ТОП 10:

Методики обследования детей и подростков с дизартрией



Обследование ребенка с дизартрией включает значитель­ное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи об­следования и изучения.

Основной целью комплексного обследования является ква­лификация главного звена в структуре дефекта. При этом не­обходим анализ системной картины нарушения, возникше­го в результате взаимообусловленных факторов воздействия (экзогенные, эндогенные и социальные).

У детей с дизартрией речевая моторика, особенности на­рушения фонации и дыхания оцениваются в соответствии с общими двигательными возможностями: удерживание го­ловы в вертикальном положении, возможность ее поворота в стороны, сидение, стояние, зажатие игрушки в руке, воз­можность пальцевого захвата, тонкая моторика пальцев рук, выделение ведущей руки.

Обследование психических функций включает выявление особенностей развития сенсорных функций, характеристи­ку физического слуха и зрения, интеллектуальное развитие, знания об окружающем мире, эмоциональные проявления, уровень развития игровых и познавательных интересов, осо­бенности поведения и т.д.

При обследовании сенсорных функций включается описа­ние возможности фиксации взора на предмете, прослежива­ние взором ряда предметов, узнавание предметов и т.д.

Логопедическое обследование включает анализ состояния физического слуха, особенностей фонематического воспри­ятия, речевого слуха, речевого контроля за собственной ре-


Методики обследования детей и подростков с дизартрией

■II.к), мотивацию, интенцию к общению, особенности речевой коммуникации, понимание и использование лексических и грамматических средств языка.

Чем моложе ребенок, чем ниже общий уровень психомо­торного и речевого развития, тем большее значение в диа­гностике имеет анализ неречевых и моторных нарушений. 11 собходимо обследовать тонус артикуляторных и скелетных мышц, возможность выполнения различных движений, осо-(хчшости звукопроизношения, состояние ритмико-мелоди-чсских качеств речи.

В программу обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста включаются пробы, позволяющие оце­нить все виды восприятия, уровень развития пространствен­ных и временных представлений, графических навыков.

Дальнейшее обследование ребенка с церебральным пара­личом связано с более точным, традиционным обследовани­ем речевого аппарата, его строение, функции и речи. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизарт­рии. Дать качественную характеристику структуры речево­го дефекта и определить уровень речевого развития. Особые программы исследования используются для детей школьно­го возраста, в которые включается анализ письма, выявле­ние дисграфий, дизорфографий. Результатом обследования является не только определение уровня речевого, сенсорного н интеллектуального развития, а также важные для плани­рования коррекционной работы такие показатели как: способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции рук, навыков самообслуживания.

В отечественной логопедии разработаны методики обследо­вания психофизического состояния детей, подростков, взрос­лых (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Л.В. Лопатина, О.Г. При-чодько, Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева и др.).

5.1. Логопедическое обследование

5.1.1. Изучение анамнестических сведений

Анализ анамнестических данных осуществлялся с помо­щью сбора сведений со слов родных ребенка.

К приемам ранней диагностики дизартрии относятся све­дения о том, как проявляется крик, сосание, глотание, без-


 




____________________________ Глава 5_____________________________

условные врожденные (сосательный, поисковый, хоботко­вый, ладонно-ротоголовной). В логопедической карте ново­рожденных отмечается:

. характер крика: сильный, продолжительный, звонкий, слабый, афония, хриплый, сиплый, глухой, быстро исто­щающийся, всхлипывание;

захват соска: сильный, слабый, невозможность;

сосание: активное, продолжительное, слабое, вялое, не­
возможность;

глотание: свободное, поперхивание, захлебывание, вы­
текание жидкости из носа;

дыхание: нормальное, учащенное, аритмичное;

наличие асимметрии лица (обследование невропатолога);

врожденные безусловные рефлексы (обследование невро­
патолога);

мышечный тонус (обследование невропатолога);

звуки гуления: нормальный репертуар, однообразный,
сроки появления.

