступная спутница Дыль-Уонбэра, готовившаяся вскоре стать матерью. Рядом со стягом имама развевалось белое знамя визиря Адоле, стоявшего во главе отряда в двести конных и две тысячи пеших сомалийских воинов; красное знамя Мэттана-ибн-Отмана, шурина имама, командовавшего сотней кавалеристов и тремя тысячами пехотинцев, главным образом сомалийских; красно-желтый стяг Мухаммеда-ибн-Ибрахима, брата имама, возглавлявшего сотню конных и две тысячи пеших воинов из племен, населявших приозерье и верховья реки Аваш. Армия имама переправилась через реку Аваш на границе Фэтэгара и Йифата, после чего захватила округ Кэсэм и перешла реку Моджо. Затем она {133} направилась к населенному пункту Бадуки, где находилась резиденция императора с богатой церковью, выстроенной императрицей Наод-Могэсой.

Когда весть о приближавшейся армии имама Ахмеда достигла императора Либнэ-Дынгыля, он немедленно направился в центральные районы государства и, остановившись в округе Бет-Амхара, начал там концентрацию своей армии. Сюда стягивались полки из различных областей, формировались отряды из народов тигре, агау, амхара. Подходили войска из Годжама, Бэгемдыра, Ангота, Кыдда, Гэнь и из прибрежных районов. Одновременно в оставленном императором Бадуки (который в настоящее время иногда отождествляется с Бульга) собирались войска из Бали, Доуаро, Фэтэгара, Гэнз, подходили сюда знаменитые и грозные лучники племени майя, вооруженные отравленными стрелами. И эфиопские, и арабские хроники сходятся во мнении, что силы императорских войск значительно превосходили число воинов имама.

Император приказал отрядам, собравшимся около Бадуки, избегать сражения до его прихода с основными войсками, а от решительного столкновения приказал уклоняться, хотя бы ценой сожжения города. Тем временем среди военачальников стоявшей у Бадуки армии возник спор о том, следует ли послушаться приказа правителя и допустить захват императорской резиденции, а также разрушение церкви. В конце концов решили дать битву у берегов реки Сэмэрма. Битва длилась несколько дней. Дважды в самом начале своего великого и так тщательно готовившегося похода имам стоял перед угрозой полного поражения. Не имевшие навыка сражений с регулярным войском, передовые отряды часто разбегались, ломая строй наступавших флангов армии, сея сумятицу и замешательство в рядах. Эфиопская армия, увидя хаос во вражеском стане, бросилась в погоню, также нарушив строй и тем ослабив свои главные силы. Наступил момент, когда около имама осталось едва ли сорок воинов. Казалось, что императорские войска без труда разобьют эту горстку людей. Однако в этой панике имам сумел преградить путь убегавшим в беспорядке воинам. Верные солдаты Ахмеда безжалостно, с большим кровопролитием остановили бегущих и заставили вернуться на поле боя. Оказавшиеся {134} между двух огней беглецы вновь выступили против императорских войск, которые, будучи уверены в победе, уже сломали боевой строй, увлеченные погоней. В результате эфиопские войска понесли поражение. Правда, имам не вошел в Бадуки, куда вскоре подоспел император с остальной армией, но победу одержал и этим очень поднял дух в своем войске. Армия имама состояла из воинов, привыкших главным образом к набегам и грабежам, и была неопытна в ведении регулярных боев, но все же победоносно выдержала первое сражение, проведенное в непривычном для нее боевом порядке. Это была большая удача имама Ахмеда-ибн-Ибрахима. Император Либнэ-Дынгыль строго осудил своих полководцев за ослушание, но в конце концов оценил положительный результат проигранного сражения, поскольку было спасено Бадуки.

