ТОП 10:

Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»



В соответствии с Государственным образовательным стан­дартом высшего профессионального образования на логопе­дических отделениях дефектологических факультетов курс «Дизартрия» базируется на знаниях курса «Анатомо-физио-логические и клинические основы коррекционной педагоги­ки», а также разделов логопедии по темам: «Дислалия», «На­рушения голоса», «Ринолалия», «Психология», «Возрастная психология», «Специальная психология».

Курс предполагает обучение студентов следующим знаниям:

• структура речевого нарушения при дизартрии, ее причи­
ны и механизмы;

• психолого-педагогические критерии дифференциации
основных клинических форм дизартрии;

• содержание и методики комплексного психолого-педаго­
гического обследования лиц с дизартрией;

• особенности речи дошкольников с дизартрией и систе­
мы коррекционно-педагогической работы в условиях де­
тского сада;

• содержание и методы логопедической работы по преодо­
лению дизартрии у учащихся общеобразовательных и
специальных школ;

• содержание и методы логопедической работы по преодо­
лению дизартрии у взрослых;

• мероприятия по предупреждению возникновения дизар­
трии у детей, профилактике и организации системы ло­
гопедической помощи лицам с дизартрией.


I


В процессе изучения данного курса у студентов формиру­ются следующие умения:

• обследовать ребенка, подростка, взрослого с дизартрией;

• проводить анализ результатов комплексного обследова­
ния;

• обосновывать основные направления дифференциально­
го коррекционного воздействия в работе с лицами, стра­
дающими дизартрией;

• составлять развернутый план-конспект логопедического
занятия с детьми с дизартрией на разных этапах коррек­
ционного обучения;

• целенаправленно проводить наблюдение логопедических
занятий, анализ их структуры и содержания.

В целях закрепления теоретических знаний и формирова­ния практических умений в план практических и лаборатор­ных занятий включаются деловые игры, анализ логопедичес­ких занятий с ребенком, подростком, взрослым с дизартри­ей, а также задания для самостоятельной работы студентов и контрольные вопросы.

10.1. Организация деловых игр

Деловая игра с моделированием ситуации логопедического приема ребенка с дизартрией

Цель игры: уточнение и расширение знаний студентов о психолого-педагогических критериях, дифференциации форм дизартрии при ДЦП, минимальных проявлениях диз­артрии.

В процессе деловой игры вырабатываются первоначальные умения сбора анамнеза и анализа психомоторного и речевого развития ребенка с дизартрией.

Программа деловой игры «Логопедическое консульти­рование ребенка с дизартрией»

Преподватель объясняет задачу — моделирование ситуа­ции логопедического приема ребенка с дизартрией с целью логопедического обследования речи ребенка.

Три студента участвуют в деловой игре, инсценируя «мать ребенка» — 1-й студент, «ребенок с дизартрией» — 2-й сту­дент, «логопед» — 3-й студент.


 




Глава 10


Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»


 


Идет диалог:

«Логопед» ставит вопросы, направленные на выявление признаков дизартрии.

«Мать ребенка» дает развернутое описание клинических проявлений и психолого-педагогическую характеристику ре­бенка.

«Ребенок» в ответ на обследование, проводимое «логопе­дом», дает описание основных признаков дизартрии в речи, моторике, мимике.

Преподаватель делает развернутое заключение по содер­жанию деловой игры.

Деловые игры такого типа варьируют по своим задачам: -моделирование ситуации обсуждения с коллегами ре­зультатов обследования пациента;

-моделирование ситуации анализа результатов обследова­ния и выводов, ведущих к заключению логопеда; -моделирование ситуации обсуждения с коллегами стра­тегического плана коррекционных воздействий (логопе­дических и психологических);

-моделирование ситуации составления плана-конспек­та индивидуальных занятий с ребенком (подростком, взрослым) с дизартрией в соответствии с представлен­ной преподавателем картиной речевого нарушения, особенностей моторики, психологических особеннос­тей;

-моделирование ситуации в зависимости от этапа коррек-ционной работы, логопедических технологий и т. п.

10.2. Схема анализа логопедического занятия

Результаты наблюдений и анализа занятий студент регис­трирует в тетради для лабораторных занятий в следующем порядке:

Дата и время наблюдения (начало, конец), средняя, старшая, подготови­тельная группа № специализированного детского сада

Логопед_________________________

ф.и.о.

