Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модель явного сговора (картель)
Множество фирм в совершенной и монополистической конкуренции не могут прийти к соглашению между собой и ведут острую борьбу, как правило, в области ценообразования. В отличие от указанных типов рыночных структур олигополисты могут договорить в отношении установления цен на продукцию и объемов продаж, поделив рынок между собой. В данной ситуации рынок превращается своего рода в монополию, при которой общий объем отраслевой прибыли максимизируется в случае сокращения объема производства и завышения цены. Картель – это группа фирм, согласующих свои интересы и совместно принимающих решения в отношении цен, объемов выпуска и единой политики по отношению к поставщикам ресурсов так, как если бы они слились в чистую монополию. Картель предполагает явный сговор между предприятиями в отношении указанных выше вопросов. Для того чтобы картельное образование сформировалось и успешно работало, необходимо выполнение следующих условий: - установление барьеров для входа в отрасль; - установление ориентира по общему объему выпускаемой продукции; - установление процедуры проведения и утверждения квот; - установление квот каждому участнику картели; - неэластичный спрос на продукт картеля по цене; - у товара нет близких заменителей; - все участники соблюдают установленные правила соглашения; - создание механизма контроля за выполнением принятых решений; - каждый участник в результате картельного соглашения получает не меньше того, на что он мог бы рассчитывать при объединении против него других олигополистов. Ключевые преимущества от образования картеля выражаются в следующем. Во-первых, прирост прибыли для всех участников за счет повышения цены реализации продукции. Во-вторых, закрепление за каждым участником картельного соглашения некоторых сегментов рынка, т.е. фирма в данном случае становится своего рода монополистом на выделенном ей сегменте рынка. В-третьих, дезинформация потребителей с точки зрения создания иллюзии существования конкуренции между участниками картеля. Это делается для того, чтобы предоставить преимущества для реализации продукции фирме, за которой закреплен данный сегмент рынка, по сравнению с другими участниками картеля, реализующими такой же товар на том же самом рынке, но по заведомо завышенным ценам.
В-четвертых, совместная борьба с аутсайдерами (фирмами, не вошедшими в картель) и с новичками, пытающимися проникнуть на данный рынок, например, путем установления сверхнизких цен. Ценообразование совпадает с ценообразованием при монополии, но такое состояние рынка не стабильно, так как: - максимизация групповой прибыли при монопольной цене не совместима с максимизацией индивидуальных прибылей при этой цене; - у участников возникает соблазн нарушения соглашения путем продажи своей продукции по высокой картельной цене, но с превышением низких квот; - наличие антимонопольного регулирования на национальных рынках; - потенциальная угроза картельному образованию – это возможность объединения аутсайдеров в контркартель. Несмотря на приведенные доводы в пользу образования картелей для фирм, как правило, подобные соглашения между предприятиями запрещены законодательно, поскольку они оказывают отрицательное воздействие на рыночную экономику (завышение цен и занижение объема выпуска продукции, иногда создание искусственного товарного дефицита, торможение научно-технического прогресса и т.д.).
Модель тайного сговора Как упоминалось ранее, сговор достаточно выгоден для фирм, однако в рамках национального рынка он запрещен законодательно (в отличие от международных картелей, объединяющие производителей разных стран, которые действуют законно). Гораздо чаще можно наблюдать тайный (скрытый, неявный) сговор фирм. Тайный сговор – это негласное соглашение между олигополистами о ценах, объемах выпуска и единой политике по отношению к поставщикам ресурсов, которое преследуется законом. Тайный сговор является наиболее распространенной формой олигополии и представляет собой картелеподобную структуру рынка. Это своего рода «промежуточное звено» между явным сговором и нескоординированной олигополией (модель отсутствия сговора). Основными моделями тайного сговора являются модель лидерства в ценах и правило большого пальца. Модель лидерства в ценах
Ключевая идея лидерства в ценах заключается в том, что сначала изменение цен на продукцию производит одна фирма, которая является лидером, а затем подобное изменение цен повторяется остальными олигополистами. Для того чтобы фирма стала лидером в своей отрасли, она должна соответствовать следующим условиям: - предприятие контролирует значительную долю рынка; - средние издержки производства являются минимальными в отрасли; - продукция фирмы-лидера существенно отличается по определенным характеристикам в глазах покупателей от продукции конкурентов. Модель лидерства в ценах предполагает существование множества фирм, но одна играет роль явного лидера. Последняя определяет ценовую политику, которой следуют все остальные компании. Фирма-лидер устанавливает цены на уровне, отвечающем интересам самого слабого предприятия, которое имеет самые высокие издержки производства. В данном случае компания-лидер получает сверхприбыль. Однако таким образом фирма-лидер может просто вытеснить другие предприятия с рынка и занять освободившиеся сегменты рынка. Подобная ситуация происходит в результате снижения цены лидером до уровня, при котором предложение других предприятий равно нулю и они уходят с рынка. Затем лидер повышает цены, обеспечивая получение значительной прибыли. Если несколько предприятий в отрасли претендуют на роль лидера, то они могут выполнять ее поочередно. Одной из разновидностей модели лидерства в ценах является модель фирмы-барометра, когда компания доминирует не по уровню средних издержек производства, а по престижу, новациям, по умению правильно отслеживать изменения в рыночной ситуации и т.д. В результате остальные фирмы на рынке ориентируются на действия своеобразного барометрического лидера. Правило большого пальца
В случае, когда на рынке нет явного лидера, фирмы действую согласно общепринятым нормам, которые в силу их простоты, общеизвестности и доступности называются правилами большого пальца: 1. Ценообразование по принципу «издержки плюс» – установление цены происходит на основе средних переменных издержек производства плюс надбавка (≈ 20%), которая будет регулировать рамки сверхприбыли (рис. 8.1). Процентная надбавка применяется для снижения риска наступления потерь в будущем. , где К – принятый процент надбавки, который устанавливается с таким расчетом, чтобы общая величина надбавки над средними переменными издержками покрывала средние постоянные издержки и принесла некоторую запланированную прибыль.
Рис. 8.1. Схема ценообразования по принципу «издержки плюс»
2. Фокальные точки – этот термин заимствован из оптики и в экономической теории определяет психологически значимые уровни рыночных параметров (цен, скидок и т.д.). Фокальные точки вызывают примерно одинаковую реакцию у всех участников рынка, т.е. например, установление цены на определенном уровне является не экономическим, а скорее информационным действием для экономических агентов. В данном случае умение воспринимать и передавать информацию с помощью фокальных точек значительно повышает уровень координации олигополии.В качестве примера можно привести ступенчатое изменение цены, когда все продавцы снижают цену одинаково с одного уровня до другого (распродажи). Модель отсутствия сговора
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; просмотров: 630; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.009 с.) |