Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность как объект изучения↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
Прежде чем рассматривать проблему личности, как объекта специального психолого-педагогического изучения, необходимо отметить, что в отечествен-ной научной мысли последних лет отмечается достаточное разнообразие под-ходов к ее разрешению. Ряд исследователей обращают главное внимание на со-держание и уровень развития основных ее психических свойств (направленно-сти, темперамента, характера и способностей). Другие предлагают не оставлять без внимания еще одну группу явлений, имеющих психологическую природу формирования и существования – знаний, навыков и умений. Также нельзя не 1 Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. –Т.5. –М.: Педагогика, 1990. –С. 15. отметить еще один подход, обосновывающий важность учета в личностной структуре психического компонента, характеристики которого зависят от уров-ня развития познавательных и эмоционально-волевых процессов. Анализ представленных подходов позволяет сделать вывод, что они не противоречат друг другу. В каждом из них отражается тот или иной уровень познания конкретной личности. Наиболее полная информация о человеке инте-ресует специалистов групп профессионального отбора (подбора персонала), вследствие чего они обращают внимание на все три компонента – процессы, образования и свойства. Для руководителя структурного подразделения (ме-неджера) весьма важным является уровень профессиональной подготовленно-сти (знания, навыки, умения) и сформированность личностных качеств сотруд-ника. Другим специалистам достаточно информации об особенностях лишь от-дельных элементов личностной сферы (например, характера) сослуживца, со-трудника. Такой подход к решению этой задачи в большинстве случаев сложился эм-пирическим путем и пока удовлетворяет потребности межличностного взаимо-действия в условиях совместной учебной, профессиональной и другой деятель-ности людей. Вместе с тем для однозначного понимания сущности и показате-лей тех или иных элементов личностной сферы человека различным специали-стам (учителями, преподавателями, социальными работниками, руководителям и т.д.) важно исходить из единых научных позиций. Эту функцию реализуют общие методологические основы изучения личностных особенностей человека. Методологические основы изучения личности Изучение личности - это не только служебная обязанность сотрудника пе-дагогической, социальной, экономической и т.д. структуры, но и прикладное направление психологии и педагогики. Обе науки считают, что в этом случае руководитель имеет дело с постоянными (биологически обусловленными, вро-жденными) и переменными (социально зависимыми) величинами, характери-зующими внутренний (психологический) мир человека. Для того чтобы они были выявлены и объективно интерпретированы, должна быть проведена дос-таточная теоретическая работа, опирающаяся на соответствующие принципы. К наиболее значимым из них в современной науке относят: принцип отражения, суть которого состоит в том, что адекватное воспри-ятие (отражение) сознанием окружающего мира обеспечивает человеку эффек-тивную регуляцию его деятельности; принцип развития ориентирует менеджера, специалиста на изучение усло-вий появления тех или иных особенностей личности сотрудника (подчиненно-го), динамики их совершенствования, конкретных количественных, качествен-ных и других показателей; принцип диалектической связи сущности и явления, предполагающий вза-имное обусловливание этих философских категорий в профессиональной дея-тельности специалиста сервисной, экономической, социальной и т.д. сферы при их нетождественности; принцип единства сознания и деятельности требует учитывать, что созна-ние человека формируется и развивается в его деятельности, которая, в свою очередь, управляется (регулируется) сознанием; личностный принцип требует от руководителя целостного восприятия ин-дивидуальных особенностей сотрудника, учета конкретной жизненной ситуа-ции, его онтогенеза. Перечисленные принципы должны быть положены в основу работы по изучению личностных особенностей подчиненных сотрудников или сослужив-цев. Вместе с тем эта работа предполагает направленность на решение ряда специфических задач личностной диагностики. 