Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на логопедических отделениях дефектологических факультетов курс «Дизартрия» базируется на знаниях курса «Анатомо-физио-логические и клинические основы коррекционной педагогики», а также разделов логопедии по темам: «Дислалия», «Нарушения голоса», «Ринолалия», «Психология», «Возрастная психология», «Специальная психология». Курс предполагает обучение студентов следующим знаниям: • структура речевого нарушения при дизартрии, ее причи • психолого-педагогические критерии дифференциации • содержание и методики комплексного психолого-педаго • особенности речи дошкольников с дизартрией и систе • содержание и методы логопедической работы по преодо • содержание и методы логопедической работы по преодо • мероприятия по предупреждению возникновения дизар I В процессе изучения данного курса у студентов формируются следующие умения: • обследовать ребенка, подростка, взрослого с дизартрией; • проводить анализ результатов комплексного обследова • обосновывать основные направления дифференциально • составлять развернутый план-конспект логопедического • целенаправленно проводить наблюдение логопедических В целях закрепления теоретических знаний и формирования практических умений в план практических и лабораторных занятий включаются деловые игры, анализ логопедических занятий с ребенком, подростком, взрослым с дизартрией, а также задания для самостоятельной работы студентов и контрольные вопросы. 10.1. Организация деловых игр Деловая игра с моделированием ситуации логопедического приема ребенка с дизартрией
Цель игры: уточнение и расширение знаний студентов о психолого-педагогических критериях, дифференциации форм дизартрии при ДЦП, минимальных проявлениях дизартрии. В процессе деловой игры вырабатываются первоначальные умения сбора анамнеза и анализа психомоторного и речевого развития ребенка с дизартрией. Программа деловой игры «Логопедическое консультирование ребенка с дизартрией» Преподватель объясняет задачу — моделирование ситуации логопедического приема ребенка с дизартрией с целью логопедического обследования речи ребенка. Три студента участвуют в деловой игре, инсценируя «мать ребенка» — 1-й студент, «ребенок с дизартрией» — 2-й студент, «логопед» — 3-й студент.
Глава 10 Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»
Идет диалог: «Логопед» ставит вопросы, направленные на выявление признаков дизартрии. «Мать ребенка» дает развернутое описание клинических проявлений и психолого-педагогическую характеристику ребенка. «Ребенок» в ответ на обследование, проводимое «логопедом», дает описание основных признаков дизартрии в речи, моторике, мимике. Преподаватель делает развернутое заключение по содержанию деловой игры. Деловые игры такого типа варьируют по своим задачам: -моделирование ситуации обсуждения с коллегами результатов обследования пациента; -моделирование ситуации анализа результатов обследования и выводов, ведущих к заключению логопеда; -моделирование ситуации обсуждения с коллегами стратегического плана коррекционных воздействий (логопедических и психологических); -моделирование ситуации составления плана-конспекта индивидуальных занятий с ребенком (подростком, взрослым) с дизартрией в соответствии с представленной преподавателем картиной речевого нарушения, особенностей моторики, психологических особенностей; -моделирование ситуации в зависимости от этапа коррек-ционной работы, логопедических технологий и т. п. 10.2. Схема анализа логопедического занятия Результаты наблюдений и анализа занятий студент регистрирует в тетради для лабораторных занятий в следующем порядке: Дата и время наблюдения (начало, конец), средняя, старшая, подготовительная группа № специализированного детского сада
Логопед_________________________ ф.и.о. Название, тема, цель, план занятия * Для удобства наблюдения и анализа занятия студент ведет свои записи по следующей схеме: -этапы занятия, их длительность; -используемые методы и приемы; - поведение и речь детей; -вопросы, предложения. Примерная схема анализа логопедического занятия 1. Подготовка плана и конспекта занятия, использование 2. Соответствие темы, цели и содержания занятия про 3. Организация занятия: количество детей, эстетика окру 4. Структура занятия: основные этапы занятия, их логи 5. Методы и приемы обучения: формирование мотивации
Глава 10 Организация учебного процесса по курсу
четкость формулировки вопросов; наводящие вопросы, подсказывающий характер вопросов; включение элементов рациональной психотерапии и психокоррекции. 6. Качество работы, речь и поведение детей, подростков, 7. Характеристика логопеда. Контакт с группой, умение
8. Результаты занятия: выполнение плана, достижение 9. Педагогические выводы и предложения: положитель 10.3. Задания для самостоятельной работы студентов 1. Конспектирование и реферирование специальной лите 2. Составить таблицу «Сравнительная характеристика 3. Составить протоколы обследования детей дошкольно
