ТОП 10:

Конституции СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г.



Конституция СССР была принята Верховным Советом СССР 7 октября 1977 г.

Конституция СССР не вносила каких-либо кардинальных изменений в существующие общественный строй, форму государственного устройства, государственный механизм. Ее принятие было вызвано скорее идеологическими и субъективными причинами, но содержались и нововведения.

Целью деятельности Советского государства, по Конституции СССР, являлось создание бесклассового самоуправляемого коммунистического общества.

Политическую основу государства составляли Советы народных депутатов (переименованные из Советов депутатов трудящихся).

Экономическую основу государства составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной и колхозно-кооперативной собственности. Подчеркивался общенародный характер государственной собственности.

Конституция СССР закрепляла роль Коммунистической партии в качестве руководящего звена политической системы.

Изменения, касающиеся высших органов государственной власти и управления СССР касались уточнения их полномочий и более четкого определения их компетенции.

Были расширены полномочия Верховного Совета СССР, согласно Конституции СССР, он мог решать любые вопросы, входящие в компетенцию СССР.

Срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен до 5 лет, а местных Советов - до 2,5 лет, закреплялась их обязанность регулярно отчитываться перед избирателями.

Конституция СССР изменила порядок формирования Совета Министров СССР, разрешив участие в нем руководителей ведомств и других органов, уточнила и детализировала его полномочия.

Конституция СССР расширила систему социально-экономических и политических прав граждан (Конституция СССР впервые закрепляла право на жилище, на охрану здоровья, на пользование достижениями культуры, на участие в управлении государственными и общественными делами, подачу предложений в государственные органы об улучшении их деятельности, судебное обжалование действий должностных лиц).

Конституция СССР устанавливала следующую систему обязанностей граждан:

· соблюдать Конституцию СССР и советские законы;

· уважать правила социалистического общежития;

· с достоинством нести высокое звание гражданина СССР;

· добросовестно трудиться и соблюдать трудовую дисциплину;

· беречь и укреплять социалистическую собственность;

· оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета;

· бороться с расточительством и содействовать охране общественного порядка.

На основе Конституция СССР были приняты соответствующие конституции союзных и автономных республик.

Четвертая Конституция - Конституция (Основной Закон) РСФСР от 12 апреля 1978 года, разрабатывалась в соответствии с Конституцией СССР 1977 года. Она воплощала теоретически несостоятельную концепцию построения развитого социализма и общенародного социалистического государства. Провозглашалась социальная однородность и укрепление морально-политического единства социальных групп и слоев общества, формирование новой исторической общности людей - советского народа; закреплялась общественная собственность на средства производства; руководящая роль КПСС в политической системе. Господствующей идеологией признавался научный коммунизм; конечной целью общественного развития - построение бесклассового коммунистического общества. Частная собственность не допускалась. Закреплялось плановое ведение хозяйства на основе жесткой централизации. В основу организации государственной власти был традиционно положен принцип верховенства Советов.

Внешнеполитические цели и задачи РСФСР связывались с противостоянием двух мировых систем - капитализма и социализма, соотношением классовых сил на мировой арене, созданием новых международных отношений, где превалирует марксистская идеология и социалистические идеи.

Конституция РСФСР 1978 года была идеологизированным документом. Марксистско-ленинское учение, идеи коммунизма признавались государственной идеологией (преамбула, ст.6). Государство провозглашалось основным орудием построения социализма и коммунизма. Закреплялась руководящая роль КПСС, которая, согласно Конституции, придавала научно обоснованный характер борьбе народа за победу коммунизма (ст.6). В соответствии со ст.8 Конституции трудовые коллективы обязывались воспитывать своих членов в духе коммунистической нравственности. Статья 20 Конституции РСФСР упоминала о коммунистическом идеале; ст. ст. 45, 49 - о целях коммунистического строительства.

Глубокие перемены общественного строя после 1985 года в СССР и РФ, особенно после провала августовского путча 1991 года, распад СССР не могли не отразиться на содержании Конституции России 1978 года. Она неоднократно и существенно менялась.