Необходимо выяснить характеристику начальных этапов речевого развития: наличие реакции оживления на голос матери, понимание речи, какие звуки появились в речи, свя­заны ли они с предметом или просьбой ребенка, в это время можно отметить особенности движения языка, например, привычное положение языка, облизывает ли губы, высовы­вает ли язык в пробах с эхопраксией, вытягивает ли губы трубочкой. Дать описательную характеристику голоса, ды­хания.

Разработанная анкета для родителей включает вопросы о том, как протекала беременность матери (токсикоз пер­вой, второй половины беременности; болезни матери в пе­риод беременности (инфекционные заболевания, травмы, перенесенные операции); течение родов (стремительные, затяжные, нормальные в срок); осложнения в родах (пато­логия); наличие или отсутствие инфекционных заболеваний у ребенка: с какого возраста; находится ли ребенок на дис­пансерном учете на невропатолога, назначалось ли ребенку лечение, массаж и другие процедуры невропатологом; в ка­ком возрасте начал держать голову, сидеть, ползать, ходить; отмечалась ли моторная неловкость, неловкость движений в дошкольном возрасте, как рисовал, лепил, конструировал ребенок; какую пищу предпочитал (жидкую или твердую).


Методики обследования детей и подростков с дизартрией 'IV же вопросы, указанные в анкете, ставятся в беседе с род-

II 1.1 МИ.

Анализируются сведения о раннем периоде речевого 1>;|;шития ребенка. Отмечаются появление первых слов; Фразовой речи; понятна ли была речь ребенка для окру­жающих в дошкольном возрасте; имел ребенок занятия с иогопедом, посещал ли логопедическую группу; как ха­рактеризовалась речь ребенка логопедом при поступлении II школу; имелись ли трудности обучения письму и какого характера.

5.1.2. Обследование состояния артикуляционного аппарата

Обследование включает описание артикуляционного аппа­рата, его анатомического строения и двигательной функции. Обследование начинается с осмотра органов артикуляции, и ходе которого выявляются особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, ;(убов, мягкого нёба, подъязычной уздечки, челюстей, твер­дого нёба.

Анализируются: мышечный тонус губ, языка, мягкого пёба. Отмечаются: асимметрическое положение вытянутого иперед языка, тремор, изменение конфигурации, гиперкине-:1Ы языка, истонченность, вялость губ, провисание — подтя­нутость мягкого неба.

Обследование подвижности артикуляционного аппа­рата.

Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции после выполнения по показу:

• сомкнуть губы;

• округлить губы, как при произношении звука «о» —
удержать позу;

• вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука
«у» и удерживать данный артикуляционнный уклад.

Исследование двигательной функции челюсти вначале по показу, а затем по словесной инструкции:

• широко раскрыть рот как при произнесении звука «а»
и закрыть;

• сделать движение нижней челюстью вправо;

• сделать движение нижней челюстью влево;

• сделать движение нижней челюстью вперед.


 




Глава 5


Методики обследования детей и подростков с дизартрией


 


11-438

Исследование двигательной функции языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции:

• положить широкий язык на нижнюю губу и подержать
(счет от 1 до 5);

• положить широкий язык на верхнюю губу и подержать
(счет от 1 до 5);

• высовывание языка лопаточкой;

• поднять кончик языка к верхним зубам, подержать (счет
от 1 до 5) и опустить к нижним зубам.

Исследование динамической организации движений ар­тикуляционного аппарата проводится по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении прово­димого комплекса движений:

• оскалить зубы, высунув язык, затем широко раскрыть
рот;

• язык в сторону, поднять вверх, высунуть вперед;

• широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до
нижних резцов, а затем поднять кончик языка к верх­
ним резцам и положить на верхнюю губу.

Наряду с обследованием подвижности артикуляционного
аппарата в изолированных пробах используются функцио­
нальные пробы (Е.М. Мастюкова, 1989). «
Проба № 1 |
Открыть рот, высунув язык вперед и удерживать его не­
подвижно по средней линии с одновременным слежением
глазами за перемещающимся в боковых направлениях пред­
метом (пальцем, карандашом). Оценивается возможность
удерживать язык по средней линии, синкинезии. ||
Проба №2 I
Выполнять движения языком вверх — вниз, при этом руки
исследователя ложатся на шею ребенка. Отмечается наличие
или отсутствие напряжения шейной мускулатуры при дви­
жении языка, синкинезии.

