Семья как субъект педагогического взаи-модействия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья как субъект педагогического взаи-модействия



Учебные вопросы

11.1. Понятие и особенности семейного воспитания. Эволюция семьи и семейного воспитания. Понятие и специфика семейного воспитания. Социо-культурная среда семейного воспитания. Проявление отношений родителей и детей в семейном воспитании. Конфликты в семейном воспитании. Стиль се-мейного воспитания.

11.2. Технология семейного воспитания. Цели и задачи семейного вос-питания. Принципы и правила семейного воспитания. Методы и средства се-мейного воспитания. Модели семейного воспитания. Виды рациональных вос-питательных отношений в семье. Самовоспитание детей в семье. Координа-ция педагогической деятельности семьи, школы и общественных организаций.

Как известно, педагогическое взаимодействие людей не ограничивается только рамками образовательных, производственных, сервисных и др. учреж-дений. Его задачи также решают и другие общественные структуры и органи-зации. В результате в педагогике в последние годы был выделен феномен «об-щественного воспитания», под которым понимается педагогическое взаимодей-ствие, осуществляемое в системе «человек-человек», т.е. через непосредствен-ные человеческие отношения, а также специально утвержденными для этой це-ли общественными институтами – благотворительными фондами, организа-циями, ассоциациями и др. Иногда это понятие сужается до отдельного направ-ления воспитательной деятельности, например, в семье. В этом случае оно обо-значается специальным термином – «семейное воспитание».

11.1.

Понятие и особенности семейного воспитания

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. В семье отношения, обусловленные различием полов и поло-вой потребностью, проявляются в форме нравственно-психологических отно-шений. Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с разви-тием общества. Однако прогресс форм семьи и семейного воспитания обладает относительной самостоятельностью.

Эволюция семьи и семейного воспитания

На ранних этапах существования человечества - в рамках родоплеменных отношений - семьи не существовало. Отношения людей строились по принципу полигамии, т.е. свободного выбора и смены половых партнеров, а также совме-стного воспитания детей всеми членами рода. По мере совершенствования социальных отношений и накопления материального богатства оформилась

моногамная семья как союз супругов, ведущих совместное хозяйство и воспи-тывающих собственных детей. Таким образом, семья явилась одним из наибо-лее ранних социальных институтов, призванных регулировать человеческие от-ношения в связи с зарождением первоначальных форм частной собственности.

Самой ранней формой семьи, сохранившейся во многих случаях до на-стоящего времени, была патриархальная семья, в которой объединялись род-ственники нескольких поколений при главенстве старшего мужчины - собст-венника средств к существованию. Отношения в патриархальной семье автори-тарны и предусматривают ведущую роль старшего поколения. Экономическая взаимозависимость в ней была настолько велика, что обособление отдельных ее членов было практически невозможным.

В XX веке по мере роста благосостояния населения развитых промышлен-ных стран получила распространение так называемая, нуклеарная семья, объ-единяющая лишь супругов и их несовершеннолетних детей. Одновременно в массовом масштабе появились неполные семьи, состоящие лишь из одного ро-дителя с детьми. Нуклеарная семья, предоставляя своим членам большую, по сравнению с патриархальной, психологическую независимость, породила в то же время ряд проблем, связанных с утратой преемственности поколений. Одна-ко отсутствие возрастной иерархии нескольких поколений привело к демокра-тизации внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания.

В современных условиях существуют семьи разных типов - и патриар-хально-авторитарные, и нуклеарно-демократические, а также семьи смешанных форм, когда, например, совместное проживание нескольких поколений уже не связано со строгой семейной иерархией. Экономические функции семьи отсту-пили на второй план - современная семья поддерживается не столько необхо-димостью совместного выживания, сколько экономическими и (или) психоло-гическими мотивами.

На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации, в том числе и воспитания, человека. Вопрос о ее роли в формировании человека привлекал внимание ученых и порождал противоречивые суждения. Античные философы, в частности Платон, утверждали, что все зло мира, эгоистичность людей, их сословное неравенство произрастают, прежде всего, из наличия не-равных условий воспитания в семье. Неумеренная любовь родителей к собст-венному чаду плодит индивидуализм, корыстолюбие и прочие пороки.