Название, тема, цель, план занятия


*


Для удобства наблюдения и анализа занятия студент ведет свои записи по следующей схеме: -этапы занятия, их длительность; -используемые методы и приемы; - поведение и речь детей; -вопросы, предложения.

Примерная схема анализа логопедического занятия

1. Подготовка плана и конспекта занятия, использование
консультации, литературы, знание состава детей группы.

2. Соответствие темы, цели и содержания занятия про­
грамме, перспективному плану работы, речевому профилю и
возрасту детей данной группы; дозировка нового материала,
связь изучаемого материала с предыдущим и последующим,
правильность подбора лексического материала, единство кор­
рекционных, образовательных и воспитательных задач.

3. Организация занятия: количество детей, эстетика окру­
жающей обстановки, оборудование, используемое на заняти­
ях, качество наглядных пособий и дидактического материала.

4. Структура занятия: основные этапы занятия, их логи­
ческая последовательность, четкость перехода от одного эта­
па занятия к другому, продолжительность всего занятия и
его этапов, своевременность проведения физкультминутки,
подведение итогов занятия, соответствие фактического хода
занятия запланированному, отступления от конспекта, их
причины.

5. Методы и приемы обучения: формирование мотивации
к занятиям у ребенка (подростка, взрослого); разнообразие,
взаимосвязь, обоснованность; приемы привлечения внима­
ния; обеспечение эмоциональности и интереса в процессе за­
нятия; приемы активизации познавательной деятельности;
опора на разнообразие форм активности (слуховую, зритель­
ную, двигательно-моторную) с целью предупреждения утом­
ляемости; методика использования оборудования; сочетание
индивидуальной и фронтальной работы; воспитательные
моменты; применение специальных методических приемов,
контроль за речью, выявление и своевременное исправление
допущенных ошибок; адекватность предъявляемых требова­
ний с учетом речевых возможностей и индивидуально-психо­
логических особенностей личности и возраста; доступность и


 




Глава 10


Организация учебного процесса по курсу


 


четкость формулировки вопросов; наводящие вопросы, под­сказывающий характер вопросов; включение элементов ра­циональной психотерапии и психокоррекции.

6. Качество работы, речь и поведение детей, подростков,
взрослых в процессе занятия, заинтересованность, актив­
ность, сосредоточенность, устойчивость их внимания в на­
чале занятия и на остальных этапах, причины отклонений
в поведении и деятельности, проявления речевых ошибок, их
причины, качество знаний, умений и навыков, полученных и
закрепленных на занятии.

7. Характеристика логопеда. Контакт с группой, умение
организовывать коллектив для работы, повышать актив­
ность, внимание и интерес, умение найти правильный подход
к отдельным с учетом индивидуальных способностей, настой­
чивость в достижении цели, педагогический такт. Внешний
вид и речь логопеда: доступность, логичность и краткость
речи логопеда, дикция, сила голоса, темп, ритм, интонаци­
онная выразительность речи, признаки эмпатии в поведении
логопеда, проявления деонтологических профессиональных
качеств.

8. Результаты занятия: выполнение плана, достижение
цели, эффективность использования приемов.

9. Педагогические выводы и предложения: положитель­
ные стороны и недостатки занятия, предложения по закреп­
лению положительных сторон и рекомендации по дальней­
шему совершенствованию.

10.3. Задания для самостоятельной работы студентов

1. Конспектирование и реферирование специальной лите­
ратуры.

2. Составить таблицу «Сравнительная характеристика
нарушений речи: дизартрии, дислалии, нарушений го­
лоса».

3. Составить протоколы обследования детей дошкольно­
го, младшего школьного возраста, подростков и взрос­
лых, страдающих дизартрией. Подготовить материалы
для обследования с учетом структуры дефекта, уровня
речевого развития и составлением психолого-педагоги­
ческой характеристики.


 

4. Составить таблицу «Особенности неЙронарушений и
лингвопатологии при бульбарной, цсевдобульбарнои,
экстрапирамидной, мозжечковой, Корковои Ф°РМ Диз"
артрии)».

