Императрица ылени. Контакты с европой 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Императрица ылени. Контакты с европой



На какое-то время установился мир. Эфиопия процветала. Победа над мусульманскими войсками в 1516 г., а также хорошая экономическая ситуация в стране создавали видимость стабилизации. Тем временем оказалось, что победа императора Либнэ-Дынгыля над войсками Махфуза была только выигранным военным сражением, на общее же соотношение сил противников ее результат не повлиял. Силы мусульман были по-прежнему велики. Лишь старая императрица Ылени понимала значитель-{118}ность мусульманской угрозы и настойчиво добивалась создания эфиопско-европейской антимусульманской коалиции. Эта чрезвычайно способная и дальновидная правительница понимала, что в одиночку империи будет трудно противостоять окружавшим ее со всех сторон враждебным силам, в отличие от Эфиопии располагавшим широкими внешними связями; что в подобной ситуации гористый рельеф страны и доблесть ее войск недостаточны для сохранения независимого существования государства, а дипломатические усилия хоть и обеспечивали пока что торговые контакты с мусульманскими странами, но не представляли гарантии постоянного мира. Она понимала также, что в конфронтации с исламом империи необходим союзник извне, который, будучи заинтересован в ослаблении ислама на Востоке, поддержал бы Эфиопию политически и оказал бы ей необходимую техническую помощь. Таким союзником могли быть только христианские страны Европы, для которых мусульманские территории были большой помехой в развитии торговли с Востоком, и особенно с Индией. Итак, свои дипломатические усилия императрица Ылени обратила в сторону Европы.

Христианская империя, расположенная вблизи торговых путей, ведущих на Восток, могла стать желанным союзником для европейских государств, конкурировавших между собой в восточной торговле. Для Эфиопии же того времени помощь государств христианской Европы была основным шансом на спасение. Поэтому императрица Ылени уже в первые годы своего регентства начала претворять в жизнь планы установления контактов с Европой.

В 1509 или 1510 г. в Португалию отправился посланец императрицы армянин Матеуос (Матвей), снабженный письмом и подарками к правителю этой страны. Дипломатическую искусность Матеуоса эфиопский двор уже неоднократно имел возможность оценить во время исполнения им различных миссий в Каире, Иерусалиме и других столицах тогдашнего Востока. На этот раз, направившись через Индию, он достиг Лиссабона лишь в 1513 г. Письмо императрицы и устный рассказ посла представили политическую и стратегическую ситуацию Эфиопии. Ылени предлагала Португалии послать на Красное море {119} свой флот, который вместе с сухопутными силами империи уничтожил бы в том районе мусульманское могущество. Она также предлагала установить династические связи между португальским и эфиопским царствующими домами для укрепления антимусульманской коалиции, направленной против господства турок в бассейне Красного моря.

Предложения императрицы Ылени заинтересовали Португалию, которая на рубеже XV—XVI вв. энергично укрепляла свои позиции колониальной державы. Далекие морские экспедиции, осуществлявшиеся с начала XV в., установили ее влияние в Африке, Азии и Южной Америке. В начале XVI в. Португалия уже была могущественной торговой и колониальной державой. В приморских районах Африки, Азии и Южной Америки она построила многочисленные укрепленные форты, превратив их в опорные базы для распространения своего влияния на этих континентах.

