Глава 5 транспортировка икры, личинок, молоди и взрослых особей чавычи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5 транспортировка икры, личинок, молоди и взрослых особей чавычи



Транспортировка половых продуктов, посадочного материала и взрослой рыбы может быть внутрихозяйственной и межхозяйственной.

Непродолжительные по времени внутрихозяйственные перевозки осуществляют в полиэтиленовых мешках, живорыбных контейнерах, молочных флягах и живорыбных автомашинах (в зависимости от вида и возраста рыб, а также расстояния перевозки). Для межхозяйственных перевозок на большие расстояния используют авиацию, железнодорожный и автомобильный транспорт. Важным отличием между этими перевозками является то, что при межхозяйственных перевозках всегда необходимо разрешение ветеринарной службы о том, что хозяйство, откуда перевозится рыба, благополучно по заболеваниям, не закрыто на карантин и т.д. Так на межхозяйственные перевозки необходимо получать разрешение (проходное свидетельство) в Санэпидстанций области, а при межобластных перевозках - в республиканской СЭС.

Запрещается вывозить рыбу из прудов, в которых обнаружены краснуха, бранхиомикоз, фурункулёз, инфекционная анемия, вертеж и дискокотилоз. Нельзя в такие пруды и ввозить рыбу.

Не рекомендуется перевозить рыбу с пучеглазием, взъерошенной чешуей, раздутым брюшком, белыми или эродированными жабрами, черной сыпью по телу или с черным хвостом; вялую, травмированную и истощенную рыбу.

Емкости для перевозки рыбы дезинфицируют 10-20% раствором хлорной извести и затем тщательно промывают водой.

Перевозимую рыбу предварительно обрабатывают в соляных (5% NaCl) или аммиачных (0,2% NH4) ваннах.

После перевозки рыбу помещают на 20 суток в карантин. При выявлении болезни рыб лечат, или продают населению (в свежем или переработанном виде), либо перерабатывают на комбикорм, либо уничтожают (сжигают или закапывают).

Воду для перевозок используют свежую, чистую, с нейтральной или слабощелочной реакцией. При длительных перевозках в воду добавляют поваренную соль (5-6 кг/м для межой рыбы, 5-10 кг/м для крупной).

В связи с тем, что в семенной жидкости сперматозоиды находятся в активном состоянии, сперму рыб можно перевозить на любые расстояния в сухих стерильных пробирках, установленных в термосе со льдом. При этом необходимо учитывать сроки ее активности (табл. 2).

Таблица 4 - Длительность оплодотворяющей способности спермы разных видов рыб

Вид рыбы Температура, °С Срок активности
Лососи   2-3 суток

 

Хранению и перевозке подлежит свежеотобранная сперма, помещенная в сухие пробирки отдельно для каждого самца с плотно пригнанными пробками во избежание попадания воды. Пробирки с этикетками заворачивают 1 марлю и отпускают в термос, наполненный мелко наколотым льдом. К каждой пробирке со спермой должна быть прикреплена этикетка с указанием вида рыбы, номера производителя, даты и часа получения спермы, объема и качественной ее оценки. Для перевозки небольшого количества спермы широко используются сумки- холодильники.

Для перевозки неоплодотворенной ее икры закладывают в сухую банку, которую плотно закрывают пробкой и помещают в термос. Банка должна полностью заполняться икрой без свободного воздушного пространства. Перевозка оплодотворенной икры осуществляется на определенной стадии развития эмбриона. У чавычи это первые сутки после оплодотворения, либо на стадии пигментации глаз у зародыша.

Как правило икру транспортируют в стандартных пластиковых контейнерах на деревянных рамках.

На каждую рамку кладут, марлевую салфетку, ПК которой в два раза больше рамки, и опускают в лоток с водой на глубину несколько сантиметров. Икру размещают равномерно на салфетке слоем в 3-4 ряда. Затем рамки вынимают из лотка, ставят на некоторое время в наклоном: положении для удаления избытка воды, обертывают краями салфетки и укладывают их в изотермные пенопластовые контейнеры. При их отсутствии стопки рамок с икрой помещают в деревянные ящики размером на 15 - 20 см больше рамок для укладки в промежутки изоляционного материала.

