Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов.



Понятие шумов появляется в математической модели Шеннона- Уивера.

Шумы – факторы, из-за которых количество отправленной информации не равно количеству полученной информации; любой источник искажения как объема, так и смысла сообщения.

По Шеннону и Уиверу выделяются две основные группы шумов:
Механические
(шумы канала) – возникают из-за технических несовершенства параметров каналов коммуникации (помехи в ТВ и телефоне, шум за окном, мешающий восприятию речи и тд.)

Семантические – порождаются содержательными или семантическими ошибками, искажениями сообщенияпри его кодировании/декодировании. Семантические шумы возникают за счет культурных факторов, неправильного использованияязыка, фильтров восприятия, связанных с социальной спецификойкодовых систем, применяемых для передачи смыслов источникоми получателем сообщения.
В семантических шумах выделяют шумы получателя и шумы источника. Семантические шумы более опасны, чем технические шумы, при этом наиболее опасным является шум получателя, поскольку если шум источника можно понять по его сообщению, то декодирование произошедшее с шумом получателя понять практически невозможно.

1. Шумы источника:

1)Язык, его правильное или неправильное использование;

2)Селективное восприятие – это неосознанное искажение воспринимаемой информации, обусловленное личностными особенностями источника, его эмоциональным состоянием, ситуацией восприятия, заключающееся в отборе из всей полноты потенциального сообщения лишь ограниченные совокупности его параметров.

Шумы получателя

избирательное внимание;

Гипотеза селективной экспозиции (selective exposure): люди избегают информации, противоречащей их собственным ценностям, убеждениям, аттитюдам и т. п., — то есть избегают диссонанса и, напротив, ищут резонансную информацию

Когнитивный диссонанс - состояние, характеризующееся столкновением в сознании человека противоречивых знаний, убеждений, поведенческих установок относительно некоторого объекта или явления

Это понятие, как фильтр, порождающий семантические шумы было впервые обосновано социальным психологом Л. Фестингером.

Наличие диссонанса приводит человека к стремлению от него избавиться, чем сильнее диссонанс, тем сильнее мотив избавиться от него.

Согласно концепции Фестингера, диссонанс может быть устранен изменением любого из противоречащих друг другу элементов:

- изменение внутреннего когнитивного элемента (чувств, поведения);

- изменение среды, ситуации.

Вильбур Шрамм: внимание к какому-либо сообщению определяется размером ожидаемого вознаграждения (положительные эмоции), ожидаемого наказания (отрицательные эмоции) и объемом требуемых усилий

избирательное восприятие

Детерминировано культурными факторами - способ, посредством которого мы воспринимаем или понимаем окружающие нас объекты, включая коммуникационные сообщения, зависит от предыдущего опыта, ценностей и групповой принадлежности

избирательное запоминание

Подкрепляет существующие аттитюды и поведенческие модели

Еще одним вариантом семантического шума является фундаментальная ошибка атрибуции, обусловленная психологическими особенностями субъекта. Каждый раз при положительном исходе взаимодействия человек приписывает основные заслуги в этом своим личным качествам, отодвигая на второй план факторы ситуации среды, других людей. В случае негативного исхода взаимодействия в качестве объясняющего фактора выдвигается среда, ситуация, другие люди и на второй план уходят факторы личных качеств

Пристрастие к «игре в свою пользу». Людям свойственно оценивать других людей с точки зрения пользы, которую они могут принести, с опорой на оценку собственных качеств. В этом плане человек в качестве критерия для сравнения выбирает те качества, которые, он считает, у него развиты лучше, чем в среднем по популяции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 732; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.006 с.)