Философы нового времени также не обошли эту проблему, хотя оцени-вали ее по-разному. Т.Кампанелла, Ш.Фурье и В.Годвин считали, что счастье людей недостижимо при сохранении моногамной (единобрачной) семьи и се-мейного воспитания. Такую форму воспитания ребенка они отрицали как абсо-лютное зло. В то же время Т.Мор и Г.Мабли, настаивая на единобрачии, пред-полагали сочетание семейного и общественного воспитания. Т.Дезами и Р.Оуэн видели идеал будущего в свободном союзе свободных людей. При этом обще-ство должно взять на себя максимум забот о воспитании детей. Детям лишь в младенчестве надлежит жить с родителями. Затем они должны воспитываться в общественных детских учреждениях, чтобы преодолеть разнородность влияния 2

отца и матери на мировоззрение ребенка и создать для каждого маленького гражданина одинаковые условия развития его собственных способностей.

Последняя точка зрения получила некоторое распространение и в совет-ской педагогической науке. Вплоть до начала 60-х гг. XX века существовало мнение о том, что государство должно взять на себя ответственность за воспи-тание детей от рождения и до получения полного общего образования. Совре-менные ученые, не преуменьшая роли общественного воспитания, подвергают критическому пересмотру эту тенденциозную точку зрения, указывая, что гар-моничное развитие ребенка наиболее полно осуществляется при сочетании се-мейного и общественного воспитания, а не при их противопоставлении.

Понятие и специфика семейного воспитания

В современной отечественной педагогической литературе семейное вос-питание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия роди-телей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социаль-ных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных личностных свойств и качеств. В оп-ределенные периоды к семейному воспитанию могут привлекаться няни, репе-титоры, домашние учителя и гувернеры. Следовательно, семейное воспитание – это более или менее осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, ко-торые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у стар-ших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное воспитание рассматривается и как составная часть относительно контролируемой социализации человека в современном ци-вилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной связи с другими видами социального воспитания – школьного и общественного. Проблемы се-мейного воспитания, в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Исходя из этого, социальные педагоги считают, что семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей - социуму) личности, является концентрированным выражением ее уси-лий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья – таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гра-жданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их со-вокупность и формирует содержание семейного воспитания.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью де-мократического общества. Семья обязана сформировать физически и психиче-ски здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, го-товую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким самостоятельным, но взаимосвязанным на-правлениям. Их содержание можно свести к следующим позициям.

Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стерж-невой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, досто-инства, долга и т.д.

Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.

Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о прекрасном, существующем в жизни.

Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка при-вычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание орга-низма и др.

Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах го-сударства, общества и собственной семьи.

Интимно-эмоциональная сфера семейных отношений и любовь к ребенку оказывают неповторимое в других условиях влияние на характер его гендерно-го воспитания1 Особую важность в этой связи приобретает многообразие нравственных чувств, в формировании которых семья играет определяющую и незаменимую роль. Весь первичный опыт платонической любви и дружбы ре-бенок получает в семье и в первую очередь в виде любви и уважения матери. Научившись любит мать, он впоследствии, став взрослым, всегда с уважением будет относиться к женщине, материнству, семье. Только в семье рождаются нравственно-эмоциональные ценности, необходимые для будущей семейной жизни, - супружеские чувства, отцовские и материнские, сыновние и дочерние привязанности. В условиях семьи на примере матери девочка получает первые уроки женственности, а мальчик на примере отца – мужественности.

Семья вносит известный вклад в становление психологического пола ре-бенка, включающего определенный набор черт характера, особенностей пове-дения, установок, эмоциональных реакций и т.д. В настоящее время роли отца и матери взаимодополнимы, хотя частично и сходны. Родители, заменяя и допол-

1 Гендерное воспитание – одно из направлений воспитания, предполагающее формирование личностных свойств и качеств человека в зависимости от его половой принадлежности.

няя друг друга, решают разнообразные воспитательные задачи. Взаимодопол-нение связано, прежде всего, со спецификой выполнения мужских и женских социальных ролей в семье. От мужской роли отца обычно ждут энергичность, силу, смелость, ответственность за принятие решений и т.д. От роли матери за-висит воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты и других нравственных качеств человека Именно мать в первую очередь создает эмоциональный климат в семье, стремится к удовлетворению повседневных потребностей детей, вводит их в общение с более широким кругом родственни-ков, приучает к семейным традициям Однако родители - и отец и мать - совме-стно осуществляют заботу о детях, формируют их представления о мире и лю-дях, учат разбираться в социальных ситуациях, соблюдать моральные нормы.

