При дизартрии у детей и подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При дизартрии у детей и подростков




Психологическая помощь основывается на принципах ле­чебной педагогики (Н.Е. Полякова, 1995), концепции сотруд­ничества в пихологическом консультировании К. Роджерса, адаптировано к случаям школьной дезадаптации (О.Н. Усано-ва, 1995), методу реконструктивной психотерапии (В.Н. Мя-сищев, 1961), модификации, Э.М. Козлова, 2003), пассивной и активной арттерапии (Н.Н. Волоскова, 2001).

8.1. Психологическое сопровождение семьи и ребенка с ДЦП

Психологическое сопровождения ребенка с дизартрией и его семьи начинается с самого рождения при наличии при­знаков ДЦП.

При рождении реализуется генетическая связь мать—дитя. Эта связь обеспечивается значительным участием множества сенсорных функций (тактильные ощущения, запах, визуали­зация, слуховые ощущения и т.п.). При рождении ребенка с фактором риска дизартрии, а тем более, параличей, меняет эти взаимоотношения. Со стороны ребенка происходит сни­жение сенсорных ощущений, а со стороны матери — резкое изменение эмоционального отношения к ребенку. Реакции родителей по отношению к их «особому» ребенку являются важным фактором последующего развития его личности. Ра­зочарование и боль родителей, страх за ребенка и озабочен­ность его судьбой существенно отражаются на формирующей­ся личности ребенка. Поэтому работа не только с ребенком, но и с его семьей является необходимой.


Глава 8

Цель психологического консультирования в роддоме: сня­тие послеродового стресса с женщины, родившей ребенка с ДЦП. В дальнейшем психологом проводятся мероприятия по профилактике психосоматических заболеваний, гармони­зации отношений между супругами.

Психологическое сопровождение преследует следующие задачи:

• разработка методики психодиагностики и изучение ин­
дивидуально-психологических особенностей больного
ребенка;

• составление плана психокоррекционной работы;

• профилактика психосоматических заболеваний;

• психологическая коррекция личностных особенностей;

• методы реконструктивной психотерапии по В.Н. Мяси-
щеву (2004);

• профориентационная помощь;

• семейное консультирование.

Любое индивидуальное психотерапевтическое/психо-коррекционное воздействие на членов семьи преследует цель позитивного влияния на семью в целом. Психолог, выслу­шивая пациента, выдвигая гипотезу о семейном диагнозе, мыслит в категориях целостной структуры и «следователь­но, предварительно оценивает, как то или иное воздейс­твие отразится на семейных взаимоотношениях в целом» (В.В. Столин, 1981).

Стиль общения, характер взаимодействия, тип воспита­ния, с одной стороны, и личностные особенности членов се­мьи — с другой, образуют замкнутый постоянно воспроизво­дящий цикл. Семейная психотерапия направляется на разру­шение этого цикла в случае его дезадаптивности и создание конструктивных вариантов семейного функционирования.

8.2. Специализированная психотерапевтическая работа с подростками при дизартрии и аномальном формировании личности

Психотерапия в узком понимании основной своей зада­чей ставит купирование психопатологической симптоматики у детей и подростков с дизартрией, посредством чего предпо­лагается достижение внутренней и внешней гармонизации личности.


______ Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков_________________

В старших классах дети с остаточными явлениями дизар­трии имеют трудности в обучении, наряду с чем у них раз­вивается целый ряд патопсихологических комплексов. Они имеют особенности развития личности и формирование ано­мальной личностной изменчивости в диапазоне акцентуаций характера и пограничной аномальной личности.

Неблагоприятное сочетание личностной изменчивости с типами темперамента требует оказания психологической помощи с участием триады специалистов: психолог, клини­ческий психолог, психоневролог.

Психологическая помощь основывается на принципах лечебной педагогики Н.Е. Поляковой (1995); концепции сотрудничества в психологическом консультировании К. Роджерса, адаптированной к случаям школьной деза­даптации О.Н. Усановой (1995); методе реконструктив­ной психотерапии В.Н. Мясищева (1961) в модификации Э.М. Козловой (2003), пассивной и активной арттерапии Н.Н. Волосковой (2001).

Психологическая помощь проводится в виде психологи­ческой коррекции, психотерапии, психологического тренин­га стереотипов общения.

Психологический тренинг стереотипов общения — это особая форма групповой работы, направленная на обучение речевым эталоном общения — клише, в которой обучающий­ся занимает активную позицию, накапливает личный опыт в ситуациях речевого общения моделируемых психологом и закрепляемых педагогами и воспитателями в режимных си­туациях дошкольного образовательного учреждения, и роди­телями — в повседневной жизни в семейных межличностных отношениях.

Помимо коррекционных педагогических воздействий, та­кие дети нуждаются в специализированной психологической помощи, психотерапии и других видах специализированного воздействия. К таким специализированным видам психоло­гического воздействия относятся: эмоционально-стрессовая психотерапия в виде пассивной и активной арттерапии в со­четании с музыкотерапией. Ее следует рассматривать как средство апелляции к духовным компонентам личности, про­буждающей в ней насущную потребность самоусовершенс­твования, выработку таких свойств и качеств личности, ко­торые будут поднимать ее и в собственных глазах и во мнении окружающих.


Глава 8

Для подростков с истероидной и циклоидной акценту­ацией используются пейзажи, изображение мира птиц, рыб. Характер музыки подбирается спокойный, мелан­холический: Дебюсси (Облака), Пуссе (Пение птиц), Бах (Концерт № 5).

