Управление качеством проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление качеством проекта



 

По определению международной организации по стандартизации (ISO), качество-это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Соответственно, управление качеством в проекте-раздел управления проектами. Он состоит из процессов, которые гарантируют, что продукт проекта, а также сам проект будут удовлетворять тем потребностям участников проекта, ради которых он создавался.

Управление качеством в современных проектах осуществляется на всех стадиях и охватывает все стороны проекта. В управлении качеством в проекте важно различать два аспекта: качество конечного продукта и качество процессов управления проектом. Мировая наука управления проектами говорит, что если учитывать только один из аспектов или не выполнять каких-либо требований по качеству, это может иметь серьезные негативные последствия для некоторых или всех участников проекта. Например:

• Вы можете удовлетворить требования заказчика за счет перегрузки команды проекта работой, а это, в свою очередь, может привести к увеличению текучести кадров в проекте.

• Вы можете уложиться в сроки календарного плана проекта за счет поверхностно или небрежно проведенных плановых проверок, а это может привести к тому, что брак останется незамеченным и приведет к значительно большим потерям на следующих стадиях.

Однако, для большинства проектов, которые проводятся на сегодняшний день в нашей стране, актуально только управление качеством продукта проекта. Дело в том, что по определению проект - временное образование, и вложения в качество управления проектом по мировой практике оправдываются, когда бюджет проекта превышает 10 миллионов долларов. Основная задача стадии инициации проекта - убедить инвестора, а также другие стороны, способные оказать влияние на проект, в его необходимости и выгодности для каждой из сторон. Как мы помним, для этой цели применяется миссия проекта. Задача миссии проекта в области качества - убедить заказчика и потенциальных потребителей продукции проекта в том, что продукт проекта будет удовлетворять их требованиям. Также надо убедить будущих членов команды проекта в том, что создание системы качества проекта действительно выгодно для них.

Какие моменты важно затронуть при написании миссии?

• Важно дать понять человеку, что, работая над повышением качества, он сможет максимально полно удовлетворить свои базовые потребности: в еде, питье, тепле, сне, продолжении рода; сможет лучше удовлетворить свои материальные запросы.

• Что система качества даст ему чувство безопасности, гарантии в завтрашнем дне, уверенный рост благосостояния, возможность строить долгосрочные планы.

• Объяснить сотруднику, что, участвуя в работе системы качества, он сможет реализовать свою потребность общения с коллегами и руководителями компании, обмена передовым опытом.

• Что он сможет стать уважаемым в компании работником, которым будет гордиться весь трудовой коллектив, а также дети, родственники и друзья.

• Повышая качество своей работы, сотрудник сможет повышать культуру производства и корпоративную культуру своей компании, порядок на своем рабочем месте.

Основная задача, которая стоит перед командой управления проектом на стадии планирования - задать четкие цели проекта в области качества и составить план, как этих целей достичь.

В работе над качеством можно выделить 3 уровня:

1. Идеология.

2. Психология.

3. Инструменты.

Идеология нужна для формирования общественного мнения. Понимание психологии работника нужно для того, чтобы суметь донести основные принципы качества до сотрудников.
А инструменты помогают на практике воплотить принципы качества. Качество как дисциплина во многом создавалась усилиями отдельных людей. Часто их называют "Гуру качества". Именно они заложили идеологический фундамент качества как дисциплины управления, разработали инструменты, которыми активно пользуются во всем мире.

Эдвард Деминг по праву считается одним из основателей мировой науки о качестве.
В 1940-х гг. XX века он работал профессором статистики в Нью-Йорском Университете. В то время у него впервые зародились мысли о том, что методы статистики можно применять для управления качеством. Он предлагал свои наработки во многие американские компании, однако в то время его идеи не были восприняты в деловых кругах США. Он пытался найти понимание в ряде стран мира, в том числе и в Советском Союзе. Он уже почти остался в нашей стране, однако руководство страны потребовало от него публично заявить, что советская промышленность - самая качественная в мире. На такой шаг он, ознакомившись с положением дел на нескольких заводах, пойти не смог, а значит, был вынужден продолжить свои поиски той страны, где его идеи были бы восприняты. Такой страной оказалась Япония.

После второй мировой войны Япония находилась в очень тяжелом экономическом поло-жении, а товары, которые производила ее промышленность, были совершенно неконкуренто-способны из-за очень низкого качества. В течение шести лет доктор Деминг читал лекции и консультировал руководителей японских предприятий и представителей правительства. В итоге японцы смогли применить на практике новые принципы управления и стать мировыми лидерами по качеству производимой продукции. Значительно позже, в начале 80-х годов, спустя уже много лет после начала "японской промышленной революции", в книге "Выход из кризиса" Деминг сформулировал свои знаменитые "14 принципов качества", которые отражают его многолетний успешный опыт работы над качеством в Стране Восходящего Солнца.

Перечислим их:

1. Стремление к совершенствованию.

2. Новая философия.

3. Прекращение массовых проверок.

4. Осторожность при дешёвых закупках.

5. Постоянное совершенствование систем.

6. Система подготовки кадров.

7. Эффективное руководство.

