Полезность. Функция полезности и ее виды. Потребительские предпочтения (аксиомы). Оптимум потребителя. Максимизация полезности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полезность. Функция полезности и ее виды. Потребительские предпочтения (аксиомы). Оптимум потребителя. Максимизация полезности.



Эффект дохода и эффект замещения по Хиксу и Е.Слуцкому.

Влияние изменения цены на величину спроса обусловлено двумя видами эффектов: эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект замещения показывает как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате его подорожания или удешевления относительно других благ. Понижение цены товара вызывает рост объема спроса на него. Более низкая цена одного блага при неизменных ценах на другие повышает его привлекательность, стимулирует потребителей заменить подешевевшим товаром другие товары, оказавшиеся относительно более дорогими. Эффект дохода показывает как изменение цены влияет на величину спроса на товар в результате повышения или понижения реального дохода потребителя. Если денежный доход потребителя неизменен, то повышение цен означает уменьшение реального дохода, выражающего действительное количество товаров, которое можно приобрести на его денежный доход. Когда цена некоторого блага растет при неизменном денежном доходе, то реальный доход потребителя понижается, и он будет сокращать потребление почти всех благ.

Согласно подходу Е.Е.Слуцкого, только тот уровень денежного дохода, который достаточен для приобретения одного и того же набора или комбинации товаров, обеспечивает и неизменный уровень реального дохода.Согласно подходу Дж. Хикса, отвечающему основным положениям ординалистской теории, реальный доход измеряется полезностью благ, на которые расходуется денежный доход, разные уровни денежного дохода, обеспечивающие один и тот же уровень удовлетворения, представляют одинаковый уровень реального дохода.

Рис.2.21. Эффект замещения и эффект дохода по Слуцкому

Рис.2.22. Эффект замещения и эффект дохода по Хиксу

Межвременной выбор потребителя. Распределение потребления между текущим и будущим периодами.

В интернете

Предложение конкурентной фирмы и отрасли в кратко- и долгосрочном периодах. Предложение конкурентных фирм, имеющих альтернативные цели.

В учебнике

Виды ценовой дискриминации

Существуют разные степени ценовой дискриминации. В зависимости от того, насколько удается монополисту присвоить излишек потребителя, она подразделяется на 3 вида: дискриминация первой, второй и третьей степени.

В случае ценовой дискриминации первой степени, или совершенной ценовой дискриминации фирма-монополист продает каждую единицу своего товара каждому потребителю по его резервированной цене. Иными словами, по той максимальной цене, которую покупатель согласен заплатить за выбранную единицу товара. Это говорит о том, что весь излишек потребителя присваивается фирмой-монополистом, а кривая предельного дохода полностью совпадает с кривой спроса на его товар (рис. 1).

Рис. 1. Ценовая дискриминация первой степени

Предположим, что существующие предельные издержки неизменны. При реализации ценовой дискриминации первой степени фирма-монополист продает свою первую единицу товара Q1 по ее резервированной цене P1, вторую единицу товара Q2 по цене P2 и таким же способом все последующие единицы товара. Иными словами, из каждого потребителя «выжимается» максимум того, что он готов заплатить за товар. Тогда кривая предельного дохода MR полностью совпадет с кривой спроса D, а количество продаж, максимизирующее прибыль, соответствует точке Qn, потому, что именно в точке E кривая предельных издержек (MC) пересекается с кривой спроса D (MR) фирмы-монополиста.

Таким образом, предельный доход монополиста от продажи дополнительной единицы товара всегда будет равен цене этого товара, как и при совершенной конкуренции. В итоге прибыль фирмы-монополиста увеличится на сумму, равную излишку потребителя (закрашенная область на графике).