4. Составить таблицу «Особенности неЙронарушений и 5. Оформить в виде таблиц основные направления ком 6. Составить таблицу «Этапы логопедической работы по 7. Оформирмить план-конспект индивиДУальных и ГРУП" 8. Разработать конспект логопедически* занятии на раз 9. Подобрать игры и упражнения для корРекЧии Дизарт
10. Конспектирование программно-метоДическои литеРа- 11. Составить (на основе протокола обслеДования' развер 12. Составить (на основе протокола обслеДования) Развер- 13. Составить таблицу сравнительных даЯнь1Х <<^тапы ло
14. Сотавить таблицу «Система логопедической работы по 15. Составить развернутую психолого-пеДагогическУю ха" Глава 10 ГЛОССАРИИ
ческим заключением и перспективным планом коррек-ционного воздействия. 16. Составить план-конспект просмотренного логопедичес 17. Составить таблицу «Основные направления комплекс 18. Составить развернутую психолого-педагогическую ха 19. Составить план-конспект просмотренных занятий по 20. Составить таблицу «Этапы комплексной психолого-пе 21. Составить план-конспект просмотренных занятий по 22. Составить таблицу «Организация логопедической по 23. Подготовить текст беседы с родителями и воспитателя 24. Составить психолого-педагогическую характеристику 25. Подобрать методики психодиагностики ребенка, под 26. Перечислить задания, направленные на оценку уровня Автоматизм — неосознаваемое движение. Оральный автоматизм — сосательный, хоботковый, ладонно-подбородочный и др., свойственные в норме детям младенческого возраста. Автоматизация движений (в том числе речевых) — многократное повторение произвольных движений, приводящее к снижению сознательного контроля за его выполнением. Агнозия — неспособность узнавать, понимать. Аграфия — нарушение письма, при котором ребенок не может овладеть навыком соединять буквы в слоги и слоги в слова; при этом наблюдаются перестановка и пропуск букв и слогов, искажения слов. Списывание готового текста доступно. Возникает при поражении задних отделов средней лобной извилины доминантного полушария. Адаптация — процесс приспособления состояния органов и функций организма к изменяющимся условиям среды. Адекватный — соответствующий обстоятельствам, проявлениям. Адинамия — чрезмерная слабость, вялость, недостаток сил, невозможность ходить, стоять, понижение умственной деятельности. Адиадохокинез — нарушение правильного чередования противоположных движений. Алексия — нарушение способности читать, обусловленное поражением речевых зон коры мозга. Амимия (гипомимия) — отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры. Анализаторы — нервные механизмы, с помощью которых осуществляется восприятие и анализ раздражений из внешней и внутренней среды организма. Анамнез — совокупность сведений, сообщаемых больным или его родственниками. Такие сведения используются для установления диагноза.
Аномалия — отклонение от общих закономерностей развития, функционирования или строения органов. Анартрия — резкое расстройство артикуляции. Апатия — состояние безразличия, равнодушия, подавленность, отсутствие интересов. Апраксин — нарушение целенаправленных (произвольных) движений, при котором исполнительные механизмы движения сохранны.
Глоссарий Глоссарий
Арефлексия — отсутствие врожденных рефлексов. Артикуляция — совместная работа речевых органов, необходимая для произнесения звуков речи. Для правильной артикуляции каждого звука необходима определенная система движений органов речи, которая формируется под влиянием слухового и кинестетического контроля за правильностью произношения. Асинергия — отсутствие содружественных движений. Астазия — неспособность стоять. Асфиксия — удушье, возникающее у детей при рождении в случае прекращения поступления кислорода из организма матери через плаценту. Атаксия — нарушение движений, проявляющееся в расстройстве их координации. Атетоз — непроизвольное сокращение мышц, вызывающее червеобразные движения рук и ног. Атрофия — уменьшение объема того или иного органа вследствие нарушения его питания. Афония — отсутствие голоса. Аффект — эмоциональное возбуждение, возникающее внезапно при психотравмирующих обстоятельствах и сопровождающееся утратой волевого контроля за собственными действиями. Афферентация — нервные импульсы, поступающие от органов чувств в ЦНС. Брадикинезия — замедление темпа движения. Брадилалия — замедление темпа речи. Бульбарный паралич — связан с деструкцией IX, X, XII пар черепно-мозговых нервов, расположенных в продолговатом мозге. Ганглий — нервный узел. Гетерохрония — разница в темпах развития различных структурных образований той или иной функциональной системы. Гиперкинез — насильственное движение (тремор, атетоз, миоклании и т.