Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие ремесла, науки и техники в эпоху Возрождения.



Эпоха Средневековья не знала разделения искусства на «чистое» и прикладное. Для обозначения и того, и другого использовалось одно латинское слово «ars». Разделение искусства на «чистое» и прикладное возникло значительно позже, только в век промышленного переворота. Профессия художника считалась в средние века обычной ремесленной профессией, и люди этой профессии по своему общественному положению никак не отличались от представителей других ремесленных групп.

Художники подчинялись цеховой структуре. Иногда они не имели своих цехов: известны случаи, когда архитекторы и скульпторы входили в цех каменщиков, а живописцы - в цех аптекарей, поскольку им приходилось изготовлять и смешивать краски. Можно вспомнить, например, что Альбрехт Дюрер был не только великим художником, но и золотых дел мастером, а другой выдающийся немецкий художник Ганс Гольбейн-младший не гнушался ремесленных поделок по украшению фасадов зданий и изготовлению витражей.

Единство профессий художника и инженера сохранялось вплоть до эпохи Возрождения. Некоторая специализация объяснялась лишь проявлением природных склонностей. Так, скульптор и ученый, инженер и математик Брунеллески известен больше как архитектор, а владевший обширным кругом профессий Джотто - как живописец. Однако уже во времена Леонардо да Винчи такая специализация сказывалась все отчетливее, а в дальнейшем процесс дифференциации продолжался.

В XVI столетии художники и инженеры хотя и продолжали числиться в одних цехах, но разделялись настолько, что мы уже знаем чистых художников и чистых техников, как, например, Микеланджело и Агостино Рамелли, из которых первый занимался живописью, скульптурой и архитектурой, а второй был инженером.

Мрак средневековья, наконец, покинул Европу и с XV века был сделан первый зарождающийся шаг во Вселенную Разума. Так наступила эпоха Возрождения, эпоха Ренессанса.

Эпоха Возрождения затронула не только все области искусства, самое главное, что повлияло на жизнь людей – это пересмотрение бытия в целом, изменилось само пространство вокруг человека. Эпоха Возрождения - эпоха перехода средневековой Европы от феодализма к капитализму, положила начало новому этапу в истории мировой культуры. В этот период зародилась современная наука, были сделаны великие географические открытия Колумба и Магеллана. Это эпоха великих мастеров: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Боттичелли, Тициана.


Сам термин "Возрождение" (Ринашименто - на итальянском, Ренессанс - на французском языке) появился в XVI в. в Италии и описывал эту эпоху как время возрождения искусства после средневековья, считавшегося временем полного упадка. В основе формирования культуры Возрождения лежало возвращение к великому наследию античности.

Своего расцвета культура Ренессанса достигла в Италии, чья земля была насыщенна величавыми останками античной архитектуры и искусства. Но, в отличие от античной Греции, где условия быта и жизни человека считались недостойными большого искусства, в эпоху Возрождения в произведениях живописи и скульптуры утверждалась красота земной жизни и быта того времени.

 

12.Научная и проектная деятельность Леонардо да Винчи.

Как ученый и инженер Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания того времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски к гигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителем нового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее "раем математических наук" и видя в ней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты трения скольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получили выражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть к моделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям, намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печей и прокатных станов, ткацких станков, печатных, деревообрабатывающих и прочих машин, подводной лодки и танка, а также разработанные после тщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов и парашюта.

Оптика

Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных и полупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи, привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы. Универсальность оптических законов была связана для него с представлением об однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрической системы, считая Землю "точкой в мироздании". Изучал устройство человеческого глаза, высказав догадки о природе бинокулярного зрения.

Анатомия, ботаника, палеонтология

В анатомических исследованиях, обобщив результаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основы современной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривал организм как образец "природной механики". Впервые описал ряд костей и нервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительной анатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердив ботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описания листорасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движения соков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая, что окаменелости, находимые на вершинах гор, опровергают представления о "всемирном потопе".

Явив собою идеал ренессансного "универсального человека", Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции как личность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. В русской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе "Воскрешенные боги" (1899-1900).

 

13.Развитие науки и техники в период нового времени.

14.Предметная культура барокко и рококо в западной Европе с 16-18 века.

15. основные принципы мануфактурного производства в западной европе.

