Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Причины возникновения, сущность и функции рынка,
Классификация рынков По мнению ряда экономистов, к причинам возникновения рынка следует отнести: 1. Общественное разделение труда; 2. Экономическую обособленность производителей, выраженную, прежде всего, в частной собственности на средства производства. Адам Смит считал, что обмен вытекает из естественного, природного свойства человека – склонности обмениваться продуктами своего труда для получения многих других необходимых ему благ. Обмен – это эквивалентно–возмездный обмен продуктами труда между экономически обособленными производителями, связанными разделением труда. Следует отметить, что необходимость обмена одного продукта на другой не возникла бы, если ограниченность ресурсов не вела бы к разделению труда и специализации на выполнение отдельных функций, умножающих производительность всех и каждого. Разделение труда позволяет преодолеть ограниченные производительные возможности любого вида ресурсов, использовать преимущества каждого их них, специфику в способах и технологиях выпуска продукции широкого ассортимента, отвечающего потребностям общества. Рыночная экономика является результатом процесса обмена продуктами труда людей, способных производить их в ограниченном количестве, но нуждающихся во многих потребительских благах, производимых другими людьми. Рассмотрим, что такое рынок, каковы его функции и какие виды рынков существуют. В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. Существуют различные определения рынка. Например, Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов. В учебнике «Экономикс» Макконнелла мы можем прочитать, что рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков), отдельных товаров и услуг. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. В некоторых случаях контакт между покупателем и продавцом может быть личным (пример, магазин), иногда осуществляется через посредников (пример, фондовая биржа, где о купле-продаже ценных бумаг договариваются агенты клиентов, так называемые брокеры или дилеры).
Роль рынка и его функции в экономике определяются следующими моментами. Во-первых, рынок через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики. Во-вторых, рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу. Растет цена - это сигнал к расширению производства, падает – сигнал к сокращению. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще А. Смит, имея в виду спрос и предложение. Она–то и заставляет предпринимателя, преследующего собственные интересы (получение прибыли), служить интересам общества, т.е. создавать больше товаров и услуг лучшего качества и по более низким ценам. В-третьих, рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных неконкурентных предприятий. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, соответствующую его доходам и ценам. В тоже время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя. В-пятых, рыночные цены выступают носителями информации о наличии или отсутствии товаров, количестве и качестве, издержках их производства, полезности. Это позволяет как покупателям, так и продавцам корректировать свои планы и принимать оптимальные решения. Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи. К ним относятся рынок товаров, услуг, информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.
Рынок товаров состоит из рынка средств производства (инвестиционные товары) и рынка предметов потребления. Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Это рынки: 1) Топлива и минерального сырья; 2) Сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; 3) Объектов промышленного строительства; 4) Машин и оборудования; 5) Научно - технических знаний (открытий, изобретений и т.д.). Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного пользования. Рынок услуг – это купля–продажа услуг здравоохранения, общественного питания, образования, сферы туризма, бытового обслуживания. Рынок информации возник в промышленно развитых странах в 50-е годы. Лидером на этом рынке являются США, доля которых в мировом предложении информационных услуг составила 80 %. Рынок капиталов подразделяется на денежный рынок и рынок ценных бумаг. По территориальному признаку выделяются местные, национальные и мировые рынки. По типу конкуренции различают: 1) Рынок свободной (чистой) конкуренции; 2) Чистая монополия. 3) Рынок монополистической конкуренции. 4) Олигополия. Вопросы и задания 1. Объясните, почему от выбора точки на графике производственных возможностей зависит будущее состояние экономики. Поясните с помощью графиков производственных возможностей для двух стран А и В (Рис. 1.2 а, б), которые производят товары производственного назначения Y и потребительские товары X. а) Страна А б) Страна В Y Y
-----------*G
---------------------* G
X X Рис. 1. Границы производственных возможностей в двух странах А и В Тесты 1. По таблице определите альтернативную стоимость производства дополнительных единиц тов. Х (видеоигр). Как изменяется альтернативная стоимость и почему: A B C D E Y (спорт. товары) 16 15 12 7 0 а) 16 15 12 7 0; б) 1 3 5 7; X (видеоигры) 0 1 2 3 4 в) 15 6 2,3 0; г) 1 4 9 16. 2. Что не характерно для полной занятости: а) эффективное использование экономических ресурсов; б) увеличение одного блага сопровождается уменьшением другого; в) действует закон возрастания альтернативных затрат; г) увеличение производства данного блага невозможно. 3. В чем суть проблемы выбора для потребителя, и в каких условиях она возникает: а) это сложность выбора в условиях избытка товаров; б) невозможность одновременно увеличить покупку двух желаемых благ; в) невозможность выбора в условиях дефицита; г) невозможность увеличить покупки желаемого товара в рамках ограниченного дохода. 4. Какое определение не соответствует понятию эффективного использования ресурсов: а) достигается полная занятость ресурсов; б) нет свободных ресурсов, чтобы увеличить производство товаров и услуг; в) можно увеличить производство одного блага, не сокращая количество другого; г) невозможно одновременно увеличить производство двух альтернативных благ.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.20.57 (0.01 с.) |