С учетом поправок 1989-1992 годов Конституция РФ приобрела принципиально новые черты: отказ от социалистической модели общественного развития, монопольного положения КПСС в политической системе, признание идеологии плюрализма, концепции разделения властей.

Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения «советская», «социалистическая», что означало признание несостоятельности социалистической модели развития. Страна стала называться Россией - Российской Федерацией. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. В соответствии с теорией разделения властей проводилась реорганизация институтов государственной власти (были учреждены институт Президента, Конституционный Суд РФ) расширились права местного самоуправления; обновлялась избирательная система. В Конституцию была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая 22 ноября 1991 года.

Существенно преобразовывалось государственное устройство. Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. На основе федеративного договора от 31 марта 1992 года разграничивалась компетенция органов государственной власти Федерации и ее субъектов; устанавливались гарантии территориальной целостности России. Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность ее внешней и оборонной политики. Необходимость конституционных перемен назревала объективно.


76.Советский государственный механизм в середине 60-х – середине 80-х гг.

Государственный механизм в середине 60-х - середине 80-х годов XX столетия представлял из себя достаточно разветвленную сеть высших органов государственной власти. Одним из важнейших органов государственной власти являлся Верховный Совет СССР, структура и функции, которого устанавливались еще Конституцией 1936 года. Данный орган был высшим представительным и законодательным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик.

Высший руководящий орган Верховного Совета СССР – Президиум Верховного Совета СССР, председателями которого в этот период являлись: А.И.Микоян, Н.В.Подгорный, Л.И.Брежнев, В.В.Кузнецов, Ю.В.Андропов, К.У.Черненко. Формально председатель Президиума Верховного Совета СССР считался президентом государства.

Верховный Совет СССР, как и ранее, состоял из 2-х палат Совета Союза и Совета Национальностей, но организационная структура этих палат в 1966 г. претерпевает изменения. Если ранее в первой из них было 4 постоянные комиссии, а во второй - 5, то в рассматриваемый период в каждой из палат создавалось по 10 постоянных комиссий. Позже к ним добавилось еще по 6 комиссий. Таким образом, и в той, и в другой палате функционировало по 16 постоянных комиссий (в том числе: мандатная, законодательных предположений, по иностранным делам, планово-бюджетная, по промышленности, транспорту и связи, строительству и промышленности строительных материалов, сельскому хозяйству, науке и технике, товарам народного потребления и торговле, жилищно-коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию, здравоохранению и социальному обеспечению, народному образованию и культуре, вопросам труда и быта женщин и охране материнства и детства, делам молодежи, охране природы и рациональному использованию ресурсов).

Дальнейшее развитие этого органа было отражено в новом Основном Законе СССР – Конституции СССР 1977 года. Согласно положений Закона срок полномочий Верховного Совета СССР был увеличен с 4 до 5 лет, а также устанавливалось равное число депутатов в палатах Верховного Совета СССР - Совете Союза и Совете Национальностей - по 750 человек.

Кроме того, Конституция СССР 1977 года расширила круг полномочий Верховного Совета СССР. Полномочия по принятию Конституции СССР, внесение в нее изменений, принятию в состав СССР новых республик, утверждению образования новых автономных республик и автономных областей, утверждению государственных планов экономического и социального развития СССР, государственного бюджета СССР и отчетов об их выполнении, образованию подотчетных ему органов Союза ССР осуществляются исключительно Верховным Советом СССР. Депутаты Верховного Совета СССР получили право запроса к руководителям всех органов, образуемых высшим представительным учреждением, - председателю Совета Министров СССР, министрам, к председателю Комитета народного контроля СССР, председателю Верховного Суда СССР, Генеральному прокурору СССР.


77.Развитие права в середине 60-х – середине 80-х гг.

На развитие гражданского права существенное влияние оказала Конституция СССР 1977 г., которой закреплялось господство социалистической собственности и расширялись ее формы. Конституция устанавливала следующие формы социалистической собственности: государственная и колхозно-кооперативная, собственность профсоюзных и иных общественных организаций.