СРАЖЕНИЕ У ШЫНБЫРА-КУРЕ

Было начало 1529 г. Императорская армия из Бадуки выступила в направлении Шынбыра-Куре, населенного пункта, находившегося, по мнению одних, в Фэтэгаре, по мнению других — на территории Йифата. В ту же сторону направлялись войска имама. Теперь война велась уже не за трофеи, не за пограничные уделы, а за всю империю. Непосредственно перед сражением Либнэ-Дынгыль и имам Ахмед выступили перед войсками, поднимая боевой дух своих армий. Делали они это по-разному. Император с пренебрежением отзывался о неприятеле и его силах, считая противника недостойным мощи и мужества своих воинов. Имам Ахмед рисовал своим солдатам соблазнительные картины райской жизни и гурий, ожидавших души погибших за веру ислама, перед которыми настежь распахнутся райские врата, а двери ада будут закрыты. Войска выстроились в боевые порядки. Император, окруженный конной гвардией, наблюдал за происходящим. Грань находился в центре своих войск. Восходящее солнце застало армии на боевых позициях. Эфиопские отряды сомкнутым строем двинулись на оба фланга армии Граня. Туча стрел из луков, пыль от конских копыт и пеших рядов тенью нависла над полем боя. Это {135} была необыкновенно яростная битва, и никто никому не уступал. На поле боя полегли многие замечательные эфиопские полководцы. Погиб в бою от стрелы, попавшей в глаз, нэгаш Доуаро Амха-Тынсай; погиб цэхафе лам Робель; погиб правитель Тигре Ыкубэ-Микаэль, пронзенный копьем самого имама; разрубленный пополам саблей, погиб рас Жан-Белеу; погиб бахыр нэгаш Зоуонгель; погибли правители Агаме, Шире, Тэмбена, Абэргэле, Целемта. Согласно арабским источникам, одних только полководцев из Тигре погибло 86, из других мест — 125. Более 15 тыс. трупов усеяло поле битвы, которое оставила потерпевшая поражение армия императора. Невосполнимые потери понесли наиболее доблестные полки империи, особенно войска с севера, воинственные тигрейские полки. У Шынбыра-Куре остался лежать цвет эфиопского военного командования и верных императору феодалов. Это было страшное поражение, открывшее двери нашествию Граня. Произошло это в феврале (или марте) 1529 г.

Значительные потери понес и противник. Хотя армия имама захватила много трофейного оружия, лошадей, мулов и невольников, она была также сильно потрепана в ходе обеих битв — у реки Сэмэрма и в Шынбыра-Куре. Поэтому имам вернулся в Харэр, чтобы дать отдых армии. Восполнив понесенные потери, он вновь двинулся на Эфиопию в июне 1529 г. На этот раз он направился в Доуаро, куда вступил со стороны реки Уаби-Шэбэлле. Захватывая Доуаро, он жег и казнил, брал бесчисленные трофеи людьми, скотом и товарами. С самого начала ему пытался оказать вооруженное сопротивление рас Бэнят, правитель Доуаро, но часть феодалов вошла в сговор с имамом и согласилась отдать некоторые округа без боя при условии, что они не будут разграблены. Однако в центральных районах Доуаро имам встретил все же вооруженное сопротивление. Против него выступили феодалы из Доуаро — Фануэль, Кыфле, рас Бэнят и другие. Войска имама, разделенные на несколько корпусов, покоряли провинцию, пользуясь услугами местных проводников, которых набирали из многочисленных последователей ислама. Среди них более всех помог имаму человек по имени Раджих, прекрасно знавший все дороги {136} и переходы и осведомленный о том, какие из местных феодалов согласятся перейти на сторону мусульманских войск. Вооруженное сопротивление не очень помогало в данной ситуации. Снова императорские военачальники гибли в бою, оказывались в плену, а некоторые, отказавшись от борьбы, переходили к Граню, переменив веру. Из Доуаро, несмотря на сопротивление части своей армии, которая, значительно обогатившись, требовала возвращения в Харэр, имам направился в провинцию Бали, которая также ему покорилась. И лишь отсюда имам вместе с армией повернул к Харэру.

