Рынка совершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынка совершенной конкуренции



 

Преимущества рынка совершенной конкуренции:

1. Способность распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Это достигается при условии равенства цены продукции и предельных издержек производства (условие аллокативной эффективности):

.

2. Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное распределение ресурсов, при котором достигается производственная эффективность. Производственная эффективность – состояние, при котором продукт производится наименее дорогостоящим способом, т.е. цена товара соответствует минимальным средним издержкам:

.

Недостатки рынка совершенной конкуренции:

1. совершенная конкуренция учитывает только те издержки, которые окупаются, однако в условиях недостаточной спецификации прав собственности возникают внешние экстерналии (выгоды или издержки, которые фирмы не учитывают, но учитывает общество в целом). Положительные экстерналии в условиях совершенной конкуренции недопроизводятся, а отрицательные – перепроизводятся в силу ограниченности ресурсов отдельных фирм и отсутствия мотивации к устранению отрицательных внешних эффектов;

2. совершенная конкуренция не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов для научно-технического прогресса;

3. совершенная конкуренция не предусматривает производство общественных благ, поскольку они не могут быть оценены, четко разделены и проданы каждому отдельному потребителю;

4. совершенная конкуренция ориентирована на унификацию и стандартизацию продукции, не учитывая широкий диапазон потребительских предпочтений.

Теории фирмы

Традиционная теория.

В традиционной теории под фирмой понимается экономическая единица, самостоятельно принимающая решения о том, что, как и для кого производить.

Для существования фирмы необходимо выполнение следующих условий:

– имущественная самостоятельность;

– обособленность;

– ответственность по долгам;

– собственники осуществляют операционный контроль и управление делами фирмы.

Основной целью деятельности фирмы является максимизация общей прибыли. Суть – фирма наращивает объем производства до тех пор, пока предельный доход не станет равным предельным издержкам, т.е. должно выполняться следующее условие:

.

Трудности использования традиционной теории:

1) не все фирмы в практике используют маржинальный анализ (анализ предельных величин) для прогнозирования своей деятельности;

2) отсутствие 100% достоверной информации о рынке, о поведении контрагентов и эластичности спроса по ценам и по доходам;

3) оценка будущих доходов от возможных капиталовложений;

4) невозможно предугадать действия других экономических агентов и соответственно оценить последствия их действий.

Менеджериальная теория.

В отличие от традиционной менеджериальная теория основывается на следующих предпосылках:

1) существует разграничение права владения и права управления фирмой, т.е. оперативное управление осуществляют не владельцы предприятия, а менеджеры;

2) целью деятельности фирмы является максимизация объема продаж.

Данная теория предполагает, что принятие решений в краткосрочном периоде осуществляется менеджерами, которые стремятся к повышению личного статуса, ранга в служебной иерархии (на этом настаивал У.Дж. Баумоль[23]), увеличению жалования, дополнительных льгот и выплат (об этом упоминал Уильямсон), что заставляет их стремиться к расширению объема выпуска и росту объема продаж.

Согласно исследованиям Института стратегического планирования США (1974 г.) большее количество фирм 80-х гг. ХХ в. в краткосрочном периоде выбирали цель деятельности в виде максимизации объема продаж, а в долгосрочном периоде – максимизации объема прибыли.

Теория роста фирмы.

В данной теории рассматривается цель обеспечения экономического роста предприятия.

Теорию роста фирмы разрабатывал в своих трудах Маррис.

Владельцы фирм стремятся к максимизации роста фирмы с целью получения больших дивидендов, личного обогащения. Менеджеры заинтересованы в максимизации роста фирмы в целях получения более высокой оплаты труда и карьерного роста.

В свою очередь вся прибыль предприятия разделяется на две части: на денежные средства, которые идут на выплату дивидендов, и на средства, которые образуют фонд развития фирмы.

Естественно, чем бóльшая часть прибыли выплачивается в виде дивидендов, тем выше будет курс акций предприятия, что в свою очередь, будет защищать в определенной степени от поглощения компании другими фирмами. Однако, такая благоприятная ситуация для собственников фирмы негативно сказывается на развитии производства и роста фирмы.

Второй вариант использования прибыли предприятия – направление бóльшей части денежных средств на развитие и рост фирмы, ограничивая при этом сумму средств, направляемых на выплату дивидендов. Последнее положение, в свою очередь, способствует падению рыночного курса акций и повышает вероятность поглощения данного предприятия другими фирмами.

