Чисто общественное благо и чисто частное благо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чисто общественное благо и чисто частное благо



 

В системе классификации экономических благ можно выделить два их основных вида:

- чисто общественное благо (благо, которое потребляется большим количеством экономических агентов вне зависимости платят они за него или нет). В качестве примера, национальная оборона, органы по ликвидации чрезвычайных ситуаций, уличное освещение, мост через реку, маяк в море, прогноз погоды и т.п.;

- чисто частное благо – товары индивидуального потребления (благо, которое потребляется экономическим агентом после покупки его за отдельную плату). В качестве примера, продукты питания, одежда и т.п.

С точки зрения характера распределения полезности среди экономических агентов (признак избирательности или неизбирательности) и степени доступности блага для потребителей (признак исключаемости или неисключаемости), чисто общественное благо обладает двумя ключевыми свойствами. Во-первых, свойство неизбирательности или неконкурентности в потреблении, которое означает, что потребление данного блага одним экономическим агентом не влечет за собой ограничение в потреблении рассматриваемого блага другими лицами. Во-вторых, свойство неисключаемости в потреблении, которое означает невозможность ограничения в потреблении рассматриваемого блага даже в случае, если экономический агент за него не платит. В свою очередь, частные блага обладают свойством избирательности (данные товары приобретаются и потребляются индивидуально в соответствии с основными предпочтения экономического агента, что сводится к тому, что потребление данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным потребление этого товара другими агентами) и исключаемости (невозможность потребления данного блага при отсутствии оплаты за товар).

В целом, чисто общественное благо, в отличие от чисто частного блага, не может быть разделено на отдельные части и продано по частям.

Таким образом, можно выделить следующие свойства чисто общественного блага:

- неделимость данного товара, т.е. индивид не имеет возможности определения объема потребления данного блага, при этом несмотря на то, что общественное благо потребляется, как правило, коллективно, однако индивидуальная польза для каждого экономического агента различна;

- появление дополнительного потребителя общественного блага не уменьшает выгод для существующих потребителей;

- коллективное потребление, использование;

- потребление одними экономическими агентами не влияет на количество потребления данного блага другими экономическими субъектами;

- производство и потребление чисто общественного блага сопряжено с положительными внешними эффектами;

- предельные издержки для дополнительного потребителя чисто общественного блага равны нулю;

- участие государства в производстве общественных благ.

Можно выделить четыре вида общественных благ (рис.12.6).

 

 
 


Рис. 12.6. Экономические блага

 

1. Клубные общественные блага (общественные блага, доступные только лицам, состоящим в определенных организациях-клубах. В данном случае это неконкурентные блага, доступ к которым ограничен рядом условий – платой, правилами пользования, поведения и т.п. Например, закрытый пляж, концерт).

2. Перегружаемые общественные блага (товары, находящиеся по своим характеристикам между чисто общественными и чисто частными благами, когда потребление неизбирательно только до определенного уровня потребления. В качестве примера можно привести автомобильную дорогу. Как правило, полезность для водителя определяется скоростью движения его автомобиля. Рост числа автотранспорта не влияет на полезность водителей, уже передвигающихся по дороге только до определенного момента. В результате увеличения загруженности дороги скорость движения транспорта снижается, что ведет к сокращению полезности водителей).

3. Коллективные (смешанные) общественные блага (блага, которым присуща высокая степень неисключаемости при низкой степени избирательности, например, поиск информации в сети Интернет не снижает возможности подобных действий другими экономическими агентами, т.е. предельные издержки увеличения пользователей остаются нулевыми, при этом конкурентность (избирательность) остается достаточно низкой, кроме того, доступ к потреблению можно ограничить с относительно небольшими издержками, например, введением платы за подключение к сети Интернет).

4. Коммунальные общественные блага – общие ресурсы (данные блага характеризуются высоким уровнем избытка при низкой степени исключаемости, при этом ограничение к потреблению связано с высокими издержками. Например, рыба в океане. Если экономический агент поймал рыбу, то ее не сможет поймать и съесть другой экономический субъект, при этом запретить ловить рыбу практически нельзя, только введением дорогостоящих институтов контроля).

