Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методики обследования детей и подростков с дизартриейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Обследование ребенка с дизартрией включает значительное количество диагностических приемов, которые могут быть избирательно использованы в зависимости от задачи обследования и изучения. Основной целью комплексного обследования является квалификация главного звена в структуре дефекта. При этом необходим анализ системной картины нарушения, возникшего в результате взаимообусловленных факторов воздействия (экзогенные, эндогенные и социальные). У детей с дизартрией речевая моторика, особенности нарушения фонации и дыхания оцениваются в соответствии с общими двигательными возможностями: удерживание головы в вертикальном положении, возможность ее поворота в стороны, сидение, стояние, зажатие игрушки в руке, возможность пальцевого захвата, тонкая моторика пальцев рук, выделение ведущей руки. Обследование психических функций включает выявление особенностей развития сенсорных функций, характеристику физического слуха и зрения, интеллектуальное развитие, знания об окружающем мире, эмоциональные проявления, уровень развития игровых и познавательных интересов, особенности поведения и т.д. При обследовании сенсорных функций включается описание возможности фиксации взора на предмете, прослеживание взором ряда предметов, узнавание предметов и т.д. Логопедическое обследование включает анализ состояния физического слуха, особенностей фонематического восприятия, речевого слуха, речевого контроля за собственной ре- Методики обследования детей и подростков с дизартрией ■II.к), мотивацию, интенцию к общению, особенности речевой коммуникации, понимание и использование лексических и грамматических средств языка. Чем моложе ребенок, чем ниже общий уровень психомоторного и речевого развития, тем большее значение в диагностике имеет анализ неречевых и моторных нарушений. 11 собходимо обследовать тонус артикуляторных и скелетных мышц, возможность выполнения различных движений, осо-(хчшости звукопроизношения, состояние ритмико-мелоди-чсских качеств речи. В программу обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста включаются пробы, позволяющие оценить все виды восприятия, уровень развития пространственных и временных представлений, графических навыков.
Дальнейшее обследование ребенка с церебральным параличом связано с более точным, традиционным обследованием речевого аппарата, его строение, функции и речи. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизартрии. Дать качественную характеристику структуры речевого дефекта и определить уровень речевого развития. Особые программы исследования используются для детей школьного возраста, в которые включается анализ письма, выявление дисграфий, дизорфографий. Результатом обследования является не только определение уровня речевого, сенсорного н интеллектуального развития, а также важные для планирования коррекционной работы такие показатели как: способ передвижения, уровень развития манипулятивной функции рук, навыков самообслуживания. В отечественной логопедии разработаны методики обследования психофизического состояния детей, подростков, взрослых (Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева, Л.В. Лопатина, О.Г. При-чодько, Е.Ф. Архипова, Р.И. Лалаева и др.). 5.1. Логопедическое обследование 5.1.1. Изучение анамнестических сведений Анализ анамнестических данных осуществлялся с помощью сбора сведений со слов родных ребенка. К приемам ранней диагностики дизартрии относятся сведения о том, как проявляется крик, сосание, глотание, без-
____________________________ Глава 5_____________________________ условные врожденные (сосательный, поисковый, хоботковый, ладонно-ротоголовной). В логопедической карте новорожденных отмечается: . характер крика: сильный, продолжительный, звонкий, слабый, афония, хриплый, сиплый, глухой, быстро истощающийся, всхлипывание; • захват соска: сильный, слабый, невозможность; • сосание: активное, продолжительное, слабое, вялое, не • глотание: свободное, поперхивание, захлебывание, вы • дыхание: нормальное, учащенное, аритмичное; • наличие асимметрии лица (обследование невропатолога); • врожденные безусловные рефлексы (обследование невро • мышечный тонус (обследование невропатолога); • звуки гуления: нормальный репертуар, однообразный, Необходимо выяснить характеристику начальных этапов речевого развития: наличие реакции оживления на голос матери, понимание речи, какие звуки появились в речи, связаны ли они с предметом или просьбой ребенка, в это время можно отметить особенности движения языка, например, привычное положение языка, облизывает ли губы, высовывает ли язык в пробах с эхопраксией, вытягивает ли губы трубочкой. Дать описательную характеристику голоса, дыхания.