1. Выявление относительного уровня личностного развития человека за определенный промежуток времени. Решение этой задачи производится по-средством проведения так называемых «исследовательских срезов» - диагно-стики особенностей личностной сферы в том или ином направлении. Например, для определения уровня умственного развития необходимо выделить его пока-затели и лишь после этого провести их конкретное изучение. Аналогичным об-разом определяется уровень развития других составляющих интеллектуального развития (например, памяти, воображения, мышления и т.д.). Далее такой же подход должен быть использован применительно и к другим психическим яв-лениям личности. 2. Анализ изменений уровня личностного развития человека под воздейст-вием определенных факторов. Для анализа характера изменений уровня психи-ческого развития человека под влиянием определенных ситуаций или целена-правленных профессиональных, воспитательных и других видов взаимодейст-вий необходимо знать как возможные пути такого изменения, так и методы его фиксации. Используя диагностические методики важно получить несколько срезов для выявления тенденции в личностном развитии и затем на основе по-лученных данных оценить практическую эффективность действующих внеш-них (воспитательных, профессиональной деятельности и др.) факторов. 3. Выявление потенциальных возможностей дальнейшего психического развития. Решение этой задачи представляет собой реализацию прогностиче-ской функции процесса изучения личностных особенностей человека. Она ста-новится возможной потому, что результаты, уже достигнутые личностью в раз-витии, составляют базу для дальнейшего совершенствования («зону ближайше-го развития»). Все это придает особую значимость поиску и применению мето-дов установления не только существующего уровня психического развития, но и направлений его последующего изменения. Наряду с представленными специфическими задачами диагностики целе-сообразно рассмотреть более частные требования к подбору и применению ме-тодов изучения личностных особенностей людей. Прежде всего, проводя пси-хологическое изучение личностных особенностей, необходимо использовать не одну какую-то, пусть даже очень надежную, методику, а их систему, обслужи-вающую решение данной диагностической задачи. Составляющие ее методики по возможности должны иметь естественный характер (т.е. реализовываться в обычных условиях учебной, служебной или другой деятельности) и подбирать-ся с учетом возрастных, профессиональных и других индивидуальных особен-ностей обследуемых. Для получения наиболее достоверных результатов необходимо, чтобы ме-тодики и приемы не только охватывали все стороны исследуемого явления, но и взаимно перекрывались. При этом подбирать методики надо так, чтобы каж-дая из них допускала как качественный, так и количественный анализ получае-мых данных и в то же время была бы достаточно простой, не требовала гро-моздких процедур обработки и интерпретации полученных результатов. Выполнение изложенных принципов, специфических задач и частных тре-бований к изучению особенностей личностной сферы человека имеют весьма большое значение. Его результаты в этом случае могут быть переданы для ис-пользования другим сотрудниками (менеджерам других направлений фирмы, организации), так как они будут базироваться на единой методологической ос-нове. Однако для точной и полной характеристики сотрудника недостаточно лишь опираться на единые методологические позиции. Также необходимо от-разить качественные и количественные показатели всех профессионально важ-ных психических явлений его личности. Это обусловило необходимость фор-мирования единого подхода к структуре психологической характеристики под-чиненного. Структура психологической характеристики Как показывает практика, постоянное изучение подчиненных сотрудников и их характеристика - одна из наиболее сложных обязанностей менеджера, осо-бенно в первые месяцы, а иногда и годы его профессиональной деятельности после окончания вуза. Нередко из-за неумения точно охарактеризовать сослу-живца или формального подхода к этой работе у него формируется искаженный социальный облик (имидж), отрицательно влияющий на дальнейшую профес-сиональную деятельность (неоправданное повышение или понижение по служ-бе, увольнение и др.). Это предъявляет к руководителю достаточно высокие служебные и этические требования. Для их выполнения необходимо знать, что изучать в личности и как интерпретировать полученные результаты в его ха-рактеристике. В концентрированном виде ответ на вопрос, что изучать в личности сфор-мулировал известный отечественный психолог С.Л.