Рассмотрим основную проблему, возникающую в случае с чисто общественными благами.

Обратимся к рис. 12.7, на котором отражены:

- D1 - кривая индивидуального спроса первого потребителя;

- D2 - кривая индивидуального спроса второго потребителя;

- MC - кривая предельных издержек;

- Qx1 - объем потребления первым экономическим агентом;

- Qx2 - объем потребления вторым экономическим агентом.

Qx1 = Qx2 = Qx*
 
MC
Р С
E
P2
Q
D = D1+D2 (вертикальная сумма) (MSB)
D1 (MB1)
D2 (MB2)
P1 + P2
P1

Рис. 12.7. Эффективное распределение общественного блага

 

Ключевое отличие чисто общественного блага от чисто частного - объем общественного блага (какой бы он ни был) будет потребляться обоими экономическими агентами:

.

Напомним, что кривая рыночного спроса чисто частного блага определяется путем суммирования по горизонтали кривых индивидуального спроса. В случае с чисто общественным благом суммирование осуществляется по вертикали, поскольку каждый экономический агент потребляет один и тот же объем благ (Qx1=Qx2), но оценивают они его каждый по-своему, исходя из субъективного отношения к благу (P1<P2). В данном случае происходит суммирование не количества товара (как с чисто частным благом), а цен, которые экономические агенты готовы заплатить за общественное благо.

Отметим, что в данном случае кривые спроса на благо показывают готовность каждого экономического агента оплатить данное количество товара, исходя из своей индивидуальной выгоды от его потребления (MBn). При этом, все потребители получают определенную выгоду, а предельная общественная выгода от потребления дополнительной единицы чисто общественного блага находится суммированием предельных индивидуальных выгод каждого потребителя:

,

где MSB - предельная общественная выгода от потребления дополнительной единицы чисто общественного блага;

MB1, MB2, MB3... MBn -предельная индивидуальная выгода 1-го, 2-го, 3-го... n-го потребителя.

Точка Е в данном случае показывает эффективное потребление чисто общественного блага.

Поясним, что для эффективного размещения чисто общественного блага в экономике необходимо, чтобы последнее производилось в таком объеме, при котором предельная общественная выгода будет равна предельным издержкам производства дополнительной единицы общественного блага до количества Qx*:

.

При этом точка Е не является рыночным равновесием, что следует из свойства неисключаемости общественного блага: если бы производители данного блага решили предлагать его за определенную плату, то экономические агенты - потребители отказались бы за него платить, поскольку есть возможность получить его бесплатно. В связи с вышесказанным возникает проблема безбилетника: нежелание экономического агента платить за общественное благо, в силу возможности получения его бесплатно, исходя из свойства неисключаемости в потреблении.

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Влияние рыночных сделок как на экономических агентов, участвующих в трансакциях, так и на третьих лиц, не получившее отражение в ценах на блага:

а) внутренние эффекты;

б) частные эффекты;

в) общественные эффекты;

г) внешние эффекты.

 

2. Установите соответствие между видами внешних эффектов и их определениями:

а) положительные внешние эффекты; 1) трансакции, которые предполагают возникновение издержек для третьих лиц;  
б) отрицательные внешние эффекты. 2) трансакции, которые предполагают получение третьими лицами определенных выгод.

 

3. Рисунки художника, проживающего в многоквартирном доме, которые он сотворил на стенах лестничной площадки, способствующие росту полезности соседей от созерцания его творчества - пример направления внешнего эффекта:

а) «производство-производство»;

б) «производство-потребление»;

в) «потребление-производство»;

г) «потребление-потребление».

 

4. Хозяйственная деятельность завода, который сбрасывает сточные воды в реку, тем самым негативно влияя на деятельность рыбного хозяйства - пример направления внешнего эффекта:

а) «производство-производство»;

б) «производство-потребление»;

в) «потребление-производство»;

г) «потребление-потребление».

 

5. Благоустройство, облагораживание дворовой территории жителями дома, способствующее уменьшению работы коммунальных служб - пример направления внешнего эффекта:

а) «производство-производство»;

б) «производство-потребление»;

в) «потребление-производство»;

г) «потребление-потребление».