История генезиса индустриальных стран Западной Европы тесно связана с развитием мануфактурного производства в XVI-XVIII в., От которого в значительной степени зависел экономическое развитие стран в целом. Характерной чертой мануфактуры по сравнению с предыдущей простой кооперацией был переход к пооперационного разделения труда при изготовлении товаров, что привело к значительному повышению производительности труда. Мануфактурное производство исторически подготовило предпосылки для крупной машинной индустрии.

В классическом виде процесс первоначального накопления капитала происходил в Англии. Еще в XИИI-XIV вв. Англия вывозила сырую шерсть на переработку за границу, в частности в Голландию. В XV в. в Англии начинают строиться мануфактуры для производства сукна из собственного сырья, спрос на которую с каждым годом возрастал. В XVI в. изготовлением шерстяных тканей занималось около половины рабочего населения Англии, а на начало XVII в. 90% английского экспорта составляла продукция суконного производства.

Второй стороной первоначального накопления капитала было накопление значительных сумм денег в руках отдельных людей. Здесь для Англии были характерны такие источники, как: использование государственных долгов и высоких процентов от них, осуществление политики протекционизма (покровительства), что давало возможность государству устанавливать высокие таможенные тарифы, которые защищали от конкуренции собственного производителя.

Значительную роль для Англии в накоплении капиталов сыграли Великие географические открытия, грабеж колоний, особенно Индии, неэквивалентная торговля, пиратство, работорговля, которая приобрела большие масштабы в XVII в., Когда негры из Африки тысячами вывозились на продажу в Америку. Положительно на процесс накопления капитала повлиял и политический фактор - буржуазная революция (1640-1660 гг), которая привела к политической власти буржуазию.

Вышеперечисленные источники предоставили возможность отдельным лицам в Англии накопить большие средства, которые были вложены в развитие мануфактурного производства и превратились в капитал.

Что в Голландию, то процесс первоначального накопления капитала начался раньше, чем в Англии. Еще в конце XIV в. в Голландии произошло разрушение феодальных отношений на селе и образование фермерских хозяйств, и как следствие - возникновение большого количества свободной рабочей силы.

Буржуазная революция в Голландии во второй половине XVI в. ускорила процесс первоначального накопления капитала, который происходил за счет таких источников, как: развитие финансовых операций; сельского хозяйства; грабежа колоний и неэквивалентного обмена товарами с ними доходов от торговли. Превращение Голландии в ведущую финансовую державу мира активно повлияло на развитие мануфактурного производства на основе применения вольнонаемного труда. Следовательно, появилась возможность быстро развить судостроительные, суконные, полотняные, шелковые и другие мануфактуры, создать предприятия по переработке продукции сельского хозяйства, превратить страну в крупнейшую торговую и финансовую державу мира.

Влияние Великих географических открытий ускорил процесс первоначального накопления капитала в Англии, Голландии и других странах Западной Европы и разрушения натурального феодального хозяйства; эти открытия втягивали феодальное хозяйство в рыночные отношения, положительно влияли на расширение мануфактурного производства, что создавало предпосылки для перехода к индустриальному обществу.

С середины XVII в. мануфактура становится господствующей формой производства, охватывая все большее количество выпуска различных видов товаров и углубляя международное разделение труда. Отраслевой состав мануфактур в значительной степени определялся природно-географическими условиями и историческим развитием той или иной страны. Так, в Англии в основном преобладали суконные, металлургические, металлообрабатывающие и судостроительные мануфактуры; в Германии - горные, металлообрабатывающие и строительные, в Голландии - текстильные и судостроительные.

Развитие мануфактурного производства вызвал ухудшение условий труда рабочих, увеличение продолжительности рабочего дня, применение женского и детского труда, снижение реальной заработной платы, что способствовало обострению социальных противоречий.

Значительный вклад в развитие мануфактурного производства сделали первые буржуазные революции в Западной Европе и США: в Нидерландах (1566-1609 гг), в Англии (1640-1649 гг), Франции (1789-1794 гг), США (1775-1783 гг). Эти революции создали условия для прихода к политической власти буржуазии, которая приняла законы, направленные на дальнейшее развитие мануфактурного производства, расширение торговли, финансового дела, на ликвидацию феодальных пережитков, которые тормозили экономическое развитие страны. Главный итог буржуазных революций заключается в окончательной победе над феодализмом и установлением буржуазно-демократического строя. Основное направление деятельности буржуазии, которая пришла к политической власти, заключался в том, чтобы создать благоприятные условия для развития мануфактур и направить все законы в финансовой сфере на накопление разными путями денег и защитить внутренний рынок страны от иностранных товаров.