Рубинштейн. "Изучение психического облика личности включает три основных вопроса, - писал он. - Первый вопрос, на который мы стремимся получить ответ..., гласит: чего он хочет, что для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направ-ленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах. Но вслед, естественно, встает второй: а что он может? Это вопрос о способностях, дарованиях человека. Однако способности - это сперва только возможности; для того, чтобы знать, как реализует и использует их человек, нам нужно знать, что он есть, что из его тенденций и установок вошло у него в плоть и кровь и 1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. –Т.2. –М.: Педагогика 1989. –С. 99. закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это вопрос о ха-рактере человека"1. Изложенное помогает увидеть особенности сотрудника, которые следует изучать руководителю в интересах повышения результативности управленче-ской и педагогической работы с ним. Каково же содержание того, что следует изучать в личности подчиненного? Что хочет человек - это то, что привлекает его, побуждает к действию, оп-ределяет его целеустремленность и характеризует направленность личности, ее мировоззрение. Получить ответ на этот вопрос - значит изучить интересы, по-требности сотрудника (в чем он испытывает в большей степени нужду в духов-ном и материальном плане); идеалы (кто для него является примером, кому и в чем он хотел бы подражать); ближайшие и перспективные цели (к чему стре-мится в работе над собой, общении с другими людьми, какие строит планы); преимущественную мотивацию в отношении к профессиональной подготовке и деятельности (что именно побуждает его к деятельности; развитость чувств корпоративного долга, чести, достоинства, ответственности; интерес либо ко-рысть, боязнь или другие силы); отношение к религии (что исповедует, влияние религиозности на отношение к служебной деятельности, профессиональной подготовке, окружающим его людям и самому себе). Полученные сведения о направленности, мировоззрении подчиненного помогут руководителю лучше понять своеобразие отношений сотрудника к вы-полнению своих служебных и профессиональных обязанностей, другим людям, предвидеть его возможное поведение в различных ситуациях, определить на-правленность своей работы в целях укрепления (развития, изменения) тех или иных взглядов, установок, интересов, идеалов. Что может человек - это вопрос об уровне и особенностях его профессио-нальных знаний, навыков и умений; дарованиях, возможностях проявления его личностных особенностей в чем-либо, предрасположенности к тому или иному виду профессиональной деятельности. Он характеризует особенности развития психических процессов личности: познавательных (особенности внимания, мышления, памяти, воображения, представлений, речи); эмоциональных (вос-питанность чувств, их нравственное содержание, проявляющееся в отношении к выполнению долга, людям, различным событиям); волевых (смелость, реши-тельность, настойчивость, упорство и др.). Уровень развития перечисленных явлений предопределяет качество про-фессиональных способностей сотрудника на основе реализации имеющихся у него знаний, навыков и умений. В то же время, познавая его возможности, ру-ководитель более целенаправленно и предметно может строить с ним взаимо-отношения в профессиональной подготовке, корпоративном воспитании, доби-ваясь необходимого уровня знаний, навыков и умений, формирования профес-сионально важных личностных свойств и качеств. Что есть человек - то есть сложившиеся, устоявшиеся стержневые особен-ности личности. Как уже отмечалось, это, прежде всего, вопрос о характере че-ловека, его жизненной позиции, привычках. Каждому сотруднику присущи свои устойчивые особенности. В этом суть его индивидуальности. Данные осо-бенности личности проявляются в его отношении к самому себе, видении себя (критичность, устремленность к самосовершенствованию или самовлюблен-ность); отношении к профессиональным обязанностям, событиям, протекаю-щим в фирме, другим людям; личностных установках, принципах, правилах; общении; деятельности; активности. Стержневые особенности человека являются результатом развития инди-видуальности под влиянием среды, целенаправленного обучения, воспитания и личной активности, преломляющихся в соответствии с его темпераментом, в процессе всей предшествующей жизни. Выявление социальных факторов, в ус-ловиях действия которых человек развивался с раннего возраста (национальные обычаи, традиции, нормы поведения, религиозность, местность где рос, осо-бенности семьи, друзья, референтные группы, учителя, влиятельные личности и т.