Июньский поход 1529 г. в Доуаро и Бали следует расценить как грабительский, а не направленный против основных сил империи. Вероятно, подобным же образом оценил его и Либнэ-Дынгыль, если не послал главные свои силы на помощь подвергавшимся нападению территориям, а предоставил их защиту местным войскам. Правда, имам прошел через обе пограничные области, обозначив свой путь пожарищами и пепелищами, но он не занимался там никакими политическими вопросами. Несмотря на то что он нашел союзников, мирным путем передавших ему ряд округов и даже перешедших на его сторону, имам Ахмед не назначил в завоеванных провинциях наместников, бросив их на произвол судьбы, и не направился далее в глубь империи. Вполне вероятно, что, несмотря на предшествовавшие успехи, фактический правитель Харэрского султаната еще не чувствовал себя достаточно сильным, чтобы двинуться в глубь труднодоступного Центрального массива. Он вынужден был считаться и со своей армией, которая, бесспорно, главную цель всех походов видела в трофеях и, обогатившись до пресыщения, требовала возвращения домой. Имам не жалел усилий, чтобы разжечь в своих воинах ненависть к христианам и вдохновить их на «священную войну». Вскоре сказался результат этой деятельности, чему в немалой степени способствовали его прежние боевые успехи.

По возвращении в Харэр имам использовал трофеи похода в Доуаро и Бали прежде всего на перевооружение своей армии и для нового пополнения. Таким образом сама империя в какой-то степени оплатила расходы, {137} связанные с войной, ведущейся против нее. В Харэр прибывали все новые воины и вступали в армию имама, слава которой уже вышла за пределы Африканского континента. Прибыли сюда, например, отряды из Южной Аравии, из племени махра, чтобы принять участие в дальнейшей войне против империи. Имам увеличивал численность своих войск, а средства от захваченных трофеев он расходовал на приобретение огнестрельного оружия, которого до сих пор у него было немного. После двухмесячного отдыха армия имама Ахмеда вновь выступила против империи. На этот раз она имела семь артиллерийских орудий. Перед походом имам поклялся или вернуться в Харэр, завоевав всю империю, или погибнуть. Войска имама вновь двинулись к Доуаро со стороны реки Аваш.

БИТВА В АНЦОКИИ И У АЙФЭР

Император, после того как верные ему правители Доуаро и Бали или погибли, или попали в плен во время июньского похода 1529 г., направил часть своих войск на защиту этих территорий, которым вновь угрожала опасность. Войска имама через территорию Доуаро направлялись к Дамоту. Ближайшей задачей, какую поставил имам перед своими солдатами, было ограбление церкви в населенном пункте Анцокия. Здесь вооруженное сопротивление захватчикам должны были оказать командующие императорских войск: битуоддэд Бэдлай, рас Дэгальхан и другие. Войска Граня двинулись в направлении Хадьи. Проводники указывали имаму скрытые дороги, которыми он, минуя сосредоточенные при главных переходах засады императорских войск, приближался к Анцокии. Рас Дэгальхан, зять Либнэ-Дынгыля, не решился сам дать бой Граню и обратился к императору с просьбой о подкреплении. Вскоре подошел со значительными силами правитель Фэтэгара рас Ыслам-Сэгэд, называвшийся также битуоддэд Ысламо. Большую часть его армии составляли лучники из племени майя, которых боялись войска имама, потому что их отравленные стрелы вызывали смерть в страшных мучениях. В битве у реки Сэмэрма именно они были одной из причин паники среди его отря-{138}дов. Костяк армии составляли бесстрашные полки из Бали. Рас Ысламо вместе с военачальником по имени Аббет, поделив силы на два корпуса, расположили войска на тщательно выбранных позициях в горах около анцокийской церкви.

Битва в Анцокии, состоявшаяся в феврале (или марте) 1531 г., относится к важнейшим в этой войне. Чашу весов победы перетянула на этот раз артиллерия, примененная в этой войне впервые. Несмотря на героическое сопротивление раса Ысламо и военачальника Аббета, пушки внесли сумятицу в наиболее храбро до сих пор сражавшиеся полки пехоты из Бали, заставив их отойти с позиций. Анцокия пала. За уходившим расом Ысламо пустилась погоня, которая окончательно рассеяла разбитую армию, а самого раса вынудила к одинокому бегству в глубь провинции Хадья. Войска Граня вступили в округ Айфэр, где захватили богатые трофеи. Некоторые солдаты Граня вели с собой до тридцати мулов и по десятку невольников, не считая скота, оружия, щитов, богато украшенных и обычных седел и другого добра. В Шарка, куда затем направилась армия имама, безуспешно пытался оказать ему сопротивление битуоддэд Бэдлай. Здесь были взяты в плен жены и дети некоторых крупных феодалов, которые, чтобы вызволить своих близких из плена, начали переходить в ислам и на сторону Граня. Последний держал слово: возвращал неофитам семьи и щадил их имущество. В Шарка впервые достались им в качестве трофеев золото и ткани. Оттуда армия направилась к Доуаро и в населенном пункте Андурах без борьбы захватила церковь, которую, кажется, 11 лет строил знаменитый нэгаш Годжама Уосэн-Сэгэд. Командующие мусульманскими войсками вошли в церковь и были поражены ее архитектурой и орнаментикой, греческими коврами, иконами, тонким полотном, шелками и драгоценными камнями. Потом церковь разграбили и сожгли.

