Основные типы рыночных структур. Совершенная (свободная) конкуренция. Несовершенная конкуренция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные типы рыночных структур. Совершенная (свободная) конкуренция. Несовершенная конкуренция.



Рыночные структуры отличаются друг от друга по количеству и размерам действующих на данном рынке фирм, характеру производимой этими фирмами продукции, возможности входа на рынок новых фирм и выхода из него, а также доступностью информации, необходимой для принятия экономических решений.

Наиболее эффективно рыночный механизм действует в условиях свободной или совершенной конкуренции, т.е. когда на рынке:

1. Множество покупателей и продавцов;

2. Высокая мобильность факторов производства

3. Отсутствие барьеров на пути вступления на рынок и выхода из него

4. Однородность продаваемой продукции

5. Равный доступ всех участников рыночных отношений к информации.

Совершенная конкуренция в чистом виде никогда и нигде не существовала.

Если хотя бы один из признаков совершенной конкуренции отсутствует, то это уже несовершенная конкуренция.

В совершенной конкуренции каждый из субъектов рынка не в состоянии воздействовать на рыночную цену из-за малой доли в продажах или покупках. Отраслевое предложение как сумма рыночного предложения отдельных фирм в конечном итоге зависит от уровня издержек производства, а вид кривой предложения непосредственно связан с динамикой издержек. Повышение цены – появление новых фирм, снижение – предприятия с высокими издержками становятся убыточными и покидают отрасль.

Несовершенная конкуренция

1. Чистая монополия – одна фирма, однородная продукция, высокие входные барьеры, полный контроль над ценой (РЖД, метрополитен). Спрос абсолютно неэластичен, монополист обладает определенной властью над ценой (функция спроса является заданной). Если барьеры для вхождения в отрасль высоки, монопольная прибыль имеет устойчивый характер. Часто применяется ценовая дискриминация, которая бывает трех степеней. Первая – товар продается по резервированной цене - по максимальной цене, которую потребитель готов заплатить (известный адвокат, зная платежеспособность клиентов, назначает максимальную цену). Вторая степень дискриминации – установление различных цен в зависимости от количества приобретаемого продукта (проездные в московском метро). Третья степень – продажа товаров по группам покупателей с разной эластичностью спроса по цене («Двенадцать стульев» - «Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно! Студентам пять копеек!»)

Проблема монополии сводится к тому, что нельзя переступать некую степень контроля над ценой.

Отрасль, в которой деятельность одной фирмы наиболее эффективна – естественная монополия (электро-, газо-, водоснабжение).

2. Дуополия (частный случай олигополии) – две фирмы, однородная продукция, высокие барьеры, частичный контроль над ценой

3. Олигополия – две фирмы, однородная с незначительной дифференциацией, высокие барьеры, частичный контроль. Преобладают в странах с развитым рынком. Здесь конкуренция носит преимущественно неценовой характер. Она основана на привлечении потребителей за счет улучшения качества товаров, рекламы, послепродажного техобслуживания и т.д.

Ценовое поведение фирм в отрасли сковано взаимозависимостью (олигополисты – негласные партнеры).

Картель – тайный сговор монополистов ля ограничения конкуренции, предметом соглашения может быть фиксация или выравнивание цен.

4. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта – множество фирм, разнородная продукция, низкие барьеры, слабый контроль над ценой. Здесь нехарактерно получение сверхприбыли. Данная модель рынка предполагает ценовую конкуренцию, при этом в конкурентной борьбе фирмы зачастую перемещаются в область неценовой конкуренции. Реклама, маркетинговые исследования и т.д. – инструменты неценовой конкуренции.

В реальности наблюдается смешение различных элементов видов конкуренции.

Существует монопсония – «один покупатель».
43. Кредит и современная кредитно-денежная система.

Кредит – движение ссудных капиталов, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности.

Функции кредита:

1) Существенно раздвинул рамки общественного производства;

2) Перераспределительная функция;

3) Экономит трансакционные издержки;

4) Ускорении концентрации и централизации капитала.

Формы кредитов:

Коммерческий кредит - кредит, предоставляемый предприятиями, объединениями и другими хозяйственными субъектами друг другу; предоставляется в товарной форме, прежде всего, путем отсрочки платежа.

Банковский кредит – кредит, предоставляемый кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами, ассоциациями) любым хозяйственным субъектам (частным предпринимателям, предприятиям, организациям и т.д.) в виде денежных ссуд. Делится на: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

Межхозяйственный денежный кредит – предоставляется хозяйствующим субъектам друг другу путем выпуска предпринимателями акций, облигаций.

Потребительский кредит – предоставляется частным лицам на срок до 3 лет при покупке потребительских товаров длительного пользования.

Ипотечный кредит – предоставляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости. Инструментом предоставления таких ссуд служат ипотечные облигации.

Государственный кредит – система кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес – кредиторами денежных средств.

Международный кредит – представляет собой движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Представляется в товарной или денежно форме.

Кредитно-денежная система – комплекс валютно-финансовых учреждений, активно используемых государством в целях регулирования экономики.

3 основных звена кредитной системы:

1) Центральный банк;

2) Коммерческие банки;

3) Специализированные кредитно-финансовые институты.

Функции Центрального банка:

1) Эмиссия банкнот;

2) Хранение государственных золото-валютных резервов

3) Контроль за деятельностью кредитных учреждений

Классификация коммерческих банков:

1. По форме собственности: государственные, коммерческие, частные, банки с иностранным капиталом, банки со смешанным капиталом.

2. По организационно-правовой форме: акционерное общество(открытое, закрытое),ООО

3. По характеру выполняемых операций: универсальные, специализированные.

4. По числу филиалов: бесфилиальные, многофилиальные.

5. По сфере обслуживания: региональные, межрегиональные, национальные, международные.

6. По масштабу деятельности: малая, средняя, крупная, межбанковские объединения.

Банковские функции:

1) Прием депозитов и вкладов;

2) Осуществление денежных расчетов и платежей;

3) Выдача кредитов.

Операции коммерческих банков:

- Пассивные(прием депозитов- привлечение средств клиентов);

- Активные (выдача кредитов)

Прибыль банков формируется как разница между суммой процентов получаемым или по выданным кредитам и суммой процентов уплачиваемых ими по депозитам.

Денежный (банковский) мультипликатор – показатель, характерный процесс увеличения денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому.

 

18. Сущность монополии, ее основные признаки и разновидности. Спрос и доход фирмы-монополиста. Естественные монополии и их регулирование. Монополи я предполагает, что одно предприятие является единственным производителем продукции, не имеющей аналогов. Покупатели при этом не имеют возможности выбора: они вынуждены приобретать продукцию предприятия-монополиста. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за их барьеров.

Основные типы монополий

1. Результат конкурентной борьбы

2. Олигополия

3. Те товары на которых утверждены товарные марки

4. Предприятия которые применяют научно-тех прогресс (носит времен характер)

5. Естественная монополия

6. Чистая монополия

К отраслям чистой монополии принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение.

Понятие обратное монополии- монопсолии. В ней черты монополии перенос на покупателя, т.е один покуп сотрудничает с фирмами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.97.248 (0.008 с.)