Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предупреждение и стимулирование конфликтов.

Поиск

Возникает вопрос, насколько корректно совмеще­ние понятий «предупреждение» и «стимулирова­ние» конфликтов, противоположных по своему смыслу и назначению? Положительный ответ на этот вопрос вытекает из развиваемой в данной ра­боте концепции конфликта как явления закономер­ного в общественной жизни, не только негативного, разрушительного, но и конструктивного. Понима­ние конфликта как негативного явления обусловли­вает необходимость его предупреждения. Иной же подход, а именно: признание конфликта фактором саморегуляции и самокорректировки системы, ис­точником ее изменения и развития — позволяет го­ворить о проблеме стимулирования конфликтов.

Предупреждение конфликта — это деятельность, направленная на недопущение его возникновения и разрушительного влияния на ту или иную сторо­ну, тот или иной элемент общественной системы. Естественно, что такая деятельность представляет собою активное вмешательство управляющего субъекта (одной или обеих сторон предполагаемого конфликта) в реальный процесс общественных от-


Основы конфликтологии 362

ношений людей, в их взаимодействие в различных сферах жизни. В таком случае стихийный ход про­цесса может быть прерван, при условии разумного вмешательства, целесообразного с точки зрения интересов общественных сил.

Предупреждение конфликта предполагает его прогнозирование. Без обоснованного прогноза воз­можной конфликтной ситуации нельзя и предупре­дить ее появление. Прогноз — это представление о будущем конфликте с определенной вероятностью указания места и времени его возникновения. На­учная и практическая ценность прогноза определя­ется уровнем его обоснованности и достоверности. В числе основных методов прогнозирования: экст­раполяция данной ситуации на будущее состояние системы (подсистемы); моделирование возможной конфликтной ситуации, статический метод, опрос экспертов.

В качестве исходного пункта прогностического конфликтологического мышления следует признать определение противоречия, обусловливающего дан­ную проблемную ситуацию, которая может поро­дить конфликт. Противоречие, выражаемое в про­блеме, суть причина возможного конфликта. Сле­дующий шаг на пути разработки прогноза — выявление тенденций изменения данной ситуации, развития противоречий и раскрытия проблемы. Эта мыслительная операция включает описание собы­тийного ряда, т.е. совокупности событий, проявля­ющих проблему во взаимодействии субъектов, а также прослеживание объективной последователь­ности и взаимосвязи событий — логики обществен­ного процесса. Описание событийного ряда и ана­лиз логики изменения существующей ситуации (развития противоречия, раскрытия проблемы) пр.-


363 Лекция 9

зволяет очертить облик вступающих в противостоя­ние субъектов и предмет его. Дальнейшее исследо­вание развития проблемной ситуации в возможный конфликт предполагает включение в анализ прин­ципов и норм функционирования данной системы (подсистемы), временного и пространственного фак­торов ее изменения, а также социально-экономичес­ких, политических, идеологических и социально-пси­хологических условий.

На основе изложенного исследования склады­ваются предпосылки для разработки возможных сценариев прогноза конфликтной ситуации. Затем перед конфликтологом встает задача формулиро вания прогностической модели и оценка ее досто­верности. Заметим, что описание событийного ряда и анализ логики процесса изменения ситуа­ции не позволяют однозначно предсказать воз­можный конфликт, так как на процесс его форми­рования влияет ряд трудно учитываемых в иссле­довании явлений, прежде всего субъективного порядка (эмоциональный настрой людей, уровень их толерантности и т.п.). Так что, каким бы кор­ректным ни был научный анализ событий, их ло­гики, речь может идти лишь о выработке тех или иных вариантов ожидаемых проявлений конфлик­тной ситуации.

Попытаемся проиллюстрировать описанное со­держание конфликтологического прогнозирования на примере политического процесса в России.