Конституция СССР регулировала также личную собственность граждан. Так, ст. 13 устанавливала, что основу личной собственности граждан СССР составляют трудовые доходы. В личной собственности граждан могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. Личная собственность и право ее наследования охранялись государством.

Конституция СССР устанавливала, что имущество, находящееся в личной собственности или пользовании граждан, не должно служить для извлечения нетрудовых доходов, использоваться в ущерб интересам общества.

Конституция СССР определяла юридические гарантии охраны имущественных и личных неимущественных прав граждан. Ст. 57 гласила: «Граждане СССР имеют право на судебную защиту от посягательства на честь, и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество».

Ст. 58 Конституции СССР предусматривала право граждан на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей.

В Конституции СССР 1977 г. получили закрепление и некоторые положения семейного права. В ст. 53 Конституции СССР устанавливалось: «Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях».

27 июня 1968 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье. В соответствии с Основами в 1969—1970 гг. были приняты брачно-семейные кодексы в союзных республиках.

Основы законодательства о браке и семье признавали законными только браки, зарегистрированные в органах загса. Фактический брак не нес юридических последствий.

Для вступления в брак требовалось соблюдение следующих условий: взаимное согласие, достижение брачного возраста, несостояние в другом браке, дееспособность, отсутствие близкого родства.

Согласно Основам законодательства о браке и семье для мужчин и женщин устанавливался одинаковый брачный возраст — 18 лет. Этот возраст мог быть снижен по решению местных органов власти, но не более чем на два года.

Изменился порядок расторжения брака. Вопрос о расторжении брака решался в народном суде либо в органах загс, если супруги не имели несовершеннолетних детей и выражали взаимное согласие на развод.

Основы и республиканские кодексы содержали нормы, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Иностранцы и лица без гражданства пользовались правами и несли обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с советскими гражданами.

Закрепляя право на труд, Конституция СССР 1977 г. расширила его содержание, включив в него право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием, учетом общественных потребностей. Одновременно в Конституции содержались положения об обязанности каждого гражданина СССР добросовестно трудиться в избранной им области, строго соблюдать трудовую и производственную дисциплину.

Конституция СССР также закрепляла следующие права граждан в области трудовых отношений: на отдых, охрану здоровья, материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца.

Провозглашенные и закрепленные в Конституции СССР права граждан были реальными и обеспечивались не только юридическими, но и материальными гарантиями.

В 1966—1967 гг. была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями. Был повышен минимальный размер заработной платы.

В 1970 г. были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в последующие годы в союзных республиках были приняты новые кодексы законов о труде (в РСФСР в 1971г.).

Некоторым изменениям подверглось пенсионное законодательство. Были увеличены размеры пенсий отдельным категориям работников, произошло улучшение пенсионного обеспечения инвалидов Великой Отечественной войны и семей военнослужащих, погибших на фронте.

23 октября 1980 г. Верховным Советом СССР были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях.

Под административным правонарушением понималось противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан либо на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.

К административным правонарушениям в соответствии с Основами относились нарушения правил дорожного движения, мелкое хулиганство, мелкие хищения, спекуляция и др.

Административной ответственности подлежали лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Основы закрепляли систему административных взысканий (предупреждение, штраф и т. д.).

В соответствии с общесоюзными Основами в союзных республиках были приняты кодексы об административных правонарушениях. В РСФСР такой Кодекс был принят в 1984 г.

Для развития уголовного права в рассматриваемый период характерны две тенденции:

- усиление правовых гарантий при определении виновности лица, совершившего уголовно-правовое нарушение;

- смягчение ответственности лиц, совершивших преступления, не представляющие большой общественной опасности.

В рассматриваемый период был осуществлен ряд мер по усилению ответственности за совершение преступлений, представлявших большую общественную опасность. Так, в 1966г. была повышена ответственность за совершение хулиганства, особо каралось злостное хулиганство, связанное с применением или попыткой применения оружия. В 1973 г. были установлены жесткие меры наказания за угон воздушного судна, если эти действия повлекли гибель людей или причинение тяжких телесных повреждений.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.219.217.107 (0.009 с.)