Существенное влияние на развитие мануфактурного производства и торговли имела буржуазная революция в Англии. Она имела всесвитньоисторичне значение, сприявшы окончательной ликвидации феодализма. Придя к политической власти в ходе революции, английская буржуазия принимает законы, направленные на развитие промышленности и торговли, укрепления финансов. Так, в 1651 г. принимается «Навигационный акт», по которому все товары, которые ввозились в Англию, должны были перевозиться только на английских судах; парламент своими законами поддерживал процесс огораживания, что обеспечивало дешевой рабочей силой мануфактуры. Правительство активно проводило политику накопления капитала в стране, что укрепляло денежную систему и производство. Для укрепления кредитной системы в 1694 г. был открыт Английский банк, значительно расширилась территория колоний. В XVIII в. Англия превратилась в крупнейшую колониальную державу мира, что положительно повлияло на индустриальное развитие страны, обеспечило рынок сбыта ее товаров.

Активной антифеодальной была экономическая политика французской буржуазной революции. Революция отменила налоговые привилегии дворян, ликвидировала регламентацию производства и цеха, провозгласила свободу торговли, ввела политику протекционизма, в значительной мере решила аграрный вопрос, наделив крестьян небольшим количеством земли. В январе 1800 г. в стране создается Французский банк, развивается кредитно-финансовая система.

Развитие торговли в XVII-XVIII в. в таких странах, как Голландия, Англия и Франция приводит к тому, что торговля, особая колониальная, становится одной из ведущих отраслей экономики, принося странам огромные прибыли. Поэтому политика торгового баланса и расширения торговых связей между странами приобретает большое значение. Торговый баланс рассчитывался как разница между экспортом и импортом товаров.

Следовательно, уже в начале развития мировой торговли страны считали, что нужно больше экспортировать товаров за границу, чем импортировать, чтобы иметь положительный баланс, который активно влиял на накопление денег в стране.

Чтобы обеспечить положительный торговый баланс страны Западной Европы активно проводили политику протекционизма направленную на защиту законами и правилами промышленности и внутреннего рынка стран от проникновения на него иностранных товаров. Для этого использовались прежде всего высокие ставки пошлины на ввоз товаров из-за рубежа. В то же время политика протекционизма поощряла развитие национальной экономики и защищала ее от иностранной конкуренции. Политику протекционизма, например, активно проводила Англия, и это положительно влияло на развитие мануфактурного производства.

Таким образом, в мануфактурный период развития экономики в странах Западной Европы под влиянием Великих географических открытий, быстрого первоначального накопления капитала, создание колониальной системы и становление мирового рынка происходило разложение натурального феодального хозяйства. Наряду с этим развивались рыночные отношения; значительных объемов приобретает внутренняя и внешняя торговля, которая способствует расширению мануфактурного производства, которое заложило основы для перехода к индустриальному обществу.

 

16.Изобретение фарфора и центры его производства в западной европе и России.

17.Промышленный переворот в Европе 19 века. Новый способ производства и промышленная продукция.

18.Первые теоретики дизайна 19века – Д. Рескин, Г. Земпер, Ф. Рело

19.Промышленные выставки второй половины 19 века в западной европе и россии.

В 1851 году в Гайд-парке Лондона состоялась Первая всемирная промышленная выставка, именуемая “великой”, в которой приняли участие 32 страны. За время работы выставки, с мая по октябрь месяцы, ее посетили свыше 6 млн. человек. Специально для выставки было сооружено грандиозное архитектурное сооружение из стекла и металла “Хрустальный дворец”. Павильон размерами 564×125 м был собран из унифицированных элементов за рекордный для того времени срок – 6 месяцев. Хрустальный дворец, как отмечает известный теоретик архитектуры З.Гидион, явился реализацией нового архитектурного замысла, прототипа которому не существовало в архитектуре. По признанию современников, Хрустальный дворец – это революция в архитектуре, которая положила начало развитию нового стиля.

После лондонской Всемирные промышленные выставки проходили одна за другой во многих столицах мира: в Нью-Йорке, Вене, Сиднее. С 1855 г крупнейшим выставочным центром становится Париж. Здесь на Марсовом поле возводится “Дворец промышленности” с “Галереей машин”, грандиозные по тем временам сооружения. Кульминационной стала выставка 1989 года, посвященная 100-летию Французской буржуазной революции. К ее открытию сооружается знаменитая башня инженера Густава Эйфеля. Эйфелева башня стала олицетворением промышленной революции XIX века и постоянно действующим экспонатом. Она достигла большей популярности, чем какой бы то ни было другой архитектурный памятник, стала главным символом столицы Франции, поворотным пунктом в истории современной архитектуры.