Таким образом, возникает компромисс между интересами владельцев и управленцев по поводу распределения прибыли, выбирая при этом такую комбинацию прибыльности и роста, которая устраивала бы этих двух экономических агентов.

Существуют внутренние и внешние источники роста.

Источники внутреннего роста фирмы:

1) собственные средства (капитал владельцев фирмы, нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления);

2) заемные средства (ссуды, эмиссия ценных бумаг).

Внешние источники роста фирмы:

1) слияния компаний – процесс объединения нескольких фирм, при котором осуществляется замена названия компании, и для которой, как правило, не требуется дополнительный финансовый источник;

2) поглощение компании – процесс, при котором активы компании приобретаются другой фирмой, причем учредители вынуждены приобретать ценные бумаги по более высокой рыночной цене, что требует дополнительных финансовых ресурсов. В результате данного интеграционного процесса приобретаемая фирма и ее название перестают существовать как самостоятельное юридическое лицо.

Слияния и поглощения компаний бывают нескольких типов:

1) горизонтальная интеграция наблюдается при объединении фирм, выпускающих одинаковую продукцию или осуществляющих одинаковую стадию технологического процесса. Такие объединения позволяют получать экономию за счет масштаба производства и управления;

2) вертикальная интеграция происходит при объединении фирм, осуществляющих разные стадии единого технологического процесса, т.е. наблюдается межотраслевая концентрация и централизация производства, что позволяет снизить издержки, поскольку продукт переходит из одной стадии производства в другую, минуя рынок. При этом расчет между подразделениями осуществляется не по рыночным ценам, а по более низким. Такой тип интеграции позволяет усилить контроль над рынком;

3) конгломерация – это объединение фирм, не имеющих технологической связи. Конгломерация осуществляется путем диверсификации или путем приобретения «по случаю». Диверсификация преследует цель рассредоточить риск, распределить капитал по любым отраслям, освоить новые рынки, занять самые мелкие рыночные ниши и максимально эффективно использовать достижения науки и техники в смежных отраслях.

Поведенческие теории.

Поведенческие теории (бихевиоризм) объединяют в себе множество частных теорий. Так, например, в рамках бихевиоризма рассматривается теория множественности целей.

Данная теория исходит из предпосылки, что у фирмы существует множество целей. Согласно данной теории фирма представляет собой сложную систему, в которой иерархии субъектов управления соответствует иерархия интересов:

1) интересы рабочих, которые стремятся к высокой заработной плате, хорошим условиям труда и профессиональному росту и т.п.;

2) интересы менеджеров, которые стремятся к повышению социального статуса, росту доходов, карьере;

3) интересы акционеров, которые стремятся к получению больших дивидендов;

4) интересы высшего руководства, которое стремится к улучшению экономических показателей фирмы, повышению ее престижа.

Залог устойчивого развития фирмы заключается в достижении компромисса между экономическими агентами и их целевыми установками. Так, Х.А. Саймон предлагает необходимость достижения не максимального удовлетворения интересов каждого экономического агента фирмы, а хотя бы достижение определенной удовлетворенности каждой стороны.

Кроме того, в рамках поведенческой теории большое внимание уделяется влиянию внешней среды. Соответственно, данная теория предполагает, что поведение экономического человека определяется не только естественными, но и социальными условиями, законами всей системы, включающей законы естествознания, космоса, природы и т.д.

Институциональная теория.

Согласно данной теории основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами факторов производства.

Виды контрактов:

1) классический – это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко определяющих условия сделки и применение санкций в случае невыполнения этих условий;

2) неоклассический – долгосрочный контракт, заключенный в условиях неопределенности, когда невозможно предугадать все последствия сделки;

3) имплицитный – долгосрочное взаимовыгодное соглашение, при котором неформальное, условное преобладает над формальным. Для выполнения такого контракта необходим планомерный порядок, позволяющий минимизировать трансакционные издержки.

ТЕСТ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Основными признаками рыночной структуры являются:

а) количество фирм в отрасли;

б) входные и выходные барьеры;

в) характер продукта;

г) контроль над ценой;

д) характер кривой спроса на продукт;

е) верны все ответы.

 

2. Совершенная конкуренция характеризуется тем, что:

а) на рынке существует множество самостоятельных продавцов;

б) существуют значительные входные барьеры в отрасль;

в) осуществляется производство дифференцированного продукта;

г) фирмы обладают контролем над ценой.