5.1.3. Обследование состояния мимической мускулатуры

1. Исследование объема и качества движений мышц лба:

• нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб.

2. Исследование объема и качества движений глаз:

• легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть
правый глаз, затем левый глаз, подмигнуть.


3. Исследование объема и качества движения мышц щек:

• надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 с;

• надуть правую щеку, удержать в течение 3 с;

• надуть обе щеки одновременно, удержать позу в тече­
ние 3 с;

• надуть щеки, перегонять воздух из одной в другую;

• втянуть щеки в ротовую полость между зубами и удер­
жать (счет от 1 до 5).

Отмечают:

• объем движений (полный — выполнены все движе­
ния; неполный — выполнена часть движений; объем
движения нарушен — искажена серия движений или
опущены движения);

• точность выполнения (сохранна — все движения вы­
полнены в данной последовательности; нарушена —
поиск артикуляции или дополнительные движения);

• тонус (сохранен — движения выполнены с необходи­
мой силой и напряжением; нарушен — движения или
часть движений выполнены вяло, без достаточного на­
пряжения артикуляционных мышц);

• темп движений (нормальный — одно движение вы­
полняется за другим без пауз; замедленный — между
отдельными движениями наблюдаются паузы в 3—5 с;
ускоренный — движения выполняются настолько
быстро, что предыдущее движение еще до конца не
выполнено, а испытуемый уже начинает выполнять
последующее движение);

• синкинезии (нет; есть — при выполнении упражнения
появляются дополнительные движения, как в артику-
ляторных, так и в мимических мышцах).

4. Исследование возможности произвольного формирова­
ния определенных мимических поз:

. выразить мимикой лица: удивление, радость, испуг, грусть,серьезное лицо.

5. Исследование символического праксиса проводят по об­
разцу, а затем по речевой инструкции: свист, поцелуй, улыб­
ка, оскал, плевок, цоканье.

5.1.4. Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи

Обследование состояния звукопроизношения осуществля­ется по традиционным методикам, подробно представленным


Глава 5


Методики обследования детей и подростков с дизартрией


 


в логопедии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1998; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; Т.Б. Филиче ва, Г.В. Чиркина, 1991; Е.Ф. Архипова (2006). Выявляются нарушенные звуки, характер нарушения произношения зву­ков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях: при изолированном произношении; в слогах — прямых, обратных, со стечением согласных; в сло­вах (в начале, в середине, в конце слова); во фразах; в спон­танной речи.

При подборе лексического материала для обследования лексико-грамматического строя речи учитывают следующие требования: насыщенность лексического материала задан­ным звуком; разнообразие лексического материала; включе­ние слов с оппозиционными звуками; включение слов слож­ной слоговой структуры и звуконаполняемости.

Одним из основных требований к лексическому материалу является понимание ребенком значения предлагаемого для воспроизведения слова.

Применяется отраженное и самостоятельное воспроизве­дение лексического материала, предметные и сюжетные кар­тинки, слоги, слова, словосочетания, предложения, чистого-ворки, включающие исследуемые звуки.

5.1.5. Обследование просодической стороны речи

Обследование можно проводить с помощью следующих за­даний: прочитать наизусть одно из стихотворений, прочитать выразительно небольшой текст, знакомый по содержанию.

Отмечаются и анализируются следующие критерии:

Голос: сила, высота, тембр, назализированность, твердая или мягкая атака.

Темп: быстрый, медленный, ускоренный, замедленный.

Мелодико-интонационная сторона речи: интонация повес­твования, интонация восклицания, вопросительная интона­ция.

Разборчивость речи: нечетко произносимые звуки, нечет­ко произносимые слоги, нечеткое ударение в словах.