 

6. Деятельность ресторана, расположенного на первом этаже жилого дома, когда жители дома испытывают неудобства от шума, который возникает в результате работы кондиционеров, вытяжки, музыки в вечернее время - пример направления внешнего эффекта:

а) «производство-производство»;

б) «производство-потребление»;

в) «потребление-производство»;

г) «потребление-потребление».

 

7. Процесс, когда новые технологии, научные разработки развиваются достаточно быстро, поэтому инновации становятся частью технологических знаний:

а) технологический перелив;

б) НИОКР;

в) научное открытие;

г) инновационный процесс.

 

8. На рис. 12.8 представлен внешний эффект:

 
 
MSC=MPC+MEC


Q2
MEC
P2
Е2

Рис. 12.8. Внешний эффект

 

а) отрицательный внешний эффект в производстве;

б) отрицательный внешний эффект в потреблении;

в) положительный внешний эффект в производстве;

г) положительный внешний эффект в потреблении.

 

9. На рис. 12.9 представлен внешний эффект:

а) отрицательный внешний эффект в производстве;

б) отрицательный внешний эффект в потреблении;

в) положительный внешний эффект в производстве;

г) положительный внешний эффект в потреблении.

 

       
 
P
   
 


MPB
MSB = MPB + MEB
Е2
MEB
MPC = MSC
P1
Е1
Q1
Q
 
Q2
P2

Рис. 12.9. Внешний эффект

       
 
P
   
 


10. На рис. 12.10 представлен внешний эффект:

 
 


Е2
 
Q
Q2
P2
MPB (D)=MSB
Q1
MEC
P1
Е1

 

 

Рис. 12.10. Внешний эффект

 

а) отрицательный внешний эффект в производстве;

б) отрицательный внешний эффект в потреблении;

в) положительный внешний эффект в производстве;

г) положительный внешний эффект в потреблении.

 

11. На рис. 12.11 представлен внешний эффект:

       
 
P
   
 


Е1
MPB
MSB = MPB - MEB
MEB
MPC (S)=MSC
P2
Е2
Q2
Q
 
Q1
P1

Рис. 12.11. Внешний эффект

а) отрицательный внешний эффект в производстве;

б) отрицательный внешний эффект в потреблении;

в) положительный внешний эффект в производстве;

г) положительный внешний эффект в потреблении.

 

12. Процесс приближения предельных частных издержек (выгод) к предельным общественным издержкам (выгодам):

а) интернационализация;

б) национализация;

в) интернализация;

г) трансформация.

 

13. Введение корректирующих налогов и субсидий предложено:

а) А. Маршаллом;

б) Р. Коузом;

в) В. Парето;

г) А. Пигу.

 

14. Процесс налогообложения потребителей экономических благ с отрицательным внешним эффектом, что в целом способствует уменьшению предельных частных выгод (MPB) до уровня предельных общественных выгод (MSB):

а) корректирующий налог в производстве;

б) корректирующий налог в потреблении;

в) корректирующая субсидия в производстве;

г) корректирующая субсидия в потреблении.

 

15. Процесс субсидирования потребителей экономических благ с положительным внешним эффектом, что в целом позволяет приблизить предельные частные выгоды (MPB) к предельным общественным выгодам (MSB):

а) корректирующий налог в производстве;

б) корректирующий налог в потреблении;

в) корректирующая субсидия в производстве;

г) корректирующая субсидия в потреблении.

 

16. Процесс налогообложения производителей экономических благ с отрицательным внешним эффектом, что в целом способствует росту предельных частных издержек (MPC) до уровня предельных общественных издержек (MSC):

а) корректирующий налог в производстве;

б) корректирующий налог в потреблении;

в) корректирующая субсидия в производстве;

г) корректирующая субсидия в потреблении.

 

17. Процесс субсидирования производителей экономических благ с положительным внешним эффектом, что в целом позволяет приблизить предельные частные издержки (MPC) к предельным общественным издержкам (MSC):

а) корректирующий налог в производстве;

б) корректирующий налог в потреблении;

в) корректирующая субсидия в производстве;

г) корректирующая субсидия в потреблении.