5. Оформить в виде таблиц основные направления ком­
плексной лечебно-психолого-педагогйческои работы
при дизартрии у детей, подростков, взросль-

6. Составить таблицу «Этапы логопедической работы по
коррекции дизартрии у дошкольников» с отражением
в ней программного содержания и кОррекционных за­
дач каждого этапа работы.

7. Оформирмить план-конспект индивиДУальных и ГРУП"
повых занятий с дошкольниками, страдающими ди­
зартрией (с подробным его анализом).

8. Разработать конспект логопедически* занятии на раз­
личных этапах коррекционного обучеНия-

9. Подобрать игры и упражнения для корРекЧии Дизарт­
рии у дошкольников и младших шкоЛьНИКОВ-ц

 

10. Конспектирование программно-метоДическои литеРа-
туры.

11. Составить (на основе протокола обслеДования' развер­
нутую психолого-педагогическую хаРактеРистикУ Ре
бенка с дизартрией при ДЦП, карту логопедического
наблюдения и перспективный плай коррекционного
воздействия.

12. Составить (на основе протокола обслеДования) Развер-
нутую психолого-педагогическую характеристику ре
бенка с минимальными проявлениями дизартрии, кар­
ту логопедического наблюдения и перспективный план
коррекционного воздействия.

13. Составить таблицу сравнительных даЯнь1Х <<^тапы ло­
гопедической работы по коррекции дизартрии у млад­
ших школьников общеобразовательной и специальной
школы» с отражением в ней основнь!* заДач> моделей
обучения и речевого поведения уча1#ихся на Различ"
ных этапах коррекционного воздейстВИЯ- о

14. Сотавить таблицу «Система логопедической работы по
коррекции дизартрии у школьников # процессе ооуче-
ния» с отражением в ней задач и краткого содержания
периодов коррекционного обучения.

15. Составить развернутую психолого-пеДагогическУю ха"
рактеристику обследованного учащеГ°ся с логопеди-


Глава 10


ГЛОССАРИИ


 


ческим заключением и перспективным планом коррек-ционного воздействия.

16. Составить план-конспект просмотренного логопедичес­
кого занятия по коррекции дизартрии у школьников с
подробным его анализом.

17. Составить таблицу «Основные направления комплекс­
ной психолого-педагогической работы с подростками,
страдающими дизартрией».

18. Составить развернутую психолого-педагогическую ха­
рактеристику подростка с дизартрией.

19. Составить план-конспект просмотренных занятий по
коррекции дизартрии у подростков с подробным ана­
лизом.

20. Составить таблицу «Этапы комплексной психолого-пе­
дагогической работы по коррекции дизартрии у взрос­
лых ».

21. Составить план-конспект просмотренных занятий по
коррекции дизартрии у взрослых с подробным его ана­
лизом.

22. Составить таблицу «Организация логопедической по­
мощи лицам с дизартрией».

23. Подготовить текст беседы с родителями и воспитателя­
ми «О дизартрии у детей».

24. Составить психолого-педагогическую характеристику
ребенка, подростка, взрослого с разными формами диз­
артрии.

25. Подобрать методики психодиагностики ребенка, под­
ростка, взрослого.

26. Перечислить задания, направленные на оценку уровня
речевого развития.



Автоматизм— неосознаваемое движение. Оральный авто­матизм — сосательный, хоботковый, ладонно-подбородочный и др., свойственные в норме детям младенческого возраста.

Автоматизация движений(в том числе речевых) — много­кратное повторение произвольных движений, приводящее к снижению сознательного контроля за его выполнением.

Агнозия— неспособность узнавать, понимать.

Аграфия— нарушение письма, при котором ребенок не может овладеть навыком соединять буквы в слоги и слоги в слова; при этом наблюдаются перестановка и пропуск букв и слогов, искажения слов. Списывание готового текста доступ­но. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины доминантного полушария.

Адаптация— процесс приспособления состояния органов и функций организма к изменяющимся условиям среды.

Адекватный— соответствующий обстоятельствам, прояв­лениям.

Адинамия— чрезмерная слабость, вялость, недостаток сил, невозможность ходить, стоять, понижение умственной деятельности.

Адиадохокинез— нарушение правильного чередования противоположных движений.