ПОРТУГАЛЬСКАЯ МИССИЯ

Посол императрицы Ылени прибыл в Лиссабон в момент, когда король Мануэл I Великий (1495—1521) как раз строил планы дальнейшего укрепления позиции Португалии вне Европы, и особенно в Африке. Поэтому предложение, открывавшее возможность распространения португальского влияния на бассейн Красного моря, должно было заинтересовать этого правителя. В 1518 г., уведомив предварительно об эфиопском посольстве папу Льва X, Мануэл I направил в Эфиопию своих представителей. (В некоторых последних работах в качестве названия этой дипломатической миссии было принято определение «португальское посольство».) Главой миссии был назначен 86-летний дон Эдуард Галван, флотом командовал Лопеш Суареш Д’Албугера. После смерти престарелого Галвана его обязанности стал исполнять дон Родриго де Лима. Папа Лев Х назначил капелланом посланцев отца Франсишка Алвареша, одновременно поручив ему представлять папскую столицу при эфиопском дворе. Встреча португальских послов с императором Либнэ-Дынгылем произошла в 1520 г. в местности Анцокия в об-{120}ласти Йифат. Уставшим от долгого и изобиловавшего различными опасностями пути послам Либнэ-Дынгыль оказал не слишком радушный прием. Он ожидал видеть результатом миссии Матеуоса скорее военную помощь в какой-либо форме, чем дипломатическую миссию. Кроме того, не Либнэ-Дынгыль был инициатором установления контактов с Европой, и, вероятно, он был против концепции создания антимусульманской коалиции с Португалией и вообще вступления в тесное общение с ней. Его занимала только возможность получения военной помощи и специалистов в области ремесла, взамен чего он склонен был согласиться на занятие Португалией нескольких портов на побережье Красного моря, впрочем не подвластных ему, а также на установление контактов с папской столицей и даже на назначение католика епископом турецкой Зейлы 1.

Португальские посланцы пробыли в Эфиопии 6 лет, главным образом из-за невозможности вернуться. Отношения между эфиопским двором и португальцами за это время значительно улучшились, но мнение императора относительно существа вопроса не подверглось ни малейшему изменению. Отъезжавшее наконец «посольство» было щедро одарено. Оно везло с собой золотую корону для португальского короля Жуана III и золотой крест для папы Клемента VII. Вместе с португальцами выехали эфиопские послы. Эфиопию при португальском дворе должен был представлять Цэга-Аб (Зеаб). Остальные эфиопские послы направлялись в Рим вместе с отцом Алварешем. В письмах Либнэ-Дынгыля, направленных в европейские столицы, выражалось согласие на занятие португальскими гарнизонами побережья Красного моря и на учреждение там католического епископства. Однако вопрос о направлении в саму Эфиопию представительства какого-либо типа — светского или духовного в них обходился. Убедительно просил Либнэ-Дынгыль о присылке в Эфиопию ремесленников и специалистов в различных областях. Эта просьба никогда не была выполнена, а направленные в Европу послы по неизвестным причинам не возвратились домой. {121}

Таким образом, установленные императрицей Ылени, умершей в первые годы пребывания «посольства» в Эфиопии, контакты с Португалией не дали никаких результатов. Эфиопия в канун готовившегося мощного наступления ислама оставалась одинокой. Либнэ-Дынгыль не предвидел надвигавшегося катаклизма. Он думал, что позиции его государства так прочны, что не требуется какой-либо помощи извне. Впрочем, вероятно, в отличие от Ылени Либнэ-Дынгыль недооценивал и португальской мощи. Он полагал, что предложенные им Португалии золото и войска, а также согласие на занятие побережья Красного моря являются справедливой ценой за присылку в Эфиопию специалистов, значение которых для дальнейшего экономического и культурного развития Эфиопии он отлично понимал.