Это лишь основные направления семейного воспитания. В разных семьях они в той или иной мере дополняются экономическим, политическим, экологи-ческим и другими направлениями воспитательного взаимодействия детей и взрослых, в зависимости от социокультурной среды семейного воспитания.

Социокультурная среда семейного воспитания

Считается, что социокультурная среда является ведущим компонентом се-мейного воспитания. Это объясняется тем, что она выступает как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную ос-нову семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными. Помимо них семья также включает в себя хо-зяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения также взаимосвя-заны с национальными и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно семья аккумулирует в себе всю их совокупность и формирует соответствую-щую социокультурную среду семейного воспитания.

К тому же именно семья является фундаментальной социальной ячейкой общества. От ее морального и физического здоровья зависит эффективность воспитания. Здоровая семья всецело связана с многими другими социальными общностями: образовательными (детский сад, школа, вуз), профессиональны-ми, общественными, других семей. Чем шире и глубже связи с ними, тем со-держательнее, богаче и интереснее ее жизнь, тем крепче сама семья и прочнее ее положение в системе общественных отношений.

Социокультурная среды семьи играет определяющую роль в формирова-нии потребностей и мотивов деятельности ребенка, в качестве которых на раз-личных стадиях жизни семьи могут выступать личный интерес, любовь, жела-ние сделать добро, самолюбие, здоровое честолюбие, честь семьи. Педагогиче-ски грамотная организация жизни в семье формирует у ребенка полезные по-требности: заботу о близких людях, любовь к ним, духовное общение и совме-стные переживания, разумное потреблении материальных благ, исполнение по убеждению, привычке и чувству долга любого домашнего труда и т.д. Сначала семья, а затем совместно школа и семья составляют содержательно-

организационное ядро целостного воспитательного процесса, вокруг и внутри которого концентрируются все другие воспитательные силы, образующие во взаимодействии целостность.

От социокультурной среды семьи зависит формирование основ личности, ее отношение к жизни. В свою очередь, эффективность семейного воспитания зависит во многом от связи родителей со школой. Взаимодействие семьи, шко-лы, общественности есть живой процесс организации всей жизни детей.

Семье, как специфическому проявлению социокультурной среды, свойст-венно естественное самоуправление, которое предполагает распределение функций между всеми ее членами, ответственное их исполнение. В ней форми-руется неформальное мнение по самым различным вопросам общественной жизни. Следовательно, социокультурная среда семьи - социальный микромир, отражающий всю совокупность общественных отношений к труду, событиям внутренней и международной жизни, культуре, друг к другу, порядку в доме, семейному хозяйству, соседям и друзьям, природе и животным. Все это - ос-новная питательная среда, в которой дети живут и которую отражают в себе.

Значение социокультурной среды семьи в становлении и развитии ин-дивида обусловлено, прежде всего, тем, что существующие в ней взаимоотно-шения выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента своего рождения. Кроме того, в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего включения ребен-ка в их систему. В свою очередь ее ведущая роль в воспитании заключается в том, что ее состоянием определяются меры функционирования и эффективно-сти других компонентов воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а за-частую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей.

Внутрисемейные отношения, как элемент социокультурной среды семьи, выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в про-цессе общения. Оно является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Имен-но в процессе общения с взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мыш-ления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в раз-личных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, каче-ства, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности.

В системе внутрисемейных межличностных отношений главенствующими являются отношения между супругами. Именно они создают семью и опреде-ляют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нрав-ственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности. Степень выразительности супружеских отношений по-разному представлена в различных типах семей и, следовательно, неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей. Сравнительные иссле-

дования показали, что, например, демократический тип отношений между суп-ругами обладает высоким воспитательным потенциалом. В таких семьях значи-тельно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, трудолюбие, скромность, от-ветственность, самокритичность. Дети из таких семей обнаруживают лучшую подготовленность к роли будущего семьянина, структура их жизненных целей представляет большую социальную ценность, чем у учащихся из семей с более низкой степенью демократизации отношений.

Воспитание ребенка также во многом зависит и от контактов, которые ус-танавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер, в результате чего заслуживает отдельного рассмотрения.

Проявление отношений родителей и детей

в семейном воспитании

Следует отметить, что в отношениях родителей и детей кроется сложная и достаточно парадоксальная проблема. Сложность ее - в скрытом, интимном ха-рактере внутрисемейных отношений, щепетильности «внешнего» проникнове-ния в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители обычно ее не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого-педагогической подготовки.

