Потери, понесенные эфиопской культурой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Потери, понесенные эфиопской культурой



В этой области между горных цепей находились плодородные долины, по которым текли реки и где прекрасно росли все культуры. Здесь было выстроено много церквей, монастырей, накопивших многочисленные сокровища и богатые библиотеки. Перед армией Граня открылся дуть к овеянному легендами центру Эфиопской империи. Для начала захватчики разграбили белый шатер императора, забрав из него трон, доспехи, парчу и шелка, не считая взятых в плен придворных дам знатного происхождения. В течение трех дней солдаты имама тешились своей добычей. Но от непривычного холода, царившего на этой возвышенности, они очень страдали и даже многие погибли. Проводники указали Граню наиболее богатые из здешних монастырей. Визирь Нур-ибн-Ибрахим направился к монастырю Атронсэ-Марьям, некогда построенному и богато одаренному императором Бэыдэ-Марьямом; Сиди Мохаммед — к Дэбрэ-Нэгодгуад, монастырю императора Зэра-Яыкоба, где, кроме неисчислимых богатств, хранились доспехи султана Бэдлая-Чудовища, захваченные в 1435 г.; сам имам двинулся к Мэканэ-Сылласе, самому замечательному церковному сооружению империи, строившемуся в течение нескольких лет Наодом и незадолго до этого достроенному правящим императором. Другие отряды направились к остальным монастырям и пустыням.

Хроника рассказывает, как в окружении высших сановников имам Ахмед подошел к собору Мэканэ-Сылласе. Насладились очи его внешним великолепием, которое {147} превзошло все ожидания: двери храма были выложены плитками разноцветного золота и серебра с инкрустацией жемчугом, крыша позолочена, стены украшены позолоченными изваяниями. Затем имам торжественно вступил внутрь и, насмотревшись на пышность орнамента, отдал приказ разрушить это произведение архитектуры и искусства Эфиопской империи, не имевшее себе равных во всей стране. Сотнями топоров сдирали со стен золото, серебро и драгоценные камни. Все сорвать не сумели и подожгли храм, еще полный богатств. Подобным же образом визирь Нур разрушил Атронсэ-Марьям и вынес оттуда Евангелие с золотыми страницами, алтарь из чистого золота, забрал золотой прибор, на котором, по распоряжению императора Бэыдэ-Марьяма, имел право есть здешний церковный сановник; та же участь постигла монастырь Дэбрэ-Нэгодгуад. Все монастыри в этом районе были разграблены, а потом сожжены, и вместе с ними сгорели памятники эфиопской письменности, заботливо собранные и хранившиеся в монастырских библиотеках. Беззащитные монахи пытались — в основном безуспешно — спасти от захватчиков бесценные богатства монастырей. Часто они сами гибли в пламени, не желая видеть, как бесчестят их храмы. Фанатичный имам, с таким трудом разжегший в своих солдатах рвение к войне во имя веры, переживал свой большой триумф. Страшное бедствие, не имевшее себе равных в истории империи, распространялось все шире.

Император Либнэ-Дынгыль отступил к реке Бэшило. Вслед за ним направилась мусульманская погоня, возглавленная гэрадом Ахмушу. Погоня следовала за императором до Бэшило, после чего повернула назад. Император вступил в Бэгемдыр, а корпус Ахмушу направился к горе «заточенных князей» — Амба-Гышен, где были собраны многочисленные сокровища, роскошные наряды, драгоценная утварь и другие богатства, среди которых проходила жизнь претендентов на престол. На вершине Амба-Гышен текли потоки, увлажнявшие почву, возвышались украшенные и богатые жилища, где в момент нашествия Граня находилось много императорских родственников и свойственников. На отвесные стены поднимались по лестницам, а железные барьеры охраняли вход. {148}

Амба-Гышен защищали яростно. 25 ноября 1531 г. мусульманские войска прекратили атаки, а предводитель атаковавшего корпуса гэрад Ахмушу был захвачен в плен и обезглавлен. Разгневанный поражением имам Ахмед хотел сразу же вновь двинуться со своей армией на Амба-Гышен, но остальные военачальники удержали его от этого шага. Они стали указывать ему, что многочисленные завоеванные округа фактически остаются во владении императора, так как там не поставлены новые правители, а старым, несмотря на их измену императору, нельзя было особенно доверять из-за их приверженности христианской вере. Имам согласился с их мнением и приказал визирю Адоле прибыть с его армией в Дэбрэ-Бырхан, туда, где должны были встретиться разделенные в середине 1531 г. мусульманские войска. Сам же он, прежде чем выступить к Дэбрэ-Бырхан, двинулся на север к озеру Хайк, на берегу которого стоял знаменитый монастырь Дэбрэ-Ыгзиабхер, а на острове — известная пустынь Дэбрэ-Ыстифанос. Монахи из монастырей с озера Хайк славились накопленными в течение веков богатствами и играли видную роль в империи, имея привилегию занимать высшую должность акабе сэата. Обо всех богатых и великолепных центрах эфиопской церкви имам узнавал у своего высоко ценимого проводника по имени Ананиаш, хорошо знавшего всю империю, который за награды и высокие звания провел армию имама от Доуаро в глубь страны.

