Экономический рост: сущность, виды, факторы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономический рост: сущность, виды, факторы.



Экономическое развитие общества – это эволюция его производительных сил и производственных отношений, обычно идущая на базе расширенного воспроизводства.

Показатели динамики экономического развития:

1. Показатели экономического роста: валовый внутренний/национальный

2. Показатели развития и качества жизни

Экономический рост – изменение объема производства товаров и услуг в стране. Экономический рост изменяется в физическом выражении и стоимостном росте. Физический рост надежней, позволяет исключить воздействие инфляций. Стоимостной чаще употребляется.

На макроэкономическом уровне ведущие показатели динамики экономического роста являются:

1) Рост объема ВВП, ВНП, НД,

2) Темпы роста ВВП, ВНП, НД в расчете на душу населения

3) Темпы роста промышленного производства в целом по основным отраслям и на душу населения

Типы экономического развития:

1. Экстенсивные: увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологий:

-- увеличение числа занятых работников

-- рост объемов потребления сырья.

При экстенсивном типе экономического роста достигается благодаря количественном увеличении личных факторов.

2. Интенсивные качества фактора роста:

-- ускорение научно-технического прогресса

-- повышение квалификации работников

-- улучшение использования основных и оборотных фондов

При интенсивном – путем качественного их совершенствования и лучшего их использования.

Факторы экономического развития:

1. Количество и качество трудовых ресурсов

2. Эффективность основного капитала

3. Количество и качество природных ресурсов

4. Эффективность управления

5. Эффективность технологий

6. Географическое положение


12. Рыночное равновесие. Действие рыночного механизма.

Равновесная цена – устанавливается при таком спросе и предложении, когда их кривые пересекаются. На установление равновесной цены влияют особенности спроса и предложения. При цене равновесия готовы покупать и продавать.

Путем наложения графиков, обозначающих рыночный спрос и рыночное предложение одного и того же товара, получаем график, показывающий одновременно поведение спроса и предложение данного товара. В точке Е – точке встречи - спрос количественно равен предложению и цена Р1 выступает как уравновешивающая цена- цена равновесия.

При цене Р2 возникает избыток предложения над спросом (отр. АВ), при этом цена снижается. При цене Р3 спрос превышает предложение (отр. CF), возникает дефицит товара. В т. Е – достигается равновесие сил и устойчивая цена. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой потребители намерены продолжать закупки, будет соответствовать количеству продукции, которое производители намерены поставлять на рынок. Только при такой цене будет отсутствовать тенденция к повышению или понижению цены.

Равновесный метод в микроэкономической системе рассматривает систему в состоянии покоя.

В точке равновесия экономическое движение прекращается. Для того чтобы оно началось вновь, должны измениться внешние условия:

-уровень цен

-технология

-ожидания и предпочтения производителей и покупателей

Анализ закономерностей изменения спроса и предложения и механизма образования цены равновесия характеризует экономическую свободу как важное условие нормального функционирования рыночного механизма и достижения общего равновесия.

Экономическая свобода – свобода предпринимательства, свобода выбора продавцов и покупателей, свобода торговли, свободное перемещение ресурсов по разным сферам применения и свобода ценообразования.


38. Экономический цикл: причины возникновения, виды, структуры.

Цикличность – всеобщая форма движения национального хозяйства и мирового хозяйства как единого целого.

Промышленный цикл – совокупность фаз кризиса, депрессии, оживления и подъема.

Кризис наступает, когда возникает острый дисбаланс между уровнем производства и платежеспособным спросом населения.

Депрессия демонстрирует экономику в состоянии застоя. Объемы производства продолжают снижаться, безработица увеличивается.

Оживление – объемы начинают увеличиваться, безработица сокращается, начинается циклическое повышение цен и ставки процента.

Подъем – экономическая система приближается к своему потенциальному уровню. Высокими темпами растут объемы промышленного производства и ВВП, практически исчезает безработица, продолжается рост цен и процентных ставок.

Пик – полная занятость трудоспособного населения, производство загружено на всю мощность, уровень цен имеет тенденцию к повышению, однако рост деловой активности уменьшается.

Спад – фаза, на которой сокращается производство, снижается занятость, но уровень цен не снижается.

Дно (депрессия) – фаза максимального падения производства и максимальный уровень безработицы.

Подъем – растут объем производства и снижается безработица.

Причины:

1. Внедрение крупных новшеств

2. Социально-политические события

3. Монетарные причины

Экстернальная теория - определяют главные причины экономического цикла в колебаниях факторов, лежащих за пределами экономической системы (внешние факторы)

Интернальные – видят скрытый механизм внутри экономической системы (внутренние факторы)

Акселератор (динамика циклов) – проясняется через акселератор, т.е. через эффект ускоряющегося (акселеративного) воздействия, изменения потребления на уровень инвестиции.

Теория экономических циклов – теория в центре внимания которых находится действие эффекта мультипликатора и акселератора.

 


13. Понятие эластичности. Коэффициент эластичности. Эластичность спроса и предложения. Перекрестный коэффициент эластичности.