Либнэ-Дынгыль после получения известия о поражении раса Ысламо у Анцокии, о сожжении церкви Уосэн-Сэгэда и безнаказанном разбое Граня в Доуаро и граничивших с этой провинцией округах поспешно стал сзывать полки и формировать новую армию, во главе которой поставил правителя округа Ангот раса Тэкле-Ийесуса. {139} Костяк армии составили отряды из Тигре и Ангота. Тридцать тигрейских военачальников и наместники округов: из Шире — Сэмаил, из Цэлемта — Абрахам, из Хамасена и Кыдда — Кыфле, из Годжама — Гийоргис, из Бэгэмдыра — Йисхак — и многие другие привели с собой многочисленные полки, и каждый из них — как сообщает не без преувеличения арабская хроника — возглавлял не менее 10 тыс. солдат. К этой армии присоединился рас Ысламо, которому император хотя и простил поражение, но, не забыв потери войск, не доверил на этот раз командования. Рас Тэкле-Ийесус решил захватить врасплох армию неприятеля и атаковать ее с тыла. Он рассчитывал, что армия Граня, захватив уже достаточно трофеев, начнет отходить через Доуаро, а он с войском двинется вслед за ними и будет преследовать их далеко за пределами империи. Однако имам был прекрасно информирован через своих людей, находившихся в близком окружении командования императорской армии, обо всех планах Тэкле-Ийесуса. Захваченной врасплох оказалась не армия Граня, а войска Тэкле-Ийесуса, которые, проснувшись на рассвете, увидели перед собой будто из-под земли выросшие мусульманские полки, приведенные к лагерю хорошо знавшими местность проводниками. У императорской армии не оставалось никаких шансов. Погибли рас Тэкле-Ийесус и рас Ысламо, погибли или оказались в плену все вышеперечисленные наместники. На поле боя осталось 130 военачальников из Амхара и Тигре. Эфиопская армия потеряла все свое снаряжение. Это сражение вошло в историю под названием битвы у Айфэр. После нее феодалы Доуаро прекратили сопротивление и подчинились власти имама.

За армией Граня уже тянулся огромный обоз трофеев. Много разной добычи и пленных приходилось на каждого солдата. Воины имама уже хотели возвратиться домой. Однако на этот раз имам не допустил превращения «священной войны» в грабительский набег. В узком проходе между скалами он остановился и приказал рубить головы всем, кто оставит при себе больше добычи, чем может унести один мул. В округе племени майя, который не был разграблен из-за страха перед отравленными стрелами, воины имама с плачем и криками бросали добычу, чтобы {140} идти дальше в «священный» поход. Теперь целью похода был плодородный и урожайный округ Уорэба, поблизости от Уодж, являвшийся житницей империи.