Здесь мы затронули очень важный вопрос, а именно — каковы были причины, из-за которых Эфиопия после периода своего несомненного расцвета, когда она почти равнялась другим передовым цивилизациям тогдашнего мира, отстала от них в дальнейшем своем развитии, с другой же стороны — сумела сохранить независимость, давая отпор как мусульманским, так и европейским попыткам захвата и колонизации. Видимо, причины замедленного развития цивилизации Эфиопии, приведшие к тому, что это государство относится в настоящее время к слаборазвитым странам, следует искать прежде всего в ее длительной изоляции, из-за которой в ней не развилась цивилизация научно-технического типа. Может быть, следует здесь обратить внимание на факт, что не каждый народ — даже и среди европейских — достигал высокого уровня развития науки и техники самостоятельно, а по мере расширения международных контактов перенимал их у других и внедрял у себя. Изолированная Эфиопия в течение ряда столетий оставалась на уровне цивилизации средневекового типа. В ней сохранялась консервативная общественная и экономическая обстановка, а контакты с другими странами Востока — временами очень оживленные — ограничивались торговыми сношениями и не привносили в Эфиопию новых технических идей. Европейские страны были заинтересованы в бассейне Красного моря, прежде всего в качестве торгового пути. Недоступно расположен-{122}ная в глубине континента империя не имела большого значения для этих путей. Попытки же включить Эфиопию в орбиту влияния папства, имевшие место в XVII в., закончились полным провалом. Поэтому и Европа не находила причин, по которым она могла бы особенно интересоваться Эфиопией, не говоря уже об оказании ей какой-либо экономической или технической помощи. Интерес к этой стране проявился значительно позднее, когда Италия, увеличивая свои владения в Африке, обратила внимание на Эфиопию. Так Эфиопия покоилась скрытая горами, которые успешно преграждали доступ к ней.

Из этого, однако, не следует, что начатые в XV в. контакты с Европой абсолютно не имели значения для Эфиопии. Шестилетнее пребывание португальцев в Эфиопии, естественно, вызвало интерес обеих сторон к вопросам обычаев, культуры и вероисповеданий. При эфиопском дворе было много духовных сановников, а среди членов португальского посольства находился незаурядного образования папский посол — отец Алвареш. Неоднократно император вместе со своим окружением присутствовал на отправляемых Алварешем богослужениях по неизвестному в Эфиопии римско-католическому обряду. Целые дни посвящались религиозным диспутам о церковных догматах. Эти диспуты Алвареша в течение нескольких лет, а затем позднейшие контакты с иезуитами можно признать одной из причин крупного раскола в эфиопской церкви, который отрицательно сказался на политической истории всей империи с конца XVI и в продолжение всего XVII в. Однако в ситуации, господствовавшей в первой половине XVI в., эти вопросы еще не казались актуальными для Эфиопии.

С европейской точки зрения португальская миссия также не принесла ни политических, ни экономических результатов. Как и для Эфиопии, для Европы она была интересной лишь в культурном плане. Именно из-под пера Алвареша вышло первое появившееся в Европе достоверное описание Эфиопии. Можно сказать, что вместо создания нового пункта опоры для торговой и колониальной державы Португалии миссия Родриго де Лима принесла Европе лишь информацию о неизвестной дотоле стране и тем самым положила конец периоду, наполненному ис-{123}ключительно мифами о таинственной христианской стране, расположенной будто бы где-то на Востоке, а скорее всего в Индии. Описание Алвареша до настоящего времени осталось ценным источником сведений об Эфиопии начала XVI в.

О контактах Эфиопии с Европой можно бы написать намного больше. Члены португальского «посольства» не были первыми европейцами в Эфиопии, и отправленный императрицей Ылени посол Матеуос не был первым человеком из Эфиопии, достигшим Европейского континента. Сведения о Европе в Эфиопии и, наоборот, европейские представления об Эфиопии накапливались постепенно. Мысль установить тесные связи с Португалией возникла у императрицы Ылени благодаря тому, что эфиопский двор знал о морском и торговом могуществе этой страны. Эфиопия XIV и XV вв. имела более или менее интенсивные — в зависимости от состояния отношений с мусульманским миром — торговые и культурные контакты с Александрией, Иерусалимом и другими центрами Ближнего Востока, в которых европейцы были известны. С начала XV в. делались взаимные попытки установления каких-либо отношений между европейцами и Эфиопией. Обе стороны были одинаково заинтересованы в этом. Первостепенной задачей для европейских стран была проблема христианского союзника на Востоке для облегчения дальнейшей морской экспансии. Важным также считался вопрос о включении этой неизвестной еще страны в сферу влияния папы. В Европе того времени полагали, что Эфиопия может сыграть очень большую роль в плане прорыва мусульманского круга на Ближнем Востоке. Эта никогда не осуществленная мысль о привлечении Эфиопии в антимусульманскую коалицию долго была распространена в Европе.