Алексия— нарушение способности читать, обусловленное поражением речевых зон коры мозга.

Амимия(гипомимия) — отсутствие или ослабление выра­зительности лицевой мускулатуры.

Анализаторы— нервные механизмы, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ раздражений из вне­шней и внутренней среды организма.

Анамнез— совокупность сведений, сообщаемых больным или его родственниками. Такие сведения используются для установления диагноза.

Аномалия— отклонение от общих закономерностей раз­вития, функционирования или строения органов.

Анартрия— резкое расстройство артикуляции.

Апатия— состояние безразличия, равнодушия, подавлен­ность, отсутствие интересов.

Апраксин— нарушение целенаправленных (произволь­ных) движений, при котором исполнительные механизмы движения сохранны.


 




Глоссарий


Глоссарий


 


Арефлексия— отсутствие врожденных рефлексов.

Артикуляция— совместная работа речевых органов, необ­ходимая для произнесения звуков речи. Для правильной ар­тикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестетического контроля за правильностью произношения.

Асинергия— отсутствие содружественных движений.

Астазия— неспособность стоять.

Асфиксия— удушье, возникающее у детей при рождении в случае прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту.

Атаксия— нарушение движений, проявляющееся в рас­стройстве их координации.

Атетоз — непроизвольное сокращение мышц, вызываю­щее червеобразные движения рук и ног.

Атрофия— уменьшение объема того или иного органа вследствие нарушения его питания.

Афония— отсутствие голоса.

Аффект— эмоциональное возбуждение, возникающее внезапно при психотравмирующих обстоятельствах и сопро­вождающееся утратой волевого контроля за собственными действиями.

Афферентация— нервные импульсы, поступающие от ор­ганов чувств в ЦНС.

Брадикинезия— замедление темпа движения.

Брадилалия— замедление темпа речи.

Бульбарный паралич— связан с деструкцией IX, X, XII пар черепно-мозговых нервов, расположенных в продолгова­том мозге.

Ганглий— нервный узел.

Гетерохрония— разница в темпах развития различных структурных образований той или иной функциональной системы.

Гиперкинез— насильственное движение (тремор, атетоз, миоклании и т.п.).

Гиперрефлексия— повышение рефлексов.

Гипертониямышечная — повышение тонуса мышц спасти­ческое (максимальное сопротивление выявляется в начале пас­сивного движения, уменьшается при повторных исследовани­ях) и пластическое (сопротивление пассивному движению на­растает при повторных исследованиях — «зубчатое колесо»).


Гипертрофия— ненормальное увеличение объема мышц или органа.

Гипокинезия— снижение двигательной активности.

Гипо/гиперметрия— неоправданно измененный объем движений, что ведет к их несоразмерности.

Гипомнезия— ослабление памяти.

Гипотония мышечная— снижение мышечного тонуса.

Движение

произвольное— целесообразное движение, вырабо­
танное в процессе деятельности;

автоматизированное— заученное, совершаемое без
осознанного регулирования;

непроизвольное— врожденное.

Девиация— отклонение от обычного нормального поведе­ния, состояния, положения органа.

Декомпенсация— недостаточность механизмов восстанов­ления, функциональных нарушений и структурных дефектов организма.

Депривация— подавление, резкое ограничение притока возбуждений (эмоциональных, сенсорных).

Депрессия— подавленное, угнетенное состояние.

Диадохокинез(греч. сНайоспоз — сменяющий; ктезгз — движение) — способность быстро, симметрично и равномерно совершать сменяющие друг друга противоположные движе­ния конечностей (сгибание — разгибание пальцев рук, супи­нация — пронация кистей и др.).

Дизартрия— нарушение произношения вследствие рас­стройства иннервации речевого аппарата.

Диплегия— двусторонний паралич.

Диспраксия— расстройства произвольных движений.

Диссоциация— разъединение, расхождение (например, нарушение одних видов чувствительности при сохранности других).

Дисфория— расстройство настроения, характеризующее­ся повышенной раздражительностью.

Дисфункция— нарушение деятельности органа, системы.

Дискинезия— расстройство координированных движений.

Дистрофия— нарушение питания.

Дисфагия— расстройство глотания.

