Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Потери, понесенные эфиопской культурой
В этой области между горных цепей находились плодородные долины, по которым текли реки и где прекрасно росли все культуры. Здесь было выстроено много церквей, монастырей, накопивших многочисленные сокровища и богатые библиотеки. Перед армией Граня открылся дуть к овеянному легендами центру Эфиопской империи. Для начала захватчики разграбили белый шатер императора, забрав из него трон, доспехи, парчу и шелка, не считая взятых в плен придворных дам знатного происхождения. В течение трех дней солдаты имама тешились своей добычей. Но от непривычного холода, царившего на этой возвышенности, они очень страдали и даже многие погибли. Проводники указали Граню наиболее богатые из здешних монастырей. Визирь Нур-ибн-Ибрахим направился к монастырю Атронсэ-Марьям, некогда построенному и богато одаренному императором Бэыдэ-Марьямом; Сиди Мохаммед — к Дэбрэ-Нэгодгуад, монастырю императора Зэра-Яыкоба, где, кроме неисчислимых богатств, хранились доспехи султана Бэдлая-Чудовища, захваченные в 1435 г.; сам имам двинулся к Мэканэ-Сылласе, самому замечательному церковному сооружению империи, строившемуся в течение нескольких лет Наодом и незадолго до этого достроенному правящим императором. Другие отряды направились к остальным монастырям и пустыням. Хроника рассказывает, как в окружении высших сановников имам Ахмед подошел к собору Мэканэ-Сылласе. Насладились очи его внешним великолепием, которое {147} превзошло все ожидания: двери храма были выложены плитками разноцветного золота и серебра с инкрустацией жемчугом, крыша позолочена, стены украшены позолоченными изваяниями. Затем имам торжественно вступил внутрь и, насмотревшись на пышность орнамента, отдал приказ разрушить это произведение архитектуры и искусства Эфиопской империи, не имевшее себе равных во всей стране. Сотнями топоров сдирали со стен золото, серебро и драгоценные камни. Все сорвать не сумели и подожгли храм, еще полный богатств. Подобным же образом визирь Нур разрушил Атронсэ-Марьям и вынес оттуда Евангелие с золотыми страницами, алтарь из чистого золота, забрал золотой прибор, на котором, по распоряжению императора Бэыдэ-Марьяма, имел право есть здешний церковный сановник; та же участь постигла монастырь Дэбрэ-Нэгодгуад. Все монастыри в этом районе были разграблены, а потом сожжены, и вместе с ними сгорели памятники эфиопской письменности, заботливо собранные и хранившиеся в монастырских библиотеках. Беззащитные монахи пытались — в основном безуспешно — спасти от захватчиков бесценные богатства монастырей. Часто они сами гибли в пламени, не желая видеть, как бесчестят их храмы. Фанатичный имам, с таким трудом разжегший в своих солдатах рвение к войне во имя веры, переживал свой большой триумф. Страшное бедствие, не имевшее себе равных в истории империи, распространялось все шире.
Император Либнэ-Дынгыль отступил к реке Бэшило. Вслед за ним направилась мусульманская погоня, возглавленная гэрадом Ахмушу. Погоня следовала за императором до Бэшило, после чего повернула назад. Император вступил в Бэгемдыр, а корпус Ахмушу направился к горе «заточенных князей» — Амба-Гышен, где были собраны многочисленные сокровища, роскошные наряды, драгоценная утварь и другие богатства, среди которых проходила жизнь претендентов на престол. На вершине Амба-Гышен текли потоки, увлажнявшие почву, возвышались украшенные и богатые жилища, где в момент нашествия Граня находилось много императорских родственников и свойственников. На отвесные стены поднимались по лестницам, а железные барьеры охраняли вход. {148} Амба-Гышен защищали яростно. 25 ноября 1531 г. мусульманские войска прекратили атаки, а предводитель атаковавшего корпуса гэрад Ахмушу был захвачен в плен и обезглавлен. Разгневанный поражением имам Ахмед хотел сразу же вновь двинуться со своей армией на Амба-Гышен, но остальные военачальники удержали его от этого шага. Они стали указывать ему, что многочисленные завоеванные округа фактически остаются во владении императора, так как там не поставлены новые правители, а старым, несмотря на их измену императору, нельзя было особенно доверять из-за их приверженности христианской вере. Имам согласился с их мнением и приказал визирю Адоле прибыть с его армией в Дэбрэ-Бырхан, туда, где должны были встретиться разделенные в середине 1531 г. мусульманские войска. Сам же он, прежде чем выступить к Дэбрэ-Бырхан, двинулся на север к озеру Хайк, на берегу которого стоял знаменитый монастырь Дэбрэ-Ыгзиабхер, а на острове — известная пустынь Дэбрэ-Ыстифанос. Монахи из монастырей с озера Хайк славились накопленными в течение веков богатствами и играли видную роль в империи, имея привилегию занимать высшую должность акабе сэата. Обо всех богатых и великолепных центрах эфиопской церкви имам узнавал у своего высоко ценимого проводника по имени Ананиаш, хорошо знавшего всю империю, который за награды и высокие звания провел армию имама от Доуаро в глубь страны.