8. Устранение атмосферы страха.

9. Устранение барьеров.

10. Отказ от лозунгов.

11. Отказ от произвольно установленных норм (квот) на производстве. Изменение руководства.

12. Возможность гордиться своей работой.

13. Поощрять обучение.

14. Преобразования - дело каждого.

Всеобщее управление на основе качества - это философия организации, которая основана на стремлении к качеству и практике управления, которая приводит к всеобщему качеству. Отсюда качество - это не то, что Вам приходится отслеживать или добавлять на каком-то этапе производственного процесса, это сама сущность организации. Система качества - совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Программа качества - документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к специфической продукции, проекту или контракту.

Бенчмаркинг (benchmarking) - это способ нахождения возможностей для улучшения (совершенствования) на основе сравнения своей деятельности с деятельностью лучших или ведущих в своей области предприятий или подразделений. Фактически, бенчмаркинг включает в себя 2 группы инструментов:

1. Соревнование, например, между подразделениями одной компании.

2. Получение информации о работе других подразделений или компаний на взаимной или односторонней основе.

Различают несколько видов бенчмаркинга, исходя из того, с кем мы сравниваем свою деятельность:

1. Внутренний бенчмаркинг - сравнение отдела с отделом (обмен передовым опытом).

2. Конкурентный бенчмаркинг - сравнение наших возможностей с конкурентами.

3. Функциональный бенчмаркинг - сравнение себя с лучшей фирмой в нашей сфере деятельности (не являющейся нашим конкурентом).

4. Внешний бенчмаркинг - сравнение себя с лучшей фирмой независимо от вида деятельности.

Бенчмаркинг - широко распространенное в мире явление. Для многих компаний престижно быть бенчмаркинговой организацией - образцом, на который равняются другие. Некоторые фирмы регулярно сравнивают себя с другими компаниями, которые, на их взгляд, являются лучшими в той или иной сфере управления бизнесом. К примеру, для компании Xerox эталоном в области повышения вовлеченности сотрудников является Procter&Gambel, а в области объемов производства - Kodak и Canon.

Выделяют 6 этапов бенчмаркинга:

1. План: выявить и проверить главные факторы успеха в своем роде деятельности.

2. Поиск: найти подходящие объекты для сравнения.

3. Обзор: выявить основные процессы и проанализировать различия.

4. Анализ: определить корни этих отличий.

5. Адаптация: выбрать лучший вариант и модифицировать его для себя.

6. Внедрение: внедрить выбранный вариант и оценить его эффективность.

Обратите особое внимание на шестой пункт. Россия всегда славилась тем, что перенимала иностранный опыт, зачастую без необходимой критичной оценки и адаптации под местные условия. В качестве примера успешного применения бенчмаркинга можно привести следующий случай из практики одной авиационной компании. Руководство компании поставило менеджерам цель - ускорить наземное обслуживание самолетов. При анализе времени обслуживания у конкурентов выяснилось, что этот процесс занимал в тот период у всех примерно одинаковое время - около 40 минут. В какой же сфере можно найти пример супербыстрого качественного обслуживания техники? Конечно, в работе бригад, обслуживающих автомобили Формулы-1.
И вот, изучив опыт командной работы этих бригад, компания снизила время наземного обслуживания одного самолета до 15 минут! Есть еще целый ряд положений, приводящих к повышению качества управления проектами. Вы их можете изучить по книгам, рекомендуемым в списке литературы.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

Основная

 

1. Гейн К., Сарсон Т. Системный структурный анализ: средства и методы – М.: Эйтекс,1992. - 358 с.

2. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие / Под общ. ред. И.И. Мазура. - 2-е изд. - М.: Омега-Л, 2004. - 664 с.

3. Меняев М.Ф. Информационные технологии управления: Учебное пособие: В 3-х кн.: Книга 3: Системы управления организацией. - М.: Омега-Л, 2003. - 464 с.

4. Фатрелл Р.Т., Шафер Д.Ф., Шафер Л.И. Управление программными проектами. – М.: Вильямс, 2003. - 1026 с.

4. Черемных С.В. и др. Структурный анализ систем: IDEF-технологии. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 208 с.

5. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 352 с.

7. Буч Г. Объектно-ориентированный анализ и проектирование с примерами приложений на C++. - 2-е изд. - М.: Бином, 2000. - 520 с.

8. Буч Г., Рамбо Дж. Джекобсон А. Язык UML. Руководство пользователя. - М.: ДМК,
2000. - 652 с.

9. Йордон Э., Аргила К. Структурные модели в объектно-ориентированном анализе и проектировании. - М.: ЛОРИ, 1999. - 268 с.

 

 

Дополнительная

 

1. Кальянов Н.Г. Консалтинг при автоматизации предприятий. Подходы, методы, средства. - М.: СИНТЕГ, 1997 - 340 с.

2. Дмитриев Д. Управление проектами. Практическое руководство. - М.: ЮРКНИГА, 2003. - 288 с.

3. Калянов Г.Н. Методы и средства системного структурного анализа и проектирования.- М.: НИВЦ МГУ, 1995. - 320 с.

 

ЗАДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.019 с.)