Психологическая помощь проводится в виде психологи­ческой коррекции, психотерапии, психологического тренин­га стереотипов общения.

Психологический тренинг стереотипов общения — это особая форма групповой работы, направленная на обучение речевым клеше, речевым эталонам общения, в которой обу­чающийся занимает активную позицию, накапливает лич­ный опыт в ситуациях речевого общения, смоделированных психологом и закрепленных педагогами и воспитателями в режимных ситуациях дошкольного образовательного уч­реждения; родителями — в повседневной жизни, в семейных межличностных отношениях.

Подросткам с признаками дизартрии рекомендуется психологическая помощь, включающая индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, адресованную к восстановлению конституциональных механизмов защиты. Во время проведения психологической коррекции учитыва­ется личностный психотип подростка и место расположения в конституциональном личностном континууме: диапазон нормы-акцентуации характера или диапазон пограничной аномальной личности, занимающий промежуточное положе­ние между крайним вариантом нормы -акцентуации и пси­хопатией. Восстановление конституциональных механизмов компенсации и адаптации повышает толерантность подрос­тков к внешним социальным стрессорам, предоставляет воз­можность позитивного взаимодействия социальных и конс­титуциональных факторов.

Психологическая коррекция для подростков включа­ет психотерапевтическую помощь, танцевальную терапию с рефлексивным слушанием и активным оперированием эмо-тивной лексики, помогающей идентифицировать чувства; психологических тренингов ролевых ситуаций с заучивани­ем речевых клише; арттерапию в сочетании с музыкотера-пией; социально-психологического тренинга, позволяющих повысить значение звеньев контроля и мотивации общения, операционально-технических возможностей коммуникатив­но-речевой деятельности, ее активизации.


______ Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков_________________

Задачи патогенетической реконструктивной психоте­рапии отражают поэтапный характер психотерапевтическо­го процесса от изучения личности пациента через осознание к изменению, т.е. к коррекции нарушенных отношений лиц с ДЦП и обусловленных ими неадекватных эмоциональных и поведенческих стереотипов, ведущих к нарушению функ­ционирования личности.

Конечные задачи патогенетической психотерапии состо­ят в достижении изменений в трех сферах: когнитивной, эмоциональной и поведенческой. Индивидуальная психо-коррекционная форма работы в большей степени акценти­рует когнитивный аспект изменений (именно поэтому она и может быть отнесена к рациональной психотерапии). Благодаря этим особенностям работы, центр тяжести инди­видуальной психотерапии переносится на сферу интеллек­туального осознания и ориентирован на биографический материал.

На основании анализа своей биографии подросток с дизар­трией может:

• осознать мотивы своего поведения, особенности своих от­
ношений, эмоциональных и поведенческих реакций;

• осознать неконструктивный характер ряда своих отно­
шений, эмоциональных и поведенческих стереотипов;

• осознать связь между различными факторами и особен­
ностями отношений;

• осознать меру своего участия и ответственности в воз­
никновении конфликтных и психотравмирующих ситу­
аций;

• осознать более глубокие причины своих переживаний и
способы реагирования, коренящиеся в детстве, а также
условия формирования своей системы отношений.

Основными задачами психологической коррекции являют­ся: выяснение источников дезадаптивного состояния личнос­ти и выработка и овладение навыками оптимальной для ин­дивида и эффективной для сохранения здоровья психической деятельности, способствующей личностному росту и адапта­ции человека в обществе.

В течение психокоррекционной работы пациент может:

. получить эмоциональную поддержку от психолога, спо­собствующую ослаблению защитных механизмов;

. научиться понимать и вербализировать свои чувства;

. испытывать более искренние чувства к самому себе;


 




Глава 8

. раскрывать свои проблемы с соответствующими им пере­живаниями (часто скрытыми от себя);

. произвести эмоциональную коррекцию своих отноше­ний, модифицировать способ переживаний, эмоциональ­ного реагирования;

• корригировать свои неадекватные реакции и формы пове­дения на основании достижений в познавательной сфере.

Параллельно проводится работа с членами семьи, наиболее заинтересованными в процессе коррекции, и педагогов обще­образовательного учреждения в виде курсов лекций и инди­видуальных консультаций, с учетом культурного и интел­лектуального уровня последних. Такая форма работы играет решающую роль в социально-психологической адаптации не только представителей психологической нормы-акцентуан-тов, но и представителей пограничной личностной изменчи­вости.

Подросткам с дизартрией и признаками аномальной лич­ности рекомендуется психологическая помощь, включающая индивидуальную и групповую психологическую коррекцию, адресованную к восстановлению конституциональных меха­низмов защиты. Во время проведения психологической кор­рекции учитывается личностный психотип подростка и место расположения в конституциональном личностном континуу­ме: диапазон нормы — акцентуации характера или диапазон пограничной аномальной личности, занимающий промежу­точное положение между крайними вариантами нормы, ак­центуации и психопатией. Восстановление конституциональ­ных механизмов компенсации и адаптации повышает толе­рантность подростков к внешним социальным стрессорам, предоставляет возможность позитивного взаимодействия со­циальных и конституциональных факторов.

8.3. Психологические техники, применяемые в работе с подростками. Арттерпия

Общепризнанной классификации арттерапии не сущес­твует. В настоящее время используются в психокоррекции искусство и творчество в качестве мощного эмоциогенного фактора. Творческий процесс снижает чувство напряжения, способствует осознанию внутренних конфликтов, а следова­тельно, и нахождению решения деструктивных проблем под-


I



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-02-17; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.201.131.213 (0.093 с.)