Известно, что отношения родителей и детей с годами складываются в оп-ределенные типичные варианты независимо от того, осознаются они ими или нет. Такие варианты начинают существовать как реальности отношений. При-чем их можно представить в определенной структуре — последовательных ста-диях развития. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обраща-ются к социальному педагогу или психологу, как правило, по поводу уже воз-никшей «вчера» или «неделю назад» тревожной ситуации. То есть они пре-имущественно видят не процесс формирования и развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный поступок ребенка.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными по-вседневными контактами. Понятие «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмо-циональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласован-ность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей к родителям. Однако, как заметил Л.Н.Толстой, все счастливые семьи похожи друг на друга, а вот каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.

Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопере-

живанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.д. Им свойственно бо-лее адекватное осознание «Я – образа» (самого себя в системе межличностных отношений), его целостность, развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. В семьях же с авторитарным отношением родителей к детям фор-мирование названных качеств затрудняется. В связи с этим многие исследова-тели приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей за-крепляются в их собственном поведении и становятся своеобразной психологи-ческой моделью в их дальнейших контактах с окружающими.

Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоцио-нальной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское соз-нание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми. Следовательно, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном воспитании.

Изучение учеными практики семейного воспитания позволило выявить не-которые основные тенденции формирования неблагоприятных отношений ро-дителей и детей в семье. В основу анализа положено видоизменение потребно-сти в общении - одна из фундаментальных характеристик межличностных от-ношений. В результате педагогами-исследователями выделены наиболее веские причины, формирующие отрицательно направленную воспитательную среду в большинстве современных российских семей.

1. Невысокий материальный уровень большинства трудовых семей, когда основное время родителей расходуется на добывание средств к существованию.

2. Низкая культура общественной жизни, двойная мораль отдельных слоев общества, недостаточная уверенность в завтрашнем дне, постоянная угроза по-тери работы, боязнь заболеть и другие причины, приводящие родителей в со-стояние повышенного эмоционального напряжения.

3. Двойная нагрузка на женщину в семье – работа на производстве и ре-шение задач по обеспечению повседневного функционирования семьи (приго-товление пищи, стирка, уборка помещений и др.).

4. Высокий процент разводов, являющихся следствием многих социально-бытовых, моральных и нравственных причин, обусловливающий достаточно большое количество так называемых «неполных семей».

5. Бытующее общественное мнение, что муж лишь помогает жене в воспи-тании детей. Объявленная законом равная ответственность родителей за воспи-тание детей на практике лишь декларируется.

6. Обострение конфликта между поколениями на уровне родителей и де-тей, вызванное неконтролируемым воздействием СМИ на сознание молодого поколения несоответствующих российскому национальному менталитету мо-ральных и нравственных ценностей.

7. Разрыв между воспитательной деятельностью семьи и школы.

Особое место в перечне причин формирования в семьях неблагоприятной воспитательной среды занимает так называемый «кризис отцов». Сегодня он проявляется в формах неполных семей, пьянства, отрешенности отца от семьи. Социальные педагоги это явление объясняют рядом объективных и субъектив-ных причин. Во-первых, педагогическая несовместимость родителей. В типич-ном варианте такие родители во взаимодействии с ребенком преследуют раз-ные педагогические цели, используют противоположные методы и средства. Во-вторых, это методы крайне жесткого воспитания, в результате чего дети на-чинают презирать, боятся и даже ненавидеть отца и любыми путями спасаться от него. Здесь на смену нормальному взаимодействию приходит полное отчуж-дение, зачастую порождающее в семье конфликтные ситуации.

Конфликты в семейном воспитании

Под конфликтом в семейном воспитании понимается ситуация нераз-решенного (неразрешаемого) противоречия, в которой родители и дети испы-тывают острый психологический дискомфорт и пытаются решить возник-шую проблему односторонне, бескомпромиссными путями и методами. В от-ношениях родителей и детей он крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, вы-дав им на подсознательном уровне своеобразный аванс в чувстве любви, по-требности друг в друге. Но как родители и дети распорядятся этим даром — проблема их общения и отношений.

Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в т. ч. и педагогической) и, наобо-рот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогиче-ские знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи. Аномалии в пси-хическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях кон-фликтных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возни-кать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих отрицательных яв-лений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо дей-ствуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.д.).