УОСЭН-СЭГЕД

Либнэ-Дынгыль, войска которого потерпели очередное тяжелое поражение, отступил из округа Уодж и не стал давать сражения находившемуся неподалеку Граню. Его войска понесли очень чувствительные потери и не были способны к следующему сражению. Император Эфиопии, находясь от Граня на расстоянии только одного перехода, смотрел в отчаянии на дым пылавшей императорской резиденции в Гэбэрге, где родился его отец, император Наод. Свою же резиденцию в Бадуки поджег он сам, чтобы она не досталась врагу. Император выступил в направлении Дамот, куда подходил с войсками бывший регент Эфиопии, крупный амхарский военачальник Уосэн-Сэгэд, нэгаш Годжама (по некоторым документам — нэгаш Дамота). Престарелый Уосэн-Сэгэд был окружен в Эфиопии всеобщим уважением. Можно с уверенностью сказать, что он пользовался авторитетом если не большим, чем император, то равным ему. Мудрость и справедливость снискали Уосэн-Сэгэду огромную популярность, выражением которой было его прозвище, распространенное в народе: Йедыха-Аббат — «Отец бедных».

Встреча Уосэн-Сэгэда с императором произошла вскоре после разорения армией Граня плодородного округа Уорэба и сожжения Гэбэрге. Теперь инициативу дальнейшей политической и военной деятельности взял в свои руки Уосэн-Сэгэд. Прежде всего он направил Граню письмо, в котором сообщал о своем прибытии в армию, одновременно советуя имаму покинуть пределы Эфиопии и довольствоваться прежними успехами. «Победа не вечна,— писал Уосэн-Сэгэд,— достаточно тебе и того, что ты совершил. Возвращайся домой. Ты твердишь сам себе: я обратил в бегство императора у Шынбыра-Куре, я сделал то же самое в Анцокии, в округе Зари я уничтожил императорские войска. А теперь перестань обманывать сам себя: императорские силы восстановлены. У императора многочисленная армия, какой ты не видел и не знал {141} прежде — это народы гураге, гафат 2, люди из Дамота, Ыннарии, Зейта, Джиммы... Возвращайся с золотом и добычей к себе... Я тот, кто убил твоего старшего брата... Не думай, что я буду таким же военачальником, каких ты встречал до сих пор. Я — Уосэн-Сэгэд». Ответ Граня звучал так же высокомерно: «Мы не боимся рабов, так как знаем их. А ты, если ты такой, каким считаешь себя — мы на твоей земле,— сражайся за нее».

Вступление в войну Уосэн-Сэгэда подняло дух в армии императора и смутило неприятеля, тем более что как раз заболел имам, а в дополнение ко всему приближался сезон ливней 1531 г. и воины Граня вновь возымели большое желание вернуться в родные края. Таким образом, стратегический план Уосэн-Сэгэда имел большие шансы на успех. Он намеревался разделить императорскую армию. Одна ее часть под командованием самого императора должна была направиться в горную местность Дамота и, блокировав проходы, ведущие в глубь этой области, не пропускать армию Граня. Вторая часть войск, возглавлявшаяся Уосэн-Сэгэдом, должна была пройти через округа Уодж и Доуаро в направлении Адала и нанести удар Харэру, столице султаната, совсем лишенной какой-либо военной защиты. Уосэн-Сэгэд рассчитывал вызвать разделение армии Граня, часть которой двинулась бы за императором в Дамот, а часть или даже вся армия вынуждена была бы покинуть пределы империи, чтобы защитить собственную территорию. Разделенный таким образом на два отряда противник должен был потерпеть поражение. Однако в округах, где велись военные действия, влияние Граня уже стало значительным. Слишком много феодалов по принуждению или подкупу перешло на сторону Граня и теперь боялось мести императора. Поэтому они не только донесли Граню о стратегических планах командования императорских войск, благодаря чему имам избежал задуманной Уосэн-Сэгэдом засады, но также за высокие должности и богатство указали узкие {142} и малоизвестные проходы в горах Дамота, по которым вражеская армия прошла и напала внезапно с тыла на императорский корпус, охранявший главный путь, ведший в этот округ. После ожесточенного боя врукопашную в горном ущелье еще раз разбитая императорская армия поспешно отошла в Уодж и Доуаро, чтобы объединиться с Уосэн-Сэгэдом. За ней по пятам двигалась победоносная армия Граня, грабя Дамот и Доуаро, Уодж и Фэтэгар. Все церкви и монастыри в этих местностях были сожжены, ничего не осталось от богатых торговых населенных пунктов, встретившихся на их пути. Хозяйственные и культурные ценности процветавшей империи обращались в пепел. 17 июля 1531 г. солдат Граня по имени Абубэкэр поджег знаменитый монастырь Дэбрэ-Либанос. В огне сгорели рукописи, собиравшиеся в течение веков, были разграблены драгоценные предметы религиозного культа, сокровищница размещавшейся здесь издавна резиденции ычэге. Часть монахов, не вынеся зрелища гибели своего монастыря, духовной столицы империи, бросилась в пламя. В конце концов область Шоа и округ Уорэба также подчинились Граню.