Анализируется уровень сформированности речевого дыха­ния и его особенности: прерывистое, слабый ускоренный вы­дох, верхнее дыхание, шумное, нормальное; произнесение на выдохе только изолированного слова, фразы, состоящей из двух слов, многословной фразы.


5.1.6. Обследование фонематического восприятия

Для исследования фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений рекомендуются традиционные ме­тодики, подробно представленные в работах Р.И. Лалаевой ( 1994), Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой (2001); Е.Ф. Ар-хиповой (2006) и др. Обследование начинается после тща­тельного исследования физического слуха специалистом ото­ларингологом, что связано с нередким нарушением у детей (■ дизартрией слуха.

Обследование состоит из предъявления следующих проб:

• узнавание и дифференциация неречевых звуков;

• различение высоты, силы голоса логопеда, который про­
износит различные звукоподражания и слова;

• узнавание и различение звуков, слогов, слов, близких по
звуковому составу;

• дифференциация слогов, фонем;

• навыки фонематического анализа и синтеза.

5.1.7. Обследование чтения и письма

Изучение ошибок письма можно проводить с помощью схемы Р.И. Лалаевой (1992) и Е.Н. Российской (1999) на ос­нове анализа письменных работ школьников. Анализ прово­дится по следующим критериям:

а) ошибки письма, связанные с недостаточностью фонема­
тического восприятия (смешение согласных по глухо­
сти-звонкости, смешение аффрикат, смешение соглас­
ных по твердости-мягкости, смешение гласных под
ударением);

б) ошибки письма, связанные с несформированностью
фонематического анализа и синтеза (пропуск гласных
букв, пропуск согласных букв, перестановка букв и сло­
гов, повтор слога в слове);

в) ошибки письма, связанные с несформированностью
анализа структуры предложения (слитное написание
предлога со словом, разрыв слова на части, слитное на­
писание слов, раздельное написание приставки со сло­
вом);

г) ошибки письма, связанные с неумением выделять пред­
ложение из текста (отсутствие заглавной буквы, отсут­
ствие точки в конце предложения);


Глава 5


Методики обследования детей и подростков с дизартрией


 


д) ошибки письма оптического характера (смешение букв
по оптическому сходству, зеркальное изображение
букв, зеркальное написание части слова, элементы зер­
кального изображения букв);

е) трудности каллиграфического характера (неряшливый
почерк, поправки, исправления до нечитаемости, недо­
писывание элементов букв).

5.2. Обследование моторных и сенсорных функций

Для оценки состояний общих моторных функций и арти­куляционной моторики в логопедической практике обычно используются тесты, разработанные Н.И. Озерецким (1930) и многократно модифицированные многими исследователя­ми (Л.И. Белякова, И. Кумала, Н.А. Рычкова и др.) и под­робно освещены в работах Л.В.Лопатиной (2002), Е.Ф. Архи­повой (2006). Тесты направлены на определение следующих показателей:

. статическая координация движений;

. динамическая координация движений;

. скорость движений;

. возможность осуществления одновременных движений;

• выполнение усложненной двигательной программы.
Оценка выполнения тестов дается, обычно, описательно.

Отмечаются следующие показатели:

. повышение напряженности мышц, не участвующих

в выполнении теста; . тремор и другие виды гиперкинезов; . синкинезии;

. полнота и точность выполнения; . согласованность движений рук и ног; . двигательная память;

• качество статической координации;

. качество динамической координации.

При изучении организации движений и праксиса использу­ется нейропсихологическая методика— батарея тестов, раз­работанная А.Р. Лурия и модифицированная Т.В.Ахутиной (1994). Врекомендуемой методике выделяются блоки про­граммирования и контроля, приема, переработки и хранения информации, регуляции тонуса.


/. Блок программирования и контроля

• серийная организация движений и действий, дина­мический праксис, реципрокная координация. Про­граммирование и контроль произвольных действий, реакция выбора, а также другие комплексные пробы (гностические и мнестические), которые требуют пред­варительной ориентировки, произвольного внимания и контроля.







Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.201.9.19 (0.013 с.)