д.), позволяют руководителю понять своеобразие сформированности психоло-гии личности. Зная особенности характера, темперамента, жизненной позиции, закрепившиеся привычки подчиненного ему сотрудника или сослуживца, он во многом может понять его поведение, действия и поступки, предвидеть их про-явление в различных условиях обстановки, более целенаправленно использо-вать индивидуальные возможности психологии человека в интересах повыше-ния уровня его профессиональной деятельности. Все это формирует соответст-вующее содержание знаний о человеке. Содержание знаний о человеке Содержание знаний о человеке формируется в результате получения отве-та на вопрос, что необходимо знать о нем для повышения эффективности слу-жебного взаимодействия (организации и управления его деятельностью, его профессионального обучения и воспитания) с ним. Ответ на этот вопрос можно найти в отечественной психолого-педагогической литературе последних лет. Рассмотрим наиболее часто встречающийся подход. 1. Жизненный опыт человека. Место рождения. Где живут и работают родители, другие близкие родственники? Состав семьи. Отношение родителей к детям и между собой. Кто из родителей оказывал большее влияние и почему? Женат (замужем) или холост. В какой школе учился? Успехи в учебе. Какие предметы любил и почему? Чем увлекался в свободное время? С кем дружил? Какие кружки посещал? Какую выполнял общественную работу? Какую читал литературу, что привлекало в ней? О какой профессии мечтал? Исповедует ли религию? Если да, то какую? Отношение к ней. Влияние религии на профес-сиональную деятельность, поведение в быту, отношения с сослуживцами. 2. Направленность личности, которая проявляется в общих и частных целях учебной, профессиональной и др. деятельности, нравственных взглядах, убеждениях, идеалах, жизненных установках, общем кругозоре, мотивах пове- дения, профессиональной подготовки, профессиональной деятельности, целе-устремленности при достижении значимых для него жизненных целей. 3. Особенности характера подчиненного. Показателями его проявления выступают: его сила; отношение к коллективу и его руководителю, себе, това-рищам, служебной деятельности; целеустремленность; устойчивость и работо-способность; принципиальность и ответственность при решении возложенных на него служебных задач, выполнение общественно-значимой работы; отноше-ние к материальным и моральным стимулам, реализуемым в конкретной фирме. 4. Темперамент. Его своеобразие определяется типом нервной системы (холерическим, сангвиническим, меланхолическим, флегматическим) и прояв-ляется в подвижности, общительности, усидчивости, эмоциональности. Знание типа темперамента позволяет наиболее рационально определить круг обязанно-стей сотрудника. 5. Интеллектуальные и познавательные качества личности в значи-тельной степени характеризуются способностью к анализу, обобщению, срав-нению; склонностями к конкретной деятельности; ведущими интересами и их направленностью (что читает, чем увлекается); методическими навыками в са-мостоятельной работе по самосовершенствованию; уровнем внимания и на-блюдательности; характеристиками памяти и др. 6. Эмоциональные качества личности отражаются во внутренних отно-шениях сотрудника к явлениям и объектам окружающего мира, побуждая его к активности, преодолению трудностей. Они характеризуют: направленность пе-реживаний; сформированность чувства корпоративного и профессионального долга, ответственности; способность управлять своими чувствами в экстре-мальных условиях деятельности. 7. Волевые качества. К профессионально важным волевым качествам сотрудников сервисной, социальной, экономической и др. сферы общества от-носятся: целеустремленность, самообладание, решительность, самостоятель-ность, настойчивость, способность принимать самостоятельные решения и до-биваться их выполнения, инициативность, исполнительность. 8. Привычки сотрудника могут иметь положительный или отрицательный аспект. К положительным привычкам можно отнести профессиональную акку-ратность, исполнительность, ответственность за решение различных вопросов служебной деятельности, профессиональной подготовки, социально-общественной работы; непримиримость к недостаткам и т.д. К отрицательным - невыдержанность, грубость, сквернословие, неряшливость, несобранность. 