Однако, подобная ценовая политика на практике встречается очень редко, т.к. для ее реализации фирма-монополист должен должна обладать удивительной проницательностью и в точности знать максимальную цену, которую каждый потребитель будет готов заплатить за каждую единицу продукции. Можно сказать так, что совершенная ценовая дискриминация – это своего рода идеал, «голубая мечта» монополиста. Но, как и любая другая «голубая мечта», она воплощается крайне редко. Например, известный адвокат, который хорошо знает платежеспособность своих клиентов, может выставить каждому такую цену за свои услуги, которую готов заплатить клиент, и, которая будет соответствовать максимальной сумме.

Ценовая дискриминация второй степени – это ценовая политика, которая заключается в установлении разных цен в зависимости от количества приобретаемой продукции. При покупке все большего числа товаров потребителю устанавливают все более низкую цену за каждую единицу товара. Например, в Москве есть разные тарифы на проезд в метро, зависящие от количества поездок. Здесь можно сказать, что метрополитен проводит политику ценовой дискриминации второй степени. Довольно часто осуществление данной политики выступает в виде всевозможных ценовых скидок (дисконтов).

Ценовая дискриминация третьей степени – это такая ситуация, когда фирма-монополист реализует свои товары различным группам потребителей с разной эластичностью спроса по цене. В данном случае осуществляется не разделение цен спроса на отдельные виды или объемы товаров, а так называемая сегментация рынка, т.е. разделение потребителей на группы в зависимости от их покупательской способности. Упрощенно говоря, монополист создает «дорогой» и «дешевый» рынки.

Рис. 2. Ценовая дискриминация третьей степени

«Дорогому» рынку присущ низкоэластичный спрос, что дает фирме-монополисту нарастить выручку за счет повышения цены товара, а «дешевому» - высокоэластичный спрос, что позволяет повысить общую выручку благодаря продажи большего числа товаров по более низким ценам (см. рис. 2). Самой сложной проблемой ценовой дискриминации третьей степени является то, что необходимо четко отделить эти два рынка, «дешевый» от «дорогого». Если этого не будет сделано, то максимизация прибыли не будет реализована. Ведь покупатели «дешевого» рынка приобретут на нем товары по низким ценам и перепродадут их на «дорогом» рынке. Приведем пример довольно надежного и качественного разделения рынка. Для входа в зоопарк или музей билеты для студентов и школьников всегда дешевле, чем для взрослых посетителей. В данном случае администрация заведения реализует дешевые билеты лишь при предъявлении покупателем соответствующего удостоверения, и визуально удостоверившись в возрасте покупателя. Представить ситуацию, когда предприимчивые студенты и школьники будут оптом покупать дешевые билеты, а потом перепродавать их взрослым по более высоким ценам, чем установлено администрацией для взрослых посетителей, невозможно. Ведь взрослый не сможет воспользоваться услугой юных предпринимателей, так как при входе в заведение ему придется предъявлять не только дешевый билет для школьника, но и свой юный внешний вид.

Еще один интересный пример ценовой дискриминации третьей степени можно встретить в романе И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» или увидеть в одноименном фильме. В Пятигорске Остап Бендер продавал билеты для входа в одну из достопримечательностей, пещеру «Провал»: «Приобретайте билеты, граждане! Десять копеек! Дети и красноармейцы бесплатно. Студентам пять копеек! Не членам профсоюза – тридцать копеек!» Также ценовая дискриминация третьей степени осуществляется при установлении цен за услуги гостиниц посетителям иностранцам и соотечественникам, в ресторанах – на блюда в дневное и ночное время и т.д.

Принцип ценовой дискриминации третьей степени показаны на графике. На рис. 2 проиллюстрированы рынки, на которых действует дискриминирующая фирма-монополист: случаи а и б. Допустим, что предельные издержки MC одинаковы для обеих случаев при реализации товара по разным ценам. Так как эластичность по цене на «дорогом» и «дешевом» рынках разная, поэтому и цены на них будут неодинаковыми из-за ценовой дискриминации. На «дорогом» рынке фирма-монополист установит цену P1 в результате чего объем продаж составит Q1. На «дешевом» рынке цена составит размер в P2 и объем продаж Q2. Общий доход во всех трех случаях показан закрашенными прямоугольниками. В случаях а и б сумма площадей прямоугольников окажется выше, чем площадь, которая обозначает общий доход монополиста, не реализующего ценовую дискриминацию в случае в.