Ныне сложившееся состояние политического процесса в нашей стране является результатом объективных тенденций, проявившихся за после­дние четыре года, как то: позитивной тенденции — известной либерализации общественной жизни, демократизации политических отношений и инсти-


Основы конфликтологии

тутов, что выразилось в замене старой полити­ческой системы новой (либерально-демократичес­кой), и негативной тенденции — обострения соци­ально-политических противоречий в обществе, рос­та недоверия большинства населения к новым властям. В конце сентября и в начале октября 1993 г. данное противоречие, как известно, проявилось в открытом конфликте, приобретшем насильствен­ную форму. В ходе выборов в законодательные орга­ны власти в декабре 1993 и 1995 гг. противоречие между большинством избирателей и правящим ре­жимом канализировалось в голосовании значитель­ной части избирателей против проправительствен-ных блоков. Возникает вопрос: возможно ли форми­рование конфликтной ситуации в ближайшие месяцы на основе результатов выборов в Государ­ственную думу федерального собрания в декабре 1995 г. и — Президента России в июне 1996 г.?

Думается, что вполне возможно. В самом деле, ведь остается пока неразрешенным политическое противоречие, возникшее после августа 1991 г. Со­храняется раскол общества на антагонистичес­кие (противоречивые) группы. В процессе предвы­борной кампании правящая элита и официальные средства массовой информации неустанно подчер­кивали свое враждебное отношение к коммунисти­чески настроенным массам населения и выражаю­щим эти взгляды избирательным блокам. Такая политическая установка властей никак не соответствует их же противоположной установ­ке — на формирование в обществе атмосферы со­гласия и стабильности. Политическое противоре­чие существует не на голом месте, а ложится на реальную глубокую социальную дифференциацию общества, когда более третьей части населения


365 ________ Лекция 9

проживает за чертой бедности. Следовательно, сохранилась тенденция развития политического противоречия, приведшая к сентябрь-октябрьско­му (1993 г.) конфликту; получили дальнейшее раз­витие и противостоящие субъекты: правящая эли­та и так называемые реформаторские демокра­тические партии и блоки, с одной стороны, и прокоммунистически настроенные, ориентирован­ные на социалистический путь модернизации стра­ны массы и соответствующие партии, с другой стороны. Реакция первых на результаты декабрь­ских (1995 г.) выборов говорит о том, что можно с большой долей вероятности предположить обо­стрение политической и идеологической борьбы в дальнейшем. Однако июньские (1996 г.) выборы Президента РФ, наверняка, направят это проти­воборство в демократическое русло, если, конеч­но, ни правящий режим, ни оппозиция не предпри­мут каких-то акций, которые бы придали поли­тическому процессу взрывную антагонистическую форму.

Изложенный сценарий развития политического процесса — один из возможных. Оптимисты из ре-форматорско-демократического лагеря могут предложить иной сценарий — динамичного форми­рования политического согласия в обществе на ос­нове удовлетворенности большинством населения проводимым правительством курса. Пессимисты, наоборот, предсказывают, в связи с усилением вли­яния левой оппозиции, опасность глобального соци­ально-политического конфликта. Думается, что ни тот, ни другой сценарии не имеют под собой до­статочных оснований.

Прогнозирование конфликта — лишь предпосыл­ка его предотвращения. Следует также учитывать


Основы конфликтологии 366

невозможность предупреждения всякого конфлик­та. И к этому, собственно говоря, не стремится ни один здравомыслящий субъект управления власти. Было бы, к примеру, утопией утверждать, что в пе­риод перехода к рыночной системе экономики мож­но избежать конфликтов, связанных с перестройкой структуры производства, возникновением безрабо­тицы, забастовочных движений. Руководящие орга­ны общества тем не менее имеют целью не допус­тить возникновения и развития таких конфликтов, которые бы подрывали основы функционирования экономической системы и создавали бы условия для социальных потрясений.

Стратегия предотвращения конфликтов включа­ет систему деятельности, совокупность этапов и ме­тодов управления конкретным процессом противо­речивых взаимоотношений общественных субъек­тов. Различаются этапы частичного и полного предотвращения конфликтов, раннего предупреж­дения и упреждающего разрешения. Частичное пре­дотвращение становится возможным при условии блокирования действия одной из причин данного конфликта и ограничения его негативного влияния на интересы противоборствующих сторон. Страте­гия полного предотвращения предполагает нейтра­лизацию действия всего комплекса детерминирую­щих конфликт факторов, что и позволяет направить взаимодействие субъектов в русло их сотрудниче­ства во имя реализации совпадающих интересов. Упреждающее разрешение конфликта, равно как и ранее его предупреждение, означает не что иное, как осуществление согласования позиций и интересов противоречивых субъектов в пространстве их соци­ального единства, согласия по более важным воп­росам общественной жизни.