9. Социально-общественная активность проявляется в выполнении об-щественных поручений (имеет постоянное или выполняет отдельные поруче-ния, отношение к ним и результативность деятельности); оценке непосредст-венными руководителями ее мотивов (сложившаяся установка активности, по-требность в общении с людьми, активность по развитию фирмы, показная ак-тивность и т.д.); критичности оценки своей деятельности и деятельности дру-гих сотрудников. 10. Корпоративная дисциплинированность отражает интегральный уро-вень воспитанности сотрудника, насколько он способен управлять своим пове-дением в соответствии с существующими требованиями. Показателями дисци-плинированности выступают знание и выполнение требований, организован-ность, аккуратность, пунктуальность, исполнительность, честность, правди-вость, искренность. 11. Физическое развитие и состояние здоровья. Необходимость учета руководителем данного показателя диктуется тем, что физическое развитие и культура характеризуют многогранность, совершенство личности. Оно в значи-тельной степени определяет возможности подчиненного преодолевать возни-кающие трудности (напряженность) решения профессиональных задач, дости-гать профессионального успеха в сложных условиях. Физическое развитие ха-рактеризуется уровнем общей физической подготовленности, расположенно-стью к заболеваниям; систематическим закаливанием своего организма; под-держанием нормального физического состояния путем тренировок (занятий в секциях, клубах и т.д.) Знание руководителем перечисленных характеристик подчиненного, по-зволит ему достаточно полно определить психологические особенности его личности, предвидеть поступки, более целенаправленно строить работу с ним по формированию и закреплению тех из них, которые имеют положительную направленность и могут использоваться в интересах повышения качества про-фессиональной деятельности сотрудника. Однако полнота и объективность этой информации во многом зависит от выполнения ряда важных организаци-онно-педагогических требований. Требования к изучению сотрудника Рассмотренные ранее методологические позиции отечественной психоло-гии требуют исследовать любое явление в процессе его постоянного развития. Это в полной мере относится и к изучению человека. Вследствие этого изуче-ние индивидуальных психологических особенностей подчиненного персонала должно осуществляться с учетом происходящих в нем физических, нравствен-ных, духовных и др. изменений. Для этого каждое личностное качество целесо-образно рассматривать со следующих точек зрения:
• особенности проявления этого качества в настоящее время и степени изменения по сравнению с прошлым, что позволяет выявить динамику их по-следующего развития;
• устойчивость исследуемого качества при его проявлении в усложнен-ных и неблагоприятных условиях профессиональной деятельности или меж-личностного взаимодействия;
• выявление причин, вызвавших формирование данного качества;
• оценка сочетаемости выявленного личностного качества с другими пси-хологическими особенностями сотрудника.
Не менее важным является требование изучать подчиненного всесторонне, комплексно. С этой целью менеджеру рекомендуется:
применять не один метод, а сочетать его с другими в процессе изучения личности. Данные, полученные одним методом, должны подтверждаться, опро-вергаться или дополняться другими;
изучать сотрудника в различных видах его профессиональной деятель-ности и межличностного взаимодействия;
анализировать проявление индивидуальных психологических особенно-стей подчиненных сотрудников с позиций их оценки другими категориями ру-ководителей службы, организации, фирмы, которые взаимодействуют с ними. Обобщение и сопоставление оценочных суждений каждого позволяет сделать более объективный вывод о личностных особенностях сотрудников.
В число требований к изучению сотрудника также входит необходимость решения этой задачи в условиях структурного подразделения (коллектива) и с привлечением других сотрудников (через коллектив). Для этого необходимо:
● сравнивать поведение и поступки подчиненного с аналогичными прояв-лениями личностных особенностей других сотрудников;
● учитывать характер функционирования, решаемые (сервисные, соци-альные, экономические и др.) задачи и специфику морально-психологической атмосферы организации, в которой сотрудник работал до этого;
● знать и учитывать оценочные суждения других сотрудников об особен-ностях личностной сферы подчиненного.