Таким образом, дискриминирующая фирма-монополист должна уметь надежно и качественно разделять свой рынок, ориентируясь при этом на разную эластичность спроса по цене у разных покупателей.

12. Монопольная власть и ее измерение (индекс концентрации, индекс Герфиндаля-Хиршмана, индекс Холла-Тайдмана, индекс Бейна, индекс Бобина)

Монопольная власть – это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, что кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену (повышать, понижать) на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью – это свобода устанавливать цену на свой товар.

Расчет прямых показателей концентрации монопольной власти на рынке основывается на данных об активах, доходах и издержках компаний. На основе этой информации вычисляется коэффициент, который дает понятие о том, насколько анализируемая фирма обладает монопольной властью на рынке, и соответственно, насколько анализируемый рынок является конкурентным или монополизированным. Среди основных показателей концентрации наиболее часто выделяют индексы Бейна, Лернера и Тобина.

Косвенные показатели концентрации монопольной власти на рынке в основном используют данные о размерах фирмы (или группы фирм), а также ее (или их) доли на рынке.

Прямые показатели концентрации

Индекс Бейна (или норма доходности) показывает степень использования денежной единицы инвестиций. Норма доходности должна обеспечить владельцу капитала альтернативные издержки использования капитала в другом месте, а значит, должна включать определенную доходность после вычета амортизации.

B = (TR – WL - rK) / K = прибыль / K, K – авансируемый капитал, WL - затраты на труд, rK– затраты на капитал

Индекс Лернера -Данный показатель определяется как разница в ценах конкурентного и неконкурентного рынков по отношению к неконкурентной цене. L = [Pm - Pc]/Pm, где L – индекс Лернера; Pm – цена неконкурентного рынка; Pc – цена конкурентного рынка.

Поскольку в долгосрочном периоде конкурентная цена равна предельным и средним издержкам, то индекс Лернера можно также определять как разницу между ценой данного рынка (данной фирмы) и ее предельными издержками по отношению цене, а именно: L = [P - МС]/P, где P – цена данной фирмы; МС – предельные издержки фирмы. 0≤L≤1, 0 – рынок сов. конкуренции, 1 – чистая монополия.

Индекс Тобина - этот показатель рассчитывается как отношение рыночной (внешней или биржевой) стоимости активов фирмы к внутренней стоимости ее активов (восстановительной стоимости), что в математическом изложении принимает вид следующей формулы: q = P/K, где q – индекс Тобина; P – рыночная стоимость фирмы; K – восстановительная стоимость активов фирмы.

Логика расчета этого показателя состоит в том, что внутренняя стоимость активов фирмы показывает альтернативные издержки возмещения факторов производства в данный момент для данного способа применения ресурсов. И поскольку на конкурентном рынке альтернативные издержки выравниваются по всем направлениям использования ресурсов (Р=К и q=1), то при превышении внешней стоимости фирмы над ее внутренней стоимостью (Р>К и q >1) означает, что уровень прибыльности фирмы выше, чем необходимо для того, чтобы удержать фирму в данной отрасли. Иными словами, при превышении внешней стоимости над внутренней фирма получает положительную прибыль в долгосрочном периоде, а значит, и обладает определенной рыночной властью. И чем выше показатель Тобина, тем сильнее власть фирмы на рынке. Если же индекс Тобина принимает отрицательное значение, то это может означать то, что данная фирма испытывает финансовые сложности и, возможно, находится на грани банкротства, и рынок не желает иметь с ней дела.