Разработанная анкета для родителей включает вопросы о том, как протекала беременность матери (токсикоз первой, второй половины беременности; болезни матери в период беременности (инфекционные заболевания, травмы, перенесенные операции); течение родов (стремительные, затяжные, нормальные в срок); осложнения в родах (патология); наличие или отсутствие инфекционных заболеваний у ребенка: с какого возраста; находится ли ребенок на диспансерном учете на невропатолога, назначалось ли ребенку лечение, массаж и другие процедуры невропатологом; в каком возрасте начал держать голову, сидеть, ползать, ходить; отмечалась ли моторная неловкость, неловкость движений в дошкольном возрасте, как рисовал, лепил, конструировал ребенок; какую пищу предпочитал (жидкую или твердую). Методики обследования детей и подростков с дизартрией 'IV же вопросы, указанные в анкете, ставятся в беседе с род- II 1.1 МИ. Анализируются сведения о раннем периоде речевого 1>;|;шития ребенка. Отмечаются появление первых слов; Фразовой речи; понятна ли была речь ребенка для окружающих в дошкольном возрасте; имел ребенок занятия с иогопедом, посещал ли логопедическую группу; как характеризовалась речь ребенка логопедом при поступлении II школу; имелись ли трудности обучения письму и какого характера. 5.1.2. Обследование состояния артикуляционного аппарата Обследование включает описание артикуляционного аппарата, его анатомического строения и двигательной функции. Обследование начинается с осмотра органов артикуляции, и ходе которого выявляются особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка,;(убов, мягкого нёба, подъязычной уздечки, челюстей, твердого нёба. Анализируются: мышечный тонус губ, языка, мягкого пёба. Отмечаются: асимметрическое положение вытянутого иперед языка, тремор, изменение конфигурации, гиперкине-:1Ы языка, истонченность, вялость губ, провисание — подтянутость мягкого неба. Обследование подвижности артикуляционного аппарата. Исследование двигательной функции губ по словесной инструкции после выполнения по показу: • сомкнуть губы; • округлить губы, как при произношении звука «о» — • вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука Исследование двигательной функции челюсти вначале по показу, а затем по словесной инструкции: • широко раскрыть рот как при произнесении звука «а» • сделать движение нижней челюстью вправо; • сделать движение нижней челюстью влево; • сделать движение нижней челюстью вперед.
Глава 5 Методики обследования детей и подростков с дизартрией
Исследование двигательной функции языка (исследование объема и качества движений языка) по показу и словесной инструкции: • положить широкий язык на нижнюю губу и подержать • положить широкий язык на верхнюю губу и подержать
• высовывание языка лопаточкой; • поднять кончик языка к верхним зубам, подержать (счет Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата проводится по показу, а затем по словесной инструкции при многократном повторении проводимого комплекса движений: • оскалить зубы, высунув язык, затем широко раскрыть • язык в сторону, поднять вверх, высунуть вперед; • широко открыть рот, дотронуться кончиком языка до Наряду с обследованием подвижности артикуляционного 5.1.3. Обследование состояния мимической мускулатуры 1. Исследование объема и качества движений мышц лба: • нахмурить брови, поднять брови, наморщить лоб. 2. Исследование объема и качества движений глаз: • легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, закрыть 3. Исследование объема и качества движения мышц щек: • надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 с; • надуть правую щеку, удержать в течение 3 с; • надуть обе щеки одновременно, удержать позу в тече • надуть щеки, перегонять воздух из одной в другую; • втянуть щеки в ротовую полость между зубами и удер Отмечают: • объем движений (полный — выполнены все движе • точность выполнения (сохранна — все движения вы • тонус (сохранен — движения выполнены с необходи • темп движений (нормальный — одно движение вы
• синкинезии (нет; есть — при выполнении упражнения 4. Исследование возможности произвольного формирова . выразить мимикой лица: удивление, радость, испуг, грусть,серьезное лицо. 5. Исследование символического праксиса проводят по об 5.1.4. Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи Обследование состояния звукопроизношения осуществляется по традиционным методикам, подробно представленным Глава 5 Методики обследования детей и подростков с дизартрией