Считается, что конфликтная атмосфера семьи способна неблагоприятно влиять на ребенка уже в пренатальном периоде его развития. Волнение матери, как следствие стрессовой ситуации, оказывает разрушающее действие на плод. Ее эмоциональное состояние остро воспринимают дети любого возраста. Там, где взаимоотношения родителей искажены, развитие детей идет с отклонением от нормы. В таких условиях утрачиваются представления об идеалах любви и дружбы, которые человек усваивает в раннем возрасте на примере самых близ-ких людей - отца и матери. Кроме того, конфликтные ситуации ведут к тяже-

лым психическим травмам. Специальные исследования показали, что в семьях с ненормальными отношениями супругов более чем в два раза чаще встречают-ся дети с психическими и психологическими отклонениями. У детей, воспиты-вавшихся в семьях, где родители постоянно конфликтовали между собой, за-метно возрастает количество неблагоприятных неврологических реакций.

Что же мешает сформировать в семье благоприятную среду для полноцен-ного и гармоничного личностного формирования и развития ребенка? В число основных причин многие социальные психологи и педагоги включают:

􀂡 педагогическая наследственность. Результаты специальных исследова-ний показали, что если сами родители в детстве имели воспитательные пробле-мы внутреннего (личностного) и внешнего (социокультурного) характера, то они должны быть готовы к тому, что эти проблемы на подсознательном уровне могут проявиться и в их собственной воспитательной деятельности;

􀂡 изменяющиеся и усложняющиеся условия жизни. В жизни родителей не было многого из того, что окружает их детей и вызывает у них совсем иные за-просы и потребности. Их непризнание или осознание родителями невозможно-сти удовлетворения порождает напряженность во взаимоотношениях с детьми или их внутриличностную напряженность;

􀂡 снижение уровня педагогической культуры родителей. Это, отчасти, стало возможным по уже изложенным причинам (отрыв семьи от школы, от-сутствие у родителей времени на анализ и рациональное управление взаимо-действием с детьми и др.). Однако, к сожалению, во многих случаях это, как правило, обусловлено недостаточной ответственностью родителей за воспита-ние или полным отсутствием таковой.

Несомненно, что перечисленные и целый ряд других разнонаправленных причин порождают соответствующую реакцию со стороны детей. На формиро-вание ее характера и направленности влияют два фактора: индивидуальные психологические особенности ребенка и специфика воздействия родителей или других членов семьи. В педагогической литературе они рассматриваются как типичные реакции детей. Рассмотрим наиболее характерные из них.

Шалость – краткий, эпизодичный отрезок незначительно нарушающего существующие правила поведения ребенка, в котором ярко проявляется его ак-тивность, инициативность, изобретательность.

Озорство – сознательное незначительное нарушение ребенком установ-ленных правил с целью получить определенную моральную или материальную выгоду для себя.

Каприз выражается в нецелесообразных действиях и проступках, необос-нованном противодействии и сопротивлении указаниям, советам и требованиям взрослых. Внешне он проявляются в недовольстве, раздражительности, двига-тельном перевозбуждении.

Непослушание – наиболее распространенная в дошкольном и младшем школьном возрасте форма сопротивления требованиям, просьбам, советам ро-дителей, нравственным нормам семейного и общественного поведения.

Проступок – заблаговременно продуманное действие, наносящее ущерб другому лицу или сложившимся в данном социуме отношениям. Чаще всего он объясняется возрастными особенностями, неумением ребенка произвольно по-давлять свои сиюминутные желания и руководить собственным поведением.

Детский негативизм проявляется как немотивированное сопротивление ребенка влиянию на него окружающих людей. Различают две разновидности негативизма: пассивный и активный. В первом случае ребенок выражает свое нежелание выполнить просьбу или требование старших, а во втором поступает противоположным образом по сравнению с тем, что от него требуют.

Упрямство – психическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения ребенка, выражающаяся в сознательном (преднамеренном) необоснованном и нерациональном противодействии прось-бам, советам, требованиям и указаниям родителей. Это вид упорного непослу-шания, для которого нет видимых и четких мотивов. Оно также проявляется в желании продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда становится очевидным, что оно бессмысленно и не приносит пользы.

Каждая из рассмотренных реакций ребенка порождает соответствующую ответную реакцию родителей. Ее направленность, характер, методы и средства приобретают процессуальные признаки и формируют соответствующий каждой семье стиль семейного воспитания.

