Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретическая грамматика английского языка
Учебная программа для студентов БГПУ по специальности 033200.00 «иностранный язык с дополнительной специальностью»
Автор-составитель: А.А. Ривлина
Благовещенск 2005
ББК 81.432.1-2р30 Печатается по решению редакци- Т 33 онно-издательского совета Благо- вещенского государственного педагогического университета
Теоретическая грамматика английского языка: Учебная программа для студентов БГПУ по специальности 033200.00 – «Иностранный язык с дополнительной специальностью»/ Авт.-сост. А.А. Ривлина. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2005. – 25с. Программа предусмотрена для студентов IV курса английского отделения факультета иностранных языков. Программа раскрывает основные понятия и методы теоретической грамматики, знакомит студентов с наиболее важными проблемами грамматического строя современного английского языка. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Автор-составитель: А.А. Ривлина, кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии БГПУ
Рецензенты: И.Б. Кайкова, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков ДальГАУ Е.А. Тарасова, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой немецкого языка БГПУ © А.А. Ривлина, 2005 © Издательство БГПУ, 2005 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целью настоящего курса является дать студентам глубокое представление о грамматическом строе английского языка с точки зрения системного подхода к языку. Исходя из этого, основные задачи курса формулируются следующим образом. 1. Представить студентам теоретически обоснованную и систематизированную информацию по основным разделам грамматики, обобщив основные сведения, усвоенные ими в курсе практической грамматики, и дополнив их в соответствии с новейшими исследованиями в лингвистике. 2. Ознакомить студентов с наиболее важными спорными вопросами грамматики в изложении разных языковедов, развивая способность к сопоставлению различных точек зрения и научной аргументации. 3. Научить студентов применять знания, полученныев курсе теоретической грамматики в преподавании английского языка в школе и в переводческой работе. 4. Развивать умение самостоятельно работать с научной информацией по грамматическим исследованиям в филологии.
Особое место данного курса в профессиональной подготовке филологов обусловлено тем, что он тесно связан и опирается на такие ранее изученные дисциплины, как практическая грамматика английского языка, общее языкознание, а также предполагается использование знаний, приобретенных студентами в рамках изучения других теоретических филологических дисциплин – теоретической фонетики английского языка, истории английского языка, стилистики, лексикологии, теории и практики перевода. Отличительной чертой данного курса является то, что он читается на английском языке, тогда как большая часть рекомендуемой теоретической литературы и учебных пособий даются на русском языке; таким образом, освоение курса предполагает достаточно высокий уровень владения английским языком, в частности в его научном функционально-стилистическом варианте, а также наличие определенных умений и навыков перевода с русского языка на английский. Данная учебная программа разработана на основе учебного плана специальности 033200 – «иностранный язык с дополнительной специальностью». В результате изучения курса студент должен знать основные понятия и методы теоретической грамматики, этапы развития теоретического осмысления грамматики, основные теоретические подходы и главных представителей различных теоретических направлений в грамматике, уметь формулировать проблемы, спорные вопросы и пути их решения в теоретической грамматике, аргументировать выбор собственной точки зрения по каждой проблеме, проводить теоретический анализ различных грамматических явлений на материале английского языка и в сопоставлении с аналогичными явлениями русского языка. Курс рассчитан на 46 часов аудиторных занятий, из которых 24 часа отводится на лекции и 22 часа - на семинарские занятия, а также на 46 часов самостоятельной работы студентов. В лекционном курсе освещаются основные положения и направления теоретической грамматики, дается основной понятийный и терминологический аппарат. На семинарских занятиях проверяется усвоение студентами лекционного материала, уровень владения основными понятиями и терминами теоретической грамматики, выясняются наиболее сложные вопросы, недостаточно усвоенные во время лекций, дается дополнительный материал, заслушиваются доклады и сообщения по вопросам, недостаточно подробно освященным или не освященным во время лекций, выполняются упражнения, предусмотренные по каждой теме в пособиях-практикумах. В ходе семинарских занятий студенты самостоятельно подбирают и анализируют иллюстративный языковой материал, обобщают собственные наблюдения над грамматическим строем английского языка, сопоставляют его с грамматическим строем родного языка и второго иностранного языка. Краткое содержание лекций, список терминов по каждой теме и основные упражнения изложены в специально изданных к данному курсу методических рекомендациях. Кроме того, тексты лекций в двух вариантах (на русском и английском языках) предоставляются студентам в печатном и электронном вариантах для дополнительного самостоятельного изучения.