 

18. Теорема, в соответствии с которой, если трансакционные издержки равны нулю, права собственности четко определены, то размещение ресурсов будет оставаться эффективным и неизменным независимо от изменений в распределении:

а) теорема Парето;

б) проблема безбилетника;

в) теория Пигу;

г) теорема Коуза.

 

19. Установите соответствие между видами благ и их определениями:

а) чисто частное благо; 1) благо, которое потребляется большим количеством экономических агентов вне зависимости платят они за него или нет;
б) чисто общественное благо. 2) благо, которое потребляется экономическим агентом после покупки его за отдельную плату.

 

20. Свойство блага, в соответствии с которым потребление данного блага одним экономическим субъектом делает невозможным потребление этого товара другими агентами:

а) свойство избирательности;

б) свойство неконкурентности;

в) свойство неизбирательности;

г) свойство неисключаемости.

 

21. Свойство блага, в соответствии с которым невозможно осуществить потребление данного блага при отсутствии оплаты за товар:

а) свойство исключаемости;

б) свойство конкурентности;

в) свойство неизбирательности;

г) свойство неисключаемости.

 

22. Свойство блага, в соответствии с которым потребление данного блага одним экономическим агентом не влечет за собой ограничение в потреблении рассматриваемого блага другими лицами:

а) свойство избирательности;

б) свойство конкурентности;

в) свойство неизбирательности;

г) свойство неисключаемости.

 

23. Свойство блага, в соответствии с которым невозможно осуществить ограничение в потреблении рассматриваемого блага даже в случае, если экономический агент за него не платит:

а) свойство исключаемости;

б) свойство конкурентности;

в) свойство неизбирательности;

г) свойство неисключаемости.

 

24. Блага, которым присуща высокая степень неисключаемости при низкой степени избирательности (например, поиск информации в сети Интернет):

а) клубные общественные блага;

б) перегружаемые общественные блага;

в) коллективные (смешанные) общественные блага;

г) коммунальные общественные блага.

 

25. Товары, находящиеся по своим характеристикам между чисто общественными и чисто частными благами, когда потребление неизбирательно только до определенного уровня потребления (например, автомобильная дорога):

а) клубные общественные блага;

б) перегружаемые общественные блага;

в) коллективные (смешанные) общественные блага;

г) коммунальные общественные блага.

 

26. Общественные блага, доступные только лицам, состоящим в определенных организациях-клубах; это неконкурентные блага, доступ к которым ограничен рядом условий – платой, правилами пользования, поведения и т.п. (например, концерт):

а) клубные общественные блага;

б) перегружаемые общественные блага;

в) коллективные (смешанные) общественные блага;

г) коммунальные общественные блага.

 

27. Общие ресурсы; данные блага характеризуются высоким уровнем избытка при низкой степени исключаемости, при этом ограничение к потреблению связано с высокими издержками (например, рыба в океане):

а) клубные общественные блага;

б) перегружаемые общественные блага;

в) коллективные (смешанные) общественные блага;

г) коммунальные общественные блага.

 

28. Кривая рыночного спроса чисто частного блага определяется путем суммирования кривых индивидуального спроса:

а) по диагонали;

б) по горизонтали;

в) по вертикали;

г) по вертикали и по горизонтали.

 

29. Кривая рыночного спроса чисто общественного блага определяется путем суммирования кривых индивидуального спроса:

а) по диагонали;

б) по горизонтали;

в) по вертикали;

г) по вертикали и по горизонтали.

 

30. Нежелание экономического агента платить за общественное благо, в силу возможности получения его бесплатно, исходя из свойства неисключаемости в потреблении:

а) теория Маршалла;

б) теория Пигу;

в) теорема Коуза;

г) проблема безбилетника.

Контрольные вопросы

1. В чем сущность отрицательных и положительных внешних издержек и выгод?

2. Какова причина возникновения внешних эффектов?

3. Когда необходимо государственное регулирование внешних эффектов?

4. Какие существуют способы регулирования положительных и отрицательных внешних эффектов?

5. В чем суть теоремы Р. Коуза?

6. Какие существуют особенности чисто общественных благ?

7. В чем разница между чисто общественным и чисто частным благом?

8. Что представляет собой рыночный спрос на чисто общественное благо?