Всемирные промышленные выставки сыграли значительную роль в становлении и развитии дизайна. На этих выставках технические изделия подобно произведениям искусства впервые были представлены на всеобщее обозрение как экспонаты. Здесь выявились основные недостатки эстетики форм первых промышленных изделий. В угоду запросам обывателя, а также вследствие инерции мышления самих художников, первые промышленные изделия имитировали старые формы ручной работы с обильным украшением декором. Однако собранные на выставке вместе в таком большом количестве они продемонстрировали безнадежно дурной вкус. В результате чего необходимость поиска нового формообразования, основанного на иных эстетических принципах, отвечающего особенностям технологии машинного производства, стала очевидной. Обсуждение этих проблем имело большой общественный резонанс и стало первым серьезным осознанием социально-эстетических аспектов предметной среды.

Началось исследование принципов образования эстетически действенных форм в сфере промышленного производства. Формирование эстетических теорий материальной культуры на рубеже Х1Х-ХХ веков происходит в период зарождения нового вида художественной деятельности – дизайна и сопровождается повышением интереса в определенных художественных кругах к общей теории художественных форм. В это время возникает большое количество специальных журналов, которые выступили с общей платформой объединения усилий для комплексного исследования различных видов искусства, включая и художественную деятельность по преобразованию материальной среды: «Pan»(1895), «Dekorative Kunst» (1897), «Deutsche Kunst und Decoration» (1897), «Kunst und Handwerk» (1898), «Innendekoration» (1890).

 

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН

После 1917 г. была осуществлена также реорганизация всей системы художественного образования в стране. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа – Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя.В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ, которые затем в 1920 году были слиты во ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские.

В 1927 году они были реорганизованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году на его основе созданы Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ), Московский полиграфический институт, Художественный факультет Московского текстильного института.Целью ВХУТЕМАСа была “подготовка художников – мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования”.ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов – живописного, скульптурного.Деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты Мастерских были своеобразной лабораторией формирования дизайна в нашей стране. Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированных дизайнеров (”инженеров-художников”) шел сложный процесс поиска и уточнения сферы дизайна и профиля деятельности дизайнера, уяснения роли дизайнера в формировании этой сферы творчества, метода дизайн-проектирования. Обучению студентов на всех факультетах предшествовала общая художественная подготовка. Преподавание в Мастерских велось по концентрам (направлениям): графический, плоскостно-цветовой, объемно-пространственный, пространственный.

Дисциплины: “Графика”, “Цвет”, “Объем” и “Пространство” преподавались студентам всех специализаций. Тем самым закладывался как бы единый фундамент художественных средств формообразования для “инженеров-художников” всех отраслей промышленности.При этом на пропедевтических курсах уже закладывалась определенная профессиональная ориентация и, прежде всего, это выражалось в отношении к материалу. Основным художественным материалом архитектуры считалось пространство. Пионеры советского дизайна в своих поисках средств художественной выразительности обращались прежде всего к конструкции. В материале пропедевтических упражнений они видели не только определенную физическую субстанцию – глину, гипс, масло, гуашь, акварель и т.д., но и элементы построения формы – объемы, плоскости, линии, которые становились средством построения конструкции.

И уже через конструкцию выражалась художественная идея дизайнерского проекта.Во ВХУТЕМАСе был введен макетный метод проектирования. Его автор Н.Ладовский считал, что будущий архитектор должен учиться мыслить объемно-пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объеме, и лишь затем переносить отработанную в объеме композицию на бумагу. Такой метод помогал расковать фантазию на этапе выработки новых приемов средств выразительности.На факультете по обработке дерева и металла преподавали А.Родченко, Эль Лисицкий, В.Татлин и другие представители Производственного искусства. Ведущими принципами их работы были: экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства, многофункциональность и мобильность изделий. Категорически отвергалось всякое поверхностное украшательство. Большое внимание обращалось на гигиеничность вещей. Многие из их принципов стали впоследствии каноническими для дизайна.На металлообрабатывающем факультете в течение 10 лет профессиональной подготовкой руководил А. Родченко. Разработанную им концепцию проектирования можно рассматривать как одну из ранних систем дизайн-образования.