Стиль семейного воспитания

Стиль семейного воспитания представляет собой систему приемов и средств, а также характер эмоционального взаимодействия родителей (стар-ших) и детей. В педагогической литературе описана достаточно обширная его феноменология (А.И.Захаров, Э.Г.Эйдемиллер, А.Е.Личко и др.), однако в по-следнее время он рассматривается как своего рода реализация личностных осо-бенностей родителей во взаимоотношениях с детьми. Рассмотрим этот подход на основе соответствующей разработки А.Г.Лидерса и Е.Н.Спиревой1, по оцен-ке которых индивидуально-психологические особенности, например, матери, придают семейному воспитанию следующую специфику.

• Экстравертированная мама (активная, непосредственная, открытая в эмоциональных проявлениях) больше внимания, сил и времени уделяет воспи-танию ребенка, придает достаточное значение удовлетворению его потребно-стей. В то же время она требовательна, предъявляет больше запретов в воспи-тании, в связи с чем в семье возможна конфронтация с детьми.

• Спонтанная мама, склонная к раскованному самоутверждению, насту-пательности и лидированию, также уделяет ребенку много времени, предъявля-ет чрезмерное число требований, запретов и санкций, в связи с чем возможны случаи игнорирования его потребностей, что может привести к воспитательной конфронтации и отсутствию сотрудничества между родителем и ребенком.

1 См.: Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителей: Монография. –М.: Изд-во «Омега», 2006. –С.63-106.

• Агрессивная мама уделяет ребенку меньше внимания, может игнориро-вать удовлетворение его потребностей, а также предъявлять к нему повышен-ное число запретов, санкций. Такая мама склонна к эмоциональному отверже-нию ребенка, эмоциональной дистанции, вследствие чего в семье часты воспи-тательная конфронтация и отсутствие сотрудничества с ребенком.

• Ригидная мама предъявляет много требований и запретов, постоянно контролирует детей, уделяет их воспитанию достаточно много времени, сил и чрезмерного старания.

• Интровертированная мама (погруженная в свой внутренний мир, замк-нутая) склонна к оставлению ребенка на периферии педагогического внимания. Такая мама предъявляет недостаточно требований, запретов и санкций. В вос-питании часто наблюдается отсутствие сотрудничества с ребенком, проявляется эмоциональная дистанция.

• Сензитивная мама уделяет ребенку много внимания, с готовностью вы-полняет его просьбы, предъявляет мало требований и запретов. В воспитании наблюдается эмоциональная близость между родителем и ребенком.

• Тревожная мама также уделяет ребенку много внимания, сил и времени, часто уступает ему, предъявляет мало требований и запретов. В воспитании часто проявляется тревожность за ребенка, что его инфантилизирует.

• Лабильная мама, склонная к компромиссам, достаточно уделяет време-ни и сил воспитанию, удовлетворению потребностей детей, предъявляет мень-ше запретов, санкций, но больше требований. С ребенком ей легче сотрудни-чать, наблюдается эмоциональное принятие ребенка, духовная близость с ним.

Стиль воспитания также во многом определяется личностными ресурсами семьи, которые, с одной стороны, зависят от состава семьи (полная или непол-ная семья, многодетная семья, наличие близких родственников - братьев, сес-тер, бабушек, дедушек и пр.), а с другой - от состояния здоровья, образования, индивидуальных интересов, уровня притязаний и т.д. старших членов семьи. В этом случае одной из важнейших характеристик выступает отношение старших к младшим, как к своим безусловным жизненным ценностям, от чего зависит мера их участия в воспитании.

Определенную роль в формировании стиля семейного воспитания играют и материальные ресурсы (затраты на питание, одежду, возможность приобре-тать игрушки, книги, аудиовизуальную технику, наличие у младших персо-нального пространства - комнаты, детского уголка, письменного стола и пр.).

В наиболее обобщенном виде стиль семейного воспитания в педагогиче-ской литературе определяется как авторитарный, демократический или либе-ральный с достаточно широким спектром промежуточных вариантов. Напри-мер, для авторитарного стиля воспитания характерно стремление старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресекать их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, контролировать их поведе-ние, интересы и даже желания. Ему присуща строгость и безаппеляционность суждений родителей. Угроза с целью принуждения выступает его главным средством. Коммуникация направлена преимущественно от старших к млад-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.056 с.)