п.). Гиперрефлексия — повышение рефлексов. Гипертония мышечная — повышение тонуса мышц спастическое (максимальное сопротивление выявляется в начале пассивного движения, уменьшается при повторных исследованиях) и пластическое (сопротивление пассивному движению нарастает при повторных исследованиях — «зубчатое колесо»). Гипертрофия — ненормальное увеличение объема мышц или органа. Гипокинезия — снижение двигательной активности. Гипо/гиперметрия — неоправданно измененный объем движений, что ведет к их несоразмерности. Гипомнезия — ослабление памяти. Гипотония мышечная — снижение мышечного тонуса. Движение • произвольное — целесообразное движение, вырабо • автоматизированное — заученное, совершаемое без • непроизвольное — врожденное. Девиация — отклонение от обычного нормального поведения, состояния, положения органа. Декомпенсация — недостаточность механизмов восстановления, функциональных нарушений и структурных дефектов организма. Депривация — подавление, резкое ограничение притока возбуждений (эмоциональных, сенсорных). Депрессия — подавленное, угнетенное состояние. Диадохокинез (греч. сНайоспоз — сменяющий; ктезгз — движение) — способность быстро, симметрично и равномерно совершать сменяющие друг друга противоположные движения конечностей (сгибание — разгибание пальцев рук, супинация — пронация кистей и др.). Дизартрия — нарушение произношения вследствие расстройства иннервации речевого аппарата. Диплегия — двусторонний паралич. Диспраксия — расстройства произвольных движений. Диссоциация — разъединение, расхождение (например, нарушение одних видов чувствительности при сохранности других). Дисфория — расстройство настроения, характеризующееся повышенной раздражительностью. Дисфункция — нарушение деятельности органа, системы. Дискинезия — расстройство координированных движений. Дистрофия — нарушение питания. Дисфагия — расстройство глотания. Дистония — патологическая неустойчивость тонуса мышц, приводящая к неоправданной смене расслабления на напряжение и наоборот. Глоссарий Глоссарий
Дизонтогенез — нарушение индивидуального развития организма, функции вследствие биологических или социальных причин. Кинестезия — передача и интеграция в ЦНС сигналов от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах, сухожилиях. К. — основа развития произвольных движений. Кинестетический образ (слова определенного действия) — осознавание ощущений движения рук или ног или специфического сокращения мышц при осуществлении действия. Компенсация — возмещение, уравновешивание. Координация движений — способность реализовать движение в соответствии с его замыслом при согласованной работе агонистов и антагонистов. Контрактура — невозможность движений в суставе. Лабильность — неустойчивость (тонуса мышц, настроения и пр.). Нистагм — непроизвольные ритмические движения глазных яблок в горизонтальном или вертикальном направлении. Патогенез — механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния. Пейсмекерный механизм нейрона — проявления спонтанной (ауторитмической) активности, имеющей эндогенное происхождение, что превращает нейрон в генератор возбуждения. Перцепция — восприятие. Персеверация — неосознанное воспроизведение действия или слов, выражений. Проприорецепция — ощущения, передаваемые в ЦНС рецепторами, расположенными в мышцах и суставах, и воспринимающие сокращения, растяжения, движения. Резидуальный — остаточный, сохранившийся после болезни, травмы и пр. Респирация/ экспирация — вдох и выдох. Реципрокные отношения — взаимодействие мышц анто-гонистов, в процессе движения одни напрягаются, другие в то же время расслабляются. Ригидность — негибкость, «оцепенелость». В движениях Р. связана с высоким тонусом мышц. Синергия — одновременное сокращение мышц для осуществления движения; патологическая С. — включение до- полнительных сокращений мышц, обычно не участвующих в том или ином движении. Стридор — шумное, звонкое дыхание; у детей связан с тем, что надгортанник не имеет полноценной хрящевой ткани. Толерантность — способность организма переносить неблагоприятные влияния того или иного фактора среды. Также: терпимость к чужим мнениям, верованиям, манерам. Фактор — движущая сила совершающегося процесса или одно из необходимых условий реализации процесса. Фасцикуляции — патологическое явление в виде множественных сокращений мышечных волокон, не приводящее к сокращению мышцы в целом. Фибрилляции — неритмичные сокращения миофибрилл. Фрустрация — состояние тревоги или напряжения, которые возникают в результате «непреодолимой» преграды к осуществлению планов, надежд. Ф. сопровождается целым спектром отрицательных эмоций. Цианоз — синюшный оттенок цвета кожи или слизистой, связанный с нарушением кровоснабжения. Эхолалия — непроизвольное повторение слышимых звуков, слогов, фраз. Эхопраксия — непроизвольное повторение видимых движений. Литература Литература
Основная литература Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. — М., 2006. Белякова Л.И. Содержание и организация лабораторных занятий по курсу дизартрии. — М., 1986. Белякова Л.И., Филатова Ю.О. Диагностика речевых нарушений //Дефектология. — 2007. № 3. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. — М., 1987. Винарская Е.Н. Дизартрия. — М., 2005. Волоскова Н.Н. Интеллектуальная деятельность детей с речевой патологией: Учебно-методическое пособие /Под ред. проф. И.В. Боева. — Ставрополь, 1999. Волоскова Н.Н. Формирование графомоторного компонента письма у учащихся начальных классов //Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция/Под ред. О.Б. Иншако-вой. — М., 2001. Дьякова ЕЛ. Логопедический массаж. — М., 2005. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития у дошкольников. — Екатеринбург, 2003. КорпевА.