 

3. На рис. 6.10 представлена модель.

Это модель:

а) «совокупный доход – совокупные издержки»;

б) «совокупный доход – предельные издержки»;

в) «средних и предельных показателей»;

г) «совокупных и предельных показателей».

 

Рис. 6.10

 

4. При прочих равных условиях фирма наращивает объем выпуска до тех пор, пока предельный доход не станет равен предельным издержкам производства () – это:

а) правило минимизации издержек;

б) правило максимизации полезности;

в) правило максимизации прибыли;

г) правило максимизации дохода.

 

5. Предприятие, для которого рыночная цена покрывает средние издержки производства, причем уровень цены товара соответствует минимальному значению краткосрочных средних издержек производства – это:

а) допредельная фирма со сверхприбылью;

б) допредельная фирма с нормальной прибылью;

в) фирма с операционной прибылью;

г) предельная фирма;

д) запредельная фирма.

 

6. Предприятие, для которого рыночная цена устанавливается на уровне выше краткосрочных средних издержек производства – это:

а) допредельная фирма со сверхприбылью;

б) допредельная фирма с нормальной прибылью;

в) фирма с операционной прибылью;

г) предельная фирма;

д) запредельная фирма.

 

7. Предприятие, для которого рыночная цена соответствует минимальному уровню средних переменных издержек – это:

а) допредельная фирма со сверхприбылью;

б) допредельная фирма с нормальной прибылью;

в) фирма с операционной прибылью;

г) предельная фирма;

д) запредельная фирма.

 

8. Предприятие, для которого рыночная цена устанавливается на уровне ниже минимального значения средних переменных издержек производства – это:

а) допредельная фирма со сверхприбылью;

б) допредельная фирма с нормальной прибылью;

в) фирма с операционной прибылью;

г) предельная фирма;

д) запредельная фирма.

 

9. Предприятие, для которого рыночная цена устанавливается на уровне ниже средних общих издержек производства, но выше средних переменных издержек – это:

а) допредельная фирма со сверхприбылью;

б) допредельная фирма с нормальной прибылью;

в) фирма с операционной прибылью;

г) предельная фирма;

д) запредельная фирма.

 

10. Точка равновесия фирмы, при которой достигается равенство цены и средних общих издержек производства называется:

а) ценой закрытия фирмы;

б) ценой открытия фирмы;

в) точкой безубыточности;

г) точкой убыточности.

 

11. Цена, при которой окупается минимальный уровень средних переменных издержек, называется:

а) ценой закрытия фирмы;

б) ценой открытия фирмы;

в) точкой безубыточности;

г) точкой убыточности.

 

12. На рис. 6.11 представлена фирма, которая получает:

Рис. 6.11

 

а) экономическую прибыль;

б) нормальную прибыль;

в) сверхприбыль;

г) убытки.

 

13. Кривая предложения для отдельной фирмы в краткосрочном периоде представляет собой:

а) отрезок кривой долгосрочных предельных издержек, лежащий выше минимальных долгосрочных средних издержек;

б) отрезок кривой долгосрочных предельных издержек, лежащий ниже минимальных долгосрочных средних издержек;

в) отрезок кривой предельных издержек, лежащий выше минимального значения средних переменных издержек производства;

г) отрезок кривой предельных издержек, лежащий ниже минимального значения средних переменных издержек производства.

 

14. Кривая предложения фирмы в длительном периоде представляет собой:

а) отрезок кривой долгосрочных предельных издержек, лежащий выше минимальных долгосрочных средних издержек;

б) отрезок кривой долгосрочных предельных издержек, лежащий ниже минимальных долгосрочных средних издержек;

в) отрезок кривой предельных издержек, лежащий выше минимального значения средних переменных издержек производства;

г) отрезок кривой предельных издержек, лежащий ниже минимального значения средних переменных издержек производства.

 

15. Состояние, при котором продукт производится наименее дорогостоящим способом, т.е. цена товара соответствует минимальным средним издержкам ():

а) аллокативная эффективность;

б) производственная эффективность;

в) распределительная эффективность;

г) верны ответы а) и в).

 

16. Способность распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей, что достигается при условии равенства цены продукции и предельных издержек производства ():

а) аллокативная эффективность;

б) производственная эффективность;

в) социальная эффективность;

г) верны ответы б) и в).