9. Какова роль государства в создании чисто общественного блага?

10. В чем заключается проблема безбилетника?

Глоссарий

А

Абсолютная земельная рента – это рента, которая имеется на всех участках земли вне зависимости от их плодородия и местоположения; абсолютная земельная рента возникает по факту монопольного владения землей.

Абсолютно неэластичное предложение – ситуация, когда изменение цены не вызывает никакого изменения предложения.

Абсолютно неэластичный спрос по цене – ситуация, когда изменение цены не вызывает никакого изменения спроса.

Абсолютно эластичное предложение – ситуация, когда бесконечно малое изменение цены вызывает значительное изменение предложения.

Абсолютно эластичный спрос – ситуация, когда бесконечно малое изменение цены вызывает значительное изменение спроса.

Абсолютные потребности - потребности, которые выражают желаемый уровень потребления, они не ограничены возможностями производства и доходами потребителей, носят абстрактный характер, не связаны с конкретными товарами и услугами.

Австрийская экономическая школа - направление экономической мысли, представители которого (К. Менгер, Э. Бем Баверк, Ф. Визер и др.) заложили основы теории предельной полезности, при этом ценность благ определялась субъективными оценками покупателей и продавцов.

Аккордная система – оплата труда, которая предусматривает оплату не каждой операции в отдельности, а всего объема работ.

Аллокативная эффективность – способность распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей, что обеспечивается при условии равенства цены продукции и предельных издержек производства.

Альтернативные (вмененные) издержки - это некоторое количество одного блага, которым необходимо пожертвовать, пренебречь для увеличения производства другого блага.

Амортизация – процесс переноса стоимости основного капитала в течение срока его службы на производимую продукцию и аккумулирование ее в амортизационном фонде для полного восстановления основного капитала, выбывшего из производственного процесса.

Анализ - метод, при котором исследуемый предмет мысленно расчленяется на составные части, затем каждый элемент подвергается детальному изучению, выясняется его роль и место внутри целого.

Антимонопольное законодательство – это законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

Б

Благо - средство удовлетворения потребностей.

Бухгалтерская прибыль – прибыль, которая рассчитывается вычитанием из валового дохода явных (бухгалтерских) издержек производства.

Бюджетная линия – это линия, показывающая все комбинации двух экономических благ, которые могут быть приобретены при данном уровне цен на товары и заданной величине денежного дохода.

В

Вертикальная интеграция – объединение фирм, осуществляющих разные стадии единого технологического процесса.

Внешние эффекты (экстерналии) – это влияние рыночных сделок как на экономических агентов, участвующих в трансакциях, так и на третьих лиц (т.е. это ни покупатели, ни продавцы), не получившее отражение в ценах на блага.

Внутренняя норма отдачи – отношение ожидаемой прибыли к величине инвестиций, т.е. данный показатель отражает выгоды, получаемые от конкретного инвестиционного проекта.

Воспроизводимые (неисчерпаемые) ресурсы – это природные ресурсы, которые в процессе хозяйственной деятельности не утрачивают своего производительного свойства и их количество может поддерживаться на неизменном уровне или даже увеличиваться.

Воспроизводство - непрерывно возобновляемый процесс, включающий в себя производство, распределение, обмен и потребление произведенных благ.

Вторичные потребности - потребности, которые удовлетворяются после первичных и могут быть заменены на другие.

Вульгарная политическая экономия - направление экономической мысли, представители которого разработали теорию трех факторов производства – земли, труда и капитала.

Г

Горизонтальная интеграция – объединение фирм, выпускающих одинаковую продукцию или осуществляющих одинаковую стадию технологического процесса.

Государство – совокупность правительственных учреждений, имеющих власть для контроля над хозяйствующими субъектами, стремясь максимизировать общественную полезность.

Д

Двусторонняя монополия – ситуация на рынке, когда одному продавцу противостоит только один покупатель.

Двусторонняя монополия на рынке труда – ситуация, когда на рынке труда друг другу противостоят монопсонист (единственный работодатель) и монополист (профсоюз).

Дедукция - метод, при котором происходит переход от общих выводов к частным, это движение мысли от общего к частному.