Лекция 9

Обратимся к национально-этническому конфлик­ту. Его при определенных условиях можно упре­дить, не допустив межнациональной конфронтации. А если таковая возникает, то затормозить ее разви­тие, приглушить возможную вражду и насилие. Зная многогранность детерминирующих такой кон­фликт факторов, разумное политическое руковод­ство действует последовательно, устраняя одну при­чину грядущего конфликта за другой. Так, если не­довольство, напряженность в межнациональных отношениях вызывается какой-то несправедливос­тью, допущенной по отношению к одной из нацио­нальных групп (скажем, ущемлением политических прав или ограничением культурного самовыраже­ния), то необходима определенная компенсация со стороны государства за нанесенный в прошлом урон и восстановление законных прав и свобод.

Предотвращение социальных конфликтов воз­можно при наличии соответствующих ресурсов: эко­номических, политических, социальных, идеологи­ческих, правового обеспечения. Если, скажем, экономическая ситуация таит в себе опасность воз­никновения острого забастовочного движения, то она требует достаточных материальных средств для ее улучшения: создания новых рабочих мест, повы­шения уровня оплаты труда, улучшения его усло­вий. Кроме того, разрушительные забастовочные конфликты можно предотвратить, ограничивая за­бастовочное движение трудовым законодатель­ством, исключая его проявление в незаконных фор­мах.

Нарождающееся противоречие не разовьется в конфликт, если активное вмешательство в процесс общественных отношений начинается с уровня вы­явления несогласия между субъектами по значи-


Основы конфликтологии 368

мым для них вопросам или, по крайней мере, с об­наружения элементов напряженности. На этапе же развития непримиримости в отношениях, враждеб­ного соперничества конфликт уже имеет место, и действие по управлению им приобретает другое ка­чество — урегулирование либо разрешение.

Предупреждение конфликтов осуществляется комплексной системой методов и средств. Они ста­нут эффективными при условии реалистической оценки ситуации, приоритетного внимания согласо­ванию интересов всех участвующих в общественном процессе субъектов и учете возможности реализа­ции принципа толерантности.

Согласование интересов — оптимальный способ достижения консенсуса между общественными субъектами. Однако последний не всегда возможен. Поэтому используются и другие модели предотвра­щения конфликта интересов: определенное их соче­тание, подчинение неглавных интересов главным, временных — постоянным, текущих — перспектив­ным. Не исключается и подавление отдельных элементов интересов обоих взаимодействующих субъектов. Наконец, целесообразна тактика разве­дения противоречивых интересов. В случае назре­вающего столкновения между работодателем и тру­довым коллективом предметом спора могут быть многие интересы той и другой стороны. Оптималь­ный вариант предупреждения столкновения — най­ти удовлетворяющую всех меру сочетания этих ин­тересов, при которой бы ни один интерес не ущем­лялся. Когда же такой вариант исключается, приходится искать другие приемлемые формы вза­имодействия противоречивых интересов. Это позво­ляет находить компромисс и сгладить напряжен­ность.


369 _____________ Лекция 9

Стратегия предупреждения конфликта предус­матривает осуществление таких принципов, как своевременность действий по предупреждению воз­можных коллизий, оперативность, гласность. Что касается последнего, то следует отметить только одно обстоятельство: чем раньше возможный конф­ликт станет известен общественности, тем меньше вероятность его реального появления.

Уже отмечалось, что не любые конфликты обще­ственные субъекты стремятся предотвратить. В иных конфликтах они заинтересованы. Стимулирование конструктивных конфликтов, являющихся двигате­лем прогрессивных изменений, модернизации обще­ственной системы, составляет весьма существенную сторону социального управления. Речь не идет об искусственном нагнетании конфронтации, о насаж­дении враждебности в обществе, что, обычно, прак­тикуется агрессивными силами для оправдания своего существования. Метод разжигания конфлик­тов также широко используется бюрократическими элементами в управленческих организациях и тру­довых коллективах. Стратегия стимулирования кон­фликтов — это стратегия мобилизации активности того или иного общественного субъекта при реше­нии жизненно важных проблем, стратегия разви­тия позитивной инициативы, достижения оптималь­ного эффекта социального управления.