И, наконец, менеджеру (специалисту) для повышения уровня объективно-сти информации о психологических особенностях подчиненных и сотрудников весьма важным является постоянное углубление имеющейся информации о них, умение подвергать ее логической обработке и психолого-педагогическому анализу. Только в этом случае создается предпосылка для прогнозирования по-ступков и поведения сотрудников в различных условиях профессиональной деятельности и межличностного взаимодействия. Вместе с тем информация о психологических особенностях личности, ко-торой владеет руководитель, может использоваться и за пределами фирмы (ор-ганизации). В этом случае возникает вопрос о форме ее передачи. Одной из них выступает психологическая характеристика. Следует учитывать, что составление полной психологической характери-стики сотрудника - задача психолога подразделения профессионального отбора или подбора персонала. Однако ее наиболее ярко выраженные элементы (на-пример, доминирующие в данный период черты характера, эмоциональные со-стояния и др.), существенно влияющие на качество профессиональной деятель-ности, должны входить в содержание служебной характеристики (рекоменда-ции), которую дает руководитель (рекомендующий). В связи с этим возникает весьма важная этическая проблема, проявляющаяся при передаче результатов изучения особенностей личностной сферы подчиненных (сотрудников) другим категориям руководителей. Этические требования к использованию результатов психологического изучения сотрудника Проблема педагогических требований к использованию результатов пси-хологического изучения личности, особенно рекомендуемых для работы в дру-гих структурных подразделениях фирмы, требует особого внимания. Как пока-зывает анализ профессиональной деятельности руководителя, ему становится доступной достаточно конфедицеальная информация, которую можно исполь-зовать в различных интересах. Это предъявляет к руководителю особые педаго-гические и профессионально-этические требования. Рассмотрим первые из на-званных, являющиеся предметом психологии и педагогики. Надо отметить, что каждая конкретная ситуация применения результатов психологического изучения подчиненного предполагает наличие у руководите-ля собственной оценки психической реальности, в которой находится сотруд-ник, и ее совпадение с аналогичной оценкой другого пользователя информаци-ей (руководителя другого структурного подразделения фирмы) в соответст-вующих областях их применения. Сообщая этим лицам собственную психоло-гическую характеристику сотрудника, необходимо исходить из того, что каж-дый из пользователей его информацией должен быть подготовлен к ее воспри-ятию и рациональному применению. Важно уяснить, на сколько другой руко-водитель сформировал в отношении получаемой информации свою личную психолого-педагогическую установку - задачу понимания ее значимости для себя и сотрудника, с которым он будет работать. При этом считается нецелесо-образным разглашать информацию о подчиненном, не относящуюся к сфере профессиональной деятельности информируемого лица. Следует учитывать, что у пользователя информацией в ходе ее доведения формируется собственное оценочное суждение об ее объективности и полноте. Следовательно, руководитель должен предложить ее в понятной форме с ис-пользованием доступной лексики, однозначно толкуемых категорий и четкими выводами. Это позволит новому пользователю информацией о личностных осо-бенностях сотрудника уйти от необходимости самостоятельной интерпретации полученной информации в свете своих служебных задач и задач, стоящих перед подразделением. В профессиональной деятельности руководителя также нередки случаи, когда он использует имеющуюся у него информацию о психологических осо-бенностях личности подчиненного в интересах воспитательного воздействия на него или повышения эффективности профессионального обучения. В этом слу-чае это чисто педагогическая информация, так как предполагается, что сотруд-ник, осознав предъявляемые к нему требования или рекомендации, будет сам оказывать на себя воздействие, заниматься саморазвитием. В этой педагогиче-ской ситуации руководитель несет личную педагогическую ответственность за корректность выводов, их точность и достоверность, за их этический аспект и в меньшей степени за то, как они будут использованы. Таковы основные методологические, методические и этические положе-ния, на которые опирается психология и педагогика, рассматривая личность как предмет изучения со стороны менеджера или специалиста сервисной, социаль-ной или экономической сферы общества. Многие из них еще находятся в ста- дии подробной научной и прикладной разработки, однако даже имеющийся уровень уже позволяет более эффективно решать эту задачу. Прежде всего, это касается собственно процесса диагностики психологических особенностей лич-ности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.89.70 (0.011 с.) |