На озере Хайк имам имел первый свой бой на воде. Он построил лодки и вынудил монахов капитулировать. Ценой сохранения церковных строений и при условии своей неприкосновенности духовенство из Хайк согласилось отдать имаму все накопленные сокровища и выдать находившихся здесь в заточении мусульманских сановников, взятых в плен в эту и предыдущую войну. Три лодки, в каждой из которых могло поместиться 150 человек, трижды отчаливали от острова, увозя монастырское имущество: золотые и серебряные кресты, золотые светильники с золотыми цепями, книги с листами, украшенными золотом, изваяния, шелк, парчу.

Наконец, отправились к Дэбрэ-Бырхан, по дороге сжигая и грабя остальные монастыри. В пути два знатных эфиопа, которые, приняв ислам, сопровождали Граня, {149} убежали от него, чтобы присоединиться к императору. В это время среди подходившей с юга к Дэбрэ-Бырхан армии визиря Адоле распространилась весть, что император якобы разбил корпус Граня и перебил всех поголовно вместе с имамом. Из корпуса визиря тотчас же бежали отряды, набранные из местного населения и входившие в состав мусульманских войск. Наконец в январе — феврале 1532 г. обе части мусульманской армии встретились в Дэбрэ-Бырхан. Начался раздел добычи. Сорили золотом. Мула покупали за сорок мер золота и, кроме этого драгоценного металла, в то время в Дэбрэ-Бырхан не использовали никакого другого в качестве средства обмена.

Из покоренных округов поступали тем временем сведения о возвращении в христианский лагерь вельмож, прежде перешедших было в ислам, о борьбе, вспыхивавшей тут и там и ведущейся с переменным успехом. Мусульманское командование приняло решение об укреплении своей власти в юго-восточных округах. Армия имама разделилась на несколько отрядов и с начала 1532 г. до начала 1533 г. подчиняла себе этот район империи. На этот раз капитуляцию знати не принимали. Требовали либо перейти в ислам, либо назначали управляющих из лиц, давно принявших ислам. Велись жестокие сражения, и преданные христианству и империи наместники или погибали, или бежали в глубь страны, чтобы присоединиться к армии Либнэ-Дынгыля. При обороне Уодж погиб его правитель Ыслам-Дахар. Адалю, правитель Бали, отчаянно защищал свою провинцию, приказав, чтобы каждый солдат имел с собой жену и детей и знал, что поражение в бою будет равносильно немедленной смерти или плену близких. Сам правитель погиб в той битве, в которой, как говорят хроники, с обеих сторон наряду с мужчинами сражались женщины. Оказавшиеся в плену или соглашались принять ислам, или гибли на месте. В июле — августе 1532 г. Бали было покорено. За округ Уорэба сражался рас Бэнят. Некоторые народы, например в Хадья и Гафате, которые до этого только формально подчинялись империи, вступали в союз с имамом. Другие оказывали ему сопротивление. В конце концов в начале 1533 г. области Доуаро, Бали, Хадья, Гэнз, Уодж, Уорэба, Фэтэгар, Йифат и районы, по всей вероятности, до Дамота включи-{150}тельно были полностью покорены. Непокоренными оставались Тигре, Бэгемдыр и Годжам.

Армия имама вновь соединилась в Дэбрэ-Бырхан. В мусульманском военном командовании возникли разногласия. Часть военачальников хотела остаться на завоеванной территории и посвятить год или больше административной организации покоренных районов империи, после чего, обеспечив надежные тылы, отправиться на дальнейшее завоевание. Другие, и среди них визирь Адоле и имам Ахмед, хотели немедленного выступления на север, чтобы использовать численность армии, увеличенной вербовкой в новопокоренных районах и находящейся в полной боевой готовности. Мнение последних победило.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.63.120 (0.081 с.)