Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Примечание: Статья подготовлена специально для сайта «Архив древних актов башкир» и газеты «Зианчуринские зори». Статью могут перепечатать газеты «Киске Офо», «Истоки» и «Йэшлек».
«Мини реферат по истории села Утягулово». Главная цель реферата ознакомление учащейся молодежи Зианчуринского района и Башкортостана историческими документами, выполненными на местных исторических языках. Как известно башкирские деревни нашего, Зианчуринского района (как и другие населенные пункты южного и юго-восточного Башкортостана) впервые упоминаются, например в ревизских сказках Российской империи, начиная с 1795 года. Что дало повод некоторым, незнающим местные письменности и языки, историкам считать, что башкирские села обоснованы только в 18 веке после миляда Гайсы. Попробуем опровергать эту ошибочную точку зрения на примере анализа исторических документов села Утягул нашего, Зианчуринского, района. На рисунке №1 вы видите иероглифическую надпись, которая нанесена на поверхность бронзового браслета. Браслет хранится в Утягуловском школьном музее, который был организован учителем истории Ямилем Куватовым. Иероглифы читаются так: - «Влп лф пмз\\Хоть остается вместе него памятная вещь». Надпись выполнена в 3000-2000 годах до миляда Гайсы. Смотрите рисунок №1.
«Пмз\\памятная вещь», то есть хранение на память какой либо вещи покойника у себя известно у башкир с древности. У села Утягул имеется еще один документ, который выполнен в 600-200 годах до миляда Гайсы рунами. Документ представляет собой эпитафию. Эта эпитафия была найдена в поле на месте древнего кладбища бывшего села Куат (сейчас входит в состав села Утягул) учителем истории Абдуллиным Радиком. На эпитафии можно различить остатки текста- «Дбг бтдм\\Эпитафиальную надпись соскоблил я». В древности башкиры исповедовали и религию Иртыш пайгамбара (Зартуш) тоже. В зароостризме людей не хоронили, а оставляли на возвышенностях для корма птицам и живности, а в память об этом месте на скалах, или на отдельно установленных камнях оставляли надписи: «Лмт = Айламт\\слезное горе»; «Дбг ччдм=Дбг hгтэм\\Эпитафиальную надпись написал я; Эпитафиальную надпись нанес я» или «Дбк бтдм\\Эпитафиальную надпись соскоблил я». Смотрите рисунок №2.
В школьном музее хранятся также и документы относящиеся к периодам истории государства Кангюй и Тюркского каганатов. Эти документы выполнены между 200-ым годом до миляда Гайсы и 639-ыми годами после миляда Гайсы. На рисунке №3 показана башкирская нотная книга того времени.
Из документов села Утягул, которые относятся ко времени государства Авари Ганвас (Называют и Хазарским каганатом тоже), то есть к 639-1016 годам, можно перечислить бронзовый браслет с уйгурописьменным текстом, арабописьменную таможенную бирку, брахми и хазарописьменный знак учителей. На рисунке №4 показан браслет, где написано- «hс жз мбркн\\Аналогия неотделимая часть благоденствия».
На рисунке №5 показана таможенная бирка, где написано: - «Мин аль милк. Самин каммаин кумш. Блгу «Тамга»\\ Метка для имущества. Стоимость восемь дешевых серебра. Знак «Тамга».
На рисунке №6 показан нагрудный знак учителей. Там написано:- «Гасапhа субуг\\Профессия учитель».
Среди документов села Утягул можно выделить один, который четко датирован. Это несколько раз используемая арабописьменная каменная эпитафия. Эпитафия найдена и сфотографирована Абдуллиным Радиком на современном сельском кладбище. Я различил на ее поверхности две надписи. На рисунке №7 показана старшая надпись, которая гласит- «881-нчи ил\\881-ый год хиджры». (881-ый год хиджры соответствует 1477 году по миляду, то есть получается, что эта надпись выполнена в селе Утягул 536 лет тому назад!).
На рисунке №8 показана каменная эпитафия села Утягул современного периода истории села. Эпитафия сфотографирована Абдуллиным Радиком. Там написано- «1931 ил 11 актабрдэ\\ В 1931 году 11 октября».
Изучайте письменности и исторические языки Башкортостана, это поможет Вам хорошо знать историю своей Родины! Примечание: Статью могут печатать газеты «Зианчуринские зори» и «Истоки».
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.210 (0.026 с.) |