Учебные задания развивались по двум направлениям: конструирование вещи – “конструкция” и лицевая обработка металла – “композиция”.Курс “Композиция” помогал студентам овладеть технологиями обработки поверхностей, прививал навыки художественно-декоративного решения изделия, “исходя из потребительской целесообразности”. Постановка конкретного задания подчиняла декоративный рисунок функции вещи. Это мог быть товарный знак, световая реклама, рисунок для облицовочной плитки или нагрудный значок. При этом оформление поверхности изделия опиралось не на ручную, а на промышленную технологию: изучались способы штамповки, гравирования, гальванотехники, технология окраски, способы печати.

Учебные задания по конструированию строились с нарастанием сложности от проекта к проекту: от вещей, выполняющих только одну функцию, – к многофункциональным предметам; от простых конструкций – к более сложным; от изделий из металла – к сочетанию металла с деревом, керамикой, кожей и другими материалами.Первыми учебными заданиями по конструированию были проектирование простейших обыденных вещей: ложка, дверная ручка, кастрюля, утюг, ножницы, подкова. По мнению А.Родченко, нужно научиться в простейшей обыденной вещи проявить творческий подход, найти оригинальное и вместе с тем рациональное решение конструкции и формы с тем, чтобы потом это решение можно было многократно воспроизвести в промышленности.Большое внимание в обучении уделялось инженерно-техническим дисциплинам, что объяснялось во многом первоочередной необходимостью развитию промышленности.

Это проявилось в проектировании многофункциональных, мобильных предметов: складной киоск-витрина, кресло-кровать, трансформирующийся стол и другие. Художественная сторона творчества проявилась, прежде всего, как изобретательская деятельность, направленная на поиски оригинальной, функционально и технически оправданной конструкции.Среди заданий, которые А.Родченко давал своим ученикам, были следующие: упростить существующую вещь, т.е. снять с нее украшения, выявить конструкцию, убрать неработающие части и т.д. Улучшить существующую вещь – сделать ее более удобной, может быть, функциональной, по-новому решить цвет и материал. Разработать новые формы вещей, исходя из наиболее промышленных, массовых способов изготовления, использования массовых материалов и т.д. Предложить новую вещь или комплекс вещей с новыми социальными функциями – например, оборудование избы-читальни, советского кооператива, общежития совхоза и т.д.

Начиная с 1920 года, рационализм как творческое течение в России развивался в тесной органической взаимосвязи с ВХУТЕМАСОМ, который стал центром формообразующих процессов. Именно здесь в процессе общения лидеров рационализма со студентами стали кристализоваться элементы развернутой творческой концепции рационализма.

 

20.»Хрустальный дворец» - памятник индустриальной культуры и дизайна.


Хрустальный дворец (англ. Crystal Palace) в лондонском Гайд-парке был построен в 1850—1851 из чугуна и стекла к Всемирной выставке 1851 года. Выставочный зал площадью свыше 90 000 кв. м., протяжённостью 564 м и высотой до 33 м[1], выстроенный под руководством Джозефа Пакстона, вмещал до 14 000 посетителей. По завершении выставки Дворец был разобран и перенесён на новое место, в лондонское предместье Сиднем-Хилл. 30 ноября 1936 года Хрустальный дворец был уничтожен пожаром и никогда не восстанавливался.

Дворец дал своё имя прилегающему району Южного Лондона, железнодорожной станции, комплексу телевизионных вышек и футбольному клубу «Кристал Пэлас». В 1854 году по образцу и подобию Хрустального дворца для проведения Первой общегерманской промышленной выставки в Мюнхене был возведён Стеклянный дворец, который сгорел за пять лет до Хрустального в 1931 году.

Выставка 1851 года[править | править вики-текст]

Вдохновитель и организатор постройки, Джозеф Пакстон, возведённый за свои заслуги в рыцарство, был не профессиональным строителем, а садовником из Четсворта, имевшим практический опыт постройки крупных оранжерей. Инженерную часть проекта возглавил профессионал Уильям Кабитт, собственно проектирование — Чарльз Фокс. Наблюдательный совет выставки возглавлял Изамбар Брюнель. Идея Пакстона использовать модульные конструкции из железных и деревянных элементов позволила выстроить Дворец в срок менее одного года. В постройке было занято 5 000 человек (не более 2 000 единовременно). Для производства более чем 84 000 кв.м. остекления крупнейшей английской фирме, Chance Brothers, пришлось завозить на свои заводы мастеров из Франции. Название «Хрустальный дворец» придумали не организаторы, а журналисты из «Панча», которые вначале критиковали, а затем поддержали проект.