в логопедии (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, 1998; Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, 2001; Т.Б. Филиче ва, Г.В. Чиркина, 1991; Е.Ф. Архипова (2006). Выявляются нарушенные звуки, характер нарушения произношения звуков (искажение, отсутствие, замена, смешение) в различных фонетических условиях: при изолированном произношении; в слогах — прямых, обратных, со стечением согласных; в словах (в начале, в середине, в конце слова); во фразах; в спонтанной речи. При подборе лексического материала для обследования лексико-грамматического строя речи учитывают следующие требования: насыщенность лексического материала заданным звуком; разнообразие лексического материала; включение слов с оппозиционными звуками; включение слов сложной слоговой структуры и звуконаполняемости. Одним из основных требований к лексическому материалу является понимание ребенком значения предлагаемого для воспроизведения слова. Применяется отраженное и самостоятельное воспроизведение лексического материала, предметные и сюжетные картинки, слоги, слова, словосочетания, предложения, чистого-ворки, включающие исследуемые звуки. 5.1.5. Обследование просодической стороны речи Обследование можно проводить с помощью следующих заданий: прочитать наизусть одно из стихотворений, прочитать выразительно небольшой текст, знакомый по содержанию. Отмечаются и анализируются следующие критерии: Голос: сила, высота, тембр, назализированность, твердая или мягкая атака. Темп: быстрый, медленный, ускоренный, замедленный. Мелодико-интонационная сторона речи: интонация повествования, интонация восклицания, вопросительная интонация. Разборчивость речи: нечетко произносимые звуки, нечетко произносимые слоги, нечеткое ударение в словах. Анализируется уровень сформированности речевого дыхания и его особенности: прерывистое, слабый ускоренный выдох, верхнее дыхание, шумное, нормальное; произнесение на выдохе только изолированного слова, фразы, состоящей из двух слов, многословной фразы. 5.1.6. Обследование фонематического восприятия Для исследования фонематического восприятия, анализа, синтеза и представлений рекомендуются традиционные методики, подробно представленные в работах Р.И. Лалаевой (1994), Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой (2001); Е.Ф. Ар-хиповой (2006) и др. Обследование начинается после тщательного исследования физического слуха специалистом отоларингологом, что связано с нередким нарушением у детей (■ дизартрией слуха.
Обследование состоит из предъявления следующих проб: • узнавание и дифференциация неречевых звуков; • различение высоты, силы голоса логопеда, который про • узнавание и различение звуков, слогов, слов, близких по • дифференциация слогов, фонем; • навыки фонематического анализа и синтеза. 5.1.7. Обследование чтения и письма Изучение ошибок письма можно проводить с помощью схемы Р.И. Лалаевой (1992) и Е.Н. Российской (1999) на основе анализа письменных работ школьников. Анализ проводится по следующим критериям: а) ошибки письма, связанные с недостаточностью фонема б) ошибки письма, связанные с несформированностью в) ошибки письма, связанные с несформированностью г) ошибки письма, связанные с неумением выделять пред Глава 5 Методики обследования детей и подростков с дизартрией
д) ошибки письма оптического характера (смешение букв е) трудности каллиграфического характера (неряшливый 5.2. Обследование моторных и сенсорных функций Для оценки состояний общих моторных функций и артикуляционной моторики в логопедической практике обычно используются тесты, разработанные Н.И. Озерецким (1930) и многократно модифицированные многими исследователями (Л.И. Белякова, И. Кумала, Н.А. Рычкова и др.) и подробно освещены в работах Л.В.Лопатиной (2002), Е.Ф. Архиповой (2006). Тесты направлены на определение следующих показателей: . статическая координация движений; . динамическая координация движений; . скорость движений; . возможность осуществления одновременных движений; • выполнение усложненной двигательной программы. Отмечаются следующие показатели: . повышение напряженности мышц, не участвующих в выполнении теста;. тремор и другие виды гиперкинезов;. синкинезии; . полнота и точность выполнения;. согласованность движений рук и ног;. двигательная память; • качество статической координации; . качество динамической координации. При изучении организации движений и праксиса используется нейропсихологическая методика — батарея тестов, разработанная А.Р. Лурия и модифицированная Т.В.Ахутиной (1994). В рекомендуемой методике выделяются блоки программирования и контроля, приема, переработки и хранения информации, регуляции тонуса. /. Блок программирования и контроля • серийная организация движений и действий, динамический праксис, реципрокная координация. Программирование и контроль произвольных действий, реакция выбора, а также другие комплексные пробы (гностические и мнестические), которые требуют предварительной ориентировки, произвольного внимания и контроля.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.28.7 (0.014 с.) |