 

17. Объединение фирм, осуществляющих разные стадии единого технологического процесса – это:

а) горизонтальная интеграция;

б) вертикальная интеграция;

в) конгломерация.

 

18. Объединение фирм, выпускающих одинаковую продукцию или осуществляющих одинаковую стадию технологического процесса – это:

а) горизонтальная интеграция;

б) вертикальная интеграция;

в) конгломерация.

 

19. Объединение фирм, не имеющих технологической связи – это:

а) горизонтальная интеграция;

б) вертикальная интеграция;

в) конгломерация.

 

20. Слияние компаний – это:

а) процесс, при котором активы компании приобретаются другой фирмой, причем учредители вынуждены приобретать ценные бумаги по более высокой рыночной цене, что требует дополнительных финансовых ресурсов;

б) процесс объединения нескольких фирм, при котором осуществляется замена названия компании, и для которой не требуется дополнительный финансовый источник;

в) верны ответы а) и б);

г) нет верного ответа.

 

21. Поглощение компании – это:

а) процесс, при котором активы компании приобретаются другой фирмой, причем учредители вынуждены приобретать ценные бумаги по более высокой рыночной цене, что требует дополнительных финансовых ресурсов;

б) процесс объединения нескольких фирм, при котором осуществляется замена названия компании, и для которой не требуется дополнительный финансовый источник;

в) верны ответы а) и б);

г) нет верного ответа.

 

22. Двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко определяющих условия сделки и применение санкций в случае невыполнения этих условий – это:

а) классический контракт;

б) неоклассический контракт;

в) имплицитный контракт.

 

23. Долгосрочное взаимовыгодное соглашение, при котором неформальное, условное преобладает над формальным – это:

а) классический контракт;

б) неоклассический контракт;

в) имплицитный контракт.

 

24. Долгосрочный контракт, заключенный в условиях неопределенности, когда невозможно предугадать все последствия сделки – это:

а) классический контракт;

б) неоклассический контракт;

в) имплицитный контракт.

 

25. Теория, которая предполагает, что поведение экономического человека определяется не только естественными, но и социальными условиями, законами всей системы, включающей законы естествознания, космоса, природы и т.д.:

а) традиционная теория;

б) менеджериальная теория;

в) теория роста фирмы;

г) теория множественности целей;

д) институциональная теория;

е) поведенческая теория.

 

26. Теория, в которой целью деятельности фирмы является обеспечение ее роста:

а) традиционная теория;

б) менеджериальная теория;

в) теория роста фирмы;

г) теория множественности целей;

д) институциональная теория;

е) поведенческая теория.

 

27. Теория, в которой фирма представляет собой сложную систему, в которой иерархии субъектов управления соответствует иерархия интересов:

а) традиционная теория;

б) менеджериальная теория;

в) теория роста фирмы;

г) теория множественности целей;

д) институциональная теория;

е) поведенческая теория.

 

28. Теория, которая предполагает, что принятие решений в краткосрочный период осуществляется менеджерами, которые стремятся к повышению личного статуса, увеличению доходов, что заставляет их стремиться к расширению объема выпуска и росту объема продаж:

а) традиционная теория;

б) менеджериальная теория;

в) теория роста фирмы;

г) теория множественности целей;

д) институциональная теория;

е) поведенческая теория.

 

29. Теория, в которой основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами факторов производства:

а) традиционная теория;

б) менеджериальная теория;

в) теория роста фирмы;

г) теория множественности целей;

д) институциональная теория;

е) поведенческая теория.

 

30. Теория, в которой основной целью деятельности фирмы является максимизация общей прибыли:

а) традиционная теория;

б) менеджериальная теория;

в) теория роста фирмы;

г) теория множественности целей;

д) институциональная теория;

е) поведенческая теория.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные признаки совершенной конкуренции?

2. Что представляет собой совокупный, средний и предельный доход в условиях совершенной конкуренции?

3. Каково правило максимизации прибыли?

4. В каком случае фирма в условиях совершенной конкуренции может получать сверхприбыль?

5. В каком случае фирма в условиях совершенной конкуренции может получать нормальную прибыль?

6. В каком случае фирма в условиях совершенной конкуренции может получать операционную прибыль?

7. В каком случае фирма в условиях совершенной конкуренции может нести убытки?

8. Когда достигается долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции?

9. Каковы преимущества и недостатки совершенной конкуренции?

10. Какие существуют теории фирмы?

 


Глава 7.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.11 с.)