Среди прочих инноваций здания были и первые платные туалеты для публики, ценой в один пенни. Всего за шесть месяцев работы выставки через них прошло 827 280 посетителей. Выставка в целом оказалась коммерческим успехом, принеся прибыль в 160 000 фунтов при стоимости постройки в 150 000. Впоследствии одноимённые хрустальные дворцы возводились для выставок в Нью-Йорке (1853), Мюнхене (1854), Порту (1865). Повсеместно строились гигантские стеклянные дебаркадеры железнодорожных вокзалов, несмотря на сложности в их эксплуатации[2].

После закрытия выставки в октябре 1851 года организаторы были обязаны привести Гайд-парк в первоначальное состояние. Общество, в целом восхищённое дворцом и выставкой, не имело единого мнения по поводу судьбы дворца[3]. Пакстон, защищая своё детище, предложил устроить в нём постоянный зимний сад и добился от парламента разрешения оставить дворец на месте до мая 1852 года; в апреле 1852 года консерваторы провели противоположное решение, приговорив дворец к разборке до основания. Конструкции дворца, как металлолом, были проданы «на корню» металлургическим заводам Fox & Henderson.

На новом месте[править | править вики-текст]

Предвидя такой исход, Пакстон основал «Компанию Хрустального Дворца» (The Crystal Palace Company), и сумел привлечь в неё полмиллиона фунтов частных капиталов[4]. Для переноса дворца компания приобрела 389 акров (157 га) земли в Сиднем-Хилле. Из них 17 акров были перепроданы железнодорожной компании, построившей ветку пассажирского сообщения, огибавшую участок, и железнодорожную станцию Crystal Palace, действующую по сей день — по плану Пакстона станция должна была быть соединена с дворцом крытой остеклённой аркадой. Ещё 120 акров были проданы под жилое строительство, после чего новый парк приобрёл свои современные размеры — около 200 акров (81 га).

Компания потратила 70 000 фунтов на выкуп конструкций дворца у Fox & Henderson и приступила к постройке 5 августа 1852 года. Новое здание было расширено с трёх этажей до пяти, что удвоило его площадь. Залы нового дворца были выполнены в античных и средневековых стилях и украшены копиями статуй и витражей соответствующих эпох. На работах было занято свыше 7 000 рабочих; 12 из них погибли при обрушении кровли в августе 1853 года.

Парк, спроектированный Эдвардом Миллнером, включал двойной каскад прудов и «естественное» озеро с островами — всего 15 водоёмов. В фонтанах было задействовано до 12 000 струй высотой до 76 м, расходовавших до 7 миллионов галлонов воды на каждое представление[5]. Напор обеспечивали две водонапорные башни по проекту Брюнеля (первые башни по проекту Пакстона рухнули под тяжестью воды до открытия парка). Эксплуатация фонтанов оказалась чрезмерно дорогой, они были вскоре заброшены — в 1894 году два пруда были засыпаны, на месте третьего в 1895 году выстроен футбольный стадион. Восстановление дворца и парка обошлось в 1 300 000 фунтов — на 800 000 дороже сметы.

Новый дворец открылся 10 июня 1854 года. Открытие было задержано на месяц требованиями консерваторов «устранить» половые органы с копий античных статуй; фиговые листья не устроили критиков, и статуи пришлось задрапировать[5]. В первые 30 лет (1854—1884) первый в Лондоне тематический парк привлекал до 2 миллионов зрителей в год, здесь устраивались регулярные спортивные состязания, любительские и коммерческие выставки. В концертном зале вместимостью 4 000 человек с 1857 года проводились ежегодные Генделевские фестивали; в парке, впервые в истории, были выставлены фигуры динозавров в натуральный рост, созданные скульптором Бенджамином Хокинсом[6]. Цены на билеты, в зависимости от спроса на отдельные мероприятия, варьировали от 5 пенсов до 1 гинеи. Число посетителей, вероятно, было бы больше, если б не официальный запрет на устройство массовых гуляний по субботам — организаторы дворца еле сводили концы с концами, и долг в 800 000 фунтов висел на компании Хрустального Дворца вплоть до его гибели[5].