Курс читается в седьмом семестре. В конце курса проводится экзамен. Во время экзамена студенту предлагается продемонстрировать уровень усвоения знаний по теоретическим вопросам, а также выполнить ряд заданий, выявляющих умение применять полученные знания в анализе конкретного грамматического материала. При этом в течение семестра студенту предстоит сдать контрольно-зачетные задания по двум главным блокам курса – морфологии и синтаксису (на усмотрение преподавателя: устно или в виде письменных тестов), которые являются обязательным условием допуска студента к экзамену и результаты которых учитываются при выставлении экзаменационной оценки. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВВЕДЕНИЕ Тема 1: Язык и грамматика. Системный подход Системность языка в целом и грамматики, как одной из подсистем языка. Понятие языковой единицы. Знаковость языковых единиц. Уровни языковых единиц. Сегментные и сверхсегментные единицы языка. Разграничение языка и речи, как один из основных принципов системной теории языка. Теоретическая грамматика как лингвистическая дисциплина, изучающая грамматический строй языка, ее соотношение с практической грамматикой. Морфология и синтаксис как два основных раздела грамматики.
Синтагматический и парадигматический аспекты грамматики. План выражения и план содержания грамматических элементов, синонимия и омонимия в грамматике. Диахрония и синхрония в изучении грамматических явлений. МОРФОЛОГИЯ Тема 2: Морфемная структура слова Определение морфемы. Ее статус в уровневой системе языка в соотношении со словом. Традиционная классификация морфем, их позиционная и семантическая характеристика. Корень и аффиксы. Лексические и грамматические морфемы. Внешняя и внутренняя флексия. Особенности флексий в английском языке. Соотношение морфемы, морфа и алломорфов. Дистрибутивный анализ морфем. Контрастивная, неконтрастивная, дополнительная дистрибуция морфем. Дистрибутивная классификация морфем: морфемы свободные и связанные, открытые и скрытые, сегментные и сверсегментные, непрерывные и разрывные, аддитивные и заместительные, пустые и полные (понятие нулевой морфемы). Относительный характер выделенных типов морфем.
Тема 3: Грамматические категории слова Грамматическая форма и индивидуальное грамматическое значение. Грамматическая категория как система выражения обобщенного грамматического значения. Синтетические и аналитические грамматические формы. Типы грамматических категорий: имманентные и рефлективные категории/ закрытые и трансгрессивные категории, категории постоянного и переменного признака. Оппозиционное представление грамматических категорий. Оппозиции бинарные и сверхбинарные; привативные, градуальные и эквиполентные. Сильный и слабый члены оппозиции, их формальное и функциональное различие. Контекстная редукция грамматической оппозиции.
Тема 4: Теория частей речи Понятие части речи как лексико-грамматического класса слов. Критерии выделения частей слов: семантический, формальный, функциональный. Основные части речи в традиционной классификации. Проблема адекватности классификации частей речи. Полевая теория частей речи. Полидифференциальные и монодифференциальные классификации частей речи. Синтаксико-дистрибутивная классификация слов Ч. Фриза. Трехслойное членение словарного состава на основе синтеза традиционной и синтаксико-дистрибутивной классификаций: знаменательные, служебные и местоименные части речи. Открытость и закрытость сверх-классов слов.
Тема 5: Имя существительное Имя существительное как часть речи, обозначающая предметность. Его формальные и функциональные признаки. Проблема существительного, выступающего в функции определения. Грамматически существенные подклассы существительного: существительные собственные и нарицательные, исчисляемые и неисчисляемые, одушевленные (личностные и неличностные) и неодушевленные.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.013 с.) |