В случаях перевозки на небольшие расстояния икру можно перевозить без увлажнения; рамки с икрой завертывают в бумагу. При емкости бака 23 л запаса воды хватает на 12-14 часов. В один ящик вмещается 600-1 800 тыс. оплодотворенных икринок осетровых рыб.

Перед отправкой икру промывают от осевшего ила, из нее удаляют икринки, покрытые сапролегнией. После этого рамки с икрой закрывают влажными марлевыми салфетками и стопками укладывают в транспортировочные ящики. Сверху стопок устанавливают лотки со льдом. Температура в ящиках при транспортировке поддерживается 8-10°C. B отдельных случаях на непродолжительное время ее можно снизить до 5-6°С. Общее время транспортировки может продолжаться до 64 часов.

Перевозку икры при температуре воздуха выше 7°С осуществляют, как правило, в ящиках со льдом. Если же икру перевозят поздней осенью или зимой при низких температурах на транспорте, то в тару не только не закладывают лед, но, наоборот, ее утепляют, чтобы избежать промерзания икры. Стопку рамок (кюветов) обертывают плотной бумагой и перевязывают шпагатом. Для доступа воздуха бумагу, закрывающую рамки, в нескольких местах прорывают. Упакованную в бумагу стопку рамок опускают в пенопластовый изотермический ящик.

В каждый транспортировочный ящик вкладывают конверт с накладной, в которой указаны количество икры, дата оплодотворения и температура инкубации.

На крышке транспортировочного ящика делают надпись «Живая икра. Верх. Не кантовать». С боковой стороны ящика прикрепляют этикетку с адресом назначения и отправления.

Транспортировка личинок

Чаще всего для транспортировки личинок рыб используют стандартные полиэтиленовые пакеты объемом 40 л, длиной 65 см с шириной рукава 50 см. Перед перевозкой их упаковывают в стандартную картонную коробку размером 65x35x35 см. В каждый полиэтиленовый пакет наливают 10-12 л воды, помещают личинок, свободное пространство заполняют кислородом и закрывают ракет с помощью зажима Мора или резинового шланга.

Оптимальной температурой для перевозки в летнее холодолюбивых 6-8°С, а весной и осенью, соответственно, 6°С и 3-5°С.

В один пакет помещают до 166 тыс. лососевых. При расчете плотности посадки предличинок, личинок и молоди рыб в герметически закрытый полиэтиленовый пакет, заполняемый водой и кислород:необходимо учитывать следующее:

степень растворения кислорода в воде в зависимости от механического перемешивания в пути, температуры и парциального давления;

пороговое содержание кислорода для предличинок, личинок и молоди (1-3 мл/л);

потребление кислорода и выделение-свободной углекислоты предличинками, личинками и молодью в зависимости от температуры, их массы и видовой принадлежности;

предельно допустимые концентрации углекислоты для предличинок, личинок и молоди;

коэффициент растворения углекислоты в воде в зависимости от температуры;

фактор пространственного расположения предличинок, личинок и молоди (для рыбы до 1 г. принимается соотношение ее массы и воды от 1: 8 до 1: 10, а свыше 1 г.- от 1: 2 до 1: 6);

длительность перевозки предличинок, личинок и молоди (Пономарева, Сорокина, 2011).

Транспортировку личинок из инкубационного цеха можно также производить и в другой таре, например, в молочных флягах с крышкой. При температуре 4-5°C и продолжительности транспортировки 2 часа допустимая плотность посадки 2-3 тыс. экз./л. После помещения личинок воду доливают до горловины фляг и плотно обвязывают двойным слоем марли, на марлю кладут деревянный брусок размером 2*2 см и опускают крышку, но не стягивают её зажимом. Этим достигается постоянная аэрация воды и исключается выброс личинок с водой при толчках во время перевозки.

Перевозка посадочного материала и взрослой рыбы:

На выживаемость перевозимой рыбы влияют несколько факторов, основными из которых являются: содержание кислорода в воде, накопление продуктов жизнедеятельности и свободное пространство. Большое значение придаётся также качеству и физиологическому состоянию перевозимых объектов. Для перевозки живой рыбы необходимо использовать воду из открытых естественных водоёмов. Не допускается использование воды из артезианских скважин, колодцев или водопровода. Вода для перевозки рыбы должна быть чистой, прозрачной, без химических и органических примесей.