На озере Хайк имам имел первый свой бой на воде. Он построил лодки и вынудил монахов капитулировать. Ценой сохранения церковных строений и при условии своей неприкосновенности духовенство из Хайк согласилось отдать имаму все накопленные сокровища и выдать находившихся здесь в заточении мусульманских сановников, взятых в плен в эту и предыдущую войну. Три лодки, в каждой из которых могло поместиться 150 человек, трижды отчаливали от острова, увозя монастырское имущество: золотые и серебряные кресты, золотые светильники с золотыми цепями, книги с листами, украшенными золотом, изваяния, шелк, парчу. Наконец, отправились к Дэбрэ-Бырхан, по дороге сжигая и грабя остальные монастыри. В пути два знатных эфиопа, которые, приняв ислам, сопровождали Граня, {149} убежали от него, чтобы присоединиться к императору. В это время среди подходившей с юга к Дэбрэ-Бырхан армии визиря Адоле распространилась весть, что император якобы разбил корпус Граня и перебил всех поголовно вместе с имамом. Из корпуса визиря тотчас же бежали отряды, набранные из местного населения и входившие в состав мусульманских войск. Наконец в январе — феврале 1532 г. обе части мусульманской армии встретились в Дэбрэ-Бырхан. Начался раздел добычи. Сорили золотом. Мула покупали за сорок мер золота и, кроме этого драгоценного металла, в то время в Дэбрэ-Бырхан не использовали никакого другого в качестве средства обмена. Из покоренных округов поступали тем временем сведения о возвращении в христианский лагерь вельмож, прежде перешедших было в ислам, о борьбе, вспыхивавшей тут и там и ведущейся с переменным успехом. Мусульманское командование приняло решение об укреплении своей власти в юго-восточных округах. Армия имама разделилась на несколько отрядов и с начала 1532 г. до начала 1533 г. подчиняла себе этот район империи. На этот раз капитуляцию знати не принимали. Требовали либо перейти в ислам, либо назначали управляющих из лиц, давно принявших ислам. Велись жестокие сражения, и преданные христианству и империи наместники или погибали, или бежали в глубь страны, чтобы присоединиться к армии Либнэ-Дынгыля. При обороне Уодж погиб его правитель Ыслам-Дахар. Адалю, правитель Бали, отчаянно защищал свою провинцию, приказав, чтобы каждый солдат имел с собой жену и детей и знал, что поражение в бою будет равносильно немедленной смерти или плену близких. Сам правитель погиб в той битве, в которой, как говорят хроники, с обеих сторон наряду с мужчинами сражались женщины. Оказавшиеся в плену или соглашались принять ислам, или гибли на месте. В июле — августе 1532 г. Бали было покорено. За округ Уорэба сражался рас Бэнят. Некоторые народы, например в Хадья и Гафате, которые до этого только формально подчинялись империи, вступали в союз с имамом. Другие оказывали ему сопротивление. В конце концов в начале 1533 г. области Доуаро, Бали, Хадья, Гэнз, Уодж, Уорэба, Фэтэгар, Йифат и районы, по всей вероятности, до Дамота включи-{150}тельно были полностью покорены. Непокоренными оставались Тигре, Бэгемдыр и Годжам. Армия имама вновь соединилась в Дэбрэ-Бырхан. В мусульманском военном командовании возникли разногласия. Часть военачальников хотела остаться на завоеванной территории и посвятить год или больше административной организации покоренных районов империи, после чего, обеспечив надежные тылы, отправиться на дальнейшее завоевание. Другие, и среди них визирь Адоле и имам Ахмед, хотели немедленного выступления на север, чтобы использовать численность армии, увеличенной вербовкой в новопокоренных районах и находящейся в полной боевой готовности. Мнение последних победило.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.63.120 (0.081 с.) |