Уосэн-Сэгэд отдавал себе отчет в том, что оставление императором позиций в Дамоте равноценно сведению на нет его стратегических планов. Однако он решил скорее погибнуть, чем прекратить борьбу, и, невзирая на сезон ливней, готов был дать бой Граню. Имам Ахмед вопреки мнению большинства своих военачальников и желанию своей армии, насытившейся трофеями и военными трудами, тоже не помышлял о прекращении борьбы. Под дождевыми потоками, по грязи, в которой увязали лошади и мулы, скользкими горными тропами, без отдыха, вел Грань свое войско навстречу армии Уосэн-Сэгэда, бросив даже артиллерию, увязшую в болотистой местности. Он полагал, что крайне тяжелый для передвижений сезон ливней будет способствовать решительной победе над эфиопскими войсками, деморализованными последним поражением в Дамоте. Уосэн-Сэгэд шел ему навстречу. Императорские войска переправились через опасно поднявшиеся воды в реке Аваш, на что до этого никто в Эфиопии не решался. Переправа осуществлялась на лодках, спешно построенных несколькими европейцами — {143} генуэзцами, каталонцами, греком, баском и немцем,— которые, освободившись некогда из мусульманского плена, оказались в империи и остались при дворе Либнэ-Дынгыля. Уосэн-Сэгэд направился к горе Бусат, чтобы там на выгодных позициях дать бой Граню. Однако не успел. Войска имама Ахмеда подошли раньше, чем их ожидали, и Уосэн-Сэгэд вынужден был принять бой. Первая атака мусульманского войска была отражена, потом последовали вторая, третья, четвертая и пятая. Наконец, гэрад Шамун возглавил новую атаку мусульман и сломал строй неприятеля. Тогда в бой вступил сам старец Уосэн-Сэгэд. Ему подвели коня, и с копьем в руке он повел в бой свои пошатнувшиеся ряды, воодушевляя их криком и заражая собственным примером. Навстречу двигались мусульманские отряды, во главе которых мчался на коне с саблей в руке гэрад Абид. Уосэн-Сэгэд атаковал его и насквозь пронзил левое плечо, но копье при этом сломалось, а меч он не успел извлечь, и в этот момент гэрад Абид нанес ему удар саблей по шее. Уосэн-Сэгэд свалился с коня. Тут же раздался крик в мусульманских рядах: «Уосэн-Сэгэд мертв!» Напрасно призывал годжамский нэгаш своих солдат: «Продолжайте сражаться, я жив!» После стольких поражений падение с коня знаменитейшего из полководцев потрясло императорских солдат. Они не сражались больше с таким воодушевлением. Бой был проигран. И снова остались лежать на поле боя наиболее преданные императору военачальники, и среди них аззаж Тэклэ-Хауарьят, наместники Ындэрты и Лалибэлы, всего около 30 деятелей империи. Уосэн-Сэгэд, по одним сведениям, погиб сразу после падения с коня, убитый гэрадом Абидом, по другим — после битвы, когда сопротивлялся пленению. Его смерть была огромной утратой для империи. Ибо не было среди знати и при эфиопском дворе человека, равного ему по авторитету.

Все более узкий круг людей, верных и заслуживавших доверия, оставался при императоре Либнэ-Дынгыле. Один за другим гибли лучшие, и среди них потеря Уосэн-Сэгэда была наиболее чувствительной. После его смерти в бою, точную дату которого хроники не сообщают, многие округа сразу перешли на сторону имама, приняв ислам. Армия имама все шире растекалась по империи, за-{144}няв Тэгулет и Гыддым, а императорская, покинув Уодж, быстрым маршем, несмотря на сезон ливней, направилась в провинцию Амхара.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.019 с.)