Ценовая дискриминация, ее виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовая дискриминация, ее виды



Не всегда существует такая ситуация, когда все единицы продукции реализуются фирмой на протяжении определенного промежутка времени по одной и той же цене. В реальной действительности возможна ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам.

Условия реализации ценовой дискриминации:

1) фирма должна обладать достаточно высоким уровнем монопольной власти;

2) продавец может сегментировать рынок (разделить потребителей на группы по определенным признакам);

3) покупатель не имеет возможности перепродать товар или услугу другим потребителям.

Виды ценовой дискриминации:

Ценовая дискриминация первой степени – разные единицы товара продаются по разным ценам разным покупателям, тем самым способствуя изъятию всего излишка (выигрыша) потребителя (например, аукцион, базар). Это совершенная ценовая дискриминация, т.к. последняя единица товара реализуется по величине затрат на ее производство, а все предшествующие – по максимальной цене реализации.

Ценовая дискриминация второй степени – цены изменяются в зависимости от количества покупаемого товара (оптовые скидки; при увеличении объема розничной торговли фирма может представить часть продукта в виде подарка сверх договорного объема поставок и др.).

Ценовая дискриминация третьей степени – основана на реализации товара для различных групп покупателей. В большинстве случаев цены отличаются для разных категорий потребителей, при этом каждая единица товара, проданная экономическим агентам одной и той же группы, реализуется по одной и той же цене (плата за электроэнергию для домашних хозяйств и фирм, билеты в кинотеатр для взрослых, школьников, пенсионеров и др.).

Факторы, по которым монополист может сегментировать покупателей по определенным группам:

- пространственные факторы (например, продажа в городе и сельских местностях, разных районах города и т.п.);

- временные факторы (например, монополистом устанавливаются разные цены на одно и то же благо в зависимости от времени суток и/или сезона);

- доходы потребителей(различная стоимость услуг врачей, юристов и т.п. для разных групп покупателей);

- объем потребляемого блага (минимальная партия и т.п.);

- социальный статус потребителя (например, учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т.п.).

 

Естественные монополии

В целом в некоторых отраслях образование монополий избежать невозможно.

В большинстве случаев образование монополий происходит естественным путем и со стороны государства необходимо их прямое или косвенное регулирование.

Рассмотрим поведение фирмы в условиях естественной монополии (рис. 7.5).

 

Рис. 7.5. Естественная монополия

 

В условиях совершенной конкуренции цена равна предельным издержкам (Р = МС). Соответственно, устанавливается цена РВ. Такая цена оптимальна с точки зрения общества, т.к. обеспечивается аллокативная эффективность (наиболее эффективное распределение ресурсов). Однако государство не может устанавливать такую цену, поскольку фирма не получит дохода, достаточного для покрытия совокупных издержек.

В условиях монополии монополист максимизирует прибыль при соблюдении равенства предельных издержек и предельного дохода (MC = MR). Соответственно, устанавливается цена на уровне РС. Данная цена превышает издержки производителя, что способствует неэффективному распределению ресурсов. Таким образом, потребитель беззащитен от монополиста, который повышает цену до РС. Поэтому государство регулирует естественные монополии, устанавливая цену на уровне средних издержек производства (РА=ATC).

Несмотря на то, что такая цена ведет к сокращению объема производства в сравнении с ситуацией при совершенной конкуренции (QA < QB), потребитель все же получает больше в сравнении с нерегулируемой монополией (QA > QC). Цена, устанавливаемая на уровне средних издержек, называется «ценой, обеспечивающей справедливую прибыль».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.004 с.)