Коэффициенты относительной концентрации

Индекс концентрации определяется как сумма рыночных долей крупнейших продавцов рынка и рассчитывается по следующей формуле: CRk =∑ki=1[Si], где CRk – индекс концентрации; Si – доля производства (продаж) данной фирмы в объеме выпуска (сбыта) отрасли; к – количество крупнейших фирм на рынке; i = 1,2,…,к. Для использования данной формулы вычисляется рыночная доля продавца: отношение объема продаж, численности занятых, величины активов или величины добавленной стоимости данной фирмы в совокупных значениях для рынка в целом. Данный показатель (коэффициент концентрации) может измеряться в долях или в процентах. При этом, чем выше значение данного показателя, тем сильнее рыночная власть крупнейших фирм, а, следовательно, и степень концентрации на рынке. Обычно значение данного показателя вычисляют для трех или четырех самых крупных компаний на рынке. Также для сопоставления рыночных структур и полученных результатов выделяют следующие критерии концентрированности рынка: значение данного показателя для трех крупнейших фирм < 45% - рынок неконцентрированный, 45-70% - умеренно концентрированный, > 70% - высококонцентрированный.

Индекс Херфиндаля-Хиршмана

Данный показатель определяется как сумма квадратов долей всех фирм, действующих на рынке, и рассчитывается по следующей формуле: HH =∑ni=1[Si]2 = S12+S22+S32, где HH – индекс Херфиндаля-Хиршмана,Si - доля производства (продаж) данной фирмы в объеме выпуска (сбыта) отрасли.

Данный показатель измеряется в долях и принимает значения в диапазоне от 1/n до 1, где n - это число фирм, действующих в отрасли. Соответственно, чем меньше значение принимает данный показатель, тем слабее концентрация и сильнее конкуренция в данной отрасли. В теоретической модели конкурентного рынка (принимается, что количество фирм в отрасли = 100) данный показатель принимает значение 0,01 и даже приближается к нулю при увеличении числа фирм в отрасли. Если 1 фирма, то 10000. Если НН<100 – сов. конкуренция, 1500 – неконцентрированный рынок, 1500-2500 – умеренная степень концентрации, 2500 и больше – высокая степень концентрации.

Индекс Холла-Тайдмана – на основании сопоставления относительных рангов фирм на рынке. НТ = 1/ 2(∑Ri δi) – 1, Ri – ранг i-й фирмы на рынке, δi – доля фирмы на рынке. Если 0 – рынок сов. конкуренции, 1 – монополия.

Кредитно-денежная политика.

Денежно-кредитная политика – это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области кредитно-денежной системы. Денежно-кредитная политика осуществляется посредством специфических инструментов и реализует определенные цели. Выделяют конечные и промежуточные цели.

Конечные цели. К ним относят: быстрый рост реального валового внутреннего продукта; низкую безработицу; стабильные цены; устойчивый платежный баланс.

Промежуточные цели. К ним относят: денежную массу; ставку процента; обменный курс.

Цели достигаются посредством определенных инструментов, которые подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым инструментам относят: лимиты кредитования; прямое регулирование процентной ставки.

К косвенным инструментам относят: операции на открытом рынке; изменение нормы обязательных резервов; изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Операции на открытом рынке – покупка и продажа центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке центральный банк регулирует величину денежной массы в народном хозяйстве страны. Покупая ценные бумаги, центральный банк тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение. Продавая ценные бумаги, центральный банк сокращает резервы коммерческих банков, уменьшает их кредитные возможности и денежное предложение.

Изменение норм обязательных резервов – метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие обязательных резервных требований.

Норма обязательных резервов устанавливается центральным банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит от: вида вкладов (по срочным вкладам она ниже по сравнению с вкладами до востребования); размеров банков (для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками).

В результате увеличения нормы обязательных резервов они увеличиваются, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.

Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.

Обязательные резервы хранятся в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Кроме обязательных резервов коммерческие банки могут хранить и избыточные резервы – суммы сверх обязательных резервов на непредвиденные случаи, например для увеличения потребности в ликвидных средствах. Чем большая сумма хранится в избыточных резервах, тем больше сумма потерянного дохода, который коммерческие банки могли бы получить в случае использования ее в обороте.