Действительные потребности - это фактически сложившиеся на данном этапе развития общества потребности в товарах и услугах, не ограниченные платежеспособными возможностями потребителей, однако носят конкретный характер.

Дисконтированная стоимость – это сегодняшнее значение суммы денежных средств, которая, будучи вложенной на n лет под норму процента i, вырастет до значения TRn.

Дифференциальная рента является следствием существования монополии на землю как объект хозяйствования.

Дифференциальная рента I по местоположению – разность между общественной и индивидуальной ценами производства сельскохозяйственной продукции на близко расположенных к рынку сбыта земельных участках.

Дифференциальная рента I по плодородию – разность между общественной и индивидуальной ценами производства сельскохозяйственной продукции на средних и лучших землях.

Дифференциальная рента II – разность между общественной и индивидуальной ценами производства сельскохозяйственной продукции, которая образуется в результате дополнительных капиталовложений на данном земельном участке.

Долгосрочный период – промежуток времени, в течение которого предприятие может изменять затраты всех факторов производства, в том числе осуществлять капиталовложения.

Домашние хозяйства – индивид или группа индивидов, принимающие общие финансовые решения, имеющие в собственности экономические ресурсы; предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, стремясь максимизировать полезность.

Допредельная фирма с нормальной прибылью (самоокупаемая фирма с нормальной прибылью) – это предприятие, для которого рыночная цена покрывает средние издержки производства, причем уровень цены товара соответствует минимальному значению краткосрочных средних издержек производства ().

Допредельная фирма со сверхприбылью – это предприятие, для которого рыночная цена устанавливается на уровне выше краткосрочных средних издержек производства ().

Дуополия – тип рынка, на котором существуют только две фирмы.

Е

Единичная эластичность предложения – ситуация, когда происходит равное изменение цены и объема предложения.

Единичная эластичность спроса – ситуация, когда происходит равное изменение цены и объема спроса на товар.

Единство исторического и логического подходов - метод, при котором экономическая теория рассматривает явления в той последовательности, в которой они возникали, развивались и сменялись одни другими, а также рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т.е. логически.

Естественная монополия – монополия, возникающая в тех отраслях, в которых из-за особенностей технологии производства экономических благ наиболее эффективна организация производства на базе только одного предприятия.

Естественное плодородие почвы – природное плодородие, являющееся результатом протекающих геологических, климатических, почвообразовательных процессов; это плодородие присуще землям, на которые еще не распространялась деятельность человека.

Ж

Жесткая олигополия – тип рынка, на котором существуют три-четыре фирмы.

З

Закон возвышения потребностей - закон, который гласит, что с развитием общества происходит переход от потребностей более низкого уровня к более высоким потребностям.

Закон возрастания альтернативных издержек - закон, в соответствии с которым выпуск каждой дополнительной единицы одного блага будет сопровождаться ростом альтернативных издержек, т.е. все большим недовыпуском другого блага.

Закон предложения – принцип, в соответствии с которым существует прямая зависимость между ценой товара и величиной его предложения.

Закон спроса – принцип, в соответствии с которым при прочих равных условиях объем спроса на товар и цена товара обратно зависимы.

З акон убывающей отдачи (закон убывающей предельной производительности) – при прочих равных условиях при неизменности большинства факторов производства последовательное применение дополнительных единиц переменного ресурса сопровождается снижением его отдачи (добавочного продукта).

Закон убывающей предельной полезности (первый закон Госсена) – при прочих равных условиях потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя.

Закрытая монополия – монополия, возникающая в результате ограничения деятельности других фирм на рынке с помощью существующих нормативно-правовых актов.

Запредельная фирма – предприятие, для которого рыночная цена устанавливается на уровне ниже минимального значения средних переменных издержек производства ().

Заработная плата – это цена использования единицы труда, а также это доход, который получает собственник трудового ресурса.

Земельная рента – это плата за пользование природными ресурсами (землей), предложение которых ограничено.

И

Издержки производства – это денежное выражение расходов производителя, связанных с производством продукции.

Излишек потребителя – это разность между максимальной ценой, которую потребитель согласен заплатить за данный объем благ и суммой денег, которую он заплатил.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 1829; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.209 с.)