В свою очередь Эфиопия была также заинтересована в установлении контактов с Европой по той же причине — из-за мусульманской проблемы. С течением времени у Эфиопии также появилась заинтересованность в приобретении достижений в технической области. Однако Европа не имела причины делать доступными для Эфиопии технические и научные достижения. Следует подчеркнуть, что собственно Эфиопии принадлежит первенство в уста-{124}новлении политических отношений с Европой. Посольство Матеуоса в Португалию имеет историческое значение не только как выражение определенной политической концепции правителей Эфиопии, но и с точки зрения дальнейших последствий, какие повлек за собой этот первый контакт. В тот период Эфиопию посетил ряд чужеземцев, например португалец Педро ди Ковильян. Он был главным информатором императрицы Ылени в европейских делах. В течение длительного времени находясь при эфиопском дворе, он снискал себе там большое доверие. Эфиопы также уже тогда посещали Европу, например их делегация была на Флорентийском соборе (1439—1445). Однако не представляется нужным шире заниматься этими контактами, так как они не имели, за исключением экспедиции Ковильяна, большого значения для политической истории Эфиопии.

Эфиопия в правление Либнэ-Дынгыля

КУЛЬТУРА ЭФИОПИИ НАКАНУНЕ

МУСУЛЬМАНСКОГО НАШЕСТВИЯ

В первой половине XVI в. вторжение исламизированных народов, населявших юго-восточное пограничье Эфиопии, привело империю к полному упадку. Эта крупнейшая война прервала культурное развитие государства. Прежде чем обратиться к этим событиям, следует несколько остановиться на достижениях Эфиопии в литературе, живописи и архитектуре в период, предшествовавший этим войнам.

Отрезок времени от правления Зэра-Яыкоба до начала христианско-мусульманской войны обычно называют «золотым периодом эфиопского средневековья». Наряду с книгами религиозного характера, жизнеописаниями святых и хрониками правителей в Эфиопии того времени процветала поэзия, особенно религиозная. Важнейшими формами в ней были так называемые сэлам — стихи в честь святых, всегда начинавшиеся словом «сэлам» — «слава», а также мэльк — «образы, представления». Последние — это длинные гимны, воспевающие святых. Появились также книги собраний сэламов и мэльков. Предположительно в то же время был сложен антифон с на-{126}званием «Дыггуа», или собрание литургических песен на каждый день года, снабженных музыкальными знаками, характерными только для Эфиопии 2. В тот период наблюдался также расцвет искусства: стены храмов украшались живописью, а рукописи богато иллюстрировались. Древнейшей известной в настоящее время рукописью, украшенной миниатюрами, является Евангелие императора Амдэ-Цыйона (XIV в.). В области настенной живописи наиболее древними из сохранившихся являются фрески, украшающие некоторые из монолитных церквей Лалибэлы.

Эфиопские правители того времени прославились не только военными действиями или своей политикой. Многие из них записаны в истории этой страны также как меценаты. Они строили церкви, покровительствовали переводам религиозных книг, сами занимались поэзией и живописью. Наряду с Зэра-Яыкобом следует назвать императора Наода, увлекавшегося поэзией и рисованием. Ему же принадлежит мысль возведения в горах Амхара церкви Мэканэ-Сылласе, которая стала одним из прекраснейших сооружений в стране. Церковь строили много лет — еще и после смерти императора. Изумительно украшенная внутри, высотой почти 50 м, с крышей из чистого золота, эта церковь пользовалась славой высшего достижения в области церковной архитектуры Эфиопии того времени. Императрица Ылени на собственные средства выстроила в Годжаме из белого резного камня прекрасную церковь Мэртуле-Марьям. Однако образ культуры Эфиопии «золотого периода средневековья» с трудом воссоздается сейчас по остаткам, уцелевшим в огромном пожаре. {127}

Глава VIII



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.01 с.)