Кейс 32. Новые многонациональные компании в южной корее 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кейс 32. Новые многонациональные компании в южной корее



Важную роль в процессе превращения хозяйства Южной Кореи в современную индустриальную экономику в течение последних 25 лет сыграли дифференцированные бизнес-группы, известные под названием «chaebol». «Samsung», будучи ведущей chaebol, в 2005 г. имела доходы в размере 72 млрд дол. и включала в себя ряд индустрий, выпускающих электротовары (это один из крупнейших мировых производителей чипов памяти для компьютеров), автомобили, занимающихся кораблестроением, авиационно-космическим комплексом и машинным оборудованием. За «Самсунгом» по размеру идут 3 другие chaebols – «Hyundai», LG («LuckyGoldstar») и «Daewoo». В сравнении с другими, меньшими по размеру, chaebols эти огромные дифференцированные промышленные группы вместе составляют около четверти ВНП Южной Кореи.

Исторически chaebol в Южной Корее пользовалась дешевой рабочей силой, чтобы экспортировать ряд товаров в индустриальные страны. В последние годы, однако, затраты на землю и труд в Южной Корее резко возросли, сводя к нулю важные источники конкурентного преимущества chaebol в международной экономике. По данным исследований разных стран, проведенным Международным институтом по развитию управления (IDM), Южная Корея занимает 24-е место из 41 развитых и развивающихся государств по показателю национальной конкурентоспособности за Таиландом и Чили, опережая Испанию и Мексику (тремя ведущими странами были США, Сингапур и Япония). В отличие от японских предприятий, с которыми часто сравнивают компании Южной Кореи, некоторые chaebols часто страдают от относительно низкого качества и неудовлетворительного дизайна продукта. Однако, пытаясь удержать свою конкурентную позицию, chaebols в ответ на увеличившиеся затраты в Южной Корее стали расширяться в других странах, строя заводы там, где прямые затраты на труд меньше, а производительность выше, чем в родной стране. В 2003 г. например, «Daewoo» увеличила вложения в завод по производству видеомагнитофонов в Северной Ирландии для того, чтобы частично воспользоваться преимуществом дешевой рабочей силы. Средняя ежемесячная зарплата на заводе «Daewoo» по производству видеомагнитофонов в Куми (Южная Корея) была выше 1 300 дол., чем зарплата, выплачиваемая рабочим на подобном предприятии в Антриме (Северная Ирландия)1 200 дол. Причем на ирландском заводе выработка каждого рабочего была на 20% выше.

Другая причина для иностранных инвестиций со стороны chaebol – приобретение иностранных экономических объектов, у которых было качество, дизайн, инженерные ноу-хау или наличие рынка – все то, чего недоставало chaebol. Например, в начале 2000 г. «Samsung» купила 40% AST, которая является одной из крупнейших компаний по производству персональных компьютеров в США, за 378 млн дол. Подобным образом «HyundaiElectronicsIndustries», дочерняя компания «Hyundai», второй по значимости chaebol, недавно купила американскую компанию по производству дискет «Maxtor» за 165 млн дол.. и подразделение «AT&T» по производству полупроводников за 340 млн дол. «Daewoo» тем временем приобретала автомобильные заводы в Восточной Европе, Вьетнаме и Бразилии, что являлось частью стратегии превращения в основного поставщика автомобилей в развивающиеся страны и при использовании низких трудозатрат для экспортирования своей продукции в развитые страны.

Третья причина иностранной экспансии южно-корейских chaebols – успокоить правительства иностранных государств, которые начали выражать беспокойство по поводу увеличивающегося притока корейской импортной продукции в их экономику. Особенно это было заметно в Западной Европе, где в Европейский комитет направлялись иски, утверждающие, что фирмы Южной Кореи занимаются демпингом товаров на европейском рынке, продавая их по ценам ниже, чем их производственные затраты, в попытке приобрести доли на рынке и оставить европейские фирмы без работы. Южная Корея пытается всеми силами уйти от таких обвинений, основывая производственные мощности в Европе. Например, последняя жалоба против «Samsung» и «Hyundai» со стороны европейских производителей была по поводу того, что объем инвестиций в производство оборудования для транспортировки пород в три раза превысил объем вложений обеих chaebols в производство оборудования в Европе.

Под таким давлением прямые иностранные инвестиции со стороны южнокорейских chaebols резко увеличились в последние годы. В 1997 г. южно-корейские фирмы вложили около 300 млн дол. в создание иностранных предприятий; к 2000 г. цифра достигла 1,5 млрд дол., в 2002 г. – 2,4, а в 2004 г. объем инвестиций достиг рекордных 4,9 млрд дол. С 2005 г. 50% этих инвестиций направлялись в другие азиатские государства, 30 – в Северную Америку и 15% – в Европу. Однако финансовый кризис, который сильно затронул Южную Корею, привел к временному замедлению этой деятельности. Большинство chaebol имеют слишком много долгов и избыточной производственной мощности, чтобы проводить инвестиции на том уровне, который существовал в середине 1990-х гг. Крупнейшие chaebols на самом деле сейчас являются многонациональными компаниями. Например, в 2006 г. Организация Объединенных Наций поставила «Daewoo» на 52-е место среди крупнейших многонациональных компаний мира. «Samsung» сегодня имеет более 305 дочерних предприятий, расположенных в 65 странах. Наблюдатели ожидают, что экономика страны восстановится после кризиса. Когда это произойдет, вновь появится желание вкладывать деньги за пределами своей страны.

Вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-18; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.004 с.)