Н. Логопатология. — СПб., 2006. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста. — СПб., 2004. Лопатина Л.В. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей. — СПб., 2006. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами. — СПб., 2004. Мастюкова ЕМ. Дизартрия //Логопедия. — М., 1989 — 2002. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами развития. — СПб., 2006. Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата //Специальная дошкольная педагогика. — М., 2001. Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений. — М., 2005. Дополнительная литература Артемов ВА. Психология речевой интонации (интомоло-гия и просодия). Ч. 1. — М., 1976. Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Книга для логопеда, воспитателя, родителей. — М., 1997. Боев И.В., Ахвердова О А., Волоскова Н.Н. Клинико-психо-логические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. — Ставрополь, 2001. Бабина Г.В., Волосовец Т.В., Гаркуша Ю.Ф., Идее Р.Е. Программа психолого-педагогической и логопедической практики студентов младших курсов. — М., 1997. Бабина Г.В., Идее Р.Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы произносительной стороны речи у детей с дизартрией //Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1997. Белътюков В.И. Системный процесс саморазвития живой природы. — М.; СПб., 2003. Бернштейн НА. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966. Блысина И.В., Ковшиков ВА. Массаж в коррекции арти-куляторных расстройств. — СПб., 1995. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психолингвистическое исследование. — М., 1968. Винарская Е.Н., Пулатов А.М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. — Ташкент, 1973. Волоскова Н.Н. Нейропсихологический подход к анализу трудностей формирования навыка письма у младших школьников //Вестник Ставропольского государственного университета. — 1998. — Вып. 16. Волоскова Н.Н. Аномальная личностная изменчивость органического происхождения. Монография. — Ставрополь, 2001.
т Литература Литература
Дедюхина Г.В., Могучая Л.Д., Янъшина ТА. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3 — 5 лет, страдающими детским церебральным параличом. — М., 1999. Ермолаев М.В. Психология развивающей и коррекцион-ной работы с дошкольниками. — М., 2007. Ипполитова М.В., Мастюкова Е.М. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. — М., 1985. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. — СПб., 2006. Яичко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л., 1983. Левченко И.Ю., Приходъко О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001. Лопатина Л.В. Особенности восприятия и воспроизведения интонационной структуры предложения дошкольниками со стертой дизартрией // Психолингвистика и современная логопедия. — М., 1997. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии). — СПб., 2001. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 1962. Мастюкова Е.М. Особенности личности учащихся с церебральным параличом // Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 1985. Панченко И.И. Опыт логопедической работы с детьми, страдающими дизартрией//Восстановительное лечение при паралитических заболеваниях у детей. — М., 1966. Приходъко О.Г. Особенности логопедической работы при дизартрии с детьми, страдающими ДЦП и другими видами неврологической патологии //Развитие и коррекция. — М., 1999. Приходъко О.Г., Моисеенко Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. М.,2004. Рожков О.П., Дворова И.В. Упражнения и занятия по сен-сомоторному воспитанию детей второго-четвертого года жизни. Методическое пособие. — М., 2007. Семенова К А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Дизартрии //Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. — М., 1997. Сербина Л.Ф., Волоскова Н.Н. Дизартрия: клинический, нейролингвистический, психолого-педагогический аспекты проблемы. Учебно-методическое пособие. — Ставрополь 1996. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. — М, 1987 Т.1. Сметанкин АА. Учитель здоровья. Дыхание по Сметанки-ну. — СПб.,2003. Скворцов И А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии. — М., 2003. Скворцов И А., Адаминская ГА., Нефедова И.В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушении развития высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие. — М., 2000. Тюрин А.В. Профессиональная ориентация инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы. Методическое пособие. — М., 1999. Токарева О А. Дизартрии // Расстройства речи у детей и подростков / Под общ. ред. С.С. Ляпидевского. — М., 1969. Филичева Т.Е., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонемати-ческим недоразвитием. Воспитание и обучение. — М., 2000. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. — СПб.; М., 2001. Яковлев Н.М. Биологическая обратная связь при лечении стресса и психосоматической патологии //Биологическая обратная связь: висцер. обуч. в клинике. Вып. 2. Часть 1 — СПб., 1993.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.192.205 (0.017 с.) |