Исторической практике известны многочисленные формы инициирования крупных социальных конф­ликтов как двигателей общественного прогресса: классовая борьба, социальные революции, про­мышленная и научно-технические революции, осво­бодительные войны. Процесс социального управле­ния в разных общественных системах неотъемлемо связан с использованием разнообразных локальных


Основы конфликтологии 37О

конфликтов, в целях мобилизации потенций тех или иных общественных сил. Борьба нового со старым, прогрессивного с консервативным — это самые об­щие формы проявления конструктивных конфлик­тов. Они стимулируются теми общественными субъектами, которые стремятся к усовершенствова­нию и развитию. Всякое новое зарождается в не­драх старого, любое инновационное действие встре­чает противодействие. Стимулирование нового, осу­ществление инновации всегда реализуется через конфликты. Их рационализация, т.е. перевод в со­знательно регулируемое русло, в процесс, подчи­ненный определенным правилам и нормам, обес­печивает успех в достижении разумных интересов и целей.

Инициирование определенных конфликтов зача­стую используется в целях нейтрализации других, разрушительных, опасных для общества. Напри­мер, инициируя борьбу за научно-технический про­гресс, руководство трудового коллектива способству­ет его сплочению и предупреждает возникновение конфликтов, связанных с взаимоотношениями в коллективе. Развивая конкурентные экономические конфликты как стимул совершенствования произ­водства, государство тем самым ограничивает воз­можность конфликта между спросом и предложе­нием, создает условия для полного удовлетворения интересов массового потребителя.

Регулирование конфликта.

Активное вмешательство в возникший конфлик­тный процесс может приобретать разнообразные формы: регулирование конфликта, подавление и, наконец, разрешение. Регулирование конфликта


З71 _____ Лекция 9

представляет собой действие управляющего субъек­та с целью смягчения, ослабления или перевода его в другое русло и на другой уровень отношений. Проблема регулирования конфликта — это пробле­ма ограничения его негативного влияния на обще­ственные отношения и перевода в общественно приемлемые формы развития и разрешения. Регулируемый конфликт есть конфликт контроли­руемый и, стало быть, предсказуемый. Элемент ре­гулируемости присутствует в любом конфликтном процессе, если он так или иначе включен в меха­низм социального управления. В свою очередь, уп­равление конфликтным процессом придает объек­тивно этому процессу формы, «способные обеспе­чить минимизацию неизбежных экономических, социальных, политических, нравственных потерь и, наоборот, максимизировать такого же рода приоб­ретения, именно здесь суть управления конфлик­том».2

Процесс регулирования конфликта как процесс управления им имеет свои этапы. Первоначальное действие по урегулированию конфликта, конечно же, — его признание и выявление как реальности. Фиксация конфликта как действительного факта — достаточно сложный вопрос. Нередки случаи, ког­да одна из конфликтующих сторон стремится скрыть свои действия, отрицать наличие какой-либо конф­ликтной ситуации. Как говорится, «делает хорошую мину при плохой игре». Так, иной руководитель кол­лектива, при наличии конфликтной ситуации, вме­сто ее преодоления, пытается представить положе­ние вещей в ином свете, как бесконфликтное, руко­водствуясь небезызвестным обычаем — «не выносить сор из избы».


Основы конфликтологии 372

Признать реальность конфликта — значит сде­лать шаг на пути к его объективному объяснению. Ранее уже подчеркивалось, что без такого объясне­ния невозможно управление конфликтным процес­сом. Первые трудности в решении задачи урегули­рования любого конфликта начинаются именно с его объяснения.