Очень важно, чтобы перевозимая рыба не испытывала резких колебаний температуры. Разница температуры воды, в которой рыба находилась до погрузки, и воды, в которой она будет перевозиться, не должна превышать 1-2°C, также как и при выгрузке рыбы.

Важно, чтобы рыба была подготовлена к длительной перевозке. С этой целью её отсаживают в отдельные бассейны с постоянным водообменом. Во время предварительного выдерживания допускается плотность посадки рыбы, при которой содержание в воде растворённого кислорода поддерживается на уровне 6-6,5 мг/л. Соотношение между временем выдерживания рыбы в чистой воде и длительностью транспортировки должна составлять 2:1. Во время выдерживания рыбу кормить нельзя.

Перевозка в полиэтиленовых пакетах и автотранспортом:

Наиболее удобный способ транспортировки молоди и сеголетков рыб – в стандартных полиэтиленовых пакетах.

Плотность посадки молоди определяется в зависимости от её длительности, температуры воды и воздуха, видового состава перевозимых рыб.

На автомашинах перевозят крупный посадочный материал (сеголетков и двухлетков) на расстояния от 10 до 1000 км. Для перевозки рыбы применяются живорыбные цистерны и установки различных модификаций (АЦЖР-3, АЦПТ-2,8/53А, ИКА, ИКА-4, ИКФ-4, ИКФ-5 и другие), смонтированные на базе автомобилей ЗИЛ-164, ЗИЛ-130. Они имеют ёмкости до 3000 л, в которых поддерживаются необходимые температурный и газовый режимы.

При перевозке живой рыбы на короткие расстояния (до 50 км) отношение её массы к массе воды должно находиться в пределах 1:2, при более длительной перевозке соответственно 1:4. Норма загрузки устанавливается в зависимости от массы и длительности транспортировки (табл.4 и 5).

Таблица 5

Пороговое содержание растворённого в воде кислорода для карпа

Вид рыбы Содержание кислорода, мг/л (при 10°C и ниже)
Лосось годовики молодь личинки 0,7-1,0 1,7-2,7

 

Таблица 5

Плотность посадки лососевых рыб (кг) в живорыбную автомашину

Средняя масса особи,г Температура воды, 0C
                 
В течение, ч
                 
При 6 мг О2 При 7 мг O2 При 8 мг O2 При 9 мг O2
0,5 ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ –    
     
     
           
             
               
               
               
                 
                   
                   

 

Транспортировка в живорыбных вагонах:

Живорыбные вагоны используют для транспортировки рыбы на расстояния более 1000 км.

Для поддержания в транспортировочных ёмкостях удовлетворительных условий содержания рыбы необходима постоянная аэрация воды. При длительных перевозках транспорт помимо основного компрессора должен иметь запасной автономный бензокомпрессор или запас баллонного кислорода. Оптимальным содержанием кислорода в воде во время перевозки рыбы считается 7-8 мг/л, его снижение до 3 мг/л свидетельствует о критическом состоянии рыбы.

В большинстве специализированных транспортных средств предусмотрена термоизоляция. Перевозка рыбы в живорыбных вагонах может осуществляться при температурах воздуха от -40 до +30 °C.

Дальние перевозки рыбы и икры осуществляют также с помощью самолётов.

Перевозка в садках и прорезях:

В ряде случаев производителей приходится перевозить в живорыбных садках.

Живорыбный садок объёмом 5 м³ имеет каркас из угловой стали, диаметром 50 мм, а стенки из деревянных реек (40*20 мм). Каркас крепят между двумя металлическими понтонами и при помощи червячной передачи поднимают и опускают на разную глубину (в пределах 1 м). Минимальная осадка понтонов 0,2 м. Длина всего сооружения 6 м, ширина 2,2 м, высота понтонов 0,6 м, осадка – 1м. Садок приводится в движение подвесным лодочным мотором мощностью 20 л.с.

Часто для перевозки производителей используют специальные суда – прорези.

Это вид транспортировки самый простой и экономичный. В то же время она связана с возможностью заражения при контактировании с забортной водой. В прорезях можно также перевозить и молодь.

В настоящее время широко используются самоходные суда типа “Аквариум”, “Осётр”, “Белуга”, что позволяет избежать контакта перевозимой рыбы с забортной водой(Пономарева, Сорокина, 2011)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.019 с.)