30 декабря 1866 года[7] во дворце произошёл первый серьёзный пожар — по иронии судьбы, за два дня до публичной лекции о противопожарной дисциплине. Были уничтожены исторические залы и оранжереи северного трансепта, погибли питомцы зверинца. Из-за финансовых сложностей трансепт не был восстановлен — на его месте появилась сплошная стеклянная стена, а в 1872 году утрату зверинца компенсировали устройством 120-метрового[7] морского аквариума.

 

XX век[править | править вики-текст]

 

Народный дворец — здание, возведённое в 1870-е годы на севере Лондона в пандан к Хрустальному дворцу

В начале XX века интерес публики к старому парку угас. Последним успешным событием стали торжества в честь коронации Георга V в июне 1911 года. Это не спасло компанию от банкротства, и суд постановил продать парк и дворец с молотка. За три недели до аукциона, 9 ноября 1911 года, мэр Кардиффа, лорд Плимутский, выкупил всё имущество компании за 230 000 фунтов. Лорд-мэр Лондона организовал публичную кампанию за национализацию парка, организовал публичную подписку и в 1913 году выкупил парк в государственную собственность[7].

Во время Первой мировой войны в здании размещались учебные части и склады британского флота. Всего через школу Хрустального Дворца прошло до 125 000 военнослужащих[8]. После войны в дряхлеющем здании дворца разместилась радиотехническая фирма Джона Бэрда — пионера механического телевидения, а на территории парка разместили мачты радиопередатчиков. Отсюда в 1927 году Бэрд провёл трансляцию телевизионного сигнала из Лондона в Глазго.

Хрустальный дворец в огне

Около 19.00 30 ноября 1936 года в центральном трансепте возник очаг огня. Двое служителей пытались самостоятельно сбить пламя, первый телефонный вызов в пожарную часть был зарегистрирован лишь в 19.59, первые расчёты появились на месте уже через 4 минуты, но было поздно[8]. Несмотря на усилия 88 пожарных расчётов (438 человек), к утру здание полностью выгорело. Причина пожара не была точно установлена; обгорелые конструкции здания разобрали на металлолом.

Во время Второй мировой войны территория парка была поделена фирмой Бэрда — закрытым оборонным объектом, и военно-хозяйственными учреждениями. Брюнелевские водонапорные башни были снесены в 1940 и 1941. Одно из последних зданий времён Пакстона, Школа Искусств, сгорела 24 октября 1950 года. Все последующие проекты восстановления дворца или новых масштабных построек не были реализованы, подтверждая слова последнего управляющего, Генри Бакленда: «Другого не будет никогда» (англ. There will never be another)[9]. В 1990 году в парке был открыт частный музей Хрустального Дворца.

 

21.первые паровые двигатели и машины.

Паровая машина была создана Джеймсом Уаттом в 1774—1784 гг. До конца XIX в. она была практически единственным универсальным двигателем и сыграла огромную роль в развитии транспорта.

 

ПАРОВАЯ МАШИНА

 

Изобретение паровой машины послужило толчком для дальнейшего развития транспортных средств. В течение ста лет она была единственным промышленным двигателем, универсальность которого позволяла использовать ее на предприятиях, железных дорогах и на флоте. Паровые машины были установлены и на первых автомобилях. На транспорте они работали вплоть до 50-х гг. XX в. В некоторых странах пароходы и паровозы используют и сегодня.

Первая паровая машина была построена Джеймсом Уаттом в 1784 г. Главной ее частью был цилиндр, закрытый с обоих концов крышками. В крышках цилиндра имелись отверстия, через которые поступал пар. Вначале его впускали с одной стороны, а когда поршень доходил до противоположного конца цилиндра — с другой.

 

Паровая машина — устройство, выполняющее механические движения с целью преобразования энергии пара. Рабочим телом в таких машинах является водяной пар.

 

ЭКИПАЖС ПАРОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

 

Теоретически задача постройки автомобиля, то есть повозки, которая бы ездила сама, была уже почти решена. Необходимо было лишь построить экипаж с механизмом управления, приводимый в движение находящимся в нем двигателем. В XVIII в. таким двигателем могла стать только паровая машина.

Впервые эту идею высказали Дени Папен и Томас Севе-ри — авторы единицы мощности «лошадиная сила», но, к сожалению, они не могли подтвердить свои мысли практически. Реализация оставшихся в теории английских проектов Севери и Уатта удалась французу Никола Жозефу Кюньо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 713; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.057 с.)