Эластичность –это показатель отражающий изменения в объемах спроса и предложения при изменении одной из его составляющих.

Эластичность спроса по цене –это показатель измеряющий как измениться объем спроса при изменении цены товара.

Зависимость объема спроса от колебания рыночных цен

1) Неэластичный спрос. Если приобретаемое кол-во товара увеличивается меньше чем на 1 %

2) Если спрос характеризуется абсолютной неэластичностью, то говорят о нулевой эластичности

3) Приобретаемое кол-во товара возрастет в 2ое в следствии снижения его цены в2раза- еденичная эластичность спроса

 

 

 

То в какой мере возрастет объем спроса на рынке при данном снижении цены –характеризует эластичность спроса

EDp=% изменениеQ / % изменениеP

Коэффициент эластичности показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на 1 %

Коэф-т Еd=DQ/Q; DP/P;

DQ- изменение объема спроса

Q первонал объем

DP изменение пероначал цены

Эластичность спроса на 1 товар относительно цены на др товар есть перекрестная эластичность. =(DQ/Q):(DP/P) измеряется отнесением %го изменения в кол-ве вида спрашиваемого товара к процентному изменению цены другого товара.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

1. период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

2. специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);

3. возможности хранения изготовленной продукции;

4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

Если предлагаемое количество товара остается неизменным для перепродажи по любой цене, то имеет место неэластичное предложение. Когда же небольшое изменение цены вызывает сокращение предложения до нуля, а небольшое увеличение цены обуславливает увеличение предложения - абсолютно эластичное предложение.

Эластичность предложения изменяется под воздействием технического прогресса, изменения качественного и количественного состава используемых ресурсов


39. Антициклическое регулирование экономики.

Антикризисное регулирование является основой антициклического регулирования. Важнейшую роль в нем играет государство

Антициклическое регулирование -одно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение экономических циклов. Основано на применении стабилизаторов (подоходный налог с физич. лиц, налог на прибыль корпораций, пособия по безработице, субсидии по поддержанию цен на с.-хоз. продукцию и др.)

Антициклическое регулирования стало важным фактором ослабления глубины экономических кризисов, удлинение фазы подъема, сокращение фаз кризиса и депрессии и других форм модификации экономического цикла. Однако во оно не может преодолеть циклический характер производства, устранить противоречия общественного воспроизводства.

Антициклическое регулирование можно свести к 2 основным подходам: кейнсианскому и классическому.

Кейнсианский подход: государством используются финансово-бюджетные инструменты, денежно-кредитная политика играет вспомогательную роль. В фазе кризиса и депрессии увеличиваются государственные расходы, проводится политика «дешевых денег». В условиях подъема государственные расходы повышаются.

Классический подход: основным инструментом является денежно-кредитная политика. Предложение денег становится главным рычагом воздействия на экономику, средством борьбы с инфляцией. Проводится политика «дорогих денег» (кредитная рестрикция) путем повышения % ставок, что должно содействовать борьбе с перенакоплением капитала. В качестве вспомогательного инструмента используется налогово-бюджетная политика. Сокращаются государственные расходы, сжимается потребительский спрос. Снижаются налоговые ставки.

Страны прибегают к использованию этих 2 подходов в зависимости от решения задач краткосрочного или долгосрочного характера.


14. Фирма и ее роль в рыночной экономике

Фирма – это структура деятельности, направленная на поиск наиболее выгодного способа производства в условиях неопределенности. Ситуация неопределенности и постоянное столкновение взаимных интересов субъектов рынка порождают их оппортунистическое поведение. Можно сказать, что фирма возникает и как реакция на оппортунистическое поведение экономических агентов, от которого несвободен рыночный механизм.

Создавая фирмы, индивиды стремятся найти альтернативные способы координации своей деятельности, сокращающие величину издержек. Фирма представляет собой субъект рынка, внутреннее построение которой иерархично. Р. Коуз в своем определении фирмы отмечал: «Фирма есть система отношений, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя». Более пяти десятилетий тому назад, когда в экономической теории рыночный механизм традиционно считался главным средством обеспечения хозяйственной координации, Р. Коуз показал, что именно фирмы дополняют рынок, предложив рассматривать фирму и рынок как альтернативные способы экономической организации. Следовательно, выбор при принятии предпринимателем административного решения состоит в том, чтобы определить, каким образом дешевле осуществлять трансакции (сделки): путем создания фирмы или посредством рыночного механизма

Справка: Оппортунистическое поведение. При заключении сделки одна из сторон, желая увеличить свою полезность в одностороннем порядке, уменьшает таким образом полезность от сделки для другой стороны.

Роль малых, средних и крупных фирм в экономике. Наиболее распространенный подход к классификации фирм – разделение их на малые, средние или крупные. Широкое распространение получила теория жизненного цикла (или этапов роста) фирмы. Для характеристики этапа развития продукта используется коэффициент специализации, равный отношению годового дохода фирмы к ее общим затратам на производство и сбыт основного продукта. Очевидно, что экономике объективно необходимо существование как крупных, так и малых фирм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.78.149 (0.023 с.)