Естественно, что теоретический этап — только предпосылка, хотя и важнейшая, для практическо­го действия. Исходным же этапом такого действия, по мнению ряда конфликтологов, является институ-ционализация конфликта, что означает определение правил и норм его функционирования и развития. Например, под институционализацией конфликт­ных отношений между государственной властью и политическими партиями понимается принятие за­конодательства о партиях, регулирующего их дея­тельность и отношения с государственными органи­зациями. Именно институционализация конфликта обеспечивает его функционирование и развитие в приемлемых для данной общественной системы формах и рамках и гарантирует предсказуемость конфликтного процесса. Неинституционализиро-ванный конфликт, как минимум, непредсказуем и неконтролируем управляющей системой. Возник­шие во второй половине 80-х годов в нашей стране многочисленные неформальные (неинституционали-зированные) общественно-политические объедине­ния и движения стали мощной, разрушающей по­литическую систему силой. Неспособность советско­го государства и правящей партии контролировать конфликтную деятельность этих объединений сви­детельствовала о наличии глубокого политическо­го кризиса в стране,


373 _____________ Лекция 9

Следующий этап регулирования конфликта — это его легитимизация. Она предполагает признание конфликтующими субъектами установленных норм и правил конфликтного поведения и соблюдение их. Это также означает, что и общество рассматривает данный конфликт как правомерный, а не чуждый по отношению к существующему общественному порядку. Легитимизация конфликта есть его интег­рирование в признанную систему общественного порядка, независимо от того, идет ли речь о поли­тико-правовой системе или же о гражданском об­ществе. Из этого исходят рекомендации некоторых авторов о включении конфликтологического анали­за в решения и документы государственных орга­нов и создании специальных учреждений по опера­тивному вмешательству в острые общественные кон­фликты. В развитых зарубежных странах подобные учреждения давно существуют и успешно функцио­нируют. Такой способ институционализации конф­ликтов позволяет их рационализировать, т.е. пере­водить стихийный процесс в организованный. Ин-ституционализация и рационализация конфликта дает возможность побуждать стороны к принятию даже невыгодных для них предложений, но веду­щих к предотвращению агрессивности в борьбе и ее разрушительных последствий.

По мнению Чумикова А., важной ступенью уп­равления конфликтом, его урегулирования являет­ся действие по структурированию конфликтующих групп.3 Структурирование группы позволяет изме­рить «силовой потенциал» различных составляющих ее элементов и определить иерархию в структуре общественных отношений. Кроме того, путем струк­турирования социальных групп, участвующих в конфликте, выявляется реальное состояние и взаи-


Основы конфликтологии 374

моотношенне интересов, а также определение при­оритетных из них или общих, на основе учета кото­рых возможно достижение согласия и сотрудниче­ства.

Решению задачи урегулирования конфликта мо­жет также служить последовательное ослабление его путем перевода в другое русло взаимодействия противоборствующих сторон и на другой уровень. Скажем, за счет переноса общественного конфлик­та на уровень индивидуального. Широко использу­ется также метод ослабления острого социального конфликта на базе общей ориентации обеих сторон на внешний для них конфликт (тактика поиска «об­щего врага»).

Процесс регулирования конфликта осуществля­ется при помощи разнообразных технологий: информационной, коммуникативной, социально-психологического воздействия, организационных приемов. Ликвидация дефицита информации по спорным вопросам, исключение из информационно­го поля различного рода искаженных сведений о позициях и интересах сторон; устранение слухов о поведении субъектов — эти и другие действия по ин­формационному обеспечению управления обще­ственной ситуацией оказывают эффективное влия­ние на снижение уровня конфликтных взаимоотно­шений. Не меньшую роль играет коммуникативный способ регулирования конфликтов. Речь идет об организации общения между людьми и группами, что является условием наращивания согласования позиций. Развитие общения формирует сходные или общие установки, ценности, оценки, социальные пе­реживания, нейтрализует влияние эмоций. Совер­шенствование организационного порядка, разум­ное применение организационных методов воздей-


375 ___________ Лекция 9

ствия на группы и отдельных людей (например, ре­шение кадровых вопросов, использование методов поощрения или наказания за те или иные дей­ствия), бесспорно содействуют блокированию кон­фликтной ситуации и развитию отношений сотруд­ничества между людьми и организациями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.38.184 (0.018 с.)