Изменение учетной ставки – это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у центрального банка. В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Коммерческие банки, получая дорогой кредит, сами увеличивают свои ставки по ссудам, вследствие чего происходит удорожание кредита вообще. Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов, понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение.

Учетная ставка (ставка рефинансирования), как правило, ниже ставки межбанковского рынка.

Денежно-кредитная политика, осуществляемая центральным банком, производится посредством политики дешевых или дорогих денег. Политика дешевых денег присуща в основном экономическому кризису и большой безработице. Она делает кредит дешевым и легкодоступным, увеличивает денежное предложение, понижает процентную ставку, стимулирует рост инвестиций и ВВП. Политика дорогих денег сокращает или ограничивает рост денежной массы в стране, понижает доступность кредита, тем самым сокращает инвестиции, уменьшает совокупные расходы и ограничивает инфляцию.

Используя названные инструменты кредитно-денежной политики, центральный банк воздействует на промежуточные цели – денежную массу, ставку процента, обменный курс. Эти действия преследуют достижение конечных целей кредитно-денежной политики.

Кредитно-денежная политика приводит к различным результатам в коротком и долгом периодах. В коротком периоде она в большей степени влияет на реальный выпуск и в меньшей – на цены. В долгом периоде изменение денежной массы влияет главным образом на уровень цен и в небольшой степени – на реальный объем выпуска.

Полезность. Функция полезности и ее виды. Потребительские предпочтения (аксиомы). Оптимум потребителя. Максимизация полезности.

Предпочтения – один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.

При выборе благ с целью их покупки потребитель исходит из достижения наибольшей выгоды при имеющихся возможностях, которая представляет собой меру удовлетворения потребностей индивида, т. е. полезность.

Покупатель при выборе приобретаемых благ обладает определенными индивидуальными предпочтениями, но он ограничен в удовлетворении своих предпочтений бюджетным ограничением.

Необходимыми предпосылками теории потребительского выбора являются следующие аксиомы.

Аксиома полной упорядоченности предпочтений потребителя. Он должен упорядочить альтернативные наборы благ посредством отношения предпочтений «>» и отношения равноценности или безразличия «‑». Следовательно, речь идет о принципиальной сопоставимости различных наборов благ для конкретного потребителя. Это означает, что для любой пары наборов благ А и В потребитель может указать, что или А > В (А предпочтительнее, нежели В), или В > А, или А – В (А и В равноценны).

Аксиома транзитивности предпочтений потребителя. Транзитивность означает, что если потребитель предпочитает набор благ А набору благ В, а набор благ В набору благ С, то потребитель также предпочитает набор А набору С. Иначе, если А > В, а В > С, то всегда А > С, если А – В и В – С, то всегда А – С. Это предположение о транзитивности гарантирует рациональность (согласованность) предпочтений.

Аксиома о насыщаемости потребностей гласит, что потребители всегда предпочитают большее количество любого блага меньшему.

Эти три предпосылки необходимы для того, чтобы определить функцию полезности. Они не объясняют потребительских предпочтений, а только изображают их.

Функция полезности – это соотношение между объемами потребляемых благ и уровнем полезности, достигаемом при этом потребителем.

Функция полезности – это своего рода целевая функция действий потребителя в потребительском выборе, выражающая процесс упорядочивания выбираемых потребителем наборов благ до уровня удовлетворения потребностей.

Полезность выражает меру удовлетворения, которую получает субъект от потребления блага или выполнения какого-либо действия.

Полезность – понятие сугубо индивидуальное: полезное для одного субъекта может быть бесполезно для другого. Полезность зависит от потребительских свойств благ и самого процесса потребления, от того, кто и как удовлетворяет свои потребности. Сама полезность меняется с увеличением или уменьшением конкретного блага. В первом случае она убывает, во втором – увеличивается.