Дистония— патологическая неустойчивость тонуса мышц, приводящая к неоправданной смене расслабления на напряжение и наоборот.


Глоссарий


Глоссарий


 


Дизонтогенез— нарушение индивидуального развития организма, функции вследствие биологических или социаль­ных причин.

Кинестезия— передача и интеграция в ЦНС сигналов от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах, сухожили­ях. К. — основа развития произвольных движений.

Кинестетический образ(слова определенного действия) — осознавание ощущений движения рук или ног или специфи­ческого сокращения мышц при осуществлении действия.

Компенсация— возмещение, уравновешивание.

Координация движений— способность реализовать дви­жение в соответствии с его замыслом при согласованной рабо­те агонистов и антагонистов.

Контрактура— невозможность движений в суставе.

Лабильность— неустойчивость (тонуса мышц, настроения и пр.).

Нистагм— непроизвольные ритмические движения глаз­ных яблок в горизонтальном или вертикальном направле­нии.

Патогенез— механизм развития конкретной болезни, па­тологического процесса или состояния.

Пейсмекерный механизм нейрона— проявления спон­танной (ауторитмической) активности, имеющей эндогенное происхождение, что превращает нейрон в генератор возбуж­дения.

Перцепция— восприятие.

Персеверация— неосознанное воспроизведение действия или слов, выражений.

Проприорецепция— ощущения, передаваемые в ЦНС ре­цепторами, расположенными в мышцах и суставах, и воспри­нимающие сокращения, растяжения, движения.

Резидуальный— остаточный, сохранившийся после бо­лезни, травмы и пр.

Респирация/ экспирация— вдох и выдох.

Реципрокные отношения— взаимодействие мышц анто-гонистов, в процессе движения одни напрягаются, другие в то же время расслабляются.

Ригидность— негибкость, «оцепенелость». В движениях Р. связана с высоким тонусом мышц.

Синергия— одновременное сокращение мышц для осу­ществления движения; патологическая С. — включение до-


полнительных сокращений мышц, обычно не участвующих в том или ином движении.

Стридор— шумное, звонкое дыхание; у детей связан с тем, что надгортанник не имеет полноценной хрящевой ткани.

Толерантность— способность организма переносить не­благоприятные влияния того или иного фактора среды. Так­же: терпимость к чужим мнениям, верованиям, манерам.

Фактор— движущая сила совершающегося процесса или одно из необходимых условий реализации процесса.

Фасцикуляции— патологическое явление в виде множес­твенных сокращений мышечных волокон, не приводящее к сокращению мышцы в целом.

Фибрилляции— неритмичные сокращения миофибрилл.

Фрустрация— состояние тревоги или напряжения, ко­торые возникают в результате «непреодолимой» преграды к осуществлению планов, надежд. Ф. сопровождается целым спектром отрицательных эмоций.

Цианоз— синюшный оттенок цвета кожи или слизистой, связанный с нарушением кровоснабжения.

Эхолалия— непроизвольное повторение слышимых зву­ков, слогов, фраз.

Эхопраксия— непроизвольное повторение видимых дви­жений.



Литература


Литература


 


Основная литература

Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. — М., 2006.

Белякова Л.И. Содержание и организация лабораторных занятий по курсу дизартрии. — М., 1986.

Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых на­рушений //Дефектология. — 2007. № 3.

Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и пробле­мы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональ­ные предпосылки освоения языка. — М., 1987.

Винарская Е.Н. Дизартрия. — М., 2005.

Волоскова Н.Н. Интеллектуальная деятельность детей с речевой патологией: Учебно-методическое пособие /Под ред. проф. И.В. Боева. — Ставрополь, 1999.

Волоскова Н.Н. Формирование графомоторного компонен­та письма у учащихся начальных классов //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция/Под ред. О.Б. Иншако-вой. — М., 2001.

Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2005.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. — Ека­теринбург, 2003.

КорпевА.Н. Логопатология. — СПб., 2006.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошколь­ного возраста. — СПб., 2004.

Лопатина Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. — СПб., 2006.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми с ми­нимальными дизартрическими расстройствами. — СПб., 2004.

Мастюкова ЕМ. Дизартрия //Логопедия. — М., 1989 — 2002.

Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для де­тей с проблемами развития. — СПб., 2006.


Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего до­школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного ап­парата //Специальная дошкольная педагогика. — М., 2001.

Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. — М., 2005.

Дополнительная литература

Артемов ВА. Психология речевой интонации (интомоло-гия и просодия). Ч. 1. — М., 1976.

Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Книга для логопеда, воспитателя, родителей. — М., 1997.

Боев И .В., Ахвердова О А., Волоскова Н.Н. Клинико-психо-логические аспекты диагностики и профилактики отклоняю­щегося поведения у детей и подростков с органической недо­статочностью мозга. — Ставрополь, 2001.

Бабина Г.В., Волосовец Т.В., Гаркуша Ю.Ф., Идее Р.Е. Про­грамма психолого-педагогической и логопедической практи­ки студентов младших курсов. — М., 1997.

Бабина Г.В., Идее Р.Е. Лингвистические и психолингвис­тические аспекты организации работы произносительной стороны речи у детей с дизартрией //Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1997.

Белътюков В.И. Системный процесс саморазвития живой природы. — М.; СПб., 2003.

Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и фи­зиологии активности. — М., 1966.

Блысина И.В., Ковшиков ВА. Массаж в коррекции арти-куляторных расстройств. — СПб., 1995.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрас­те. Психолингвистическое исследование. — М., 1968.

Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 1973.

Волоскова Н.Н. Нейропсихологический подход к анализу трудностей формирования навыка письма у младших школь­ников //Вестник Ставропольского государственного универ­ситета. — 1998. — Вып. 16.

Волоскова Н.Н. Аномальная личностная изменчивость ор­ганического происхождения. Монография. — Ставрополь, 2001.


 




т


Литература


Литература


 


Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Янъшина ТА. Логопедичес­кий массаж и лечебная физкультура с детьми 3 — 5 лет, стра­дающими детским церебральным параличом. — М., 1999.

Ермолаев М.В. Психология развивающей и коррекцион-ной работы с дошкольниками. — М., 2007.

Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Нарушения речи у де­тей с церебральным параличом. — М., 1985.

Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. — СПб., 2006.

Яичко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у под­ростков. — Л., 1983.

Левченко И.Ю., Приходъко О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного ап­парата. — М., 2001.

Лопатина Л.В. Особенности восприятия и воспроизведе­ния интонационной структуры предложения дошкольника­ми со стертой дизартрией // Психолингвистика и современ­ная логопедия. — М., 1997.

Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых на­рушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб., 2001.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их на­рушения при локальных поражениях мозга. — М., 1962.

Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с цереб­ральным параличом // Особенности психофизического разви­тия учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 1985.

Панченко И.И. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией//Восстановительное лечение при паралитических заболеваниях у детей. — М., 1966.

Приходъко О.Г. Особенности логопедической работы при ди­зартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами невро­логической патологии //Развитие и коррекция. — М., 1999.

Приходъко О.Г., Моисеенко Т.Ю. Дети с двигательными на­рушениями: коррекционная работа на первом году жизни. М.,2004.

Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сен-сомоторному воспитанию детей второго-четвертого года жиз­ни. Методическое пособие. — М., 2007.

Семенова К А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Дизарт­рии //Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997.


Сербина Л.Ф., Волоскова Н.Н. Дизартрия: клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспек­ты проблемы. Учебно-методическое пособие. — Ставрополь 1996.

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. — М , 1987 Т.1.

Сметанкин АА. Учитель здоровья. Дыхание по Сметанки-ну. — СПб. ,2003.

Скворцов И А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. — М., 2003.

Скворцов И А., Адаминская ГА., Нефедова И.В. Модифи­цированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушении развития высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие. — М., 2000.

Тюрин А.В. Профессиональная ориентация инвалидов с на­рушениями опорно-двигательной системы. Методическое по­собие. — М., 1999.

Токарева О А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969.

Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. Воспитание и обучение. — М., 2000.

Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. — СПб.; М., 2001.

Яковлев Н.М. Биологическая обратная связь при лечении стресса и психосоматической патологии //Биологическая об­ратная связь: висцер. обуч. в клинике. Вып. 2. Часть 1 — СПб., 1993.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.35.159 (0.039 с.)