Полезность имеет свойство порядковой измеримости, когда варианты могут быть ранжированы, но не имеет свойства количественной измеримости.

Различают общую (совокупную) и предельную полезность.

Общая (совокупная) полезность – это удовлетворение, которое получают потребители от потребления конкретного набора благ.

Предельная полезность – это приращение степени удовлетворения (полезности) или использовании дополнительной единицы блага за определенный период времени.

Количественная (кардиналистская) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренная в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистической (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.

Согласно этой теории, стоимость (ценность) блага определяется не затратами труда, а важностью той потребности, которая удовлетворяется данным благом, и субъективная полезность блага зависит от степени редкости блага и от степени насыщенности потребности в нем.

Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.

Эта теория нацеливала экономическую науку на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

Используя количественную теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемого при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага.

Закон убывающей полезности нередко называют первым законом Госсена, который заключает в себе два положения. Первое утверждает убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом. Второе положение утверждает убывание полезности каждой единицы блага по сравнению с ее полезностью при первоначальном потреблении.

Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что по мере потребления новых порций одного и того же блага его общая полезность возрастает замедленно.

Второй закон Госсена формулирует условия оптимума потребителя. Из второго закона вытекает, что рост цены блага при неизменности цен на все прочие блага и том же доходе, вызывает снижение соотношения предельной полезности от его потребления и цены, т. е. более низкий спрос.

Порядковая (ординалистская) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которое потребитель получает из потребляемого им блага, измеренное по порядковой шкале.

Порядковая теория полезности является альтернативой количественной теории полезности.

Согласно этой теории, предельную полезность измерить невозможно, потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий порядковой теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Графически система предпочтений потребителя иллюстрируется посредством кривых безразличия.

Кривая безразличия изображает совокупность наборов, между которыми потребитель не делает различий. Любой набор на кривой обеспечит один и тот же уровень удовлетворения.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами:

• кривая безразличия, расположенная справа и выше другой кривой, является более предпочтительной для потребителя;

• кривые безразличия для обычных благ всегда имеют отрицательный наклон;

• кривые безразличия имеют вогнутую форму, обусловленную уменьшающимися предельными нормами замещения;

• кривые безразличия никогда не пересекаются.

Наборы благ на кривых, более удаленных от начала координат, более предпочтительны наборам благ, расположенным на менее удаленных от координат кривых.

Чтобы описать предпочтения человека по всем наборам продуктов питания и одежды, можно изобразить семейство кривых безразличия, которое называется картой кривых безразличия.

Карта кривых безразличия – способ графического изображения функции полезности для некоторого конкретного потребителя (рис. 47.1).

 

Рис. 47.1. Карта кривых безразличия

Основным рабочим понятием порядковой теории полезности считается предельная норма замещения MRS. Предельная норма замещения (MRS) – показывает, от скольких единиц одного блага потребитель должен отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага.

Значения предельной нормы замещения всегда отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого. Поскольку кривая безразличия выпукла вниз, к началу координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения.

Поскольку кривые безразличия отражают предпочтения потребителя, то при анализе потребительского выбора следует принимать во внимание ограниченность бюджета, т. е. бюджетное ограничение.

Бюджетное ограничение показывает все комбинации благ, которые могут быть куплены потребителем при данном доходе и данных ценах. Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть равен доходу. Увеличение или уменьшение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии.

Бюджетная линия (линия бюджетного ограничения) – это прямая, ее точки показывают наборы благ, при покупке которых выделенный доход тратится полностью.

Равновесие потребителя – точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность или удовлетворение от расходования фиксированного дохода; равновесие потребителя достигается в точке, в которой бюджетная линия касается наивысшей кривой безразличия (рис. 47.2). В этой точке норма замещения потребителя равна наклону бюджетной линии.

 

Рис. 47.2. Равновесие потребителя

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.143.219 (0.078 с.)